Редактирование: Бортничество
Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поискуВнимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл:Пчеловоды.jpg|thumb|left|На пасеке]]К древним занятиям удмуртов относится бортевое пчеловодство <ref name="vlad"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/1413 Владыкин В. Е. Бортничество / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие // В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 53-55.] </ref>. Сбор меда в лесу был древним и излюбленным занятием финно-угорских народов, видимо, не случайно слово "пчела" имеет прауральскую глубину и одинаково звучит почти во всех финно-угорских языках. В удмуртском языке имеется около 2 десятков терминов, связанных с пчелой. Кстати, недавно в Удмуртии был открыт новый вид пчелы, названный melita udmurtica — пчела удмуртская <ref name="Ситдиков А.А."> Ситдиков А.А. Фауна пчел (Hymenoptera, Apoidea) Удмуртии с описанием Melitta udmurtica sp. n. // Тр. Зоол. инст. АН СССР, 1988. Т. 159. С. 103-112.</ref> | + | [[Файл:Пчеловоды.jpg|thumb|left|На пасеке]]К древним занятиям удмуртов относится бортевое пчеловодство <ref name="vlad"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/1413 Владыкин В. Е. Бортничество / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие // В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 53-55.] </ref>. Сбор меда в лесу был древним и излюбленным занятием финно-угорских народов, видимо, не случайно слово "пчела" имеет прауральскую глубину и одинаково звучит почти во всех финно-угорских языках. В удмуртском языке имеется около 2 десятков терминов, связанных с пчелой. Кстати, недавно в Удмуртии был открыт новый вид пчелы, названный melita udmurtica — пчела удмуртская<ref name="Ситдиков А.А.">Ситдиков А.А. Фауна пчел (Hymenoptera, Apoidea) Удмуртии с описанием Melitta udmurtica sp. n. // Тр. Зоол. инст. АН СССР, 1988. Т. 159. С. 103-112.</ref><ref name="Владыкин В.Е.">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Экологические, хозяйственно-культурные, социально-исторические параметры функционирования удмуртского этноса / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. - Ижевск, 1994. - С. 41.]</ref>. |
Бортничество заключалось в сборе меда диких пчел, живущих в лесу в естественных или искусственно приготовленных дуплах деревьев. Дерево с дуплом, заселенное пчелами, называлось бортью, бортевым деревом. Бортевые деревья отмечались семейными тамгами - подэм пус и считались наследственной,"вотчинной", собственностью. Повреждение борти или присвоение меда из чужих бортей влекло за собой весьма суровое наказание. | Бортничество заключалось в сборе меда диких пчел, живущих в лесу в естественных или искусственно приготовленных дуплах деревьев. Дерево с дуплом, заселенное пчелами, называлось бортью, бортевым деревом. Бортевые деревья отмечались семейными тамгами - подэм пус и считались наследственной,"вотчинной", собственностью. Повреждение борти или присвоение меда из чужих бортей влекло за собой весьма суровое наказание. | ||
Строка 8: | Строка 8: | ||
Для выдалбливания бортей в дуплах удмурты, как и соседние народы, применяли узколезвийные топоры, долота, ножи. Сетки для защиты от пчел во время сбора меда представляли собой простейшие маски в виде лубяного обруча, к которому с лицевой части прикреплялась сетка, а с затылочной - холст, опускающийся к плечам. Маска фиксировалась двумя тонкими веревками. Для лазания по деревьям использовались так называемые "медвежьи когти" – гондыр гижы или "кошачьи лапы" – коӵыш пыд: липовые пласты в виде подковы с вбитым острым железным "когтем", с помощью которого пчеловод цеплялся за дерево. Наиболее искусные, проворные пчеловоды иногда залезали на дерево без "когтей", страхуясь только веревками. | Для выдалбливания бортей в дуплах удмурты, как и соседние народы, применяли узколезвийные топоры, долота, ножи. Сетки для защиты от пчел во время сбора меда представляли собой простейшие маски в виде лубяного обруча, к которому с лицевой части прикреплялась сетка, а с затылочной - холст, опускающийся к плечам. Маска фиксировалась двумя тонкими веревками. Для лазания по деревьям использовались так называемые "медвежьи когти" – гондыр гижы или "кошачьи лапы" – коӵыш пыд: липовые пласты в виде подковы с вбитым острым железным "когтем", с помощью которого пчеловод цеплялся за дерево. Наиболее искусные, проворные пчеловоды иногда залезали на дерево без "когтей", страхуясь только веревками. | ||
