Редактирование: Черезов Сергей Николаевич
Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поискуВнимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 4: | Строка 4: | ||
=Биография= | =Биография= | ||
− | Родился 2 марта 1955 | + | Родился 2 марта 1955 года в городе Белая Холуница Кировской области. В 1974 году окончил Кировское музыкальное училище по классу баяна, в 1984 году – Казанскую государственную консерваторию по классу композиции А.Б.Луппова. С этого же года по настоящее время – преподаватель Республиканского музыкального училища.<ref name="zolotoyvek">Золотой век удмуртской музыки [Электронный ресурс] = Of Udmurt composers' music : антол. / Союз композиторов Удмуртии. - Электрон. дан. - Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, 2007. - Диск 1 (CD-DA) : зв.</ref> |
=Творчество= | =Творчество= | ||
− | Уже в студенческие годы С. Н. Черезов обратил на себя внимание как композитор яркого дарования. В консерваторский период он дважды становится лауреатом Всесоюзных конкурсов молодых композиторов, а его кантата для детского хора "Весна" была удостоена исполнения в Москве, в концертном зале имени Чайковского хором Института художественного воспитания под руководством хорового дирижера В. Соколова. Самобытность музыки С. Черезова в первую очередь связана с органичным ощущением особенностей русского фольклора, к которому он приобщился с раннего детства и разнообразием его претворения <ref name="zolotoyvek" /> | + | Уже в студенческие годы С.Н. Черезов обратил на себя внимание как композитор яркого дарования. В консерваторский период он дважды становится лауреатом Всесоюзных конкурсов молодых композиторов, а его кантата для детского хора "Весна" была удостоена исполнения в Москве, в концертном зале имени Чайковского хором Института художественного воспитания под руководством хорового дирижера В. Соколова. Самобытность музыки С.Черезова в первую очередь связана с органичным ощущением особенностей русского фольклора, к которому он приобщился с раннего детства и разнообразием его претворения.<ref name="zolotoyvek" /> |
− | Широко раскрыт фольклор Вятского края в «Вятской сюите» С. Н. Черезова. Народные темы разных жанров (лирическая, колыбельная, частушка) и авторские темы, созданные в народном стиле, развиваются путём органичных для фольклорной традиции вариантных преобразований <ref name="kultura">Голубкова, А. Н., Чуракова Р. А. Музыкальная культура Удмуртии. | + | Широко раскрыт фольклор Вятского края в «Вятской сюите» С.Н. Черезова. Народные темы разных жанров (лирическая, колыбельная, частушка) и авторские темы, созданные в народном стиле, развиваются путём органичных для фольклорной традиции вариантных преобразований.<ref name="kultura">Голубкова, А.Н., Чуракова Р.А. Музыкальная культура Удмуртии. - Ижевск, 2004. - С. 298</ref> |
− | Сергей Черезов внёс большой вклад в развитие хоровой музыки в Удмуртии, создав многочисленные произведения для смешанного хора без сопровождения ([http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18498 | + | Сергей Черезов внёс большой вклад в развитие хоровой музыки в Удмуртии, создав многочисленные произведения для смешанного хора без сопровождения ([http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18498 «Городок"], «Да святится имя твоё», «В дороге», «Был ли ты счастлив в жизни земной?», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18497 «Крик лебединый»], «Вятские побегушки»), женского хора без сопровождения («Веснянка», «Звенчаль», «Аннушка», «Вижу сон»), произведения для детского хора («Весна», «Волк», «Четыре песни на стихи Маши Харитоновой»). Хоровые произведения композитора с успехом исполнялись в Бельгии, Германии, Дании, Испании.<ref name="zolotoyvek" /> |
Сергей Черезов – автор вокально-симфонических сочинений («Красный лейтенант», «Поле Сидоровых», «Вокальный цикл на стихи А. Блока») и симфонических произведений ([http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18490 «Вятские песни»], «Пазяльские песни», «Концерт для фортепиано с оркестром», «Концертино для баяна и камерного оркестра»). | Сергей Черезов – автор вокально-симфонических сочинений («Красный лейтенант», «Поле Сидоровых», «Вокальный цикл на стихи А. Блока») и симфонических произведений ([http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18490 «Вятские песни»], «Пазяльские песни», «Концерт для фортепиано с оркестром», «Концертино для баяна и камерного оркестра»). | ||
− | С. Н. Черезов создал немало произведений для оркестра народных инструментов: «Напев и танец», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18502 «Детская сюита по удмуртским мифам»], [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18493 «Хоровод»], «Интермеццо», «Танец шамана», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18494 «Уральский сказ»], авторские транскрипции симфонических сюит «Вятские песни» и «Пазяльские песни» для оркестра народных инструментов. | + | С.Н. Черезов создал немало произведений для оркестра народных инструментов: «Напев и танец», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18502 «Детская сюита по удмуртским мифам»], [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18493 «Хоровод»], «Интермеццо», «Танец шамана», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18494 «Уральский сказ»], авторские транскрипции симфонических сюит «Вятские песни» и «Пазяльские песни» для оркестра народных инструментов. |
