Редактирование: Служители культа
Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поискуВнимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 4: | Строка 4: | ||
Главные жрецы обычно исполняли свои обязанности пожизненно или избирались на определенный срок, чаще на 12 лет (этот срок мог сокращаться по болезни, из-за смерти жены жреца: вдовец не мог быть жрецом и т. д.). | Главные жрецы обычно исполняли свои обязанности пожизненно или избирались на определенный срок, чаще на 12 лет (этот срок мог сокращаться по болезни, из-за смерти жены жреца: вдовец не мог быть жрецом и т. д.). | ||
− | Иногда главным жрецом могли выбрать и малолетнего ребенка, тогда при нем назначался своеобразный регент (вӧсь утись — ведающий молением) <ref name="оскон">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Общее и особенное в системе язычества удмуртов / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. – Ижевск, 1994. - С. 96-126.]</ref>. | + | Иногда главным жрецом могли выбрать и малолетнего ребенка, тогда при нем назначался своеобразный регент (вӧсь утись — ведающий молением).<ref name="оскон">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Общее и особенное в системе язычества удмуртов / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. – Ижевск, 1994. - С. 96-126.]</ref>. |
− | Общение удмуртских жрецов с божествами и духами во многом осуществлялось через традиционные обращения к божествам — заклинания (куриськон), называемые иногда удмуртскими молитвами <ref name="Владыкин">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Общее и особенное в системе язычества удмуртов / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. – Ижевск, 1994. - С. 96-126.]</ref>. | + | Общение удмуртских жрецов с божествами и духами во многом осуществлялось через традиционные обращения к божествам — заклинания (куриськон), называемые иногда удмуртскими молитвами. |
+ | <ref name="Владыкин">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Общее и особенное в системе язычества удмуртов / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. – Ижевск, 1994. - С. 96-126.]</ref>. | ||
− | Был выработан специальный обряд избрания главного жреца. Для этого приглашали туно — могущественного знахаря, колдуна, пользовавшегося шаманскими приемами <ref name="r2"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/15372 Гришкина М. В. Язычество и христианство / М. В. Гришкина // История Удмуртии : конец XV - начало ХХ века. - Ижевск, 2004. - С. 208-212.]</ref>. Для обряда выбора нового жреца существовала специальная мелодии для крезя, исполняемой во время ритуала. Выбор нового жреца происходил при собрании всех домохозяев; приглашался сюда и музыкант-гусляр (крезьчи). На костре варилось жертвенное мясо, гусляр наигрывал на гуслях священную песнь Инву гур, а знахарь-ворожец исполнял особенного рода танец. Бешеной пляской или стягиванием пояса он приводил себя в состояние транса и выкрикивал имя будущего жреца <ref name="верещагин"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/3976 Верещагин Г. Е. Собрание сочинений. В 6 т. - Ижевск, 2000. - Т. 3. Кн. 2. Вып. 1 : Этнографические очерки. - С. 203.]</ref>. Главным жрецом предпочитали выбирать человека с красно-рыжими волосами и бородой как наиболее любимого богами <ref name="r2"/>. | + | Был выработан специальный обряд избрания главного жреца. Для этого приглашали туно — могущественного знахаря, колдуна, пользовавшегося шаманскими приемами <ref name="r2">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/15372 Гришкина М. В. Язычество и христианство / М. В. Гришкина // История Удмуртии : конец XV - начало ХХ века. - Ижевск, 2004. - С. 208-212.]</ref>. Для обряда выбора нового жреца существовала специальная мелодии для крезя, исполняемой во время ритуала. Выбор нового жреца происходил при собрании всех домохозяев; приглашался сюда и музыкант-гусляр (крезьчи). На костре варилось жертвенное мясо, гусляр наигрывал на гуслях священную песнь Инву гур, а знахарь-ворожец исполнял особенного рода танец. Бешеной пляской или стягиванием пояса он приводил себя в состояние транса и выкрикивал имя будущего жреца<ref name="верещагин"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/3976 Верещагин Г. Е. Собрание сочинений. В 6 т. - Ижевск, 2000. - Т. 3. Кн. 2. Вып. 1 : Этнографические очерки. - С. 203.]</ref>. Главным жрецом предпочитали выбирать человека с красно-рыжими волосами и бородой как наиболее любимого богами <ref name="r2"/>. |
Весьма своеобразное место среди служителей культа удмуртов принадлежало тӧро — наиболее уважаемому, почетному лицу, которое уже только своим присутствием как бы освящало молитвенные ритуалы, хотя непосредственного участия (тем более руководства) в них не принимало. Однако вӧсясь — главный жрец — все свои действия совершал как бы с позволения тӧро, без которого моление считалось недействительным. | Весьма своеобразное место среди служителей культа удмуртов принадлежало тӧро — наиболее уважаемому, почетному лицу, которое уже только своим присутствием как бы освящало молитвенные ритуалы, хотя непосредственного участия (тем более руководства) в них не принимало. Однако вӧсясь — главный жрец — все свои действия совершал как бы с позволения тӧро, без которого моление считалось недействительным. | ||
− | Удмуртские служители культа имели специальную одежду: это был длинный холщовый кафтан с широкими рукавами (иногда без рукавов) светло-лилового цвета, подпоясанный кушаком. На голову надевался вязаный колпак с кисточкой из разноцветных ниток. Для всех других участников молений обязательным цветом ритуальной одежды был белый <ref name="оскон" />. | + | Удмуртские служители культа имели специальную одежду: это был длинный холщовый кафтан с широкими рукавами (иногда без рукавов) светло-лилового цвета, подпоясанный кушаком. На голову надевался вязаный колпак с кисточкой из разноцветных ниток. Для всех других участников молений обязательным цветом ритуальной одежды был белый<ref name="оскон" />. |
<br clear="both" /> | <br clear="both" /> |