Редактирование: Распространение грамотности

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 18: Строка 18:
 
В 1740 году, по предложению епископа Иллариона, было намечено открыть еще четыре школы для инородцев, населявших Казанскую и Вятскую губернии.
 
В 1740 году, по предложению епископа Иллариона, было намечено открыть еще четыре школы для инородцев, населявших Казанскую и Вятскую губернии.
  
Но из проектированных школ была открыта сначала только одна - Свияжская инородческая школа. В школу было набрано 50 человек инородцев в возрасте от 7 до 15 лет <ref name="Фролова"> Фролова Г. Д. Развитие национальной школы в Удмуртии до 1917 года / Г. Д. Фролова // Из истории народного образования в Удмуртии. - Ижевск, 1996. - С. 5-14.</ref>. Позже были открыты Елабужская и Казанская школы. Обучение велось на  церковнославянском языке. Учителей-инородцев не было, учебниками служили букварь с десятословом и катехизисом, часослов и псалтырь. Из отчета за 1750 год видно, что удмурты учились в Свияжской школе (1 чел.), Елабужской (3 чел.), Казанской (16 чел.). Итак, было принято 20 человек. Но с каждым годом удмуртов становилось меньше: в 1754 году в этих школах учились 17 удмуртов, а через 19 лет, в 1773 году, их осталось лишь два <ref name="Суворова">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/12630 Суворова З. П. Педагогические идеи удмуртского просветителя И. С. Михеева / З. П. Суворова. - Ижевск, 1990. - С. 10-20.]</ref>.
+
Но из проектированных школ была открыта сначала только одна - Свияжская инородческая школа. В школу было набрано 50 человек инородцев в возрасте от 7 до 15 лет <ref name="Фролова"> Фролова Г. Д. Развитие национальной школы в Удмуртии до 1917 года / Г. Д. Фролова // Из истории народного образования в Удмуртии. - Ижевск, 1996. - С. 5-14.</ref>. Позже были открыты Елабужская и Казанская школы. Обучение велось на  церковнославянском языке. Учителей-инородцев не было, учебниками служили букварь с десятословом и катехизисом, часослов и псалтырь. Из отчета за 1750 год видно, что удмурты учились в Свияжской школе (1 чел.), Елабужской (3 чел.), Казанской (16 чел.). Итак, было принято 20 человек. Но с каждым годом удмуртов становилось меньше: в 1754 году в этих школах учились 17 удмуртов, а через 19 лет, в 1773 году, их осталось лишь два. <ref name="Суворова">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/12630 Суворова З. П. Педагогические идеи удмуртского просветителя И. С. Михеева / З. П. Суворова. - Ижевск, 1990. - С. 10-20.]</ref>.
  
 
По предложению казанского губернатора для образования казанских инородцев, а именно: чуваш, удмуртов, мордвы была открыта так называемая Центральная школа в г. Казани, в Федоровском монастыре (в школу принимались не только дети крещенных инородцев, но также и некрещенных).
 
По предложению казанского губернатора для образования казанских инородцев, а именно: чуваш, удмуртов, мордвы была открыта так называемая Центральная школа в г. Казани, в Федоровском монастыре (в школу принимались не только дети крещенных инородцев, но также и некрещенных).
Строка 30: Строка 30:
 
Несколько позднее священники отдельных приходов из новокрещеных удмуртов стали открывать на средства сельского общества небольшие приходские новокрещенские школы. Первые приходы из новокрещеных удмуртов появились в северной части Глазовского уезда, так как сюда раньше проникло христианство, чем в другие уезды <ref name="Фролова"/>.
 
Несколько позднее священники отдельных приходов из новокрещеных удмуртов стали открывать на средства сельского общества небольшие приходские новокрещенские школы. Первые приходы из новокрещеных удмуртов появились в северной части Глазовского уезда, так как сюда раньше проникло христианство, чем в другие уезды <ref name="Фролова"/>.
  
