Редактирование: Удмуртская литература современного периода (1985–...)
Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поискуВнимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
=Эрик Батуев= | =Эрик Батуев= | ||
− | + | ||
==Жизнь и творчество== | ==Жизнь и творчество== | ||
Строка 175: | Строка 175: | ||
Кроме творческой работы М. Федотов активно занимается наукой – исследует происхождение бесермянского народа, его язык, культуру. Занимается общественной деятельностью – входит в состав фольклорного ансамбля «Чипчирган» и стройотряда «Интер». | Кроме творческой работы М. Федотов активно занимается наукой – исследует происхождение бесермянского народа, его язык, культуру. Занимается общественной деятельностью – входит в состав фольклорного ансамбля «Чипчирган» и стройотряда «Интер». | ||
− | После университета М. Федотов поступает на работу научным сотрудником в УдНИИ, но через некоторое время он был призван в армию для прохождения срочной службы. С осени 1983 года Михаил Иванович – редактор художественной и детской литературы издательства «Удмуртия». <ref name="Федотов_1" /> В 1986 году выходит его первый поэтический сборник [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4541 «Тӧдьы юсьёс берто»] («Белые лебеди возвращаются»), в 1988 году второй – [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4642 «Берекет»] («Желаю добра»), за который М. Федотов был награжден премией имени Ф. И. Васильева. В 1991 году выходит третий по счету сборник – [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/3671 «Вӧсь»] («Боль»). Четвертый и пятый сборники – [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/3660 «Вирсэр»] | + | После университета М. Федотов поступает на работу научным сотрудником в УдНИИ, но через некоторое время он был призван в армию для прохождения срочной службы. С осени 1983 года Михаил Иванович – редактор художественной и детской литературы издательства «Удмуртия». <ref name="Федотов_1" /> В 1986 году выходит его первый поэтический сборник [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4541 «Тӧдьы юсьёс берто»] («Белые лебеди возвращаются»), в 1988 году второй – [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4642 «Берекет»] («Желаю добра»), за который М. Федотов был награжден премией имени Ф. И. Васильева. В 1991 году выходит третий по счету сборник – [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/3671 «Вӧсь»] («Боль»). Четвертый и пятый сборники – [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/3660 «Вирсэр»] и [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/17882 «Ӝуждала»] – опубликованы уже после смерти поэта.<ref name="Федотов_2">Михаил Федотов и бесермяне: материалы краеведческой конференции / сост.И.В. Леонтьева. – Яр, 2013.- 32 с. </ref> |
Творческое наследие М. Федотова, как и следует настоящей поэзии, достаточно многогранно, в силу чего таит в себе множество явных и скрытых смыслов. Феномен его поэзии включает в себя радостный оптимизм первого сборника «Тӧдьы юсьёс берто», особую мягкость интонации и житейскую мудрость сборника «Берекет», а также боль холода, одиночества, усталости и непонимания, пронизывающие книгу «Вӧсь». Говоря об особенностях поэзии М. Федотова, следует также отметить его работу над словом, благодаря чему слово обрастает дополнительными смыслами и перерастает в своеобразный символ; тяготение к мифу – языческому и христианскому, трансформация мифологических образов и мотивов и авторское мифотворчество; интерес к различным нетрадиционным философским учениям. Все это в совокупности позволяет ему по-новому взглянуть на вечные вопросы о сущности бытия, антиномии жизни и смерти, предназначении человека.<ref name="Федотов_5">Ильина, Наталья. Размышления о поэзии бесермянского поэта М. Федотова / Наталья Ильина // Время и слово : голоса соврем. филологов Удмуртии : ст., очерки, заметки / сост. и науч. подгот. З. А. Богомоловой. - Ижевск, 2010. - С. 301-302.