Редактирование: Бортничество

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Пчеловоды.jpg|thumb|left|На пасеке]]К древним занятиям удмуртов относится бортевое пчеловодство <ref name="vlad"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/1413 Владыкин В. Е. Бортничество / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова  // Этнография удмуртов : учеб. пособие //  В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 53-55.] </ref>. Сбор меда в лесу был древним и излюбленным занятием финно-угорских народов, видимо, не случайно слово "пчела" имеет прауральскую глубину и одинаково звучит почти во всех финно-угорских языках. В удмуртском языке имеется около 2 десятков терминов, связанных с пчелой. Кстати, недавно в Удмуртии был открыт новый вид пчелы, названный melita udmurtica — пчела удмуртская <ref name="Ситдиков А.А."> Ситдиков А.А. Фауна пчел (Hymenoptera, Apoidea) Удмуртии с описанием Melitta udmurtica sp. n. // Тр. Зоол. инст. АН СССР, 1988. Т. 159. С. 103-112.</ref>, <ref name="Владыкин В.Е.">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Экологические, хозяйственно-культурные, социально-исторические параметры функционирования удмуртского этноса / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. - Ижевск, 1994. - С. 41.] </ref>.
+
[[Файл:Пчеловоды.jpg|thumb|left|На пасеке]]К древним занятиям удмуртов относится бортевое пчеловодство <ref name="vlad"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/1413 Владыкин В. Е. Бортничество / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова  // Этнография удмуртов : учеб. пособие //  В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 53-55.] </ref>. Сбор меда в лесу был древним и излюбленным занятием финно-угорских народов, видимо, не случайно слово "пчела" имеет прауральскую глубину и одинаково звучит почти во всех финно-угорских языках. В удмуртском языке имеется около 2 десятков терминов, связанных с пчелой. Кстати, недавно в Удмуртии был открыт новый вид пчелы, названный melita udmurtica — пчела удмуртская<ref name="Ситдиков А.А.">Ситдиков А.А. Фауна пчел (Hymenoptera, Apoidea) Удмуртии с описанием Melitta udmurtica sp. n. // Тр. Зоол. инст. АН СССР, 1988. Т. 159. С. 103-112.</ref><ref name="Владыкин В.Е.">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Экологические, хозяйственно-культурные, социально-исторические параметры функционирования удмуртского этноса / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. - Ижевск, 1994. - С. 41.]</ref>.
  
 
Бортничество заключалось в сборе меда диких пчел, живущих в лесу в естественных или искусственно приготовленных дуплах деревьев. Дерево с дуплом,  заселенное пчелами, называлось бортью, бортевым деревом.  Бортевые деревья отмечались семейными тамгами - подэм пус и считались наследственной,"вотчинной", собственностью. Повреждение борти или присвоение меда из чужих бортей влекло за собой весьма суровое наказание.
 
Бортничество заключалось в сборе меда диких пчел, живущих в лесу в естественных или искусственно приготовленных дуплах деревьев. Дерево с дуплом,  заселенное пчелами, называлось бортью, бортевым деревом.  Бортевые деревья отмечались семейными тамгами - подэм пус и считались наследственной,"вотчинной", собственностью. Повреждение борти или присвоение меда из чужих бортей влекло за собой весьма суровое наказание.
Строка 8: Строка 8:
  
 
Для выдалбливания бортей в дуплах удмурты, как и соседние народы, применяли узколезвийные топоры, долота, ножи. Сетки для защиты от пчел во время сбора меда представляли собой простейшие маски в виде лубяного обруча, к которому с лицевой части прикреплялась сетка, а с затылочной - холст, опускающийся к плечам. Маска фиксировалась двумя тонкими веревками. Для лазания по деревьям использовались так называемые "медвежьи когти" – гондыр гижы или "кошачьи лапы" – коӵыш пыд: липовые пласты в виде подковы с вбитым острым железным "когтем", с помощью которого пчеловод цеплялся за дерево. Наиболее искусные, проворные пчеловоды иногда залезали на дерево без "когтей", страхуясь только веревками.
 
