Редактирование: Этническая история. Археология. Этнология. Издания 2018-2020 гг.
Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поискуВнимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
'''Шутова, Н. И. Этнотерриториальные группы удмуртов: обряды и верования северных удмуртов : [монография] / Н. И. Шутова. - Ижевск : Шелест, 2018. - 288, [1] с.''' | '''Шутова, Н. И. Этнотерриториальные группы удмуртов: обряды и верования северных удмуртов : [монография] / Н. И. Шутова. - Ижевск : Шелест, 2018. - 288, [1] с.''' | ||
Строка 93: | Строка 4: | ||
В этой монографии впервые по данным археологии и письменных источников прослежена история заселения и формирования населения на территории бассейнов Чепцы и Средней Вятки в XIV-XVIII вв., проанализированы религиозные традиции северных удмуртов. Интересные факты: у северной группы удмуртов сохранились представления о женской ипостаси божества Кылдысина – Кылдысин-мумы или Кылдысин-баба, в южноудмуртском ареале Кылдысин или Му-Кылдысин рассматривали как божество земли, межа-утись («хранитель межи») мужского рода. У северных удмуртов святыней патронимии или рода являлась Великая куала, а у южных – священная роща – Луд. | В этой монографии впервые по данным археологии и письменных источников прослежена история заселения и формирования населения на территории бассейнов Чепцы и Средней Вятки в XIV-XVIII вв., проанализированы религиозные традиции северных удмуртов. Интересные факты: у северной группы удмуртов сохранились представления о женской ипостаси божества Кылдысина – Кылдысин-мумы или Кылдысин-баба, в южноудмуртском ареале Кылдысин или Му-Кылдысин рассматривали как божество земли, межа-утись («хранитель межи») мужского рода. У северных удмуртов святыней патронимии или рода являлась Великая куала, а у южных – священная роща – Луд. | ||
− | |||
− | |||
Строка 114: | Строка 23: | ||
Солдырский III могильник близ городища Иднакар был открыт отрядом археологической экспедиции Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН в 2000 г. В 2001-2002 гг. на площади более 500 кв. м. изучено 92 захоронения XI-XIII вв. В монографии описаны особенности погребального обряда, приведена характеристика вещевого инвентаря, определена культурная и этническая принадлежность населения, оставившего могильник. Особого внимания заслуживают результаты антропологической экспертизы и анализа химического состава изделий из цветных металлов. | Солдырский III могильник близ городища Иднакар был открыт отрядом археологической экспедиции Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН в 2000 г. В 2001-2002 гг. на площади более 500 кв. м. изучено 92 захоронения XI-XIII вв. В монографии описаны особенности погребального обряда, приведена характеристика вещевого инвентаря, определена культурная и этническая принадлежность населения, оставившего могильник. Особого внимания заслуживают результаты антропологической экспертизы и анализа химического состава изделий из цветных металлов. | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
Строка 138: | Строка 43: | ||
Фибулы - застёжки одежды, современным аналогом которых являются броши. В Прикамье в первой половине I тыс. н. э. на основе привозных импортных фибул сформировался свой специфический вариант этих застёжек, который отличался сильным своеобразием в декоративном оформлении. Зафиксированное с помощью структурно-семиотического метода единообразие в декоре и стилистическом оформлении позволило установить производственный центр, который располагался на территории современного Сарапульского района Удмуртии. | Фибулы - застёжки одежды, современным аналогом которых являются броши. В Прикамье в первой половине I тыс. н. э. на основе привозных импортных фибул сформировался свой специфический вариант этих застёжек, который отличался сильным своеобразием в декоративном оформлении. Зафиксированное с помощью структурно-семиотического метода единообразие в декоре и стилистическом оформлении позволило установить производственный центр, который располагался на территории современного Сарапульского района Удмуртии. | ||
− | |||
− | |||
− | |||
Строка 159: | Строка 61: | ||
'''Журбин, И. В. Геофизические исследования поселений чепецкой культуры: комплексный анализ и интерпретации : [монография] / И. В. Журбин. - Москва : ТАУС, 2020. - 166, [1] с.''' | '''Журбин, И. В. Геофизические исследования поселений чепецкой культуры: комплексный анализ и интерпретации : [монография] / И. В. Журбин. - Москва : ТАУС, 2020. - 166, [1] с.''' | ||
− | |||
− | |||
− | |||
[[Категория:Удмуртские книги]] | [[Категория:Удмуртские книги]] |