</ref> | Творческое наследие М. Федотова, как и следует настоящей поэзии, достаточно многогранно, в силу чего таит в себе множество явных и скрытых смыслов. Феномен его поэзии включает в себя радостный оптимизм первого сборника «Тӧдьы юсьёс берто», особую мягкость интонации и житейскую мудрость сборника «Берекет», а также боль холода, одиночества, усталости и непонимания, пронизывающие книгу «Вӧсь». Говоря об особенностях поэзии М. Федотова, следует также отметить его работу над словом, благодаря чему слово обрастает дополнительными смыслами и перерастает в своеобразный символ; тяготение к мифу – языческому и христианскому, трансформация мифологических образов и мотивов и авторское мифотворчество; интерес к различным нетрадиционным философским учениям. Все это в совокупности позволяет ему по-новому взглянуть на вечные вопросы о сущности бытия, антиномии жизни и смерти, предназначении человека.<ref name="Федотов_5">Ильина, Наталья. Размышления о поэзии бесермянского поэта М. Федотова / Наталья Ильина // Время и слово : голоса соврем. филологов Удмуртии : ст., очерки, заметки / сост. и науч. подгот. З. А. Богомоловой. - Ижевск, 2010. - С. 301-302.</ref> | ||
Строка 200: | Строка 200: | ||
Михаил пишет эти полные трагизма строки в 21 год. Самое начало жизни. Чаще всего «боль» в стихах М. Федотова опосредована или, как говорит наука, сублимирована, и чтобы разгадать ее, нужны новые методики изучения поэтического текста.<ref name="Федотов_4">Шибанов, Виктор Леонидович. Уходящее уходит в будущее: (О поэзии М. Федотова) / В. Л. Шибанов // Движение эпохи - движение литературы : удм. лит. XX в. : учеб. пособие. - Ижевск, 2002. - С. 190-196</ref> | Михаил пишет эти полные трагизма строки в 21 год. Самое начало жизни. Чаще всего «боль» в стихах М. Федотова опосредована или, как говорит наука, сублимирована, и чтобы разгадать ее, нужны новые методики изучения поэтического текста.<ref name="Федотов_4">Шибанов, Виктор Леонидович. Уходящее уходит в будущее: (О поэзии М. Федотова) / В. Л. Шибанов // Движение эпохи - движение литературы : удм. лит. XX в. : учеб. пособие. - Ижевск, 2002. - С. 190-196</ref> | ||
− | Поэзия М. Федотова - это боль и за свой народ, бесермян. Какова история происхождения бесермян? В науке пока нет убедительного ответа. Достоверно одно - бесермяне, хотя и говорят на удмуртском языке, этнически удмуртами не являются. Реальный быт бесермян, «портреты с натуры» наиболее убедительно воссозданы М. Федотовым во второй его книге «Берекет» (1988), что можно перевести одновременно и как «спорость», и как | + | Поэзия М. Федотова - это боль и за свой народ, бесермян. Какова история происхождения бесермян? В науке пока нет убедительного ответа. Достоверно одно - бесермяне, хотя и говорят на удмуртском языке, этнически удмуртами не являются. Реальный быт бесермян, «портреты с натуры» наиболее убедительно воссозданы М. Федотовым во второй его книге «Берекет» (1988), что можно перевести одновременно и как «спорость», и как «изобилие.<ref name="Федотов_4" /> |
М. Федотов раскрывает традиции, обычаи, национальные ценности бесермянского этноса, дошедшие до нас из глубины веков. Ключевой в его поэтическом мире - поиск национальной идентичности, своего места в жизни бесермянского народа. Часто в поэтическом мире М. Федотова два этноса – удмурты и бесермяне – сливаются в единое целое. Показываются глубокие раны национального мира. Образ удмуртского края наполняется трагическим пафосом, появляется ощущение этнической катастрофы, что во многом связано с тем, что люди покидают свои деревни, забывают свои корни. Город для поэта - тюрьма. <ref name="Федотов_2" /> | М. Федотов раскрывает традиции, обычаи, национальные ценности бесермянского этноса, дошедшие до нас из глубины веков. Ключевой в его поэтическом мире - поиск национальной идентичности, своего места в жизни бесермянского народа. Часто в поэтическом мире М. Федотова два этноса – удмурты и бесермяне – сливаются в единое целое. Показываются глубокие раны национального мира. Образ удмуртского края наполняется трагическим пафосом, появляется ощущение этнической катастрофы, что во многом связано с тем, что люди покидают свои деревни, забывают свои корни. Город для поэта - тюрьма. <ref name="Федотов_2" /> | ||
