Редактирование: Шкляева Анастасия Васильевна

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
 
'''Шкляева (Волкова) Анастасия Васильевна''' – актриса Удмуртского театра, заслуженная артистка РСФСР.
 
'''Шкляева (Волкова) Анастасия Васильевна''' – актриса Удмуртского театра, заслуженная артистка РСФСР.
[[Файл:Sklyaeva.jpg|thumb|right|]]
 
  
 
=Биография=
 
=Биография=
Строка 18: Строка 17:
 
Первая роль – Бӧдёно – из спектакля «Кезьыт ошмес» по пьесе И. Г. Гаврилова показала, что А. В. Шкляева – очень одаренная, неординарная актриса. «Как и многим артистам-удмуртам, ей не было свойственно аффектированное, приподнятое чувство, как бы сильно они ни было. Она целиком уходила во внутренний мир героини <…> Все внимание сосредотачивала на мысленном обдумывании образа, а на репетиции с режиссером найденное выверяла, закрепляла <ref name="lozhkin1"/>.
 
Первая роль – Бӧдёно – из спектакля «Кезьыт ошмес» по пьесе И. Г. Гаврилова показала, что А. В. Шкляева – очень одаренная, неординарная актриса. «Как и многим артистам-удмуртам, ей не было свойственно аффектированное, приподнятое чувство, как бы сильно они ни было. Она целиком уходила во внутренний мир героини <…> Все внимание сосредотачивала на мысленном обдумывании образа, а на репетиции с режиссером найденное выверяла, закрепляла <ref name="lozhkin1"/>.
  
Сцена признания ее (Бӧдёно) в любви к Беглою «захватывала откровенностью, неподдельной органичностью, большой верой в возможное счастье. … Когда не получает взаимности, неизбывное горе охватывает ее. Весь облик как бы говорил: “Эх, почему я такая несчастливая!” Она сникает, как подрезанный стебелек, становится жалкой, покинутой, никому не нужной» <ref name="lozhkin2"> Там же. – С. 35. </ref>.  
+
Сцена признания ее (Бӧдёно) в любви к Беглою «захватывала откровенностью, неподдельной органичностью, большой верой в возможное счастье. … Когда не получает взаимности, неизбывное горе охватывает ее. Весь облик как бы говорил: “Эх, почему я такая несчастливая!” Она сникает, как подрезанный стебелек, становится жалкой, покинутой, никому не нужной» <ref name="lozhkin2"> Ложкин, В. В. Актриса острой характерности. О А. В. Шкляевой // Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 35. </ref>.  
  
 
Эта сцена противоставляется той, где нарядная Бӧдёно приходит на молодежное гулянье «всем своим поведением давая понять, что среди них нет лучше нее» <ref name="lozhkin2"/>.
 
Эта сцена противоставляется той, где нарядная Бӧдёно приходит на молодежное гулянье «всем своим поведением давая понять, что среди них нет лучше нее» <ref name="lozhkin2"/>.
Строка 26: Строка 25:
 
Первая роль подтвердила способности артистки исполнять сильные, неординарные характеры. Роли будут разные, «но жизненная их основа – в силе их внутренней жизни» <ref name="lozhkin2"/>.
 
Первая роль подтвердила способности артистки исполнять сильные, неординарные характеры. Роли будут разные, «но жизненная их основа – в силе их внутренней жизни» <ref name="lozhkin2"/>.
  
[[Файл:Sklyaeva2.jpg|thumb|left|  М. П. Петров. «Зӥбет зурка». А. В. Шкляева – Дукъя, 1936 г. ]]
+
Вторая работа А. В. Шкляевой – роль Дукъи, матери Алексея в спектакле «Иго содрогается» по драме М. П. Петрова. «Когда я играю роль Дукъи, – писала артистка, – то я забывала, что это только сцена, а не сама жизнь, и по-настоящему переживаю все радости и горести Дукъи. Мне порой кажется, что это не Дукъя отправляет сына в солдаты, а я, не Дукъя остается одинокой, а я. Поэтому иногда при игре у меня невольно на глазах выступают слезы» <ref name="volkova"> Волкова А. В. Мой любимый образ // Всероссийский смотр национальных театров: Государственный республиканский  Удмуртский театр: Программа. – Ижевск, 1945. – С. 15. </ref>.
 
 
Вторая работа А. В. Шкляевой – роль Дукъи, матери Алексея в спектакле «Иго содрогается» по драме М. П. Петрова. «Когда я играю роль Дукъи, – писала артистка, – то я забывала, что это только сцена, а не сама жизнь, и по-настоящему переживаю все радости и горести Дукъи. Мне порой кажется, что это не Дукъя отправляет сына в солдаты, а я, не Дукъя остается одинокой, а я. Поэтому иногда при игре у меня невольно на глазах выступают слезы» <ref name="volkova"> Волкова, А. В. Мой любимый образ // Всероссийский смотр национальных театров: Государственный республиканский  Удмуртский театр: Программа. – Ижевск, 1945. – С. 15. </ref>.
 
  
 
«Играя эту роль, А. В. Шкляева всегда вспоминала родную деревню, видела прообразы многих героев пьесы. Она признавалась, что Дукъя – самая любимая ее роль» » <ref name="lozhkin4"> Ложкин, В. В. Актриса острой характерности. О А. В. Шкляевой // Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 36. </ref>.
 
