Редактирование: Развитие удмуртской литературы в период с 1919 по 1938 гг.

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 261: Строка 261:
 
В годы Великой Отечественной войны Акилина Григорьевна была фронтовым хирургом, имеет военные награды. Демобилизовавшись из армии в октябре 1946 года, до выхода на пенсию работала врачом в Алнашской районной больнице. <ref name="encyclopedia2">Ашальчи Оки// Удмуртская Республика: энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 232</ref>
 
В годы Великой Отечественной войны Акилина Григорьевна была фронтовым хирургом, имеет военные награды. Демобилизовавшись из армии в октябре 1946 года, до выхода на пенсию работала врачом в Алнашской районной больнице. <ref name="encyclopedia2">Ашальчи Оки// Удмуртская Республика: энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 232</ref>
  
Первые стихи поэтессы стали появляться в 1918 году на страницах газет «Виль синь» и «Гудыри». Наиболее известные стихотворения Ашальчи Оки – «Воздаськон» («Застенчивость»), [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8657 «Мон визьтэм вал азьло»] («Я была глупа раньше»), [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8657 «Ӧз ке пӧя»] («Если милый»). Некоторые её стихотворения стали песнями: [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/16959 «Мон тодам ваисько»] («Вспоминается мне»), «Кык гожтэт» («Два письма»), [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8601 «Сюрес дурын»] (У дороги»). Лирические стихотворения Ашальчи Оки выражают традиционное мировоззрение удмуртской девушки в фольклорных образах.
+
Первые стихи поэтессы стали появляться в 1918 году на страницах газет «Виль синь» и «Гудыри». Наиболее известные стихотворения Ашальчи Оки – «Воздаськон» («Застенчивость»), [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8657 «Мон визьтэм вал азьло»] («Я была глупа раньше»), [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8657 «Оз ке поя»] («Если милый»). Некоторые её стихотворения стали песнями: [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/16959 «Мои тодам ваисько»] («Вспоминается мне»), «Кык гжтэт» («Два письма»), [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8601 «Сюрес дурын»] (У дороги»). Лирические стихотворения Ашальчи Оки выражают традиционное мировоззрение удмуртской девушки в фольклорных образах.
  
При содействии Кузебая Герда в 1925 году издала в Москве сборники стихотворений «Сюрес  дурын» и в 1928 году [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8657 «О чём поёт вотячка»]. <ref name="encyclopedia2" />
+
В 1925 году при содействии Кузебая Герда издала в Москве сборник стихотворений «Сюрес  дурын», а в 1928 году в Глазове вышла книга [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8657 «О чём поёт вотячка»]. <ref name="encyclopedia2" />
  
Поэтический мир Ашальчи Оки, тематически довольно узок, в основном ограничивается выражением желаний, мечтаний, разочарований и страданий женщины, и очень редко открывается в сторону философской, патриотической сферы. Преобладающий жанр - элегическая песня, но не в её строгих классических формах, а импровизированная, свободная. Язык простой, естественный, плавный, близок к разговорной речи, настоящий язык народной песни. В большинстве стихотворений Ашальчи Оки отражена любовь как счастье, ожидание, разочарование, пробуждение чувств, стеснительность - дним словом, любовь с её изменчивостью, красочностью, психологическими переливами изображается со всеми мельчайшими симптомами («Чияпуэд сяськаяське» («Цветёт вишня»), «Шунды кадь ик чебер» («Красива, как солнце»), «Театрын» («В театре»), «Кин тон» («Кто же ты?») и т.д.) <ref name="domokosh">Домокош Петер // История удмуртской литературы - Ижевск, 1993 - с. 250-255</ref>
+
Поэтический мир Ашальчи Оки, тематически довольно узок, в основном ограничивается выражением желаний, мечтаний, разочарований и страданий женщины, и очень редко открывается в сторону философской, патриотической сферы. Преобладающий жанр - элегическая песня, но не в её строгих классических формах, а импровизированная, свободная. Язык простой, естественный, плавный, близок к разговорной речи, настоящий язык народной песни. В большинстве стихотворений Ашальчи Оки отражена любовь как счастье, ожидание, разочарование, пробуждение чувств, стеснительность - дним словом, любовь с её изменчивостью, красочностью, психологическими переливами изображается со всеми мельчайшими симптомами ("Цветёт вишня", "Красива, как солнце", "В театре", "Кто же ты?" и т.д.) <ref name="domokosh">Домокош Петер // История удмуртской литературы - Ижевск, 1993 - с. 250-255</ref>
  