Строка 369: | Строка 369: | ||
==Жизнь и творчество== | ==Жизнь и творчество== | ||
[[Файл:Example.jpg|thumb|right|]] | [[Файл:Example.jpg|thumb|right|]] | ||
− | Самсонов Владимир Яковлевич (Никвлад) родился 2 ноября 1946 г в д. Тыло (Сырьезшур) Малопургинского района Удмуртской АССР в семье колхозника. После окончания учебы в Бобье-Учинской семилетней школе он поступил в Можгинское педучилище, где изучал художественную литературу и занимался в литературном кружке. После окончания педучилища отслужил в пограничных войсках. Вернувшись, домой, поступил работать в редакцию удмуртского радио, затем трудился в коллективах редакций газет «Советской Удмуртия» и «Дась | + | Самсонов Владимир Яковлевич (Никвлад) родился 2 ноября 1946 г в д. Тыло (Сырьезшур) Малопургинского района Удмуртской АССР в семье колхозника. После окончания учебы в Бобье-Учинской семилетней школе он поступил в Можгинское педучилище, где изучал художественную литературу и занимался в литературном кружке. После окончания педучилища отслужил в пограничных войсках. Вернувшись, домой, поступил работать в редакцию удмуртского радио, затем трудился в коллективах редакций газет «Советской Удмуртия» и «Дась лу»! В 1979 г. закончил заочное отделение филологического факультета Удмуртского университета. В 1979–1985 гг. Владимир Яковлевич был редактором многотиражной газеты МВД УР. В 1989-1992 гг. – первым редактором молодёжного журнала «Инвожо», а в 1995 г. стал организатором детского литературного объединения «Пурга кизилиос» («Пургинские звёздочки»). <ref name="Самсонов_1">Ермаков, Ф. К. Никвлад Самсонов (1946-2002) / Ф. К. Ермаков // Писатели и литературоведы Удмуртии : библиогр. справ. / сост. А. Н. Уваров. – С.105-106.</ref> |
В удмуртскую литературу Никвлад Самсонов вошёл в 1976 году с прозаическим сборником «Чингыли гуръёс» («Серебристые колокольчики»), раскрыв себя как писатель малого жанра. <ref name="Самсонов_2">Зайцева, Татьяна Ивановна. Проза Никвлада Самсонова : мифоэпическая образность / Т. И. Зайцева // Современная удмуртская проза (1980–2000- е гг.): научное издание. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2006. - С. 25–56.</ref> | В удмуртскую литературу Никвлад Самсонов вошёл в 1976 году с прозаическим сборником «Чингыли гуръёс» («Серебристые колокольчики»), раскрыв себя как писатель малого жанра. <ref name="Самсонов_2">Зайцева, Татьяна Ивановна. Проза Никвлада Самсонова : мифоэпическая образность / Т. И. Зайцева // Современная удмуртская проза (1980–2000- е гг.): научное издание. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2006. - С. 25–56.</ref> | ||
Строка 379: | Строка 379: | ||
К 100-летию Кузебая Герда Никвлад Самсонов написал композиционно многоплановую трагедию «Герд – Встаньте!». Она была отмечена премией, но до сих пор не увидела сцены. Другая пьеса – комедия «Шуняньёс» («Недотёпы») в постановке Бобья-Учинского народного театра более 60 раз показана на сцене. Все произведения Никвлада Самсонова были тепло приняты читателями и зрителями, лучшие из них напечатаны в московских издательствах. <ref name="Самсонов_1" /> | К 100-летию Кузебая Герда Никвлад Самсонов написал композиционно многоплановую трагедию «Герд – Встаньте!». Она была отмечена премией, но до сих пор не увидела сцены. Другая пьеса – комедия «Шуняньёс» («Недотёпы») в постановке Бобья-Учинского народного театра более 60 раз показана на сцене. Все произведения Никвлада Самсонова были тепло приняты читателями и зрителями, лучшие из них напечатаны в московских издательствах. <ref name="Самсонов_1" /> | ||
