Тӧлпери: различия между версиями

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску
 
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
 
Тӧлпери ходит по межам засеянных хлебов и контролирует их рост. К его помощи крестьяне неоднократно обращались в цикле весенне-осенних календарных и семейно-бытовых обрядов: приносили в жертву утку во время созревания зерна, чтобы «не бушевал и не вредил хлебам, а двигался между колосьями осторожно»<ref name="емельянов">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8636 Емельянов А.И. Остатков старинных верования и обрядов у вотяков / Курс по этнографии вотяков. - Казань, 1921. Вып. 3. С. 139.]</ref>, удерживал бы хорошую погоду во время жатвы. Восприятие ветра как одушевленного существа выражалось в посвистывании-приглашении его на помощь для быстрой сушки и проветривания скошенного сена. А во время провеивания зерна просили у ветра тихую, ясную погоду, чтобы полное, тяжеловесное зерно падало к ногам веющего, а сор и полова отлетали бы далеко<ref name="волкова2">  Волкова Л.А. Аграрный культ и магические действия/ Волкова Л.А. // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века). - Ижевск, 2003. С. 307-324.</ref>.
 
Тӧлпери ходит по межам засеянных хлебов и контролирует их рост. К его помощи крестьяне неоднократно обращались в цикле весенне-осенних календарных и семейно-бытовых обрядов: приносили в жертву утку во время созревания зерна, чтобы «не бушевал и не вредил хлебам, а двигался между колосьями осторожно»<ref name="емельянов">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8636 Емельянов А.И. Остатков старинных верования и обрядов у вотяков / Курс по этнографии вотяков. - Казань, 1921. Вып. 3. С. 139.]</ref>, удерживал бы хорошую погоду во время жатвы. Восприятие ветра как одушевленного существа выражалось в посвистывании-приглашении его на помощь для быстрой сушки и проветривания скошенного сена. А во время провеивания зерна просили у ветра тихую, ясную погоду, чтобы полное, тяжеловесное зерно падало к ногам веющего, а сор и полова отлетали бы далеко<ref name="волкова2">  Волкова Л.А. Аграрный культ и магические действия/ Волкова Л.А. // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века). - Ижевск, 2003. С. 307-324.</ref>.
 
 
  
 
== Литература==
 
== Литература==
  
 +
<references />
  
<references />
+
[[Категория:Пантеон богов]]

Текущая версия на 15:50, 30 августа 2018

Тӧлпери ходит по межам засеянных хлебов и контролирует их рост. К его помощи крестьяне неоднократно обращались в цикле весенне-осенних календарных и семейно-бытовых обрядов: приносили в жертву утку во время созревания зерна, чтобы «не бушевал и не вредил хлебам, а двигался между колосьями осторожно»[1], удерживал бы хорошую погоду во время жатвы. Восприятие ветра как одушевленного существа выражалось в посвистывании-приглашении его на помощь для быстрой сушки и проветривания скошенного сена. А во время провеивания зерна просили у ветра тихую, ясную погоду, чтобы полное, тяжеловесное зерно падало к ногам веющего, а сор и полова отлетали бы далеко[2].

Литература[править]

  1. Емельянов А.И. Остатков старинных верования и обрядов у вотяков / Курс по этнографии вотяков. - Казань, 1921. Вып. 3. С. 139.
  2. Волкова Л.А. Аграрный культ и магические действия/ Волкова Л.А. // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века). - Ижевск, 2003. С. 307-324.