Корепанов, Александр Германович
Корепанов, Александр Германович – удмуртский композитор, преподаватель.
Биография[править]
Родился 23 апреля 1951 г. в Ижевске. Отец А. Г. Корепанова – первый профессиональный удмуртский композитор Герман Афанасьевич Корепанов [1].
В 1971 г. окончил Ижевское музыкальное училище по классу теории музыки, в 1976 г. – Казанскую государственную консерваторию по классу композиции А. Б. Луппова [2].
С 1976 г. преподаёт в Ижевском музыкальном училище. С 1997 г. – заведующий музыкальным отделением факультета искусств Удмуртского государственного университета [3]
С 1978 г. – член Союза композиторов СССР (России). С 1999 г. – председатель правления Союза композиторов Удмуртской Республики.
Творчество[править]
А. Г. Корепанов впервые заявил о себе в 1976 г. в период учёбы в Казанской государственной консерватории, создав Симфоническое скерцо. В этом сочинении сконцентрировались многие типичные черты стиля композитора – тяготение к тщательно отделанной миниатюре, лаконизм и точность в отборе средств, национальная характерность тематизма, преобладание светлых оптимистических эмоций [3].
Александр Германович Корепанов – автор Государственного гимна Удмуртской Республики. В основу гимна легла мелодия песни Г. А. Корепанова «Родной Кам-шурмы» («Родная Кама-Река»). [2]
А.Г. Корепанов внёс большой вклад в развитие симфонической музыки в Удмуртии, создав многочисленные произведения. Наиболее известные – «Симфониетта» (1977), «Концерт для фагота с оркестром» (1990), «Грустный вальс» (1997), «Осенний вальс» (1998), «Вальс-каприс»(2006), «Полька» (вольная транскрипция польки Г. А. Корепанова, 2001), «Университетская кантата (2003).
Обширную часть творчества А.Корепанова составляют произведения для фортепиано («Соната», «Восемь багателей», «Аллегро», «Альбом первоклассника», «Фортепианная тетрадка» , «Новелетта», «Неистовая тарантелла») и фортепианных ансамблей («Ариозо и частушки», «Акварели», «Частушки», «Сюита для четырёх пианистов», «Воспоминание и полька»).
Александр Германович Корепанов внёс значительный вклад в развитие хоровой музыки («Ветру уйшора», «Старая, старая сказка», «На БАМе», «Мир детства», «Разные мысли», «В картинной галерее», «На холмах в Грузии, «Три хора»); камерно-инструментальной музыки («Фортепианный квинтет» (1976), «Багатель для ксилофона и фортепиано» (1976), «Шутка и вечный канон» для двух флейт пикколо» (1983), «Музыка для трубы и фортепиано в 3-х частях» (1989), «Шесть удмуртских народных песен для скрипки и фортепиано» (1991), «Вальс-каприс для скрипки и фортепиано» (2006), «Менуэт в форме рондо для 2-х флейт, гобоя, 2-х кларнетов, валторны, тромбона и фагота» (1993), «Рондо для тромбона и фортепиано» (1993),«Мефисто-вальс» (2002), «Камерная сюита» (2002) [3].
Важной вехой в творческом развитии А. Корепанова стало обращение к крупным театральным жанрам. В 1988 г. А. Г. Корепанов совместно со своим отцом, Г. А. Корепановым, создал историческую оперу «Мятеж», а в 1995 году написал музыку к балету «Соловей и роза», основанному на сюжете одноимённой сказки Оскара Уайлда (либретто А. Курбатова) [2].
А. Г. Корепанов – автор музыки к драматическим спектаклям: пьесам Л. Перевощикова («Гудыри»), М. Машаду («Похищение луковиц»), М. Петрова («Италмас»), В. Морозова («Лебедёвские лебеди») [3].
Звания и награды[править]
Заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, 1994.
Лауреат Государственной премии УР, 1994.
Лауреат Международного конкурса композиторов в Испании, 2002.
Библиография[править]
1. Корепанов Александр Германович // Удмуртская Республика: культура и искусство. – Ижевск, 2012. – С. 242–243.
2. Корепанов Александр Германович // Удмуртская Республика: энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 411.
3. Вафина, Э. Фортепианная музыка композиторов Удмуртии // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. – № 3 : спец. вып., ч. 3. – С. 150–152.
4. Толкач, Ю. Светлый родник творчества : [к 50-летию заслуж. деят. искусств и лауреата Гос. премии Удмурт. Респ. А.Г.Корепанова] // Герд. – 2001. – 26 апр.
5. Пузанова, Н. Так звучит сегодняшний день : профессиональная музыка Поволжья и Приуралья // Удмуртская правда. – 2011. – 22 нояб. – С. 1.
6. Голубкова, А. Музыка, приносящая радость // Италмас. – 2011. – № 5. – С. 113–117.
7. Борисова, Э. Астэ ачид вормон : [о композиторе А. Г. Корепанове] // Инвожо. – 1995. – № 6. – С. 33–34.
8. Обухова, Р. Светлый, как воспоминание : [о трех нот. сб. удмурт. композитора А. Г. Корепанова] // Удмурт. правда. – 2002. – 16 мая.
9. Персоналии: портреты, биографии : [полит. и нац. элита Удмуртии] // Феномен Удмуртии. - Ижевск, 2008. - Т. 7 : Хроника этнополитической жизни, 1988–2004. – С. 283–399.
10. Наука и культура // Кто есть кто в Удмуртии. – Ижевск, 1999. – С. 125–235.
Литература[править]
- ↑ Корепанов Александр Германович// Удмуртская Республика: энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 411.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Корепанов Александр Германович // Удмуртская Республика: культура и искусство. – Ижевск, 2012. – С. 242-243.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Золотой век удмуртской музыки [Электронный ресурс] = Of Udmurt composers' music : антол. / Союз композиторов Удмуртии. - Электрон. дан. - Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, 2007. - Диск 1 (CD-DA).