− | Особо значимым имя Никвлада Самсонова стало после появления повести «Адӟон». Именно в этой повести эстетический идеал писателя приобрел особую ясность и рельефность. В данном случае эстетический идеал писателя нашёл концентрированное проявление в носителе авторских антипатий. И все это раскрывается не посредством традиционного конфликта, показывающего борьбу между красными и белыми, новаторами и консерваторами и т.д., а путём воссоздания всесторонне проработанного, психологически точного портрета человека. Образ главного героя повести «Адӟон» Аверьяна - новация в удмуртской литературе: в национальной прозе еще не было настолько детального и настолько всесторонне изображенного персонажа сталинского и послесталинского времени, «… подлеца, способного любого человека оклеветать, очернить и все свои позорные действия считать | + | Особо значимым имя Никвлада Самсонова стало после появления повести «Адӟон». Именно в этой повести эстетический идеал писателя приобрел особую ясность и рельефность. В данном случае эстетический идеал писателя нашёл концентрированное проявление в носителе авторских антипатий. И все это раскрывается не посредством традиционного конфликта, показывающего борьбу между красными и белыми, новаторами и консерваторами и т.д., а путём воссоздания всесторонне проработанного, психологически точного портрета человека. Образ главного героя повести «Адӟон» Аверьяна - новация в удмуртской литературе: в национальной прозе еще не было настолько детального и настолько всесторонне изображенного персонажа сталинского и послесталинского времени, «… подлеца, способного любого человека оклеветать, очернить и все свои позорные действия считать законченными, правовыми, освященными государством». |
− | В статьях, посвященных анализу художественного мира Никвлада Самсонова, подспудно и постоянно присутствует мысль о том, что писателя всегда интересовала проблема «национального характера». Кровная связь писателя с жизнью народа и явилась истоком идейно – эстетического новаторства Никвлада Самсонова. Писатель сумел в своих коротких | + | В статьях, посвященных анализу художественного мира Никвлада Самсонова, подспудно и постоянно присутствует мысль о том, что писателя всегда интересовала проблема «национального характера». Кровная связь писателя с жизнью народа и явилась истоком идейно – эстетического новаторства Никвлада Самсонова. Писатель сумел в своих коротких рассказал, небольших повестях показать связь судьбы отдельного человека с судьбами страны, народа. Отсюда полнота и общечеловеческое звучание его произведений. За камерностью рассказов обнаруживаются значительные явления, конфликты а в тревогах, заботах, заблуждениях и исканиях обычных героев и персонажей различаются отблески важнейших проблем современной писателю действительности.<ref name="Самсонов_2" /> |
Разносторонняя организаторская и творческая работа Никвлада Самсонова получила высокую оценку со стороны коллег и правительства Удмуртской Республики: в 1994 г. ему было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры УР». В 1983 г. Владимир Яковлевич был принят в члены Союза писателей РФ.<ref name="Самсонов_1" /> | Разносторонняя организаторская и творческая работа Никвлада Самсонова получила высокую оценку со стороны коллег и правительства Удмуртской Республики: в 1994 г. ему было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры УР». В 1983 г. Владимир Яковлевич был принят в члены Союза писателей РФ.<ref name="Самсонов_1" /> | ||
Строка 463: | Строка 463: | ||
==Жизнь и творчество== | ==Жизнь и творчество== | ||
[[Файл:Kuznecova.jpg|thumb|right|]] | [[Файл:Kuznecova.jpg|thumb|right|]] | ||