 
Ашальчи Оки писала статьи, очерки, рассказы для детей.
 
Ашальчи Оки писала статьи, очерки, рассказы для детей.
  
Стихи Ашальчи Оки переведены на многие языки народов России и за рубежом. Лирике Ашальчи Оки дана самая высокая оценка известными учёными, поэтами и политическими деятелями, в то числе К. Гердом, Т. Борисовым, И. Наговицыным, А. Клабуковым, Жан-Люком Моро, Рю Бартенс, П. Домокошем. В доме-музее Ашальчи Оки в Алнашах хранятся песни на слова поэтессы в переводе Жан-Люка Моро на французский язык.<ref name="pisateli2" />
+
Стихи Ашальчи Оки переведены на многие языки народов России и за рубежом. Лирике Ашальчи Оки дана самая высокая оценка известными учёными, поэтами и политически деятелями, в то числе К. Гердом, Т. Борисовым, И. Наговицыным, А. Клабуковым, Жан-Люком Моро, Рю Бартенс, П. Домокошем. В доме-музее Ашальчи Оки в Алнашах хранятся песни на слова поэтессы в переводе Жан-Люка Моро на французский язык.<ref name="pisateli2" />
  
 
В 1933 году Акилина Векшина подверглась аресту по обвинению в национализме, после чего отошла от творческой работы.<ref name="pisateli2" />  
 
В 1933 году Акилина Векшина подверглась аресту по обвинению в национализме, после чего отошла от творческой работы.<ref name="pisateli2" />  
Строка 483: Строка 483:
 
Медведев Григорий Сергеевич – прозаик, публицист.  
 
Медведев Григорий Сергеевич – прозаик, публицист.  
  
Родился 5 (18) марта 1904 года в деревне Малые Лызи Казанской губернии (ныне Балтасинского района Республики Татарстан) в крестьянской семье. Окончил Можгинский педагогический техникум, с 1923 по 1929 год был учителем Большекибьинской и Шарканской средних школ.<ref name="pisateli3">Григорий Медведев // Писатели и литературоведы Удмуртии. - Ижевск, 2006. - С. 82-83</ref>
+
Родился 5 (18) марта 1904 года в деревне Малые Лызи Казанской губернии (ныне Балтасинского района Республики Татарстан) в крестьянской семье. Окончил Можгинский педагогический техникум, с 1923 по 1929 год работал учителем Большекибьинской и Шарканской средних школ.<ref name="pisateli3">Григорий Медведев // Писатели и литературоведы Удмуртии. - Ижевск, 2006. - С. 82-83</ref>
  
 
С 1929 года Григорий Медведев работал в редакции газеты «Гудыри» литературным сотрудником, заведующим отделами сельского хозяйства, литературы и искусства.
 
С 1929 года Григорий Медведев работал в редакции газеты «Гудыри» литературным сотрудником, заведующим отделами сельского хозяйства, литературы и искусства.
  
