В мире научной интуиции. Интуиция и разум

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

В мире научной интуиции. Интуиция и разум

В мире научной интуиции. Интуиция и разум / Ирина В.Р., Новиков А.А.

Ирина В.Р., Новиков А.А. — В мире научной интуиции. Интуиция и разум; Москва, "Наука", 1978

В книге рассматриваются процессы научного творчества, обусловленные интуицией. Удивительные, неожиданные, подчас трудно объяснимые возможности этой важной особенности человеческого разума раскрываются на примерах из области физики. Авторы показывают, что под мистическим покрывалом "таинственного инсайта" скрывается замечательная форма познавательной деятельности, которая не более феноменальна, чем чувственное и логическое познание.

  ОГЛАВЛЕНИЕ
  От авторов 3
  ИСТОРИЧЕСКАЯ И ЛОГИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНТУИЦИИ 5
Из истории развития концепций интуиции 5
Особенности современной интерпретации феномена интуиции 72
  ИНТУИЦИЯ КАК ПСИХОЭВРИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 90
Творческое мышление и проблема бессознательного 90
Бессознательное и интуиция 104
О нейрофизиологических механизмах творческого мышления и интуиции 111
  ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ИНТУИЦИИ 118
Познавательная роль интуиции и ее формы 119
Уровни интуитивного познания 130
Непосредственное и интуитивное знание в научном творчестве 144
Интуитивное и дискурсивное в научном мышлении 158
  ИНТУИЦИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ 164
Роль интуиции в построении физического знания 165
Интуиция, аналогия, гипотеза 171
Практика – критерий достоверности интуитивного знания 182
  Вместо заключения 186

От авторов

Удивительное и уникальное творение природы – человеческий разум... Сколько великих тайн мироздания раскрыл он человеку! Но и сам он содержит еще много загадочного и непонятного. Почему вдруг проблемы, перед которыми отступают трезвый рассудок и железная логика, решаются в мгновение ока и без видимого напряжения ума? Озарение... наитие... интуиция?.. Интуиция!

Удивительна и изменчива судьба проблемы интуиции в истории науки...

Эта книга готовилась к печати в течение длительного времени. Однако авторы и сейчас не считают себя в праве рассматривать исследование проблемы завершенным: многое еще остается проблематичным, спорным и даже противоречивым. Отчасти это объясняется обилием описательного материала, скрупулезная обработка которого в конечном счете не вносит ничего нового в разъяснение природы интуиции по сравнению с тем, как интерпретировали этот феномен на протяжении целого ряда столетий.

Вполне понятно, что попытка использования традиционных методов – воспоминаний ученых, описаний великих открытий, семантического анализа понятия "интуиции" в его безбрежном диапазоне приводили не только к разочарованию, но и замедлению работы над книгой.

Ни в коей мере не желая выглядеть претенциозно, мы стремились вызвать у читателя интерес прежде всего к гносеологической сущности тех процессов, которые принято называть интуитивными, пытаясь охарактеризовать и дифференцировать их с научной точки зрения как можно точнее. Для этого необходимо было использовать научный категориальный аппарат, что, естественно, несколько затрудняет чтение некоторых разделов книги и приносит привлекательность образного описания в жертву "сухому" анализу.

Тем не менее авторы не сочли возможным пойти по пути упрощения – это лишило бы читателя возможности осмысления сущности научной интуиции и возникающих в связи с этим увлекательных и актуальных проблем, связанных с современной теорией научного творчества.

Несколько выдержек из книги:

Аналогия — важнейшее средство познания, заключающееся в нахождения сходства свойств, признаков предметов, их количественных соотношений, закономерностей развития различных процессов и т.п. (например, для древних греков аналогия — это сходство пропорций). Построение физического знания посредством аналогии, как видно из рассмотренных выше примеров, осуществляется через комбинирование, соотнесение имеющихся ранее знаний с объяснением, истолкованием вновь открываемых физических явлений. (стр. 175)

Научная фантазия — специфическое состояние учёного, в котором он пребывает в момент творческой активности. Из криптогнозы он интуитивно комбинирует чувственными образами на основе исходных понятий и, наоборот, строит замечательные и неожиданные аналогии, выдвигает фантастические гипотезы, приводящие к великим открытиям.
Вот что пишет по этому поводу известный немецкий учёный Вант-Гофф.
"Каждая истина, по крайней мере, представляет одно непосредственное объяснение фактов, если она даёт больше, то ей помогла фантазия. Фантазия проверяется; если она не находится в противоречии с нашими фактами, то она становится гипотезой; когда она непосредственно исследуется и признаётся правильной, то она становится истиной. Факт — основа, фундамент; фантазия — строительный материал; гипотеза — строительный план, который нужно исследовать; истина — здание… Фантазия и научное суждение образуют истину, фантазия и вкус — красоту". (стр. 182)