− | Кузнецова Алла Алексеевна – удмуртская поэтесса, лауреат национальной премии им. Ашальчи Оки, | + | Кузнецова Алла Алексеевна – удмуртская поэтесса, лауреат национальной премии им. Ашальчи Оки, Член Союза писателей России. |
− | Родилась 29 ноября 1940 года в деревне | + | Родилась 29 ноября 1940 года в деревне Чемошур Завьяловского района Удмуртской АССР. Как и многим сверстникам на ее долю выпало тяжелое детство. В 16 лет Алла Кузнецова начала свою трудовую биографию чернорабочей на кирпичном заводе. <ref name="Kuznecova3">Алла Кузнецова (1940-2003): [очерк, стихи / авт. очерка Вячеслав Ар-Серги ; пер. с удмурт. Р. Романовой]. - Ижевск : Известия Удмуртской Республики, 2009. - 18 с.</ref> |
− | При жизни Алла Кузнецова выпустила пять сборников стихотворений: «Чуръёсы тыныд» ( | + | При жизни Алла Кузнецова выпустила пять сборников стихотворений: «Чуръёсы тыныд» (1976), «Малы меда?..» (1984), «Чимошур, Чимошуре» (1991), «Лушкем яратон = Интим» (1995), «Улонысь но... уйвӧтысь но...» (2000). <ref name="Kuznecova5">Гаврилова-Решитько, Милитина Васильевна. А что было, то было… / Милитина Решитько // Италмас. – 2011. - С. 130-131.</ref> |
Первые стихотворения на русском языке опубликовала в газете «Комсомолец Удмуртии» в 1966 году, на удмуртском – в 1968 г. в газете «Советской Удмуртия». Стихотворные подборки Аллы Кузнецовой печатались в журнале «Молот», звучали по удмуртскому радио и телевидению. | Первые стихотворения на русском языке опубликовала в газете «Комсомолец Удмуртии» в 1966 году, на удмуртском – в 1968 г. в газете «Советской Удмуртия». Стихотворные подборки Аллы Кузнецовой печатались в журнале «Молот», звучали по удмуртскому радио и телевидению. | ||
Строка 507: | Строка 507: | ||
Любили Аллу Алексеевну и маленькие слушатели детских садов. Профессиональная музыкальная страница в творчестве А. Кузнецовой – песни, созданные на её стихи талантливым композитором Е. В. Копысовой. Впервые после двух сборников стихов Ашальчи Оки, лучшие образцы удмуртской женской поэзии собраны А. С. Зуевой в книге «Мир женской души» (1992). В сборник вошло около шестидесяти стихотворений Аллы Кузнецовой в переводах разных поэтов и самого автора. <ref name="Kuznecova1">Богомолова, Зоя Алексеевн. «Вечная» Алла Кузнецова… / Зоя Богомолова // Италмас. – 2011. - С. 124-126. – (70- летию Аллы Кузнецовой посвящается).</ref> | Любили Аллу Алексеевну и маленькие слушатели детских садов. Профессиональная музыкальная страница в творчестве А. Кузнецовой – песни, созданные на её стихи талантливым композитором Е. В. Копысовой. Впервые после двух сборников стихов Ашальчи Оки, лучшие образцы удмуртской женской поэзии собраны А. С. Зуевой в книге «Мир женской души» (1992). В сборник вошло около шестидесяти стихотворений Аллы Кузнецовой в переводах разных поэтов и самого автора. <ref name="Kuznecova1">Богомолова, Зоя Алексеевн. «Вечная» Алла Кузнецова… / Зоя Богомолова // Италмас. – 2011. - С. 124-126. – (70- летию Аллы Кузнецовой посвящается).</ref> | ||
− | В 1993 году в серии «Удмурт нылпи садъёслы» («Удмуртским детским садикам») вышла книга для маленьких «Будӥськом! Будӥськом! Лыдпусэн тодматскиськом» | + | В 1993 году в серии «Удмурт нылпи садъёслы» («Удмуртским детским садикам») вышла книга для маленьких «Будӥськом! Будӥськом! Лыдпусэн тодматскиськом». <ref name="Kuznecova2" /> |
Алла Алексеевна была удивительно талантливым и одаренным во всем человеком: в сочинении стихов, в жизнелюбии, в добром отношении к людям. Она любила людей и открывала им душу: | Алла Алексеевна была удивительно талантливым и одаренным во всем человеком: в сочинении стихов, в жизнелюбии, в добром отношении к людям. Она любила людей и открывала им душу: | ||
Строка 654: | Строка 654: | ||
=Вольэг Иники= | =Вольэг Иники= | ||
==Жизнь и творчество== | ==Жизнь и творчество== | ||
− | |||
