Овечкин Григорий Потапович

From Воршуд
Jump to navigationJump to search

Овечкин Григорий Потапович – актер Удмуртского театра, заслуженный артист УАССР.

Г. П. Овечкин

Биография[edit]

Родился 21 декабря 1907 г. в дер. Новая Монья Селтинского района в крестьянской семье. В середине 1920-х приезжает в Ижевск на курсы арматурщиков. Живет в доме крестьянина, в котором в то время располагался Центральный удмуртский клуб. Здесь начинает посещать драматический коллектив. Узнав из газеты «Удмурт коммуна» об открытии профессионального удмуртского театра, решает попроситься в артисты. Был принят в труппу актеров, хотя и произвел на К. А. Ложкина и И. Г. Гаврилова сомнительно-удручающее впечатление [1], но «было в нем что-то свое, самобытное, комичное» [2].

Творчество[edit]

Г. П. Овечкин – один из самых уникальных из числа выдающихся мастеров Удмуртского театра: «Природа наделила его редчайшим человеческим и сценическим обаянием. «Удивительная доброта, непосредственное и эмоциональное ощущение бытия, заразительный артистизм, искренняя вера в жизненность своих героев снискали ему глубочайшее уважение зрителей и коллег по работе. В психологии, мышлении, пластике своих героев он наиболее ярко выразил и сохранил в чистоте и осязаемой ясности неповторимые черты характера удмуртского народа» [3].

Г. П. Овечкин не получил специального образования. Несмотря на незаурядный, самобытный талант, все роли ему давались с величайшим трудом. А трудился он с завидным тщанием, скрупулезно, самозабвенно. он мог вжиться в образ только тогда, когда поверит в его безусловную реальность. Поэтому по крупицам собирал для него материал. Здесь ему на помощь приходили исключительная любознательность и наблюдательность. Скажем, увидит перед собой идущего человека – старался запомнить не только его походку, движения рук, но и определить его профессию, национальность, мысли, состояние здоровья и т.д. Независимо, сколько уже находится спектакль в прокате, он задолго до его начала приходил в театр, долго и тщательно гримировался [4].

Первая актерская работа – роль Семи, 16-летнего батрака в спектакле «Вало ӧр куашетэ» (Река Вала шумит) по пьесе И. Г. Гаврилова. Эта роль оказалась близка Г. П. Овечкину, но образ получился не сразу. Благодаря К. А. Ложкину, на репетициях дававшего уроки актерского мастерства, роль удалась. «За долгую сценическую жизнь роль Семи актер сыграл более 200 раз» [5].

И. Г. Гаврилов. «Кезьыт ошмес». Г. П. Овечкин – Тугай

Творческая индивидуальность Г. П. Овечкина раскрылась в роли весельчака Тугая, друга Беглоя в драме И. Г. Гаврилова «Кезьыт ошмес» (Холодный ключ, 1934). Его герой задорный, никогда не унывает. За его непосредственностью угадывается внутренняя сила, юмор Тугая бодрит и помогает жить крестьянам.

В новом качестве талант Г. П. Овечкина проявился в роли бедного крестьянина Кимока в спектакле «Тыло вӧсь» (Огненное моление, 1938) по пьесе В. Е. Садовникова. Герой Г. П. Овечкина предпочитает смерть подневольной жизни, его поступок – это утверждение личности. Кимок – мягкий, добрый человек, но в час испытаний в нем рождается мужество и крепость духа, воли. Муки, которые ему пришлось испытать, вызывали у зрителя не жалость, а гордость за него [5].

В 1950-е гг. наиболее значительными работами Г. П. Овечкина становятся роли волшебника Пери в комедии-сказке В. Е. Садовникова «Пӧртмаськись туш» (Волшебная борода), старика Омеля в инсценировке романа П. А. Блинова «Улэм потэ» (Жить хочется, 1949), командира партизанского отряда Исая в пьесе И. Г. Гаврилова «Азин» (1955) [5].

Вершина исполнительского искусства Г. П. Овечкина – роль Омеля, в которой раскрылся комедийный талант актера. Омель в его исполнении был назван шолоховским Щукарем. «Их роднила народная наивность, юмор, хитрость, смекалка, деятельное отношение к житейским премудростям» [6].

Г. П. Овечкин успешно выступает в русской и зарубежной классике. В его репертуаре такие роли, как Бобчинский в «Ревизоре» (1933) Н. В. Гоголя, Труффальдино в «Слуге двух господ» (1936) К. Гольдони, Пропотей в «Егоре Булычеве» (1938) А. М. Горького и др. [5]. Другие значительные образы, созданные на сцене Удмуртского театра: Алангасар «Сюан» В. Садовникова), Аким («Власть тьмы» Л. Н. Толстого), Самсон («Вуж Мултан» по М. Петрову) и другие [7].

Тридцать лет отдал Г. П. Овечкин Удмуртскому театру, ставшего для него подлинной школой жизни и школой исполнительского мастерства. В 1938 г. ему первому из творческого состава театра было присвоено почетное звание заслуженного артиста УАССР [5].

Литература[edit]

  1. Гаврилов, И. Г. Тодам ваисько / Игнатий Гаврилов. – Ижевск : Удмуртия, 1978. – C. 130.
  2. Ложкин, В. В. Мастер редкого комедийного дара. О Г. П. Овечкине // Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 66.
  3. Там же. С. 64.
  4. Там же. С. 65.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Там же. С. 64–72. .
  6. Там же. С. 71.
  7. Многонациональная сценическая культура Удмуртии : энциклопед. справ. – Ижевск, 2014. – С. 207.

Библиография[edit]

Овечкин Г. Вань сюлэмме поныса ужасько // Гаврилов, И. Г. Вить ар удмурт театрлы = Пять лет удмуртскому театру : 1931–1936 / [сборник организовал И. Г. Гаврилов]. – Ижевск : Удмурт театр : Удгиз, 1936. – 85 с. – Режим доступа: https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/25990

Овечкин Г. Драмкружокысь – театре // Удмут коммуна. – 1936. – 23 мая.

Овечкин Г. Вань мылкыдме ик сётыса ужасько // Егит большевик. – 1936. – 12 октября.

Ложкин К. Республикалэн нырысетӥ заслуженной артистэз // Советской Удмуртия. – 1955. – 4 ноября.

Ложкин Е. Народный артист // Удмуртская правда. – 1957. – 21 декабря.

См. библиографический список статей о Г. П. Овечкине: Ложкин, В. В. Библиография // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин ; [ред. П. К. Поздеев]. - Ижевск : Удмуртия, 1991. С. 72-73. – Режим доступа: http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/3677

Евсеева А. Я. Удмурт Щукарь // Удмурт дунне. – 2013. – 11 янв. – С. 18 : Режим доступа: https://udmdunne.ru/2013/01/udmurt-schukar/

Загребин Е. Е. Омель – солэн кизилиез // Яратонэ тон, вожанэ... : веросъёс, очеркъёс, пьесаос / Егор Загребин. – Ижевск, 2004. – С. 54–65.