Чудья Жени

Материал из Воршуда
Версия от 12:13, 4 апреля 2023; Ladamiri (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Чудья Жени''' (Евгений Бикузин) – художник, фотограф, музыкант, участник фолк-групп Post-duke...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Чудья Жени (Евгений Бикузин) – художник, фотограф, музыкант, участник фолк-групп Post-dukes, «Дукес», Köt Kubitz (Кэт Кьюбитц), рок-групп "Малыми", Амисо Вотт и др. Играет на народных инструментах – кубыз, гармонь.

Биография

Родился 22 сентября 1991 г. в д. Азаматово Алнашского района УР. Окончил Институт искусств и дизайна УдГУ по специализации «декоративно-прикладное искусство». Лауреат стипендии имени Кузебая Герда (2012). Работает в Центре декоративно-прикладного искусства УР. Автор самоучителя игры на кубызе (2018).

Творчество

Провел персональные художественные выставки в 2012 и 2016 гг. в арт-центре «Грифон», выставку стрит-арта «Удмуртская неизвестность» (2013) совместно с Еленой Касимовой в галерее газеты «Известия Удмуртской Республики». Участник этнофутуристических симпозиумов, которые организовываются художниками Юрием Лобановым и Сергеем Орловым.

Чудья Жени – автор серии картин «Удмурт рейв». На картинах изображены танцующие девушки в национальной удмуртской одежде. Героини работ – деятели удмуртской культуры – дизайнер Полина Кубиста, участницы группы «Дукес» Лилия Леонтьева и Татьяна Тихонова, художница Анна Образцова и др. Всего художником создано 12 картин в данной серии. Работы объединяет идея соединения непересекающихся явлений – бытового уклада традиционной удмуртской деревни и культуры вечеринок электронной музыки: «Таяз учыре со возьматӥз, кызьы рейвъёс (электрон крезьгур улсын шулдыръяськонъёс) удмурт гуртын ортчысалзы» («На этот раз он показал, как могли проходить рейвы (клубные мероприятия, на которых слушают музыку в стиле техно) в удмуртской деревне) .

В 2018 г. художник провел выставку работ в своей квартире и издал каталог выставки «Полосатый рейс» вместе с друзьями, объединившись в издательство «Ошак, толэзь, палэсмурт» (верстка – Веры Штыковой, тексты – Анастасии Шумиловой). Каталог интерпретирует картины Чудья Жени, находя в них важные смыслы его творчества. По мнению авторов, картина «Гожъёс но юбоос» показывает идею взаимовлияния творца и его творения. На картине изображена ткачиха, «вплетенная в узор ковра, ставшая его частью, – так в каждом традиционном ковре мастерица оставляет частичку себя». (С. 2). Другим важным смыслом работы является идея одержимости художника своим делом, что возводит в ранг высокого искусства прикладное ремесло – узорное ткачество. Идея отрицания насилия показана в работах «Ветеран психоделической войны, «Тӥр», «Азьдага» (Динозавр). В 2020 г., во время самоизоляции, случившейся из-за пандемии коронавируса, Чудья Жени провел онлайн-выставку.

Участник выставки «100 лет! Молодость Удмуртии» (2020). Специально для этой выставки художник подготовил инсталляцию «Поддиванная история (времён формирования Удмуртской Республики).

Другая его работа «Кыз. Обратная сторона рамки под икону» (2019) относится к серии работ из старинных предметов быта. Работа представлена в художественном альбоме «Цвет Удмуртии» (2020), посвященном столетию государственности Удмуртской Республики.

Литература