− | Отдельные семьи имели по нескольку десятков бортей в лесу. Бортные деревья помечались семейными знаками (пус), и повреждение кем-либо таких деревьев приводило к значительным осложнениям отношений и конфликтам <ref name="никитина"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/14457 Никитина Г. А. Пчеловодство у удмуртов в конце XIX - начале XX века / Г. А. Никитина // Хозяйство и материальная культура удмуртов в XIX-XX веках : сб. ст. - Ижевск, 1991. - С. 87-99.] </ref>. | + | Отдельные семьи имели по нескольку десятков бортей в лесу. Бортные деревья помечались семейными знаками (пус), и повреждение кем-либо таких деревьев приводило к значительным осложнениям отношений и конфликтам<ref name="никитина">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/14457 Никитина Г. А. Пчеловодство у удмуртов в конце XIX - начале XX века / Г. А. Никитина // Хозяйство и материальная культура удмуртов в XIX-XX веках : сб. ст. - Ижевск, 1991. - С. 87-99.]</ref>. |
[[Файл:Пасека.JPG|thumb|left|Пасека]]Инструментарий пчеловодов был весьма прост, поэтому свои действия они стремились "подстраховать" магическими приемами, о чем говорят обрядовые песни пчеловодов, различные табу <ref name="vlad"/>. | [[Файл:Пасека.JPG|thumb|left|Пасека]]Инструментарий пчеловодов был весьма прост, поэтому свои действия они стремились "подстраховать" магическими приемами, о чем говорят обрядовые песни пчеловодов, различные табу <ref name="vlad"/>. | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
Для защиты бортей от дятлов, приносивших немалый урон пчеловоду, колодные кряжи обтыкали или обвязывали еловыми или сосновыми ветками. | Для защиты бортей от дятлов, приносивших немалый урон пчеловоду, колодные кряжи обтыкали или обвязывали еловыми или сосновыми ветками. | ||
− | Большой урон бортевому пчеловодству наносили и медведи, против которых удмурты устраивали различные приспособления - чурки, зыбки, ямы с кольями, лабазы <ref name="никитина"/>. | + | Большой урон бортевому пчеловодству наносили и медведи, против которых удмурты устраивали различные приспособления - чурки, зыбки, ямы с кольями, лабазы<ref name="никитина">Никитина.</ref>. |
− | В XVIII в. борти с пчелами стали вырезать и перевозить домой, а потом начали изготовлять улья-колоды - муш уморто - и ставить их на приусадебных участках <ref name="vlad"/>. Колоды выдалбливали из толстого обрубка дерева высотой около 150-200 см. и диаметром 30-50 см. Дно и потолок ее забивали досками и сверху закрывали лубом, берестой. Вдоль колоды вырезали щель, закладываемую двумя брусками. Уход за пчелами и применяемый при этом инвентарь не имели каких-либо этнических особенностей: использовались роевник - лукошко для сбора роя - муш палэп кутон куды, лукошко для подкармливания пчел - муш сюдон куды, берестяной совок для снятия привившегося где-нибудь на ветке роя, нож для чистки воска, маточник для отделения матки от роя - четлык, муш мумы возён, туески для сбора меда, дымарь, сетка <ref name="никитина"/>. | + | В XVIII в. борти с пчелами стали вырезать и перевозить домой, а потом начали изготовлять улья-колоды - муш уморто - и ставить их на приусадебных участках <ref name="vlad"/>. Колоды выдалбливали из толстого обрубка дерева высотой около 150-200 см. и диаметром 30-50 см. Дно и потолок ее забивали досками и сверху закрывали лубом, берестой. Вдоль колоды вырезали щель, закладываемую двумя брусками. Уход за пчелами и применяемый при этом инвентарь не имели каких-либо этнических особенностей: использовались роевник - лукошко для сбора роя - муш палэп кутон куды, лукошко для подкармливания пчел - муш сюдон куды, берестяной совок для снятия привившегося где-нибудь на ветке роя, нож для чистки воска, маточник для отделения матки от роя - четлык, муш мумы возён, туески для сбора меда, дымарь, сетка <ref name="никитина"> Никитина.</ref>. |
