Черезов Сергей Николаевич

From Воршуд
Jump to navigationJump to search

Черезов, Сергей Николаевич – удмуртский композитор, преподаватель.

Снимок21.JPG

Биография[edit]

Родился 2 марта 1955 г. в городе Белая Холуница Кировской области. В 1974 г. окончил Кировское музыкальное училище по классу баяна, в 1984 г. – Казанскую государственную консерваторию по классу композиции А. Б. Луппова. С этого же года по настоящее время – преподаватель Республиканского музыкального училища [1].

Творчество[edit]

Уже в студенческие годы С. Н. Черезов обратил на себя внимание как композитор яркого дарования. В консерваторский период он дважды становится лауреатом Всесоюзных конкурсов молодых композиторов, а его кантата для детского хора "Весна" была удостоена исполнения в Москве, в концертном зале имени Чайковского хором Института художественного воспитания под руководством хорового дирижера В. Соколова. Самобытность музыки С. Черезова в первую очередь связана с органичным ощущением особенностей русского фольклора, к которому он приобщился с раннего детства и разнообразием его претворения [1].

Широко раскрыт фольклор Вятского края в «Вятской сюите» С. Н. Черезова. Народные темы разных жанров (лирическая, колыбельная, частушка) и авторские темы, созданные в народном стиле, развиваются путём органичных для фольклорной традиции вариантных преобразований [2] .

Сергей Черезов внёс большой вклад в развитие хоровой музыки в Удмуртии, создав многочисленные произведения для смешанного хора без сопровождения («Городок», «Да святится имя твоё», «В дороге», «Был ли ты счастлив в жизни земной?», «Крик лебединый», «Вятские побегушки»), женского хора без сопровождения («Веснянка», «Звенчаль», «Аннушка», «Вижу сон»), произведения для детского хора («Весна», «Волк», «Четыре песни на стихи Маши Харитоновой»). Хоровые произведения композитора с успехом исполнялись в Бельгии, Германии, Дании, Испании [1].

Сергей Черезов – автор вокально-симфонических сочинений («Красный лейтенант», «Поле Сидоровых», «Вокальный цикл на стихи А. Блока») и симфонических произведений («Вятские песни», «Пазяльские песни», «Концерт для фортепиано с оркестром», «Концертино для баяна и камерного оркестра»).

С. Н. Черезов создал немало произведений для оркестра народных инструментов: «Напев и танец», «Детская сюита по удмуртским мифам», «Хоровод», «Интермеццо», «Танец шамана», «Уральский сказ», авторские транскрипции симфонических сюит «Вятские песни» и «Пазяльские песни» для оркестра народных инструментов.

Следует отметить роль Сергея Черезова в развитие камерно-инструментальной музыки Удмуртии. Наиболее известные произведения – «Концертино для флейты, кларнета, фортепиано и ударных»(1980) «Трио для флейты, гобоя и балалайки» (1981), «Пьеса для флейты и струнного квартета» (1987), «Adagio для ансамбля скрипачей и фортепиано» (1988), «Соната для фортепиано» (1979), «Детские пьесы для форепиано» (1985), «Пять удмуртских песен для скрипки и фортепиано» (1991), «Детская сюита для баяна» (1985).

Важной вехой в творческом развитии С. Черезова стало обращение к крупным театральным жанрам. В 1889 г. композитор написал музыку к балету «Ночные феи» (либретто Г. Рубинской).

Сергей Черезов – автор романсов и песен («Песня о Каме», «Кто мне откликнулся в чаще лесной», «Песня об Ижевске»).

Звания и награды[edit]

Заслуженный деятель искусств Удмуртской республики, 2000.

Библиография[edit]

1. Золотой век удмуртской музыки [Электронный ресурс] = Of Udmurt composers' music : антол. / Союз композиторов Удмуртии. – Электрон. дан. – Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, 2007. – Диск 1 (CD-DA) : зв.

2. Голубкова, А. Н., Чуракова Р.А. Музыкальная культура Удмуртии. – Ижевск, 2004. – С. 298

3. Голубкова, А. Н. Инструментальная музыка композиторов Удмуртии / Музыкальная культура Удмуртии : учеб. пособие – Ижевск, 2004. – С. 292–308.

4. Голубкова, А. Н. Музыкальная культура послевоенного периода / Музыкальная культура Удмуртии : учеб. пособие – Ижевск, 2004. – С. 188–224.

5. Голубкова, А. Н. Содружество поэтов и композиторов / На переломе эпох : Союзу писателей Удмуртии 70 лет, 1934-2004 : ст., стихотворения, прозаич. произведения, док. – Ижевск, 2006. – С. 293–299.

6. Вафина, Э. Фортепианная музыка композиторов Удмуртии // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. – № 3 : спец. вып., ч. 3. – С. 150–152.

7. Шумилов, Е.Ф. Искусство : [преподаватели УдГУ] / Е. Ф. Шумилов // Большая наука : УдГУ: коллектив. автопортр. / Е. Ф. Шумилов. – Ижевск, 2006. – С. 201–223 : фот.

8. Наука и культура // Кто есть кто в Удмуртии.– Ижевск, 1999. – С. 125–235.

9. Пузанова, Н. Н. Без теории и истории музыки – никуда : 80 процентов выпусников этого отделения поступают в консерватории // Удмуртская правда. – 2010. – 14 апр. – С. 4.

10. Караваева, О. Н. Традиционное и новаторское в современном музыкальном искусстве Удмуртии // Регионология. – 2007. – № 2. – С. 306–311.

11. Пузанова, Н. Н. Так звучит сегодняшний день : профессиональная музыка Поволжья и Приуралья / Нина Пузанова // Удмуртская правда. – 2011. – 22 нояб. – С. 1.

Литература[edit]

  1. 1,0 1,1 1,2 Золотой век удмуртской музыки [Электронный ресурс] = Of Udmurt composers' music : антол. / Союз композиторов Удмуртии. – Электрон. дан. – Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, 2007. – Диск 1 (CD-DA).
  2. Голубкова, А. Н., Чуракова Р. А. Музыкальная культура Удмуртии. – Ижевск, 2004. – С. 298