Григорий Медведев начал писать в годы учёбы в педтехникуме. Первый рассказ – «Последний товар» - появился на страницах газеты «Гудыри» в 1925 году. Во второй половине 30-х годов писатель создал более 30 рассказов, в которых отобразил события в удмуртской деревне в период коллективизации.  Наиболее известные  - «Лёва Матрон», «Лулпыжет», «Сюрес», «Новый мир». Ряд рассказов писателя был опубликован отдельной книгой [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/19877 «Ез юбо кырӟа»] («Телеграфные столбы поют», 1930).<ref name="pisateli3" />  
+
Григорий Медведев начал писать в годы учёбы в педтехникуме. Первый рассказ – «Последний товар» - появился на страницах газеты «Гудыри» в 1935 году. Во второй половине 30-х годов писатель создал более 30 рассказов, в которых отобразил события в удмуртской деревне в период коллективизации.  Наиболее известные  - «Лёва Матрон», «Лулпыжет», «Сюрес», «Новый мир». Ряд рассказов писателя был опубликован отдельной книгой [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/19877 «Ез юбо кырза»] («Телеграфные столбы падают», 1930).<ref name="pisateli3" />  
  
В 1932 году Григорий Медведев создал ряд остропроблемных очерков по вопросам организации производства в колхозах, изданных в сборнике «Етӥн штурм» («Штурм льна»).
+
В 1932 году Григорий Медведев создал ряд остропроблемных очерков по вопросам организации производства в колхозах, изданных в сборнике «Етим штурм» («Штурм льна»).
  
Признание читателей и критики получил первый в истории удмуртской литературы роман-трилогия «Лӧзя бесмен» ([http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8657 «Лозинское поле»]). Первая книга была написана в 1930 г., опубликована – в 1932 г, вторая – «Кыйкар бамын» («На склоне Кыйкара») в 1934 году, третья – «Бадӟым нунал» («Большой день») завершена и набрана в 1936 году, но издана только в 1959 году после реабилитации писателя. Роман «Лозинское поле» стал самым живым и быстрым откликом писателя на требование времени – отобразить происходящие события своевременно и глубоко обобщенно. К тому же, эта трилогия – первое произведение в удмуртской литературе, где так полно и выразительно раскрыт внутренний мир героев, во всем многообразии чувств, переживаний, стремлений, что отметили многие критики как в республике, так и за ее пределами.<ref name="pisateli3" />  
+
Признание читателей и критики получил первый в истории удмуртской литературы роман-трилогия [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8657 «Лозинское поле»]. Первая книга была написана в 1930 г., опубликована – в 1932 г, , вторая – «Кыйкап бамын» («На склоне Кыйкара») в 1934 году, третья – «Быдзым нунал» («Большой день») завершена и набрана в 1936 году, но издана только в 1959 году после реабилитации писателя.<ref name="pisateli3" />  
  
В мае 1937 года Григорий Медведев был репрессирован как участник контрреволюционной группы за связи с «гердовцами» и сослан в посёлок Берелёх Магаданской области, где погиб через год – 17 ноября 1938 года. Посмертно реабилитирован в 1956 году. <ref name="encyclopedia3">Григорий Медведев// Удмуртская Республика: энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 232</ref>
+
В мае 1937 года Григорий Медведев был репрессирован как участник контрреволюционной группы и сослан в посёлок Берелёх Магаданской области, где погиб через год – 17 ноября 1938 года. Посмертно реабилитирован в 1956 году. <ref name="encyclopedia3">Григорий Медведев// Удмуртская Республика: энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 232</ref>
  
 
==Библиография==
 
==Библиография==
Строка 588: Строка 588:
 
Коновалов Михаил Алексеевич – удмуртский прозаик, драматург, литературный критик.
 
Коновалов Михаил Алексеевич – удмуртский прозаик, драматург, литературный критик.
  