Пасеки (муштор) обычно устраивались на полянах, в защищенных от ветра лощинах. Для зимнего содержания пчел здесь устраивалось небольшое помещение в виде срубной постройки или землянки. Иногда на пасеке объединялись ульи нескольких хозяев, как правило, родственников. | Пасеки (муштор) обычно устраивались на полянах, в защищенных от ветра лощинах. Для зимнего содержания пчел здесь устраивалось небольшое помещение в виде срубной постройки или землянки. Иногда на пасеке объединялись ульи нескольких хозяев, как правило, родственников. | ||
− | Многовековые традиции пчеловодства выработали у удмуртов внимание и прилежность к этому древнему занятию, любовь и почтительное отношение к пчелам. В устном народном творчестве пчелы олицетворяли трудолюбие, мастерство, усердие, бескорыстие, дружбу и взаимопомощь. По мнению народа, пчеловодством могли заниматься только достойные в морально-этическом плане люди. На пасеку пчеловоды всегда приходили в чистой белой одежде, так как считали, что пчелы чувствительны к грязи, запаху пота. По обычному праву считалось великим грехом убить пчелу ради забавы, не поощрялась купля-продажа и раздел пчел <ref name="удмурты"/>. | + | Многовековые традиции пчеловодства выработали у удмуртов внимание и прилежность к этому древнему занятию, любовь и почтительное отношение к пчелам. В устном народном творчестве пчелы олицетворяли трудолюбие, мастерство, усердие, бескорыстие, дружбу и взаимопомощь. По мнению народа, пчеловодством могли заниматься только достойные в морально-этическом плане люди. На пасеку пчеловоды всегда приходили в чистой белой одежде, так как считали, что пчелы чувствительны к грязи, запаху пота. По обычному праву считалось великим грехом убить пчелу ради забавы, не поощрялась купля-продажа и раздел пчел<ref name="удмурты">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/5573 Никитина Г. А. Пчеловодство, охота, рыболовство / Г. А. Никитина // Удмурты : ист.-этногр. очерки. - Ижевск, 1993. - С.81-83.]</ref>. |
Отрицательную реакцию пчеловодов вызывали вопросы о количестве кряжей (колод, ульев). Считалось, что если сказать число, то пчелы не будут роиться, и год от году число кряжей будет уменьшаться. Народ твердо был убежден, что пчелы не приживаются у корыстных, живущих в постоянном разладе и ссорах семьях. Разделившиеся братья "не меняли даже места, где стояли пчелы при отце, если на этом месте они велись хорошо". | Отрицательную реакцию пчеловодов вызывали вопросы о количестве кряжей (колод, ульев). Считалось, что если сказать число, то пчелы не будут роиться, и год от году число кряжей будет уменьшаться. Народ твердо был убежден, что пчелы не приживаются у корыстных, живущих в постоянном разладе и ссорах семьях. Разделившиеся братья "не меняли даже места, где стояли пчелы при отце, если на этом месте они велись хорошо". | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
Знания, секреты пчеловодства редко передавались посторонним людям, пасеки всячески охранялись от "порчи", "сглаза". Так, с этой целью на деревьях вокруг пасеки и даже на колодах развешивались лошадиные черепа и кости, покровителю пчел Муш возьмась - Сохраняющий пчел приносились жертвы. Так как в пчеловодстве решающим моментом считались дни, когда выкачивали мед, а это, как правило, происходило в июле-августе, к этому времени и приурочивали жертвоприношение Луд мурту (божеству полей), который, по поверьям удмуртов, покровительствовал пчелам. Накануне моления пчеловоды мылись в бане, переодевались во все чистое и на другой день, поднявшись рано утром, брали с собой утку и уходили к своим бортям или на пасеку, где отрезав, у утки голову и выпустив на землю кровь, произносили молитву с благодарностью за сохранение и умножение пчел и с просьбою доставить побольше меду и воску, а в зиму сохранить от холодов, болезней и лихих людей. После этого приступали к вырезанию меда и, достав несколько сот к обеду, отправлялись домой. Дома хозяйка варила кашу с мясом утки и приглашала соседей, которых угощали разными печеными изделиями, кумышкой, пивом. Вместо масла на стол подавали свежий мед. | Знания, секреты пчеловодства редко передавались посторонним людям, пасеки всячески охранялись от "порчи", "сглаза". Так, с этой целью на деревьях вокруг пасеки и даже на колодах развешивались лошадиные черепа и кости, покровителю пчел Муш возьмась - Сохраняющий пчел приносились жертвы. Так как в пчеловодстве решающим