Абсолютное зеркало

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Абсолютное зеркало

Абсолютное зеркало / Иванов С.М.

Иванов С.М. – Абсолютное зеркало : (мысленные эксперименты с идеальными объектами). – Издание 2-е, дополненное. – Москва : Знание, 1986. – 192 с.

Аннотация:
Абсолютных зеркал, то есть зеркал, без остатка отражающих свет не бывает. Но физики представили себе такое зеркало и по поведению отраженных частиц, узнали какова масса электрона. Мысленные эксперименты с подобными идеальными объектами стали одним из мощных инструментом научного мышления. Об особенностях этого мышления, о психологии творческого процесса, о том, как сложен, тернист и вместе с тем заманчив путь к открытию, рассказывается в этой книге, изобилующей интересными фактами и поучительными историями.
Предназначена для широкого круга читателей.

   Оглавление
   И. Т. Фролов. Противоборство с самим собой (Вместо предисловия) – 3
  Часть первая
Змея из камина – 6; Завершённое дело – 10; След от кружки – 14;
Две логики – 19; Молнии в тучах –  23; Затонувший перстень – 26;
Преодоление конфликта – 29; Шесть спичек – 34; Прыжок через барьер – 38;
Опавшие листочки – 42; Поимка неуловимого – 45; Ненаписанная симфония – 50;
Место, где была  формула – 54; Плохой прямой угол – 57;
Мысленный эксперимент – 61; Свечение активного мозга – 65.
  Часть вторая
Детектор ошибок – 71; Экзаменатор первого тура – 74;
Усилие отдохнувшего сознания – 80; Чары  сернокислого атропина – 84;
Косое давление – 89; Прощание со снежным человеком – 95;
Раствор  поваренной соли – 98; Серебро и свинец – 103;
Запоздавший телескоп – 106; Маятник в колбе – 112;
Активная среда – 117; Полоска резины – 123; Хвостовой сегмент – 128.
  Часть третья
Узловые точки – 139; Приливы вдохновения – 143; Жидкий конвейер – 149;
"Мыслитель раздваивается" – 152; Закон заслуженного собеседника – 157;
Расщеплённый мозг – 161; Стрекот сверчка – 166; Замысел и его воплощение – 171;
Характеры собеседников – 176; Две души Фауста – 182; Последняя дихотомия – 187.

Несколько выдержек из книги:

Фейнберг полагает, что фантазия в науке должна быть даже богаче, нежели в искусстве: ограничений здесь больше, приходится изобретать больше вариантов, чтобы хоть один из них удовлетворил всем требованиям, которые безжалостно предъявляет природа. Он ссылается на Стравинского, который говорил, что необходимость ограничения, добровольно принятой выдержки берёт своё начало в глубинах самой нашей природы и относится ко всем проявлениям человеческой деятельности. Это потребность порядка, без которого нельзя создать ничего значительного. А всякий порядок требует принуждения. Только напрасно было бы видеть в этом помеху свободе; напротив, сдержанность, ограничение способствуют расцвету этой свободы и только не дают ей перерождаться в распущенность. Индивидуальность приобретает большую рельефность, когда ей приходится творить в условных и резко очерченных границах. Чтобы совершить мысленный эксперимент, учёному требуются огромное воображение и жестокая самодисциплина. В этих общих правилах искусство и наука соприкасаются всеми своими гранями. (стр. 86 – 87)

Стремление к изяществу, стройности и завершённости может быть не только стимулом, но и источником открытий. Попытавшись связать единой системой уравнений всю совокупность свойств электромагнитного поля, Максвелл заметил, что для того, чтобы вся система была симметричной и вместе с тем не противоречила экспериментальным фактам, в одно из уравнений нужно добавить член, которому ничего не соответствовало в действительности. Физически этот член мог означать, что явлению магнитной индукции должно соответствовать симметричное ему явление электрической индукции. Так Максвелл пришёл к идее электромагнитной природы света. (стр. 87 – 88)