Михаил Коновалов родился 5 июня 1905 года  в селе Акаршур ныне Можгинского района Удмуртской Республики в крестьянской семье. <ref name="pisateli4">Михаил Коновалов // Писатели и литературоведы Удмуртии. - Ижевск, 2006. - С. 66-67</ref>  
+
Михаил Коновалов родился 5 июня 1905 года  в селе Акаршур ныне Можгинского района удмуртской Республики в крестьянской семье. <ref name="pisateli4">Михаил Коновалов // Писатели и литературоведы Удмуртии. - Ижевск, 2006. - С. 66-67</ref>  
  
 
В 1918 году Михаил Коновалов поступил в Елабужскую учительскую семинарию, но был вынужден прервать обучение во время Гражданской войны.  
 
В 1918 году Михаил Коновалов поступил в Елабужскую учительскую семинарию, но был вынужден прервать обучение во время Гражданской войны.  
Строка 596: Строка 596:
 
В 1930 году М. Коновалов переехал в Ижевск. С этого времени он активно публиковался в периодической печати, работал в редакции газеты «Удмурт коммуна», редактировал заводскую многотиражную газету «Андан понна» («За сталь»).  Вместе с Кедра Митреем и композитором Д. Васильевым-Буглаевым в  1933-1934 гг. принял участие в экспедиции по сбору произведений удмуртского фольклора, что послужило для него стимулом к изучению истории и этнографии родного края. <ref name="pisateli4" />
 
В 1930 году М. Коновалов переехал в Ижевск. С этого времени он активно публиковался в периодической печати, работал в редакции газеты «Удмурт коммуна», редактировал заводскую многотиражную газету «Андан понна» («За сталь»).  Вместе с Кедра Митреем и композитором Д. Васильевым-Буглаевым в  1933-1934 гг. принял участие в экспедиции по сбору произведений удмуртского фольклора, что послужило для него стимулом к изучению истории и этнографии родного края. <ref name="pisateli4" />
  
В июле 1934 года Михаил Коновалов был принят в Союз писателей СССР, его членский билет был подписан Максимом Горьким. В этом же году вместе с Кедра Митреем, Г. Медведевым М. Коновалов участвовал в работе Первого Всесоюзного съезда писателей. С 1935 по 1937 гг. Михаил Коновалов жил в Юкаменске, редактировал газету «Ударник».
+
В июле 1934 года Михаил Коновалов был принят в Союз писателей СССР, его членский билет был подписан Максимом Горьким. С 1935 по 1937 гг. Михаил Коновалов жил в Юкаменске, редактировал газету «Ударник».
 
   
 
   
Первым художественным произведением Михаила Коновалова был рассказ «Лизӥ» («Лизонька», 1932) – отклик  писателя на коллективизацию удмуртской деревни. Лизӥ предвосхитила образ Лины в романе «Вурысо бам» ([http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4923 «Лицо со шрамом»] (1933)) – первом в удмуртской литературе крупном произведении об индустриализации народного  хозяйства и формировании национальных кадров рабочего класса. Роман утверждал идеал положительного героя – коммуниста, труженика, носителя новых нравственных норм в быту. <ref name="pisateli4" />
+
Первым художественным произведением Михаила Коновалова был рассказ «Лизи» («Лизонька», 1932) – отклик  писателя на коллективизацию удмуртской деревни. Лизи предвосхитила образ Лины романе [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4923 «Лицо со шрамом»] (1933) – первом в удмуртской литературе крупном произведении об индустриализации народного  хозяйства и формировании национальных кадров рабочего класса. Роман утверждал идеал положительного героя – коммуниста, труженика, носителя новых нравственных норм в быту. <ref name="pisateli4" />
  
Не менее значительный вклад в удмуртскую и советскую многонациональную литературу Михаил Коновалов внёс историческим романом [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/3676 «Гаян»] (1936), в котором писатель воссоздал образ Емельяна Пугачёва в Крестьянской войне 1773-1775 года. В образе Гаяна воплощены лучшие качества национального характера <ref name="encyclopedia4">Михаил Коновалов // Удмуртская Республика: энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 232</ref>        
+
Не менее значительный вклад в удмуртскую литературу Михаил Коновалов внёс историческим романом [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/3676 «Гаян»] (1936), в котором писатель воссоздал образ Емельяна Пугачёва в Крестьянской войне 1773-1775 года. <ref name="encyclopedia4">Михаил Коновалов // Удмуртская Республика: энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 232</ref>        
  
