Служители культа

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску
The printable version is no longer supported and may have rendering errors. Please update your browser bookmarks and please use the default browser print function instead.
Вӧсясь (жрец)
На молении

Для обслуживания культовых комплексов выбирались свои особые служители — жрецы: в куале — вӧсясь в значении руководителя моления, в луде — утись — хранитель святилища. В помощь им выбирались или назначались служители низшего ранга: кунул кутӥсь (тот, кто поддерживает под руки главного жреца), партчась (тот, кто закалывает жертвенное животное), тылась (тот, кто ведает священным огнем-костром), тусьты-дуры миськись (тот, кто ведает ритуальной посудой).

Главные жрецы обычно исполняли свои обязанности пожизненно или избирались на определенный срок, чаще на 12 лет (этот срок мог сокращаться по болезни, из-за смерти жены жреца: вдовец не мог быть жрецом и т. д.).

Иногда главным жрецом могли выбрать и малолетнего ребенка, тогда при нем назначался своеобразный регент (вӧсь утись — ведающий молением) [1].

Общение удмуртских жрецов с божествами и духами во многом осуществлялось через традиционные обращения к божествам — заклинания (куриськон), называемые иногда удмуртскими молитвами [2].

Был выработан специальный обряд избрания главного жреца. Для этого приглашали туно — могущественного знахаря, колдуна, пользовавшегося шаманскими приемами [3]. Для обряда выбора нового жреца существовала специальная мелодии для крезя, исполняемой во время ритуала. Выбор нового жреца происходил при собрании всех домохозяев; приглашался сюда и музыкант-гусляр (крезьчи). На костре варилось жертвенное мясо, гусляр наигрывал на гуслях священную песнь Инву гур, а знахарь-ворожец исполнял особенного рода танец. Бешеной пляской или стягиванием пояса он приводил себя в состояние транса и выкрикивал имя будущего жреца [4]. Главным жрецом предпочитали выбирать человека с красно-рыжими волосами и бородой как наиболее любимого богами [3].

Весьма своеобразное место среди служителей культа удмуртов принадлежало тӧро — наиболее уважаемому, почетному лицу, которое уже только своим присутствием как бы освящало молитвенные ритуалы, хотя непосредственного участия (тем более руководства) в них не принимало. Однако вӧсясь — главный жрец — все свои действия совершал как бы с позволения тӧро, без которого моление считалось недействительным.

Удмуртские служители культа имели специальную одежду: это был длинный холщовый кафтан с широкими рукавами (иногда без рукавов) светло-лилового цвета, подпоясанный кушаком. На голову надевался вязаный колпак с кисточкой из разноцветных ниток. Для всех других участников молений обязательным цветом ритуальной одежды был белый [1].


Литература