− | + | Николай Николаевич Бехматов родился в 1957 году в деревне Верхнее Кечево Мало-Пургинского района Удмуртской АССР. По образованию юрист. В разное время преподавал историю, право и обществоведение в школах Ижевска и в дер. Кыква Шарканского района, <ref name="behmatov"> Вольэг Иники. «Асьмелы выжыосмылэсь адӟем карыса улоно» / Вольэг Иники // «Тӥ учке ӵемгес ӵукпала...» : кылдунъетъёс, кылужъёс, юан–валэктонъёс / А. Л. Лаптев. – Ижевск, 2008. – С. 235–238.</ref>, с. 235], работал в охране <ref name="behmatov1">Бехматов, Н. Сказитель Николай Бехматов и его книга : [беседа с писателем (псевдоним Вольэг Иники)] / Николай Бехматов ; записала Ольга Горшкова // Удмуртский университет. – 2007. – 24 апр. – С. 11. </ref>. В 2013 году вступил в Союз писателей УР <ref name="behmatov2">Тихонова, Л. И. Воштӥськонъёсты возьман : Удмуртиысь Писательёслэн огазеяськонэнызы кивалтоз Пётр Захаров / Любовь Тихонова // Удмурт дунне. – 2014. – 24 окт. – С. 7.</ref>. | |
Псевдоним Вольэг Иники – авторский неологизм. Слово «Вольэг» состоит из корня «воль» (в перев. на русский – «светлая сила»), относящегося, по cловам Н. Н. Бехматова, к древнему пласту удмуртской лексики <ref name="behmatov" />, и суффикса «-эг». Иники – детское прозвище писателя: в детстве Н. Н. Бехматова называли «Иники-Миники» <ref name="behmatov" />. | Псевдоним Вольэг Иники – авторский неологизм. Слово «Вольэг» состоит из корня «воль» (в перев. на русский – «светлая сила»), относящегося, по cловам Н. Н. Бехматова, к древнему пласту удмуртской лексики <ref name="behmatov" />, и суффикса «-эг». Иники – детское прозвище писателя: в детстве Н. Н. Бехматова называли «Иники-Миники» <ref name="behmatov" />. | ||
Строка 662: | Строка 661: | ||
Творчество Н. Н. Бехматова началось с написания легенд и фантастических рассказов, в основе которых – историческое прошлое удмуртов. Писатель пишет на русском и удмуртском языке. В 1992 году издательством «Тодон» при поддержке писателя П. Ф. Куляшова была издана первая русскоязычная книга «Гордое племя», в которую вошли легенда, новелла и повесть. | Творчество Н. Н. Бехматова началось с написания легенд и фантастических рассказов, в основе которых – историческое прошлое удмуртов. Писатель пишет на русском и удмуртском языке. В 1992 году издательством «Тодон» при поддержке писателя П. Ф. Куляшова была издана первая русскоязычная книга «Гордое племя», в которую вошли легенда, новелла и повесть. | ||
− | В 1995 году была издан исторический роман «Юсьёс но куӵъёс» («Лебеди да соколы»), в 2006 году – книга «Песня огненной реки». Книги выпускаются ограниченным тиражом, имя писателя практически остается неизвестным читателям. Книга «Сказание про Лопшо Педуня и его друга Ивана Дурака» <ref name="behmatov3">Душенкова, Т. Р. Лопшо Педунь и Иван Дурак [Текст] / Татьяна Душенкова // Италмас. – 2013. – № 3. – С. 102–103.</ref> не издана. | + | В 1995 году была издан исторический роман «Юсьёс но куӵъёс» («Лебеди да соколы»), в 2006 году – книга «Песня огненной реки». Книги выпускаются ограниченным тиражом, имя писателя практически остается неизвестным читателям. Книга «Сказание про Лопшо Педуня и его друга Ивана Дурака» [<ref name="behmatov3">Душенкова, Т. Р. Лопшо Педунь и Иван Дурак [Текст] / Татьяна Душенкова // Италмас. – 2013. – № 3. – С. 102–103.</ref>не издана. |
Наиболее известен исторический роман Вольэга Иники «Юсьёс но куӵъёс» (1995). В своем романе автор повествует о древних удмуртах, живших на берегах рек Вятки, Камы и Белой, рассказывает об их взаимоотношениях с соседними народами. Это были и торговые связи, и военные столкновения. В произведении рассказывается о событиях, случившихся задолго до нашей эры. Герои романа энергичны и деятельны, держатся с достоинством. Автор подробно изображает как духовную, так и бытовую сторону их жизни: сцены языческих молений и описания каждодневного быта, обстановку в домах, одежду, охотничьи приспособления и боевое оружие. | Наиболее известен