Михаил Коновалов был репрессирован в феврале 1937 года и осуждён Особым совещанием НКВД СССР 22 сентября этого же года к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Умер в заключении в 1938 году. <ref name="encyclopedia4" />
+
Михаил Коновалов был репрессирован в феврале 1937 года и осуждён Особым совещанием НКВД СССР 22 сентября этого же года к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Умер в заключении в 1938 году. <ref name="encyclopedia4" />  
  
 
==Библиография==
 
==Библиография==
Строка 732: Строка 732:
 
''– Видимо, от жизни не хотел отставать…»''. <ref name="dadukov4">Иван Дядюков / М. В. Горбушин // Ӵукна ӟардыку. - Ижевск : Удмуртия, 1982. – С. 17-19.</ref>  
 
''– Видимо, от жизни не хотел отставать…»''. <ref name="dadukov4">Иван Дядюков / М. В. Горбушин // Ӵукна ӟардыку. - Ижевск : Удмуртия, 1982. – С. 17-19.</ref>  
  
Из русской литературы того периода Ивана Дядюкова можно сравнить с Демьяном Бедным, как и он, Иван Дядюков стремился создавать свою стихотворную хронику текущих в стране и Удмуртии событий - «Тыпы нушы» («Дубина», 1926), «Ӵукна ӟардэм» («Утренняя заря», 1930), «128 000 000» (1930), «Сюрес» («Дорога», 1933), «Ож» («Война», 1944), «Кылбуръёс» (Стихотворения», 1948). <ref name="dadukov3" />
+
Из русской литературы того периода Ивана Дядюкова можно сравнить с Демьяном Бедным, как и он, Иван Дядюков стремился создавать свою стихотворную хронику текущих в стране и Удмуртии событий - «Тыпы нушы» (1926), «Ӵукна ӟардэм» (1930), «128 000 000» (1930), «Сюрес» (1933), «Ож» (1944), «Кылбуръёс» (1948). <ref name="dadukov3" />
  
Весьма усердно писал он и пьесы, и публицистику, и прозу (повесть «Пашка Педор» (1925)), а также для детей - сборники рассказов «Гудыри» («Гром») и «Гыншар» («Войлочный мяч»). Поэт переводил на удмуртский язык произведения советских и зарубежных писателей – А. С. Пушкин «Капитанская дочка», И. С. Тургенев «Записки охотника», Л. Н. Толстой «Хаджи-Мурат», Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» и др.  
+
Весьма усердно писал он и пьесы, и публицистику, и прозу (повесть «Пашка Педор» (1925)), а также для детей - сборники рассказов «Гудыри» («Гром») и «Гын шар» («Войлочный мяч»). Поэт переводил на удмуртский язык произведения советских и зарубежных писателей – А. С. Пушкин «Капитанская дочка», И. С. Тургенев «Записки охотника», Л. Н. Толстой «Хаджи-Мурат», Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» и др.  
  
 
Ивана Дядюкова не напрасно называли ударником литературного труда. Он свой труд приравнивал к труду рабочего за станком и крестьянина за плугом. Он работал и сразу же сдавал продукцию, которую тут же и принимали. <ref name="dadukov3" />
 
Ивана Дядюкова не напрасно называли ударником литературного труда. Он свой труд приравнивал к труду рабочего за станком и крестьянина за плугом. Он работал и сразу же сдавал продукцию, которую тут же и принимали. <ref name="dadukov3" />
Строка 845: Строка 845:
 
[[Файл:Kelda.jpg|thumb|right|]]
 
[[Файл:Kelda.jpg|thumb|right|]]
 