Для выдалбливания бортей в дуплах удмурты, как и соседние народы, применяли узколезвийные топоры, долота, ножи. Сетки для защиты от пчел во время сбора меда представляли собой простейшие маски в виде лубяного обруча, к которому с лицевой части прикреплялась сетка, а с затылочной - холст, опускающийся к плечам. Маска фиксировалась двумя тонкими веревками. Для лазания по деревьям использовались так называемые "медвежьи когти" – гондыр гижы или "кошачьи лапы" – коӵыш пыд: липовые пласты в виде подковы с вбитым острым железным "когтем", с помощью которого пчеловод цеплялся за дерево. Наиболее искусные, проворные пчеловоды иногда залезали на дерево без "когтей", страхуясь только веревками.
Отдельные семьи имели по нескольку десятков бортей в лесу. Бортные деревья помечались семейными знаками (пус), и повреждение кем-либо таких деревьев приводило к значительным осложнениям отношений и конфликтам <ref name="никитина"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/14457 Никитина Г. А. Пчеловодство у удмуртов  в конце XIX - начале XX века / Г. А. Никитина // Хозяйство и материальная культура удмуртов в XIX-XX веках : сб. ст. - Ижевск, 1991. - С. 87-99.] </ref>.
+
Отдельные семьи имели по нескольку десятков бортей в лесу. Бортные деревья помечались семейными знаками (пус), и повреждение кем-либо таких деревьев приводило к значительным осложнениям отношений и конфликтам<ref name="никитина">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/14457 Никитина Г. А. Пчеловодство у удмуртов  в конце XIX - начале XX века / Г. А. Никитина // Хозяйство и материальная культура удмуртов в XIX-XX веках : сб. ст. - Ижевск, 1991. - С. 87-99.]</ref>.
  
 
[[Файл:Пасека.JPG|thumb|left|Пасека]]Инструментарий пчеловодов был весьма прост, поэтому свои действия они стремились "подстраховать" магическими приемами, о чем говорят обрядовые песни пчеловодов, различные табу <ref name="vlad"/>.  
 
[[Файл:Пасека.JPG|thumb|left|Пасека]]Инструментарий пчеловодов был весьма прост, поэтому свои действия они стремились "подстраховать" магическими приемами, о чем говорят обрядовые песни пчеловодов, различные табу <ref name="vlad"/>.  
Строка 15: Строка 15:
 
Для защиты бортей от дятлов,  приносивших немалый урон  пчеловоду,  колодные кряжи обтыкали или обвязывали еловыми или сосновыми  ветками.
 
Для защиты бортей от дятлов,  приносивших немалый урон  пчеловоду,  колодные кряжи обтыкали или обвязывали еловыми или сосновыми  ветками.
 
    
 
    
Большой урон бортевому пчеловодству наносили и медведи, против которых удмурты устраивали различные приспособления - чурки,  зыбки, ямы с кольями, лабазы <ref name="никитина"/>.   
+
Большой урон бортевому пчеловодству наносили и медведи, против которых удмурты устраивали различные приспособления - чурки,  зыбки, ямы с кольями, лабазы<ref name="никитина">Никитина.</ref>.   
  
В XVIII в. борти с пчелами стали вырезать и перевозить домой, а потом начали изготовлять улья-колоды  - муш уморто - и ставить их на приусадебных участках <ref name="vlad"/>. Колоды выдалбливали из толстого обрубка дерева высотой около 150-200 см. и диаметром 30-50 см. Дно и потолок ее забивали досками и сверху закрывали лубом, берестой. Вдоль колоды вырезали щель, закладываемую двумя брусками. Уход за пчелами и применяемый при этом инвентарь не имели каких-либо этнических особенностей: использовались роевник - лукошко для сбора роя - муш палэп кутон куды, лукошко для подкармливания пчел - муш сюдон куды, берестяной совок для снятия привившегося где-нибудь на ветке роя, нож для чистки воска, маточник для отделения матки от роя - четлык, муш мумы возён, туески для сбора меда, дымарь, сетка <ref name="никитина"/>.
+
В XVIII в. борти с пчелами стали вырезать и перевозить домой, а потом начали изготовлять улья-колоды  - муш уморто - и ставить их на приусадебных участках <ref name="vlad"/>. Колоды выдалбливали из толстого обрубка дерева высотой около 150-200 см. и диаметром 30-50 см. Дно и потолок ее забивали досками и сверху закрывали лубом, берестой. Вдоль колоды вырезали щель, закладываемую двумя брусками. Уход за пчелами и применяемый при этом инвентарь не имели каких-либо этнических особенностей: использовались роевник - лукошко для сбора роя - муш палэп кутон куды, лукошко для подкармливания пчел - муш сюдон куды, берестяной совок для снятия привившегося где-нибудь на ветке роя, нож для чистки воска, маточник для отделения матки от роя - четлык, муш мумы возён, туески для сбора меда, дымарь, сетка <ref name="никитина"> Никитина.</ref>.
  
 
Пасеки (муштор) обычно устраивались на полянах, в защищенных от ветра лощинах. Для зимнего содержания пчел здесь устраивалось небольшое помещение в виде срубной постройки или землянки. Иногда на пасеке объединялись ульи нескольких хозяев, как правило, родственников.
 
