Золотая пропорция (книга)

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Золотая пропорция

Золотая пропорция / Васютинский Н. А.
Смотри также: Золотое сечение


Васютинский Н. А. - Золотая пропорция; Москва, "Молодая гвардия", 1990; ISBN 5-235-00806-5

Книга о золотой пропорции, лежащей в основе гармонии природы и произведений искусства. Рассказано о сути этого замечательного соотношения, истории его открытия и исследований. Описано проявление закономерностей золотой пропорции в архитектуре, музыке, поэзии, а также в химии, биологии, ботанике, астрономии, технике. Издание рассчитано на самые широкие круги читателей.

  СОДЕРЖАНИЕ
 Введение....3
  I ЧАСТЬ
Озарение Пифагора....8
Тайны египетских пирамид....19
У истоков золотой пропорции....30
Леонардо Фибоначчи и его задачи....39
Великолепный Парфенон....48
Застывшая музыка русских храмов....57
Загадка русских саженей....66
  II ЧАСТЬ
Химия "по Фибоначчи"....80
Вездесущий филлотаксис....89
От пчелы до гориллы....100
Симфония Земли....115
Музыка небесных сфер....130
  III ЧАСТЬ
Формула красоты....140
Семь возрастов человека....152
Ритмы сердца и мозга....166
Молекулярные тайны жизни....175
  IV ЧАСТЬ
Алгебра музыки....184
Музыка стихов....190
Гармония техносферы?....213
В упряжке техники....224
 Заключение....232

Несколько выдержек из книги:

Из многих пропорций, которыми издавна пользовался человек при создании гармонических произведений, существует одна, единственная и неповторимая, обладающая уникальными свойствами. Она отвечает такому делению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части. Эту пропорцию называли по-разному – "золотой", "божественной", "золотым сечением", "золотым числом". Мы предпочли использовать первое название, как наиболее точно отражающее сущность этого понятия. (стр. 4)

Золотая пропорция является величиной иррациональной, то есть несоизмеримой, её нельзя представить в виде отношения двух целых чисел, она отвечает простому математическому выражению (1+√5)÷2 и равна 1,6180339… (стр. 6)

Характерно, что золотая пропорция отвечает делению целого на две неравные части, следовательно, она отвечает асимметрии. Почему же она так привлекательна, часто более привлекательна, чем симметричные пропорции? Очевидно, эта пропорция обладает каким-то особым свойством. Целое можно поделить на бесконечное множество неравных частей, но только одно из таких сечений отвечает золотой пропорции. По-видимому, в этой пропорции скрыта одна из фундаментальных тайн природы, которую ещё предстоит открыть. Рассмотрение особенностей проявления золотой пропорции – от объектов природы до произведений искусства и составляет предмет книги. (стр. 6)

Единство законов гармонии в искусстве и в природе роднит произведения искусства с творениями природы, определяет преемственность, сущность прекрасного. Возможно, что в общей истории эволюции искусств проявляются те же закономерности, что и в эволюции биосферы, в развитии живых организмов. Как известно, в основе развития биосферы лежит "триада Дарвина" – наследственность, изменчивость, отбор. Но ведь эта же триада определяет и развитие искусства. Сосуществованию различных организмов в биосфере отвечает сосуществование различных видов искусства, различных художественных форм, жанров. Характерно, что замечательные (оставшиеся после "отбора") образцы искусств не умирают, а прекрасно сосуществуют с современными. Развитие организмов биосферы шло по пути от простого к сложному. Но ведь и эволюция в искусствах – от архитектуры до музыки – шла в том же направлении. (стр. 211 – 212)

Эволюция организмов Земли подчинена действию трёх факторов, упомянутой триады Дарвина – наследственности, изменчивости, отбору. Здесь всё ясно, в этой триаде сущность дарвинизма, основная движущая пружина эволюции. А в технике? Нетрудно убедиться, что и эволюция техники подчинена триаде Дарвина. Здесь повседневно проявляется "наследственность", которую принято здесь называть преемственностью – преемственностью знаний, идей, конструкций, технологий, методов организации. Но если бы существовала только преемственность, техника не изменялась бы качественно, она бы могла только расти в количестве изделий, в объёме производства.
Изменчивость в технике обусловлена рождением новых идей, изобретений, открытий. Новые идеи – это аналоги мутаций в генетике, они определяют изменчивость творений техники. Очевидно, "мутагенез идей" значительно интенсивнее, чем мутагенез в генетике.
Но внедрению в технику новых идей, число которых огромно, препятствует технический отбор.Он отсеивает ненужные, случайные, преждевременные идеи и оставляет самые удачные, самые экономичные и своевременные. Похоже, что законы Дарвина применимы не только к эволюции живого , но и к эволюции техники.
И уже не кажется удивительным тот факт, что наиболее удачные технические конструкции выглядят гармоничными, красивыми, вызывают эстетическое удовлетворение. Недаром говорили, что "нет в мире ничего прекраснее, чем танцующая женщина, скачущая лошадь и несущийся под всеми парусами клипер". (стр. 214 – 215)


Оценка книги:

  • Значительным событием 1990-го года в области золотого сечения является публикация научно-популярной книги "Золотая пропорция", написанной украинским ученым Н.А. Васютинским, который по образованию и опыту работы является химиком, геологом, металлургом и машиностроителем. В книге, написанной с большим мастерством, "описано проявление закономерностей золотой пропорции в архитектуре, музыке, поэзии, а также в химии, биологии, ботанике, геологии, астрономии, технике". — А.П. Стахов, директор Института Золотого Сечения