Первый приход был открыт в селе Елово. Возглавлял его русский священник, владеющий удмуртским языком <ref name="лайду">Лайду П. Удмуртский язык / П. Хайду // Уральские языки и народы / П. Хайду. - М., 1985. - С. 61.</ref>.
+
Первый приход был открыт в селе Елово. Возглавлял его русский священник, владеющий удмуртским языком<ref name="лайду">Лайду П. Удмуртский язык / П. Хайду // Уральские языки и народы / П. Хайду. - М., 1985. - С. 61.</ref>.
 
Назначение обучения удмуртов в новокрещенских школах состояло в том, чтобы бороться с тайным языческим культом удмуртов.
 
Назначение обучения удмуртов в новокрещенских школах состояло в том, чтобы бороться с тайным языческим культом удмуртов.
 
Христианизация удмуртского населения распространялась медленно, особенно в глухих районах Вятского края. Удмурты сопротивлялись проникновению новой веры и оставались втайне двоеверцами, воспитывая детей своих в духе преданности язычеству и не отпускали их в русские школы, пренебрегая и первыми миссионерскими школами.
 
Христианизация удмуртского населения распространялась медленно, особенно в глухих районах Вятского края. Удмурты сопротивлялись проникновению новой веры и оставались втайне двоеверцами, воспитывая детей своих в духе преданности язычеству и не отпускали их в русские школы, пренебрегая и первыми миссионерскими школами.
Строка 37: Строка 37:
 
Итоги деятельности духовного ведомства к концу XVIIIB. области просвещения и школьного дела среди удмуртов были мало успешны. Грамотные люди среди удмуртов насчитывались единицами.
 
Итоги деятельности духовного ведомства к концу XVIIIB. области просвещения и школьного дела среди удмуртов были мало успешны. Грамотные люди среди удмуртов насчитывались единицами.
 
Проезжавший  в  сибирскую  ссылку А.Н.Радищев  (1796г.)  встретил на Дебесской почтовой дороге писаря из удмуртов.  В том же году,  во время следствия по поводу одной жалобы, оказалось по одному грамотному человеку в  четырех удмуртских селениях.
 
Проезжавший  в  сибирскую  ссылку А.Н.Радищев  (1796г.)  встретил на Дебесской почтовой дороге писаря из удмуртов.  В том же году,  во время следствия по поводу одной жалобы, оказалось по одному грамотному человеку в  четырех удмуртских селениях.
Окончившие школу (новокрещенскую или монастырскую) удмурты имели элементарную грамотность, так как обучение носило утилитарно-религиозный миссионерский  характер;    к  тому  же  большинство  учеников  школу заканчивали <ref name="Фролова"/>.
+
Окончившие школу (новокрещенскую или монастырскую) удмурты имели элементарную грамотность, так как обучение носило утилитарно-религиозный миссионерский  характер;    к  тому  же  большинство  учеников  школу заканчивали.
 +
<ref name="Фролова"/>.
  
 
==XIX век==
 
==XIX век==
  
В 1802 году было учреждено Министерство народного просвещения, но из-за отсутствия средств народное образование остается фактически в руках духовенства. В 1803 году Россия была разделена на учебные округи, Вятская и Казанская губернии отнесены к Казанскому учебному округу. В 1803 году введены правила народного просвещения, в 1804 — Устав учебных заведений, по которому каждый церковный приход должен иметь приходское училище <ref name="Суворова" />.  
+
В 1802 году было учреждено Министерство народного просвещения, но из-за отсутствия средств народное образование остается фактически в руках духовенства. В 1803 году Россия была разделена на учебные округи, Вятская и Казанская губернии отнесены к Казанскому учебному округу. В 1803 году введены правила народного просвещения, в 1804 — Устав учебных заведений, по которому каждый церковный приход должен иметь приходское училище<ref name="Суворова" />.  
  
