Структура этноса: различия между версиями

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 9: Строка 9:
  
 
Представляет большой интерес так называемая воршудная организация. Еще в начале XX в. каждый удмурт четко представлял свою принадлежность к особому экзогамному объединению — воршуду. В целом же все группы отчетливо осознавали свое единство и общее происхождение, имели единое самоназвание удмурт.
 
Представляет большой интерес так называемая воршудная организация. Еще в начале XX в. каждый удмурт четко представлял свою принадлежность к особому экзогамному объединению — воршуду. В целом же все группы отчетливо осознавали свое единство и общее происхождение, имели единое самоназвание удмурт.
 
+
   
Среди северных удмуртов в Ярском, Юкаменском, Балезинском районах Удмуртской Республики и Слободском районе Кировской области живет особая этническая группа — бесермяне, говорящая на удмуртском языке. Вероятнее всего, бесермяне имеют общее с удмуртами происхождение, хотя в их этническом оформлении, происходившем в булгарскую эпоху, не исключено участие какой-то тюркской группы, родственной позднейшим чувашам<ref name="vlad" />Владыкин В. Е. Структурные компоненты этноса / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 16-17.</ref>.
 
 
 
 
== Литература ==
 
== Литература ==
  
 +
<references />
  
<references />
+
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Этническая история удмуртов]]

Текущая версия на 09:53, 30 августа 2018

Структурные компоненты этноса[править]

Структура удмуртского этноса не однородна. Удмурты довольно рано оказались разделенными на северных и южных. Их развитие протекало в отрыве друг от друга в неодинаковых исторических и политико-административных условиях. Северная часть удмуртов в 1489 г. была присоединена к России в составе Вятской губернии, а южная вплоть до середины XVI в. находилась под владычеством Казанского ханства. Это определило некоторое своеобразие их этнографических характеристик: на северных удмуртов значительное воздействие оказали русские, у южных ощущается тюркское влияние. Различия между ними прослеживаются в элементах материальной культуры, обрядах, языке[1].

Наряду с двумя большими группами удмуртов — северных и южных — можно выделить еще несколько локальных групп, в силу ряда исторических обстоятельств оказавшихся расселенными довольно далеко от основного "этнического материка". Это слободские и унинские удмурты Кировской области, карлыганские Республики Марий Эл, кукморские, балтасинские и бавлинские Татарстана, янаульские и татышлинские Башкортостана, куединские Пермской и красноуфимские Свердловской областей, бирилюсские Красноярского края, тигинские Томской области и др. Все они, живя в иноэтническом окружении, приобрели много специфических черт, но вместе с тем сохранили основные архаические элементы быта, культуры, языка[2].

Кроме того, внутри удмуртского этноса выявлены остатки многочисленных этносоциальных подразделений разного исторического происхождения (ватка, калмез, улланьёс, вылланьёс, тупалъёс, тапалъёс, выл, мэр, дэмен, эль и т. д.). В племя Ватка входили удмурты, живущие в верховьях Чепцы, примерно до села Балезино, и в Слободском районе Кировской области. Ученые полагают, что ранее Ватка имели более широкую область расселения. Они обитали в верхнем и среднем течении Вятки, по ее притокам: Чепце, Моломе, Холунице, Быстрице, Великой – в пределах бывших Слободского, Котельничского, Орловского, Шестаковского, Глазовского уездов. Племя Калмез было расселено в среднем и нижнем течении Вятки, по ее притокам Пижме, Кильмези, в пределах бывших Яранского, Уржумского, Малмыжского, Нолинского, Сарапульского уездов. Сегодня калмезы заселяют преимущественно бассейн реки Кильмез. На остальной территории Удмуртии – южной и юго-восточной ее части – проживают удмурты со смешанной этнической структурой. Именно сюда под давлением татар переселилась часть арских удмуртов, которая раньше проживала в низовьях Вятки и Камы, и смешалась с проживающими здесь удмуртами других племенных объединений[3].

Представляет большой интерес так называемая воршудная организация. Еще в начале XX в. каждый удмурт четко представлял свою принадлежность к особому экзогамному объединению — воршуду. В целом же все группы отчетливо осознавали свое единство и общее происхождение, имели единое самоназвание удмурт.

Литература[править]