О творчестве в науке и технике

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

О творчестве в науке и технике

О творчестве в науке и технике / Кедров Б. М.

Кедров Б. М. – О творчестве в науке и технике: (Научно-популярные очерки для молодежи). — М.: Мол. гвардия, 1987. — 192 с, ил. — (Эврика).

В книге известного ученого, академика Б. Кедрова рассказывается о психологии научного и инженерного творчества, о барьерах, которые необходимо преодолевать в процессе творческого поиска нового.

Оглавление: 
К молодым читателям — 3
Введение — 5
Часть I. Открытия и революции в естествознании каи преодоление ППБ
 Глава 1. Открытие периодического закона Д. Менделеевым — 14
 Глава 2. Преодоление ППБ в истории науки — 25
 Глава 3. Преодоление барьеров в учении о веществе — 37
 Глава 4. Комбинированный барьер как разобщение противоположностей — 50
Часть II. Механизм преодоления ППБ
 Глава 5. Открытие формулы бензола А. Кекуле — 62
 Глава 6. Еще о трамплинах — 69
 Глава 7. Трамплин в техническом творчестве — 90
 Глава 8. Схема научно-технического творчества — 97
Часть III. К теории научно-технического творчества
           как познавательно-психологического процесса
 Глава 9. Трёхаспектная концепция Ф. Энгельса — 104
 Глава 10. Метод исследования научно-технического творчества — 115
 Глава 11. Движение творческой мысли — 121
 Глава 12. Анализ творческой деятельности — 131
Часть IV. Барьеры как возможные модели ППБ и трамплинов в научно-техническом творчестве
 Глава 13. Барьеры провала памяти — 146
 Глава 14. Выдуманные барьеры и трамплины в легендах и сочинениях — 152
 Глава 15. Искусственные барьеры как модели ППБ в научно-техническом творчестве — 156
 Глава 16. Барьеры в течение человеческой жизни — 169
Заключение — 183
Приложение — 188

Несколько выдержек из книги:

В книге главное внимание обращается не на теоретические выводы и обобщения, а на конкретный фактический материал истории науки и техники. Особо выделяются наблюдения над разгадыванием различного рода задач, над вспоминанием забытых слов, что можно рассматривать в качестве своего рода моделей творческих процессов. Это вполне доступно для широкого круга читателей-неспециалистов. Но и тем, кто интересуется логикой и психологией, а также общими вопросами естествознания и техники, сообщаемый в этой книге материал может представить известный интерес. (стр. 4)

О механизме процесса развития. Все процессы в мире так или иначе совершаются диалектически. Это значит, что все они подчиняются основным законам диалектики как наиболее общим законам всякого движения, всякого развития. Из этих законов нас будет сейчас особенно интересовать закон превращения количественных изменений в качественные и обратно, раскрывающий внутренний механизм процессов развития. Короче его формулируют как закон перехода количества в качество. Он неразрывно связан с другими двумя основными законами: законом единства и борьбы противоположностей, который выражает источник (пружину) развития, и законом отрицания отрицания, выражающим как бы траекторию относительно завершенного развития, то есть пройденный им путь.
Закон перехода количества в качество свидетельствует, что процесс развития совершается ступенеобразно в порядке последовательного восхождения с более низкой ступени на более высокую. Каждая такая ступень характеризуется своим особым качеством, особенной качественной определённостью, которая выступает явно, открыто и резко. Поэтому её изменение в ходе развития обнаруживается быстро и внезапно. Напротив, количественные изменения, совершающиеся внутри достигнутой ступени развития, следовательно, внутри её качества, протекают скрыто, неявно и медленно. Они выступают попервоначалу как незначительные, не затрагивающие самого качества, присущего данной ступени, однако они обладают способностью суммироваться, а суммируясь, достигать известного предела, когда они уже не в состоянии протекать дальше в границах того же, прежнего качества. Тогда они выходят за его границы и вызывают переход от старого качества к новому качеству и тем самым приводят к восхождению на более высокую ступень процесса развития. Что же представляет собой этот предел, означающий завершение предыдущей ступени развития и кладущий начало новой ступени? Иначе говоря, каковы границы того или иного качества? (стр. 5)