 
Дальнейшее  развитие  национальной  удмуртской  школы  связано образованием  специального  миссионерства  (первая  четверть  XIXв.) удмуртов, учрежденного по просьбе вятского духовенства (удмурты входил состав    двух    епархий:    северные    подчинялись    епископу    Вятскому Великопермскому,  южные - Казанскому митрополиту).  Вятское духовенство считало,  что для  закрепления христианской  религии  нужно  было обучить удмуртских детей основам христианской веры и, следовательно, грамоте русском языке. Вятские миссионеры предложили священникам удмуртских приходов обучать детей прихожан чтению, письму и закону Божию бесплатно и безвозмездно.
 
Дальнейшее  развитие  национальной  удмуртской  школы  связано образованием  специального  миссионерства  (первая  четверть  XIXв.) удмуртов, учрежденного по просьбе вятского духовенства (удмурты входил состав    двух    епархий:    северные    подчинялись    епископу    Вятскому Великопермскому,  южные - Казанскому митрополиту).  Вятское духовенство считало,  что для  закрепления христианской  религии  нужно  было обучить удмуртских детей основам христианской веры и, следовательно, грамоте русском языке. Вятские миссионеры предложили священникам удмуртских приходов обучать детей прихожан чтению, письму и закону Божию бесплатно и безвозмездно.
Строка 77: Строка 78:
  
 
Средства на содержание братских школ складывались из кружечных сборов в церкви, из пожертвований, из сумм Синода и Министерства народного просвещения, от продажи религиозных книг, от православного миссионерского общества и, наконец, от частных лиц.
 
Средства на содержание братских школ складывались из кружечных сборов в церкви, из пожертвований, из сумм Синода и Министерства народного просвещения, от продажи религиозных книг, от православного миссионерского общества и, наконец, от частных лиц.
В удмуртских школах Братства изучались: история русского раскола, историко-литургические сведения, священная история и церковная история. Учащиеся в школах подразделялись на группы: старшую, среднюю и младшую. Старшее отделение было отделением повторного курса, т.е. ничего вновь не изучалось. Ученики старшей группы должны были посещать образцовые церковноприходские школы при духовной семинарии. Женщины, обучавшиеся в школах братства, большую часть времени проводили в стенах монастыря, соблюдая строгий монастырский устав <ref name="Фролова"/>.
+
В удмуртских школах Братства изучались: история русского раскола, историко-литургические сведения, священная история и церковная история. Учащиеся в школах подразделялись на группы: старшую, среднюю и младшую. Старшее отделение было отделением повторного курса, т.е. ничего вновь не изучалось. Ученики старшей группы должны были посещать образцовые церковноприходские школы при духовной семинарии. Женщины, обучавшиеся в школах братства, большую часть времени проводили в стенах монастыря, соблюдая строгий монастырский устав.<ref name="Фролова"/>
  
В конце XIX века с распространением системы Ильминского в Поволжье начинают открываться новые школы, появляются учителя из нерусской среды. Если в 1870 году на территории Поволжья было 62 школы, из них одна удмуртская с 25 учениками, то уже к 1880 году количество учащихся увеличивается, Так как начинается подготовка учителей-удмуртов <ref name="Суворова" />. Миссионер Глазовского уезда М. Фармаковский в своем отчете за 1877 год относительно учителей-удмуртов писал: «На поприще народно-инородческого учительства появляются и дети вотяков. Наставник Верхне-Парзинской школы Тимофеи и три помощника наставника—природные вотяки» <ref name="Фармаковский">Фармаковский М. Памятная книжка Вятской губернии / М. Фармаковский. - Вятка, 1878. - С. 383.</ref>.
+
В конце XIX века с распространением системы Ильминского в Поволжье начинают открываться новые школы, появляются учителя из нерусской среды. Если в 1870 году на территории Поволжья было 62 школы, из них одна удмуртская с 25 учениками, то уже к 1880 году количество учащихся увеличивается, Так как начинается подготовка учителей-удмуртов<ref name="Суворова" />. Миссионер Глазовского уезда М. Фармаковский в своем отчете за 1877 год относительно учителей-удмуртов писал: «На поприще народно-инородческого учительства появляются и дети вотяков. Наставник Верхне-Парзинской школы Тимофеи и три помощника наставника—природные вотяки»<ref name="Фармаковский">Фармаковский М. Памятная книжка Вятской губернии / М. Фармаковский. - Вятка, 1878. - С. 383.</ref>
  
 
Школы  проводили учебную работу по программе Ильминского: закон божий, чтение священных книг, пение христианских молитв, пение церковных песен. Главное место в системе Ильминского отводилось распространению религиозного воспитания, христианства через миссионерские  православные школы.  
 