Пасеки (муштор) обычно устраивались на полянах, в защищенных от ветра лощинах. Для зимнего содержания пчел здесь устраивалось небольшое помещение в виде срубной постройки или землянки. Иногда на пасеке объединялись ульи нескольких хозяев, как правило, родственников.
  
Многовековые традиции пчеловодства выработали у удмуртов внимание и прилежность к этому древнему занятию, любовь и почтительное отношение к пчелам. В устном народном творчестве пчелы олицетворяли трудолюбие, мастерство, усердие, бескорыстие, дружбу и взаимопомощь. По мнению народа, пчеловодством могли заниматься только достойные в морально-этическом плане люди. На пасеку пчеловоды всегда приходили в чистой белой одежде, так как считали, что пчелы чувствительны к грязи, запаху пота. По обычному праву считалось великим грехом убить пчелу ради забавы, не поощрялась купля-продажа и раздел пчел <ref name="удмурты"/>.  
+
Многовековые традиции пчеловодства выработали у удмуртов внимание и прилежность к этому древнему занятию, любовь и почтительное отношение к пчелам. В устном народном творчестве пчелы олицетворяли трудолюбие, мастерство, усердие, бескорыстие, дружбу и взаимопомощь. По мнению народа, пчеловодством могли заниматься только достойные в морально-этическом плане люди. На пасеку пчеловоды всегда приходили в чистой белой одежде, так как считали, что пчелы чувствительны к грязи, запаху пота. По обычному праву считалось великим грехом убить пчелу ради забавы, не поощрялась купля-продажа и раздел пчел<ref name="удмурты">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/5573 Никитина Г. А. Пчеловодство, охота, рыболовство / Г. А. Никитина // Удмурты : ист.-этногр. очерки. - Ижевск, 1993. - С.81-83.]</ref>.  
  
 
Отрицательную реакцию пчеловодов вызывали вопросы о количестве кряжей (колод, ульев). Считалось, что если сказать число, то пчелы не будут роиться, и год от году число кряжей будет уменьшаться. Народ твердо был убежден, что пчелы не приживаются у корыстных, живущих в постоянном разладе и ссорах семьях. Разделившиеся братья "не меняли даже места, где стояли пчелы при отце, если на этом месте они велись хорошо".
 
Отрицательную реакцию пчеловодов вызывали вопросы о количестве кряжей (колод, ульев). Считалось, что если сказать число, то пчелы не будут роиться, и год от году число кряжей будет уменьшаться. Народ твердо был убежден, что пчелы не приживаются у корыстных, живущих в постоянном разладе и ссорах семьях. Разделившиеся братья "не меняли даже места, где стояли пчелы при отце, если на этом месте они велись хорошо".
Строка 27: Строка 27:
 
Знания, секреты пчеловодства редко передавались посторонним людям, пасеки всячески охранялись от "порчи", "сглаза". Так, с этой целью на деревьях вокруг пасеки и даже на колодах развешивались лошадиные черепа и кости, покровителю пчел Муш возьмась - Сохраняющий пчел приносились жертвы. Так как в пчеловодстве решающим моментом считались дни, когда выкачивали мед, а это, как правило, происходило в июле-августе, к этому времени и приурочивали жертвоприношение Луд мурту (божеству полей), который, по поверьям удмуртов, покровительствовал пчелам. Накануне моления пчеловоды мылись в бане, переодевались во все чистое и на другой день, поднявшись рано утром, брали с собой утку и уходили к своим бортям или на пасеку, где отрезав, у утки голову и выпустив на землю кровь, произносили молитву с благодарностью за сохранение и умножение пчел и с просьбою доставить побольше меду и воску, а в зиму сохранить от холодов, болезней и лихих людей. После этого приступали к вырезанию меда и, достав несколько сот к обеду, отправлялись домой. Дома хозяйка варила кашу с мясом утки и приглашала соседей, которых угощали разными печеными изделиями, кумышкой, пивом. Вместо масла на стол подавали  свежий мед.
 