==Жизнь и творчество==
 
==Жизнь и творчество==
Иннакей Дмитриев-Кельда (Игнатий Дмитриевич Дмитриев) – писатель и ученый. Родился 24 января 1902 г. в д. Ляльшур Сарапульского уезда Вятской губернии (Шарканского района Удмуртской Республики). <ref name="dmitrieva"> Дмитриева, Мария. И. Д. Дмитриев-Кельда – писатель и ученый / М. Дмитриева // Вордскем кыл. – 2008. – N 10.– С.41–43. </ref> Учился в школе, основанной удмуртским этнографом и писателем Г.Е. Верещагиным. В 1914–1918 гг. учился в Сарапульском духовном училище. <ref name="shklyaev"> Шкляев, А. Г. Иннакей Дмитриев-Кельда (1902–1994) / А. Г. Шкляев // Писатели и литературоведы Удмуртии : биобиблиогр. справ. – Ижевск, 2006. – С. 146–147.</ref>  
+
Иннакей Дмитриев-Кельда (Игнатий Дмитриевич Дмитриев) – писатель и ученый. Родился 24 января 1902 г. в д. Ляльшур Сарапульского уезда Вятской губернии (Шарканского района Удмуртской Республики). <ref name="dmitrieva"> Дмитриева, Мария. И. Д. Дмитриев-Кельда – писатель и ученый / М. Дмитриева // Вордскем кыл. – 2008. – N 10.– С.41–43. </ref> В 1914–1918 гг. учился в Сарапульском духовном училище. <ref name="shklyaev"> Шкляев, А. Г. Иннакей Дмитриев-Кельда (1902–1994) / А. Г. Шкляев // Писатели и литературоведы Удмуртии : биобиблиогр. справ. – Ижевск, 2006. – С. 146–147.</ref>  
  
После возвращения из училища крестьянствовал. В 1920 г. – агитатор в рядах Красной армии. <ref name="dmitrieva"> Дмитриева, Мария. И. Д. Дмитриев-Кельда – писатель и ученый / М. Дмитриева // Вордскем кыл. – 2008. – N 10.– С.41–43. </ref> Как пишет А. Г. Шкляев, «Вместе с красными отступал до реки Вятки, затем был мобилизован отступающими колчаковцами, дошёл с ними до Омска. Решив совершить путешествие в Америку, добрался до Дальневосточной республики и, встретив знакомого красноармейца, остался с ним в частях Красной Армии». <ref name="shklyaev"/>
+
После возвращения из училища работал третьим учителем в Верещагинской земской школе д. Ляльшур. В 1920 г. – агитатор в рядах Красной армии. <ref name="dmitrieva"> Дмитриева, Мария. И. Д. Дмитриев-Кельда – писатель и ученый / М. Дмитриева // Вордскем кыл. – 2008. – N 10.– С.41–43. </ref> Как пишет А. Г. Шкляев, «Вместе с красными отступал до реки Вятки, затем был мобилизован отступающими колчаковцами, дошёл с ними до Омска. Решив совершить путешествие в Америку, добрался до Дальневосточной республики и, встретив знакомого красноармейца, остался с ним в частях Красной Армии». <ref name="shklyaev"/>
  
 
В 1921 г. вернулся в Ляльшур и поступил на должность помощника учителя в школе, затем работал в качестве инструктора отдела народного образования по политпросвещению в с. Шаркан. <ref name="shklyaev"/>  
 
В 1921 г. вернулся в Ляльшур и поступил на должность помощника учителя в школе, затем работал в качестве инструктора отдела народного образования по политпросвещению в с. Шаркан. <ref name="shklyaev"/>  
Строка 867: Строка 867:
 
В июле 1933 г. был сослан в г. Байрам-Али Туркменской ССР на 5 лет. В 1956 г. был реабилитирован Военным трибуналом Уральского венного округа. <ref name="dmitrieva1"> Дмитриева, Мария. И. Д. Дмитриев-Кельда – писатель и ученый / М. Дмитриева // Вордскем кыл. – 2008. – N 10.– С.4. </ref>
 