Школы  проводили учебную работу по программе Ильминского: закон божий, чтение священных книг, пение христианских молитв, пение церковных песен. Главное место в системе Ильминского отводилось распространению религиозного воспитания, христианства через миссионерские  православные школы.  
Ильминский выдвинул идею организации такой народной школы, которая воспитывала бы высоконравственного человека и была доступна для всех детей, независимо от классово-сословной и национальной принадлежности. Он выработал принципиально новую систему обучения русскому языку нерусских детей. «Прогрессивным в изучении русского языка в национальной школе по системе Ильминского было то, что он, во-первых, выделил русский язык как отдельный предмет обучения; во-вторых, язык изучался на базе родного языка учащихся, каждое непонятное слово или мысль, если они не объяснялись с помощью наглядности, комментировались на родном языке (этим соблюдался важный дидактический принцип сознательности обучения); в-третьих, Ильминский применил в обучении языку методический принцип устного опережения. Русский язык изучался постепенно, начиная с устных разговорных уроков, знакомящих детей с конкретными предметами и действиями. Лишь на продвинутом этапе овладения языком начиналось обучение чтению и письму» <ref name="Колейс">Колейс О. А. Русско-марийские связи в области просвящения : дис.... канд. пед. наук / О. А. Клейс. - Казань, 1986.</ref>.
+
Ильминский выдвинул идею организации такой народной школы, которая воспитывала бы высоконравственного человека и была доступна для всех детей, независимо от классово-сословной и национальной принадлежности. Он выработал принципиально новую систему обучения русскому языку нерусских детей. «Прогрессивным в изучении русского языка в национальной школе по системе Ильминского было то, что он, во-первых, выделил русский язык как отдельный предмет обучения; во-вторых, язык изучался на базе родного языка учащихся, каждое непонятное слово или мысль, если они не объяснялись с помощью наглядности, комментировались на родном языке (этим соблюдался важный дидактический принцип сознательности обучения); в-третьих, Ильминский применил в обучении языку методический принцип устного опережения. Русский язык изучался постепенно, начиная с устных разговорных уроков, знакомящих детей с конкретными предметами и действиями. Лишь на продвинутом этапе овладения языком начиналось обучение чтению и письму»<ref name="Колейс">Колейс О. А. Русско-марийские связи в области просвящения : дис.... канд. пед. наук / О. А. Клейс. - Казань, 1986.</ref>.
  
 
По системе Ильминского нерусские школы должны были иметь учителей своего племени, хорошо знающих родной язык, или же русских, владеющих соответственно инородческими наречиями. Но все же национальных учителей не хватало. Дети приходили учиться, совершенно не зная русского языка, учитель часто не знал удмуртского. Объяснение на уроках шло в основном на жестах. Ученики не. понимали вопросов учителя, а учитель — ответов учеников. Так обстояло дело в тех школах, где учителя имели хоть какую-то подготовку к работе, но не знали -удмуртского языка. Были и другие школы, в которых работали учителя-удмурты, но они не имели никакой методической подготовки.
 