− | Следует отметить роль Сергея Черезова в развитие камерно-инструментальной музыки Удмуртии. Наиболее известные произведения – [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18492 «Концертино для флейты, кларнета, фортепиано и ударных»(1980)] «Трио для флейты, гобоя и балалайки» (1981), «Пьеса для флейты и струнного квартета» (1987), «Adagio для ансамбля скрипачей и фортепиано» (1988), «Соната для | + | Следует отметить роль Сергея Черезова в развитие камерно-инструментальной музыки Удмуртии. Наиболее известные произведения – [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18492 «Концертино для флейты, кларнета, фортепиано и ударных»(1980)] «Трио для флейты, гобоя и балалайки» (1981), «Пьеса для флейты и струнного квартета» (1987), «Adagio для ансамбля скрипачей и фортепиано» (1988), «Соната для фортепиано (1979), «Детские пьесы для форепиано» (1985). |
+ | «Пять удмуртских песен для скрипки и фортепиано» (1991), «Детская сюита для баяна (1985). | ||
− | Важной вехой в творческом развитии С. Черезова стало обращение к крупным театральным жанрам. В 1889 | + | Важной вехой в творческом развитии С. Черезова стало обращение к крупным театральным жанрам. В 1889 году композитор написал музыку к балету «Ночные феи» (либретто Г. Рубинской). |
Сергей Черезов – автор романсов и песен ([http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18500 «Песня о Каме»], [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18499 «Кто мне откликнулся в чаще лесной»], «Песня об Ижевске»). | Сергей Черезов – автор романсов и песен ([http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18500 «Песня о Каме»], [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18499 «Кто мне откликнулся в чаще лесной»], «Песня об Ижевске»). | ||
Строка 26: | Строка 27: | ||
=Звания и награды= | =Звания и награды= | ||
− | Заслуженный деятель искусств Удмуртской республики | + | 2000 – Заслуженный деятель искусств Удмуртской республики |
=Библиография= | =Библиография= | ||
− | 1. Золотой век удмуртской музыки [Электронный ресурс] = Of Udmurt composers' music : антол. / Союз композиторов Удмуртии. | + | 1. Золотой век удмуртской музыки [Электронный ресурс] = Of Udmurt composers' music : антол. / Союз композиторов Удмуртии. - Электрон. дан. - Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, 2007. - Диск 1 (CD-DA) : зв. |
− | 2. Голубкова, А. Н., Чуракова Р.А. Музыкальная культура Удмуртии. | + | 2. Голубкова, А.Н., Чуракова Р.А. Музыкальная культура Удмуртии. - Ижевск, 2004. - С. 298 |
− | 3. Голубкова, А. Н. Инструментальная музыка композиторов Удмуртии / Музыкальная культура Удмуртии : учеб. пособие – Ижевск, 2004. – С. 292–308. | + | 3. Голубкова, А.Н. Инструментальная музыка композиторов Удмуртии / Музыкальная культура Удмуртии : учеб. пособие – Ижевск, 2004. – С. 292–308. |
− | 4. Голубкова, А. Н. Музыкальная культура послевоенного периода / Музыкальная культура Удмуртии : учеб. пособие – Ижевск, 2004. – С. 188–224. | + | 4. Голубкова, А.Н. Музыкальная культура послевоенного периода / Музыкальная культура Удмуртии : учеб. пособие – Ижевск, 2004. – С. 188–224. |
− | 5. Голубкова, А. Н. Содружество поэтов и композиторов / На переломе эпох : Союзу писателей Удмуртии 70 лет, 1934-2004 : ст., стихотворения, прозаич. произведения, док. – Ижевск, 2006. – С. 293–299. | + | 5. Голубкова, А.Н. Содружество поэтов и композиторов / На переломе эпох : Союзу писателей Удмуртии 70 лет, 1934-2004 : ст., стихотворения, прозаич. произведения, док. – Ижевск, 2006. – С. 293–299. |
− | 6. Вафина, Э. Фортепианная музыка композиторов Удмуртии // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. – | + | 6. Вафина, Э. Фортепианная музыка композиторов Удмуртии // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. – N 3 : спец. вып., ч. 3. – С. 150–152. |
7. Шумилов, Е.Ф. Искусство : [преподаватели УдГУ] / Е. Ф. Шумилов // Большая наука : УдГУ: коллектив. автопортр. / Е. Ф. Шумилов. – Ижевск, 2006. – С. 201–223 : фот. | 7. Шумилов, Е.Ф. Искусство : [преподаватели УдГУ] / Е. Ф. Шумилов // Большая наука : УдГУ: коллектив. автопортр. / Е. Ф. Шумилов. – Ижевск, 2006. – С. 201–223 : фот. | ||
Строка 46: | Строка 47: | ||
8. Наука и культура // Кто есть кто в Удмуртии.– Ижевск, 1999. – С. 125–235. | 8. Наука и культура // Кто есть кто в Удмуртии.– Ижевск, 1999. – С. 125–235. | ||
− | 9. Пузанова, Н. Н. Без теории и истории музыки – никуда : 80 процентов выпусников этого отделения поступают в консерватории // Удмуртская правда. – 2010. – 14 апр. – С. 4. | + | 9. Пузанова, Н.Н. Без теории и истории музыки – никуда : 80 процентов выпусников этого отделения поступают в консерватории // Удмуртская правда. – 2010. – 14 апр. – С. 4. |
− | 10. Караваева, О. Н. Традиционное и новаторское в современном музыкальном искусстве Удмуртии // Регионология. – 2007. – | + | 10. Караваева, О. Н. Традиционное и новаторское в современном музыкальном искусстве Удмуртии // Регионология. – 2007. – N 2. – С. 306–311. – (Провинциальная культура). |
− | 11. Пузанова, Н. Н. Так звучит сегодняшний день : профессиональная музыка Поволжья и Приуралья / Нина Пузанова // Удмуртская правда. – 2011. – 22 нояб. – С. 1. | + | 11. Пузанова, Н.Н. Так звучит сегодняшний день : профессиональная музыка Поволжья и Приуралья / Нина Пузанова // Удмуртская правда. – 2011. – 22 нояб. – С. 1 : фот. – (Фестиваль). |
=Литература= | =Литература= |