исторический роман Вольэга Иники «Юсьёс но куӵъёс» (1995). В своем романе автор повествует о древних удмуртах, живших на берегах рек Вятки, Камы и Белой, рассказывает об их взаимоотношениях с соседними народами. Это были и торговые связи, и военные столкновения. В произведении рассказывается о событиях, случившихся задолго до нашей эры. Герои романа энергичны и деятельны, держатся с достоинством. Автор подробно изображает как духовную, так и бытовую сторону их жизни: сцены языческих молений и описания каждодневного быта, обстановку в домах, одежду, охотничьи приспособления и боевое оружие. | ||
Строка 670: | Строка 669: | ||
Единственная рецензия на роман написана Германом Кирилловым. В статье «Выль книга – выль кылъёс» («Новая книга – новые слова») он описывает диалектную и архаичную лексику, которая употребляется Вольэгом Иники в изобилии. | Единственная рецензия на роман написана Германом Кирилловым. В статье «Выль книга – выль кылъёс» («Новая книга – новые слова») он описывает диалектную и архаичную лексику, которая употребляется Вольэгом Иники в изобилии. | ||
− | Г. Кириллов отмечает, что автор во множестве употребляет неизвестные обывателю слова, попутно объясняя утерянное значение общеизвестных слов <ref name=" | + | Г. Кириллов отмечает, что автор во множестве употребляет неизвестные обывателю слова, попутно объясняя утерянное значение общеизвестных слов <ref name="behmatov4">Кириллов, Г. Выль книга – выль кылъёс : [об удмурт. архаизмах и диалект. словах в кн. Вольэга Иники «Юсьёс но куӵъёс». Приводится слов. с объяснением архаизмов и диалект. лексики] / Г. Кириллов // Инвожо. – 1997. – N 2. – С. 20–21. </ref>, с. 20]. Так, после прочтения романа Вольэга Иники автору статьи стала понятна этимология названия Гуӵин Бодья (деревня в Кизнерском районе УР). Как пишет Г. Кириллов, «Вольэг валэктэ: Гуӵин – вордскем пал (103 бам). Табере Гуӵин Бодья шуэм мыным валамон ни» («Вольэг объясняет: «Гуӵин – родной край (103). Теперь мне понятно, почему деревня названа Гуӵин Бодьей»). |
Роман Вольэга Иники помогает понять посыл (художественную задачу) некоторых собственных имен, который вложили другие писатели в свои произведения. Деревенская «фамилия» героини романа «Лӧзя бесмен» («Лозинское поле») Г. Медведева Кыть Надьки метко отражает ее характер: удмуртское слово «кыть» обозначает «одичавший». | Роман Вольэга Иники помогает понять посыл (художественную задачу) некоторых собственных имен, который вложили другие писатели в свои произведения. Деревенская «фамилия» героини романа «Лӧзя бесмен» («Лозинское поле») Г. Медведева Кыть Надьки метко отражает ее характер: удмуртское слово «кыть» обозначает «одичавший». | ||
Строка 682: | Строка 681: | ||
Литературовед В. Л. Шибанов отметил среди достоинств исторической повести ее «“сумеречное” отражение нашей современности» <ref name="behmatov5"> Шибанов, В. Л. Там, где земли будинов, гелонов, иирков... / В. Л. Шибанов // Удмуртский университет. – 2007. – 24 апр. – С. 11</ref> и интертекстуальность. Так, при создании образов трех братьев особое место занимает поэма Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а в мотиве выбора героев – философия экзистенциализма. По мнению В. Л. Шибанова, для повести характерны черты как серьезной, так и массовой литературы <ref name="behmatov5"> Шибанов, В. Л. Там, где земли будинов, гелонов, иирков... / В. Л. Шибанов // Удмуртский университет. – 2007. – 24 апр. – С. 11</ref>: внимания литературоведа заслуживает «обнаружение в вечных темах этнически-социальной конкретизации, актуализация идей «Авесты» <ref name="behmatov5"> Шибанов, В. Л. Там, где земли будинов, гелонов, иирков... / В. Л. Шибанов // Удмуртский университет. – 2007. – 24 апр. – С. 11</ref>. В. Л. Шибанов пишет, что «Песня огненной реки» представляет собой интересное явление удмуртской культуры и русской литературы Удмуртии. | Литературовед