«Играя эту роль, А. В. Шкляева всегда вспоминала родную деревню, видела прообразы многих героев пьесы. Она признавалась, что Дукъя – самая любимая ее роль» » <ref name="lozhkin4"> Ложкин, В. В. Актриса острой характерности. О А. В. Шкляевой // Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 36. </ref>.
  
Другая характерная роль А. В. Шкляевой – Кабаниха в спектакле «Гроза» (1938) по пьесе А. Н. Островского. Также актриса исполняла роли героического плана в спектаклях по пьесам И. Г. Гаврилова: медсестры Лены Беляевой в спектакле «Голубые глаза» (1936), советской разведчицы Валентины Афанасьевой из драмы «Герои» (1936) (37). Сыграла главную роль в спектакле «Груня Тарасова» (1937), в которой показан «приход вчерашней батрачки в революцию, процесс рождения новой личности» <ref name="lozhkin5"> Там же. С. 38. </ref>.
+
Другая характерная роль А. В. Шкляевой – Кабаниха в спектакле «Гроза» (1938) по пьесе А. Н. Островского. Также актриса исполняла роли героического плана в спектаклях по пьесам И. Г. Гаврилова: медсестры Лены Беляевой в спектакле «Голубые глаза» (1936), советской разведчицы Валентины Афанасьевой из драмы «Герои» (1936) (37). Сыграла главную роль в спектакле «Груня Тарасова» (1937), в которой показан «приход вчерашней батрачки в революцию, процесс рождения новой личности» <ref name="lozhkin5"> Ложкин, В. В. Актриса острой характерности. О А. В. Шкляевой // Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 38. </ref>.
  
 
Дарованию актрисы был подвластен и комедийный жанр. В 1936 г. А. В. Шкляева исполнила роль Беатриче в «Слуге двух господ» К. Гольдони, в 1937 г. – Мирандолины в «Хозяйке гостиницы» того же автора <ref name="lozhkin"/>.  
 
Дарованию актрисы был подвластен и комедийный жанр. В 1936 г. А. В. Шкляева исполнила роль Беатриче в «Слуге двух господ» К. Гольдони, в 1937 г. – Мирандолины в «Хозяйке гостиницы» того же автора <ref name="lozhkin"/>.  
  
Вплоть до ухода на пенсию в 1961 г. актриса создает интересные, запоминающиеся образы. Среди них – Клавдия Сергеевна в «Лейтенанте Пислегине» И. Г. Гаврилова, Огаш кенак в «Вуж юрте» Г. Д. Красильникова, Мавра в «Ӵук лысвуос» (Утренние росы) Т. А. Архипова и В. Е. Садовникова, Алена в «Яратон ке ӧвӧл» (Если нет любви) С. П. Широбокова, Чурай в драме И. Г. Гаврилова «Аннок» <ref name="lozhkin"/>.
+
Вплоть до ухода на пенсию в 1961 г. актриса создает интересные, запоминающиеся образы. Среди них – Клавдия Сергеевна в «Лейтенанте Пислегине» И. Г. Гаврилова, Огаш кенак в «Вуж юрте» Г. Д. Красильникова, Мавра в «Ӵук лысвуос» (Утренние росы) Т. А. Архипова и В. Е. Садовникова, Алена в «Яратон ке ӧвӧл» (Если нет любви) С. П. Широбокова, Чурай в драме И. Г. Гаврилова «Аннок» <ref name="lozhkin"/>.  
 +
 
  
 
=Литература=
 
=Литература=
Строка 51: Строка 49:
 
Михайлов С. Со будӥз театрен ӵош // Советской Удмуртия. – 1958. – 12 июня.
 
Михайлов С. Со будӥз театрен ӵош // Советской Удмуртия. – 1958. – 12 июня.
  
Петров М. П. "Сказка о Правде" // Петров М. П. Люкам сочинениос : 6 томен. - Ижевск, 1961. - Т. 6. - С. 186-189
+
*См. библиографический список статей о А. В. Шкляевой: Ложкин, В. В. Библиография // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин ; [ред. П. К. Поздеев]. - Ижевск : Удмуртия, 1991. С. 44-45. – Режим доступа: http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/3677  
 
 
*См. библиографический список статей о А. В. Шкляевой: Ложкин, В. В. Библиография // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин ; [ред. П. К. Поздеев]. - Ижевск : Удмуртия, 1991. С. 44-45. – Режим доступа: http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/3677
 
 
 
Гаврилова-Решитько М. Шкляева Анастасия Васильевна // Гаврилова-Решитько М. Ӵыдонтэм пумиськонъёс. - Ижевск, 1995. - С. 74-87.
 
 
 
Тихонова Л. И. Урамын боры будэ // Удмурт дунне. - 2014. - 6 июня. - С. 18.
 
 
 
Евсеева А. Я. Улӥз сцена вылын : [беседа с театральным критиком о жизни и творчестве народной артистки УАССР, заслуженной артистки РСФСР А. В. Шкляевой в связи с 105-летием со дня ее рождения] / А. Я. Евсеева ; записала Г. Семёнова // Удмурт дунне. - 2013. - 25 окт.
 
 
 
   
 
  
 
[[Category:Удмуртский театр]]
 
[[Category:Удмуртский театр]]

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!