В июле 1933 г. был сослан в г. Байрам-Али Туркменской ССР на 5 лет. В 1956 г. был реабилитирован Военным трибуналом Уральского венного округа. <ref name="dmitrieva1"> Дмитриева, Мария. И. Д. Дмитриев-Кельда – писатель и ученый / М. Дмитриева // Вордскем кыл. – 2008. – N 10.– С.4. </ref>
  
После освобождения вернулся в Москву и продолжил научные исследования, несмотря на болезнь и отсутствие постоянного места работы. Посылал документы в пединституты разных городов. В одно время работал во Львове. В Орле получил должность доцента в педагогическом институте. Здесь жил и работал до конца жизни. Умер в 1995 (1994 [18])году. <ref name="dmitrieva"> Дмитриева, Мария. И. Д. Дмитриев-Кельда – писатель и ученый / М. Дмитриева // Вордскем кыл. – 2008. – N 10.– С.41–43. </ref>
+
После освобождения вернулся в Москву и продолжил научные исследования, несмотря на болезнь и отсутствие постоянного места работы. Посылал документы в пединституты разных городов. В одно время работал во Львове. В Орле получил должность доцента в педагогическом институте. Здесь жил и работал до конца жизни. Умер в 1995 году. <ref name="dmitrieva"> Дмитриева, Мария. И. Д. Дмитриев-Кельда – писатель и ученый / М. Дмитриева // Вордскем кыл. – 2008. – N 10.– С.41–43. </ref>
  
 
И. Дмитриев-Кельда опубликовал несколько стихотворений и перевод «Интернационала» в газете «Гудыри» под псевдонимом Иннакей Дмитриев-Кельда. <ref name="shklyaev"/>  
 
И. Дмитриев-Кельда опубликовал несколько стихотворений и перевод «Интернационала» в газете «Гудыри» под псевдонимом Иннакей Дмитриев-Кельда. <ref name="shklyaev"/>  
Строка 875: Строка 875:
 
Оценивая художественные особенности повести, А. Г. Шкляев отметил, что И. Дмитриев-Кельда мог бы стать интересным писателем, если бы он все свои силы отдал литературе. В 1920-е гг. повесть «Кызьы умой улон дунне вуоз» прошла незамеченной, так как И. Дмитриев-Кельда придерживался эсеровских взглядов. <ref name="shklyaev5"> Шкляев, Александр Григорьевич. Ляльшурысь учёной но писатель : [И. Дмитриев-Кельда (родился в 1902 г.)] / А. Шкляев // Ӵашъем нимъёс / Александр Шкляев. – Ижевск, 1995.– С.226–228. </ref>
 
Оценивая художественные особенности повести, А. Г. Шкляев отметил, что И. Дмитриев-Кельда мог бы стать интересным писателем, если бы он все свои силы отдал литературе. В 1920-е гг. повесть «Кызьы умой улон дунне вуоз» прошла незамеченной, так как И. Дмитриев-Кельда придерживался эсеровских взглядов. <ref name="shklyaev5"> Шкляев, Александр Григорьевич. Ляльшурысь учёной но писатель : [И. Дмитриев-Кельда (родился в 1902 г.)] / А. Шкляев // Ӵашъем нимъёс / Александр Шкляев. – Ижевск, 1995.– С.226–228. </ref>
  
Современные исследователи пишут, что И. Дмитриев-Кельда мог бы реализоваться как первый удмуртский философ. <ref name="shklyaev5"/>, <ref name="kuznetsov"/>
+
Современные исследователи пишут, что И. Дмитриев-Кельда мог бы реализоваться как первый удмуртский философ. <ref name="shklyaev5"/>, <ref name="kuznetsov"/>  
  
 
==Библиография==
 
==Библиография==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!