Ценность фигур
Ценность фигур — значение фигуры в шахматной борьбе. Ценность фигур может быть абсолютная и относительная, например конь примерно равноценен слону или трем пешкам, две ладьи — ферзю, ферзь — трем легким фигурам, ладья — легкой фигуре и двум пешкам. Это абсолютная ценность фигур.
Однако в зависимости от конкретной позиции, возникающей в ходе борьбы, абсолютная ценность фигур нарушается и уступает место относительной. Так, при замкнутой пешечной позиции конь сильнее слона, а в открытой позиции, особенно при игре на двух флангах, слон намного быстрее. Легкая фигура, как правило, сильнее трех пешек в миттельшпиле, в то время как в эндшпиле пешки могут оказаться предпочтительнее. Ферзь сильнее двух ладей в дебюте и середине игры при закрытом характере борьбы, когда ладьям трудно наладить взаимодействие; если же усилия ладей объединены, особенно в эндшпиле, да еще при наличии проходных пешек,— две ладьи имеют преимущество перед ферзем. Бывает и очень редкое нарушение абсолютной ценности фигур, особенно во время тактических операций. В зависимости от расположения пешек относительная ценность фигур может настолько отличаться от абсолютной, что их называют «хорошая фигура» или «плохая фигура».[1]
Представлены два способа определения ценности фигур в дас-шахматах - 1-я и 3-я таблицы. Для сравнения приведены данные и для шахмат - 2-я и 4-я таблицы. Можно сравнить данные, полученные в обоих случаях. (Здесь ценность фигур = сила фигур).
Двухпараметровый способ определения ценности фигур, предложенный Дасургом. Используются два параметра:
- из всех возможных ходов берутся только ходы со взятиями. Это отражает боеспособность фигуры. Позволяет развести Магистра и Ферзя по разным ячейкам
- число векторов = число направлений, по которым может пойти фигура. По-другому, это - выражение маневренности, многоцелевости. Очень важно для коневых фигур
- затем сумма двух этих параметров отдельной фигуры делится на сумму параметров пешки. Получается ценность фигуры, выраженная в "пешечном" эквиваленте
фигура | число всех ходов | число только взятий | число векторов | сумма взятий и векторов | ценность фигуры в пешках |
---|---|---|---|---|---|
пешка | 254 | 144 | 224 | 368 | 1 |
пешка/100 | 2.54 | 1.44 | 2.24 | 3.68 | 1 |
Эльва(b1) | 36 | 0 | 8 | 8 | 2.173 |
Магистр(i1) | 36 | 0 | 8 | 8 | 2.173 |
Конь | 576 | 576 | 576 | 1152 | 3.130 |
Король | 684 | 684 | 684 | 1368 | 3.717 |
Слон бп | 1140 | 1140 | 324 | 1464 | 3.978 |
Слон чп | 1140 | 1140 | 324 | 1464 | 3.978 |
Амазонка | 856 | 856 | 856 | 1712 | 4.652 |
Магистр | 2940 | 1140 | 684 | 1824 | 4.956 |
Валькирия | 1280 | 1280 | 576 | 1856 | 5.043 |
Ладья | 1800 | 1800 | 360 | 2160 | 5.869 |
Корабль | 1800 | 1800 | 360 | 2160 | 5.869 |
Центурион | 1152 | 1152 | 1152 | 2304 | 6.260 |
Ферзь | 2940 | 2940 | 684 | 3624 | 9.847 |
фигура | число всех ходов | число только взятий | число векторов | сумма взятий и векторов | ценность фигуры в пешках |
---|---|---|---|---|---|
пешка | 140 | 84 | 132 | 216 | 1 |
Конь | 336 | 336 | 336 | 672 | 3.111 |
Слон | 560 | 560 | 196 | 756 | 3.500 |
Король | 420 | 420 | 420 | 840 | 3.888 |
Ладья | 896 | 896 | 224 | 1120 | 5.185 |
Ферзь | 1456 | 1456 | 420 | 1876 | 8.685 |
Способ определения силы фигур, описанный в книге Е.Я.Гика. Используется только один параметр подвижность фигуры. Исходя из предположения, что сила фигуры прямо пропорциональна её подвижности. Идея такого определения стала основой для создания способа, рассмотренного выше
Подвижность фигуры = (число возможных ходов фигуры)/(число полей, на которых она может стоять. Для фигур — 100 (дас) и 64 (шахматы), для пешек соответственно — 80 (дас) и 48 (шахматы). Затем подвижность фигуры делится на подвижность пешки. Получается сила фигуры в пешках.
фигура | число всех ходов | подвижность | сила фигуры в пешках |
---|---|---|---|
пешка | 254 | 3.175 | 1 |
Конь | 576 | 5.76 | 1.814 |
Король | 684 | 6.84 | 2.154 |
Амазонка | 856 | 8.56 | 2.696 |
Слон бп | 1140 | 11.40 | 3.59 |
Слон чп | 1140 | 11.40 | 3.59 |
Центурион | 1152 | 11.52 | 3.628 |
Валькирия | 1280 | 12.80 | 4.031 |
Ладья | 1800 | 18.00 | 5.669 |
Корабль | 1800 | 18.00 | 5.669 |
Магистр | 2940 | 29.40 | ? 9.259 |
Ферзь | 2940 | 29.40 | 9.259 |
фигура | число всех ходов | подвижность | сила фигуры в пешках |
---|---|---|---|
пешка | 140 | 2.916 | 1 |
Конь | 336 | 5.25 | 1.81 |
Король | 420 | 6.56 | 2.25 |
Слон | 560 | 8.75 | 3.0 |
Ладья | 896 | 14.00 | 4.8 |
Ферзь | 1456 | 22.75 | 7.8 |
См. также[править]
- Шахматы. Энциклопедический словарь — стр.444
- Математика на шахматной доске — 10-я глава
- Ценность фигур в дас-шахматах
аДКш