Знания, секреты пчеловодства редко передавались посторонним людям, пасеки всячески охранялись от "порчи", "сглаза". Так, с этой целью на деревьях вокруг пасеки и даже на колодах развешивались лошадиные черепа и кости, покровителю пчел Муш возьмась - Сохраняющий пчел приносились жертвы. Так как в пчеловодстве решающим моментом считались дни, когда выкачивали мед, а это, как правило, происходило в июле-августе, к этому времени и приурочивали жертвоприношение Луд мурту (божеству полей), который, по поверьям удмуртов, покровительствовал пчелам. Накануне моления пчеловоды мылись в бане, переодевались во все чистое и на другой день, поднявшись рано утром, брали с собой утку и уходили к своим бортям или на пасеку, где отрезав, у утки голову и выпустив на землю кровь, произносили молитву с благодарностью за сохранение и умножение пчел и с просьбою доставить побольше меду и воску, а в зиму сохранить от холодов, болезней и лихих людей. После этого приступали к вырезанию меда и, достав несколько сот к обеду, отправлялись домой. Дома хозяйка варила кашу с мясом утки и приглашала соседей, которых угощали разными печеными изделиями, кумышкой, пивом. Вместо масла на стол подавали  свежий мед.
  
Продукты пчеловодства составляли одну из немаловажных составных частей крестьянского бюджета: мед и воск шли в продажу, в пищу, употреблялись как лекарственное снадобье<ref name="никитина"/>.  
+
Продукты пчеловодства составляли одну из немаловажных составных частей крестьянского бюджета: мед и воск шли в продажу, в пищу, употреблялись как лекарственное снадобье<ref name="никитина">Никитина.</ref>.  
  
В XIX в. происходит упадок пчеловодства: широкое распространение сахара, патоки, стеарина, вин заметно уменьшило спрос на продукты пчеловодства: мед и воск, к тому же шло сокращение лесов. И все же пчеловодство еще долго сохраняло у удмуртов значительные размеры: "У многих вотяков бывает более 70 ульев (бортей) на липовых и хвойных деревьях" <ref name="Владыкин В.Е."/>, а И. Маннинен отмечал, что в конце XIX в. у некоторых удмуртов было до 100 бортных деревьев <ref name="Manninen">Manninen J. Die finnisch-ugrischen Volker. - Leipzig, 1932. - S. 243.</ref>. Наиболее обильными медом считались в Вятской губернии Сарапульский и Глазовский уезды. Значительное количество меда и воска шло в Вятку, Казань, на Нижегородскую ярмарку, в Архангельск, Москву и другие города <ref name="Владыкин В.Е."/>. Удмуртский мед высоко ценился на ярмарках. Продукты пчеловодства - мед, воск - уже в XVII-XVIII вв. в больших количествах вывозились за пределы края, в частности, в Устюг, на Ирбитскую ярмарку <ref name="удмурты"> Никитина Г. А. Пчеловодство, охота, рыболовство / Г. А. Никитина // Удмурты : ист.-этногр. очерки. - Ижевск, 1993. - С.81-83.</ref>.
+
В XIX в. происходит упадок пчеловодства: широкое распространение сахара, патоки, стеарина, вин заметно уменьшило спрос на продукты пчеловодства: мед и воск, к тому же шло сокращение лесов. И все же пчеловодство еще долго сохраняло у удмуртов значительные размеры: "У многих вотяков бывает более 70 ульев (бортей) на липовых и хвойных деревьях"<ref name="Владыкин В.Е.">Владыкин В. Е. Экологические, хозяйственно-культурные, социально-исторические параметры функционирования удмуртского этноса / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. - Ижевск, 1994. - С. 41.</ref>, а И. Маннинен отмечал, что в конце XIX в. у некоторых удмуртов было до 100 бортных деревьев <ref name="Manninen">Manninen J. Die finnisch-ugrischen Volker. - Leipzig, 1932. - S. 243.</ref>. Наиболее обильными медом считались в Вятской губернии Сарапульский и Глазовский уезды. Значительное количество меда и воска шло в Вятку, Казань, на Нижегородскую ярмарку, в Архангельск, Москву и другие города<ref name="Владыкин В.Е." />. Удмуртский мед высоко ценился на ярмарках. Продукты пчеловодства - мед, воск - уже в XVII-XVIII вв. в больших количествах вывозились за пределы края, в частности, в Устюг, на Ирбитскую ярмарку<ref name="удмурты">Никитина Г. А. Пчеловодство, охота, рыболовство / Г. А. Никитина // Удмурты : ист.-этногр. очерки. - Ижевск, 1993. - С.81-83.</ref>.
  
Бортничество идеологически обеспечивалось различными обрядами, поверьями, заклинаниями, магическими приемами, "бортевыми песнями"<ref name="Владыкин В.Е."/>.   
+
Бортничество идеологически обеспечивалось различными обрядами, поверьями, заклинаниями, магическими приемами, "бортевыми песнями"<ref name="Владыкин В.Е." />.   
  
 
==Литература==
 
==Литература==
  
 
<references />
 
<references />
 
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Формы хозяйственного быта]]
 

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!