По системе Ильминского нерусские школы должны были иметь учителей своего племени, хорошо знающих родной язык, или же русских, владеющих соответственно инородческими наречиями. Но все же национальных учителей не хватало. Дети приходили учиться, совершенно не зная русского языка, учитель часто не знал удмуртского. Объяснение на уроках шло в основном на жестах. Ученики не. понимали вопросов учителя, а учитель — ответов учеников. Так обстояло дело в тех школах, где учителя имели хоть какую-то подготовку к работе, но не знали -удмуртского языка. Были и другие школы, в которых работали учителя-удмурты, но они не имели никакой методической подготовки.
Строка 97: Строка 98:
  
 
Дети удмуртов, кроме чисто инородческих училищ и русских училищ, обучались еще в смешанных училищах. К началу XX века в инородческих училищах Вятской губернии и в школах со смешанным составом учащихся обучалось 8188 мальчиков и 943 девочки.  
 
Дети удмуртов, кроме чисто инородческих училищ и русских училищ, обучались еще в смешанных училищах. К началу XX века в инородческих училищах Вятской губернии и в школах со смешанным составом учащихся обучалось 8188 мальчиков и 943 девочки.  
Сравнивая успехи учащихся-удмуртов и русских,  инспектора и учителя отмечали,  что в смешанных школах удмурты быстрее овладевают русским языком, благодаря постоянному общению с русскими учащимися <ref name="Фролова1">Фролова Г. Д. Национальная школа в Удмуртии до 1917 года / Г. Д. Фролова // Из истории народного образования в Удмуртии. - Ижевск, 1996. - С. 4-66.</ref>.
+
Сравнивая успехи учащихся-удмуртов и русских,  инспектора и учителя отмечали,  что в смешанных школах удмурты быстрее овладевают русским языком, благодаря постоянному общению с русскими учащимися<ref name="Фролова1">Фролова Г. Д. Национальная школа в Удмуртии до 1917 года / Г. Д. Фролова // Из истории народного образования в Удмуртии. - Ижевск, 1996. - С. 4-66.</ref>.
  
 
Защитниками и пропагандистами идей  просвещения удмуртского народа были в конце XIX в. были  педагог-методист В. А. Ислентьев, педагоги Н. Н. Блинов, И. С. Михеев, И. В. Яковлев, ученый, педагог и этнограф Г. Е. Верещагин. Их труды были известны в нерусских школах Поволжья и Сибири, Алтая, Средней Азии, Кавказа.
 
Защитниками и пропагандистами идей  просвещения удмуртского народа были в конце XIX в. были  педагог-методист В. А. Ислентьев, педагоги Н. Н. Блинов, И. С. Михеев, И. В. Яковлев, ученый, педагог и этнограф Г. Е. Верещагин. Их труды были известны в нерусских школах Поволжья и Сибири, Алтая, Средней Азии, Кавказа.
Строка 124: Строка 125:
 
исследование истории и культуры удмуртов и русских, распространение научных знаний в массе народа;
 
исследование истории и культуры удмуртов и русских, распространение научных знаний в массе народа;
  
изучение научных основ и истории удмуртского языка, борьба за обучение в школах на родном языке <ref name="Фролова2"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4078 Фролова Г. Д. Просветительское движение в Поволжье - составная часть общероссийского демократического движения / Г. Д. Фролова // Просветители удмуртского народа. - Ижевск, 1996. - С. 14-16.]</ref>.
+
изучение научных основ и истории удмуртского языка, борьба за обучение в школах на родном языке<ref name="Фролова2">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4078 Фролова Г. Д. Просветительское движение в Поволжье - составная часть общероссийского демократического движения / Г. Д. Фролова // Просветители удмуртского народа. - Ижевск, 1996. - С. 14-16.]</ref>.
  