В. Л. Шибанов отметил среди достоинств исторической повести ее «“сумеречное” отражение нашей современности» <ref name="behmatov5"> Шибанов, В. Л. Там, где земли будинов, гелонов, иирков... / В. Л. Шибанов // Удмуртский университет. – 2007. – 24 апр. – С. 11</ref> и интертекстуальность. Так, при создании образов трех братьев особое место занимает поэма Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а в мотиве выбора героев – философия экзистенциализма. По мнению В. Л. Шибанова, для повести характерны черты как серьезной, так и массовой литературы <ref name="behmatov5"> Шибанов, В. Л. Там, где земли будинов, гелонов, иирков... / В. Л. Шибанов // Удмуртский университет. – 2007. – 24 апр. – С. 11</ref>: внимания литературоведа заслуживает «обнаружение в вечных темах этнически-социальной конкретизации, актуализация идей «Авесты» <ref name="behmatov5"> Шибанов, В. Л. Там, где земли будинов, гелонов, иирков... / В. Л. Шибанов // Удмуртский университет. – 2007. – 24 апр. – С. 11</ref>. В. Л. Шибанов пишет, что «Песня огненной реки» представляет собой интересное явление удмуртской культуры и русской литературы Удмуртии. | ||
− | Исследователь Т. Р. Душенкова в своей статье знакомит с неизданной рукописью Вольэга Иники «Сказание про Лопшо Педуня и его друга Ивана Дурака», в которой рассказывается о похождениях Лӧпшо Педуня и Ивана Дурака. Известные персонажи удмуртских и русских сказок в авторском произведении представлены своеобразно. По словам Т. Р. Душенковой, «Лӧпшо Педунь у Н. Бехматова становится провидцем (с. 47), сказителем, вещуном и пророком, провозвестником (с. 52), совестью (с. 56). <…> Кроме того, автор наделил его и чертами авантюриста» <ref name="behmatov3" | + | Исследователь Т. Р. Душенкова в своей статье знакомит с неизданной рукописью Вольэга Иники «Сказание про Лопшо Педуня и его друга Ивана Дурака», в которой рассказывается о похождениях Лӧпшо Педуня и Ивана Дурака. Известные персонажи удмуртских и русских сказок в авторском произведении представлены своеобразно. По словам Т. Р. Душенковой, «Лӧпшо Педунь у Н. Бехматова становится провидцем (с. 47), сказителем, вещуном и пророком, провозвестником (с. 52), совестью (с. 56). <…> Кроме того, автор наделил его и чертами авантюриста» <ref name="behmatov3">, с. 103]. Иван Дурак в повести играет роль второстепенного персонажа и выступает помощником Лопшо Педуня. |
− | Т. Р. Душенкова отмечает остросюжетность произведения: «Лихо закручен сюжет книги. Прочитав первую часть, с нетерпением ждешь, что же будет во второй» <ref name="behmatov3" | + | Т. Р. Душенкова отмечает остросюжетность произведения: «Лихо закручен сюжет книги. Прочитав первую часть, с нетерпением ждешь, что же будет во второй» <ref name="behmatov3">, с. 103]. По мнению литературоведа, слог писателя тяжеловесный. Необходима редакторская правка рукописи. «И все же новая книга Н. Бехматова обязательно найдет своего читателя, – заключает Т. Р. Душенкова, – ведь уже само ее название никого не может оставить равнодушным». |
Таким образом, основная тема творчества писателя-билингва Вольэга Иники – историческое прошлое удмуртов. Произведениям Вольэга Иники свойственны черты как массовой, так и интеллектуальной литературы. Для его текстов характерны отсылки к фольклору, русской и мировой литературе. Духовно-философская основа творчества – идеи экзистенциализма и зороастризма. | Таким образом, основная тема творчества писателя-билингва Вольэга Иники – историческое прошлое удмуртов. Произведениям Вольэга Иники свойственны черты как массовой, так и интеллектуальной литературы. Для его текстов характерны отсылки к фольклору, русской и мировой литературе. Духовно-философская основа творчества – идеи экзистенциализма и зороастризма. | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
==Литература== | ==Литература== | ||
<references /> | <references /> |