Редактирование: Шкляева Анастасия Васильевна
Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поискуВнимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Шкляева (Волкова) Анастасия Васильевна''' – актриса Удмуртского театра, заслуженная артистка РСФСР. | '''Шкляева (Волкова) Анастасия Васильевна''' – актриса Удмуртского театра, заслуженная артистка РСФСР. | ||
− | |||
=Биография= | =Биография= | ||
Строка 18: | Строка 17: | ||
Первая роль – Бӧдёно – из спектакля «Кезьыт ошмес» по пьесе И. Г. Гаврилова показала, что А. В. Шкляева – очень одаренная, неординарная актриса. «Как и многим артистам-удмуртам, ей не было свойственно аффектированное, приподнятое чувство, как бы сильно они ни было. Она целиком уходила во внутренний мир героини <…> Все внимание сосредотачивала на мысленном обдумывании образа, а на репетиции с режиссером найденное выверяла, закрепляла <ref name="lozhkin1"/>. | Первая роль – Бӧдёно – из спектакля «Кезьыт ошмес» по пьесе И. Г. Гаврилова показала, что А. В. Шкляева – очень одаренная, неординарная актриса. «Как и многим артистам-удмуртам, ей не было свойственно аффектированное, приподнятое чувство, как бы сильно они ни было. Она целиком уходила во внутренний мир героини <…> Все внимание сосредотачивала на мысленном обдумывании образа, а на репетиции с режиссером найденное выверяла, закрепляла <ref name="lozhkin1"/>. | ||
− | Сцена признания ее (Бӧдёно) в любви к Беглою «захватывала откровенностью, неподдельной органичностью, большой верой в возможное счастье. … Когда не получает взаимности, неизбывное горе охватывает ее. Весь облик как бы говорил: “Эх, почему я такая несчастливая!” Она сникает, как подрезанный стебелек, становится жалкой, покинутой, никому не нужной» <ref name="lozhkin2"> | + | Сцена признания ее (Бӧдёно) в любви к Беглою «захватывала откровенностью, неподдельной органичностью, большой верой в возможное счастье. … Когда не получает взаимности, неизбывное горе охватывает ее. Весь облик как бы говорил: “Эх, почему я такая несчастливая!” Она сникает, как подрезанный стебелек, становится жалкой, покинутой, никому не нужной» <ref name="lozhkin2"> Ложкин, В. В. Актриса острой характерности. О А. В. Шкляевой // Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 35. </ref>. |
Эта сцена противоставляется той, где нарядная Бӧдёно приходит на молодежное гулянье «всем своим поведением давая понять, что среди них нет лучше нее» <ref name="lozhkin2"/>. | Эта сцена противоставляется той, где нарядная Бӧдёно приходит на молодежное гулянье «всем своим поведением давая понять, что среди них нет лучше нее» <ref name="lozhkin2"/>. | ||
Строка 25: | Строка 24: | ||
Первая роль подтвердила способности артистки исполнять сильные, неординарные характеры. Роли будут разные, «но жизненная их основа – в силе их внутренней жизни» <ref name="lozhkin2"/>. | Первая роль подтвердила способности артистки исполнять сильные, неординарные характеры. Роли будут разные, «но жизненная их основа – в силе их внутренней жизни» <ref name="lozhkin2"/>. | ||
− | |||
− | |||
Вторая работа А. В. Шкляевой – роль Дукъи, матери Алексея в спектакле «Иго содрогается» по драме М. П. Петрова. «Когда я играю роль Дукъи, – писала артистка, – то я забывала, что это только сцена, а не сама жизнь, и по-настоящему переживаю все радости и горести Дукъи. Мне порой кажется, что это не Дукъя отправляет сына в солдаты, а я, не Дукъя остается одинокой, а я. Поэтому иногда при игре у меня невольно на глазах выступают слезы» <ref name="volkova"> Волкова, А. В. Мой любимый образ // Всероссийский смотр национальных театров: Государственный республиканский Удмуртский театр: Программа. – Ижевск, 1945. – С. 15. </ref>. | Вторая работа А. В. Шкляевой – роль Дукъи, матери Алексея в спектакле «Иго содрогается» по драме М. П. Петрова. «Когда я играю роль Дукъи, – писала артистка, – то я забывала, что это только сцена, а не сама жизнь, и по-настоящему переживаю все радости и горести Дукъи. Мне порой кажется, что это не Дукъя отправляет сына в солдаты, а я, не Дукъя остается одинокой, а я. Поэтому иногда при игре у меня невольно на глазах выступают слезы» <ref name="volkova"> Волкова, А. В. Мой любимый образ // Всероссийский смотр национальных театров: Государственный республиканский Удмуртский театр: Программа. – Ижевск, 1945. – С. 15. </ref>. | ||
Строка 32: | Строка 29: | ||