 
==XX век==
 
==XX век==
Строка 152: Строка 153:
 
Неразрешимыми  оставались введение  всеобщего  обучения,  признание преподавания религии частным делом, единство программы всех типов школ,
 
Неразрешимыми  оставались введение  всеобщего  обучения,  признание преподавания религии частным делом, единство программы всех типов школ,
 
преобразование церковноприходских школ в светские,  обеспечение каждой народности права обучения на родном языке. Национальная  школа  накануне  революции  1917  года  имела  свои неразрешенные задачи.  Первая революция в России способствовала росту
 
преобразование церковноприходских школ в светские,  обеспечение каждой народности права обучения на родном языке. Национальная  школа  накануне  революции  1917  года  имела  свои неразрешенные задачи.  Первая революция в России способствовала росту
национального самосознания, стремлению к самостоятельному развитию, росту русификаторских настроений среди педагогической интеллигенции <ref name="Фролова1"/>.
+
национального самосознания, стремлению к самостоятельному развитию, росту русификаторских настроений среди педагогической интеллигенции.<ref name="Фролова1"/>.
  
 
К строительству школы на родном языке в Удмуртии вплотную приступили со второй половины 1919 года. Подотделы национальных меньшинств проводили в жизнь решение удмуртской секции Первого губернского съезда национальных меньшинств  о введении обучения на удмуртском языке в школе I ступени. Однако не во всех школах удавалось ввести обучение на родном языке, так так не хватало, учителей-удмуртов. Например, в Сарапульском уезде на 17 школ было только 6 учителей-удмуртов.  
 
К строительству школы на родном языке в Удмуртии вплотную приступили со второй половины 1919 года. Подотделы национальных меньшинств проводили в жизнь решение удмуртской секции Первого губернского съезда национальных меньшинств  о введении обучения на удмуртском языке в школе I ступени. Однако не во всех школах удавалось ввести обучение на родном языке, так так не хватало, учителей-удмуртов. Например, в Сарапульском уезде на 17 школ было только 6 учителей-удмуртов.  
Строка 198: Строка 199:
 
Постепенно национальная школа начинает  терять опыт использования чистой литературной речи в обучении. На смешанном языке преподавались алгебра, геометрия, химия и другие предметы. По предметам не разрабатывалась научная терминология, отсутствовали учебники на удмуртском языке. Хотя по арифметике, истории, географии, биологии физике учебники переводились на удмуртский язык, но в большинстве случаев уроки проводились также на русско-удмуртском языке.  
 
Постепенно национальная школа начинает  терять опыт использования чистой литературной речи в обучении. На смешанном языке преподавались алгебра, геометрия, химия и другие предметы. По предметам не разрабатывалась научная терминология, отсутствовали учебники на удмуртском языке. Хотя по арифметике, истории, географии, биологии физике учебники переводились на удмуртский язык, но в большинстве случаев уроки проводились также на русско-удмуртском языке.  
  
Школы стали решать самостоятельно вопрос о языке обучения. К примеру, из родительских собраний, проведенных в Якшур-Бодьинском районе, 65 вынесли решение просить Министерство просвещения перейти на русский язык обучение с 1-го класса, 20 собраний - со 2-го класса, 11 - с 3-го класса, 12 - с 4-го класса, 190 собраний с 5-го класса. Только 7 собраний предложили сохранить удмуртский язык обучения. Так в 60-е гг. удмуртская школа была целиком переведена на русский язык обучения <ref name="Шкляева">Шкляева Н. А. Развитие общего образования в Удмуртии с 1945-1965 гг. / Н. А. Шкляева // Из истории народного образования в Удмуртии. - Ижевск, 1996. - С. 92-98.</ref>.
+
Школы стали решать самостоятельно вопрос о языке обучения. К примеру, из родительских собраний, проведенных в Якшур-Бодьинском районе, 65 вынесли решение просить Министерство просвещения перейти на русский язык обучение с 1-го класса, 20 собраний - со 2-го класса, 11 - с 3-го класса, 12 - с 4-го класса, 190 собраний с 5-го класса. Только 7 собраний предложили сохранить удмуртский язык обучения. Так в 60-е гг. удмуртская школа была целиком переведена на русский язык обучения<ref name="Шкляева">Шкляева Н. А. Развитие общего образования в Удмуртии с 1945-1965 гг. / Н. А. Шкляева // Из истории народного образования в Удмуртии. - Ижевск, 1996. - С. 92-98.</ref>.
  
 
==Литература==
 
==Литература==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!