моментом считались дни, когда выкачивали мед, а это, как правило, происходило в июле-августе, к этому времени и приурочивали жертвоприношение Луд мурту (божеству полей), который, по поверьям удмуртов, покровительствовал пчелам. Накануне моления пчеловоды мылись в бане, переодевались во все чистое и на другой день, поднявшись рано утром, брали с собой утку и уходили к своим бортям или на пасеку, где отрезав, у утки голову и выпустив на землю кровь, произносили молитву с благодарностью за сохранение и умножение пчел и с просьбою доставить побольше меду и воску, а в зиму сохранить от холодов, болезней и лихих людей. После этого приступали к вырезанию меда и, достав несколько сот к обеду, отправлялись домой. Дома хозяйка варила кашу с мясом утки и приглашала соседей, которых угощали разными печеными изделиями, кумышкой, пивом. Вместо масла на стол подавали свежий мед. | ||
− | Продукты пчеловодства составляли одну из немаловажных составных частей крестьянского бюджета: мед и воск шли в продажу, в пищу, употреблялись как лекарственное снадобье<ref name="никитина"/>. | + | Продукты пчеловодства составляли одну из немаловажных составных частей крестьянского бюджета: мед и воск шли в продажу, в пищу, употреблялись как лекарственное снадобье<ref name="никитина">Никитина.</ref>. |
− | В XIX в. происходит упадок пчеловодства: широкое распространение сахара, патоки, стеарина, вин заметно уменьшило спрос на продукты пчеловодства: мед и воск, к тому же шло сокращение лесов. И все же пчеловодство еще долго сохраняло у удмуртов значительные размеры: "У многих вотяков бывает более 70 ульев (бортей) на липовых и хвойных деревьях" <ref name="Владыкин В.Е."/>, а И. Маннинен отмечал, что в конце XIX в. у некоторых удмуртов было до 100 бортных деревьев <ref name="Manninen">Manninen J. Die finnisch-ugrischen Volker. - Leipzig, 1932. - S. 243.</ref>. Наиболее обильными медом считались в Вятской губернии Сарапульский и Глазовский уезды. Значительное количество меда и воска шло в Вятку, Казань, на Нижегородскую ярмарку, в Архангельск, Москву и другие города <ref name="Владыкин В.Е."/>. Удмуртский мед высоко ценился на ярмарках. Продукты пчеловодства - мед, воск - уже в XVII-XVIII вв. в больших количествах вывозились за пределы края, в частности, в Устюг, на Ирбитскую ярмарку <ref name="удмурты"> Никитина Г. А. Пчеловодство, охота, рыболовство / Г. А. Никитина // Удмурты : ист.-этногр. очерки. - Ижевск, 1993. - С.81-83.</ref>. | + | В XIX в. происходит упадок пчеловодства: широкое распространение сахара, патоки, стеарина, вин заметно уменьшило спрос на продукты пчеловодства: мед и воск, к тому же шло сокращение лесов. И все же пчеловодство еще долго сохраняло у удмуртов значительные размеры: "У многих вотяков бывает более 70 ульев (бортей) на липовых и хвойных деревьях"<ref name="Владыкин В.Е.">Владыкин В. Е. Экологические, хозяйственно-культурные, социально-исторические параметры функционирования удмуртского этноса / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. - Ижевск, 1994. - С. 41.</ref>, а И. Маннинен отмечал, что в конце XIX в. у некоторых удмуртов было до 100 бортных деревьев <ref name="Manninen">Manninen J. Die finnisch-ugrischen Volker. - Leipzig, 1932. - S. 243.</ref>. Наиболее обильными медом считались в Вятской губернии Сарапульский и Глазовский уезды. Значительное количество меда и воска шло в Вятку, Казань, на Нижегородскую ярмарку, в Архангельск, Москву и другие города<ref name="Владыкин В.Е." />. Удмуртский мед высоко ценился на ярмарках. Продукты пчеловодства - мед, воск - уже в XVII-XVIII вв. в больших количествах вывозились за пределы края, в частности, в Устюг, на Ирбитскую ярмарку<ref name="удмурты">Никитина Г. А. Пчеловодство, охота, рыболовство / Г. А. Никитина // Удмурты : ист.-этногр. очерки. - Ижевск, 1993. - С.81-83.</ref>. |
− | Бортничество идеологически обеспечивалось различными обрядами, поверьями, заклинаниями, магическими приемами, "бортевыми песнями"<ref name="Владыкин В.Е."/>. | + | Бортничество идеологически обеспечивалось различными обрядами, поверьями, заклинаниями, магическими приемами, "бортевыми песнями"<ref name="Владыкин В.Е." />. |
==Литература== | ==Литература== | ||
<references /> | <references /> | ||
− | |||
− |