«Играя эту роль, А. В. Шкляева всегда вспоминала родную деревню, видела прообразы многих героев пьесы. Она признавалась, что Дукъя – самая любимая ее роль» » <ref name="lozhkin4"> Ложкин, В. В. Актриса острой характерности. О А. В. Шкляевой // Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 36. </ref>. | «Играя эту роль, А. В. Шкляева всегда вспоминала родную деревню, видела прообразы многих героев пьесы. Она признавалась, что Дукъя – самая любимая ее роль» » <ref name="lozhkin4"> Ложкин, В. В. Актриса острой характерности. О А. В. Шкляевой // Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 36. </ref>. | ||
− | Другая характерная роль А. В. Шкляевой – Кабаниха в спектакле «Гроза» (1938) по пьесе А. Н. Островского. Также актриса исполняла роли героического плана в спектаклях по пьесам И. Г. Гаврилова: медсестры Лены Беляевой в спектакле «Голубые глаза» (1936), советской разведчицы Валентины Афанасьевой из драмы «Герои» (1936) (37). Сыграла главную роль в спектакле «Груня Тарасова» (1937), в которой показан «приход вчерашней батрачки в революцию, процесс рождения новой личности» <ref name="lozhkin5"> | + | Другая характерная роль А. В. Шкляевой – Кабаниха в спектакле «Гроза» (1938) по пьесе А. Н. Островского. Также актриса исполняла роли героического плана в спектаклях по пьесам И. Г. Гаврилова: медсестры Лены Беляевой в спектакле «Голубые глаза» (1936), советской разведчицы Валентины Афанасьевой из драмы «Герои» (1936) (37). Сыграла главную роль в спектакле «Груня Тарасова» (1937), в которой показан «приход вчерашней батрачки в революцию, процесс рождения новой личности» <ref name="lozhkin5"> Ложкин, В. В. Актриса острой характерности. О А. В. Шкляевой // Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 38. </ref>. |
Дарованию актрисы был подвластен и комедийный жанр. В 1936 г. А. В. Шкляева исполнила роль Беатриче в «Слуге двух господ» К. Гольдони, в 1937 г. – Мирандолины в «Хозяйке гостиницы» того же автора <ref name="lozhkin"/>. | Дарованию актрисы был подвластен и комедийный жанр. В 1936 г. А. В. Шкляева исполнила роль Беатриче в «Слуге двух господ» К. Гольдони, в 1937 г. – Мирандолины в «Хозяйке гостиницы» того же автора <ref name="lozhkin"/>. | ||
− | Вплоть до ухода на пенсию в 1961 г. актриса создает интересные, запоминающиеся образы. Среди них – Клавдия Сергеевна в «Лейтенанте Пислегине» И. Г. Гаврилова, Огаш кенак в «Вуж юрте» Г. Д. Красильникова, Мавра в «Ӵук лысвуос» (Утренние росы) Т. А. Архипова и В. Е. Садовникова, Алена в «Яратон ке ӧвӧл» (Если нет любви) С. П. Широбокова, Чурай в драме И. Г. Гаврилова «Аннок» <ref name="lozhkin"/>. | + | Вплоть до ухода на пенсию в 1961 г. актриса создает интересные, запоминающиеся образы. Среди них – Клавдия Сергеевна в «Лейтенанте Пислегине» И. Г. Гаврилова, Огаш кенак в «Вуж юрте» Г. Д. Красильникова, Мавра в «Ӵук лысвуос» (Утренние росы) Т. А. Архипова и В. Е. Садовникова, Алена в «Яратон ке ӧвӧл» (Если нет любви) С. П. Широбокова, Чурай в драме И. Г. Гаврилова «Аннок» <ref name="lozhkin"/>. |
+ | |||
=Литература= | =Литература= | ||
Строка 45: | Строка 43: | ||
Волкова Тася. Ас рольме яратӥсько // Егит большевик. – 1935. – 18 декабря. | Волкова Тася. Ас рольме яратӥсько // Егит большевик. – 1935. – 18 декабря. | ||
− | Волкова Т. А. Мынам роле // Гаврилов, И. Г. Вить ар удмурт театрлы = Пять лет удмуртскому театру : 1931–1936 / [сборник организовал И. Г. Гаврилов]. – Ижевск : Удмурт театр : Удгиз, 1936. – 85 с. – Режим доступа: https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/25990 | + | Волкова, Т. А. Мынам роле // Гаврилов, И. Г. Вить ар удмурт театрлы = Пять лет удмуртскому театру : 1931–1936 / [сборник организовал И. Г. Гаврилов]. – Ижевск : Удмурт театр : Удгиз, 1936. – 85 с. – Режим доступа: https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/25990 |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | + | Гаврилов, И. Г. Шудо сюрес // Советской Удмуртия. – 1947. – 29 января. | |
− | + | Михайлов, С. Со будӥз театрен ӵош // Советской Удмуртия. – 1958. – 12 июня. | |
− | + | *См. библиографический список статей о А. В. Шкляевой: Ложкин, В. В. Библиография // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин ; [ред. П. К. Поздеев]. - Ижевск : Удмуртия, 1991. С. 44-45. – Режим доступа: http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/3677 | |
[[Category:Удмуртский театр]] | [[Category:Удмуртский театр]] |