Промыслы

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску
The printable version is no longer supported and may have rendering errors. Please update your browser bookmarks and please use the default browser print function instead.
Изготовление обуви, одежды

Общее число кустарных промыслов по губернии к концу XIX столетия достигало до 80 видов, из них более половины были связаны с обработкой дерева (столярный, санный, тележный, колесный, бондарный, выжигание угля, смолокурение, выделка рогожи, мочала и др.). Кроме того, были широко известны кузнечно-слесарный, войлочно-валяльный, кожевенно-сапожный, ткацкий, горшечный и прочие промыслы [1]. Как отмечается в одном из губернаторских отчетов, "В Вятской губернии мы встречаем почти все роды ремесел, начиная с токарных и мебельных, требующих опытных мастеров, тонкий вкус и старательную отделку, до выделки кож и приготовления простого крестьянского сукна, изготовляемого почти в каждом крестьянском доме" [2].

В замкнутом, слабо связанном с рынком хозяйстве удмуртов почти все необходимые бытовые и хозяйственные предметы, орудия труда изготовлялись членами семьи домашним способом из древесины, земледельческого и животноводческого сырья.

Многие виды домашних промыслов, распространенные среди удмуртов в период капитализма, имели древние традиции. Лен и конопля издавна использовались удмуртами для выработки тканей; овчина – для изготовления зимней одежды; кожа – для производства обуви, сумок, ремней; шерсть – для вязания теплых вещей и изготовления тканей; кость и рога – для различных поделок. Обилие лесов в избытке обеспечивало древесиной, лубом, берестой, смолой, дегтем. Из местного сырья в домашних условиях добывались клей, дубильные и красящие вещества.

Гончарная мастерская

Излюбленным материалом для различных поделок у древних удмуртов являлась кость. Использование ее в качестве сырья для изготовления оружия, разнообразных орудий труда, бытовых вещей и украшений вошло в быт прикамских народов еще в эпоху камня[3].

В среде удмуртов выделялись ремесленники, не связанные или слабо связанные с сельским хозяйством, занимавшиеся кузнечным ремеслом. Древнеудмуртские кузнецы владели большинством приемов и способов обработки металла: свободной ручной ковкой, скручиванием, рубкой, прошивкой, умели сваривать не только однородный по качеству металл, но и с разным содержанием углерода, что свидетельствует о высоком мастерстве[4].

В XIX в. наиболее развитыми домашними промыслами у удмуртов являлись изготовление рогож, плетение лаптей, обработка дерева, шерсти, кожи; на уровне домашней промышленности оставалось винокурение.

Бондарная мастерская

Большинством видов домашней промысловой деятельности занимались мужчины: плели лапти, выделывали кожу, плели кули и рогожи, изготовляли нехитрую мебель, сельскохозяйственный инвентарь (бороны, вилы, рукоятки для топоров, кос, серпов), транспортные средства – волокуши, сани, лыжи, лодки, кадки, бочки, чашки, различные туески, лукошки. Техника была несложной, мастера располагали самым простым инструментарием: в основном – нож, долото, скобель, игла.

Плетением лаптей преимущественно занимались старики и подростки, плели их для личного потребления и только изредка – на заказ или продажу на ближайшем рынке. Для плетения удмурты употребляли липовое лыко, женские праздничные лапти плели из 11 и 9 лык, обычные – из 7 и 5. Удмуртские лапти имели острый приподнятый носок треугольной формы с прямым переплетением лык[3].

Очень давно была известна удмуртам выделка сыромятных кож. По свидетельствам исследователей народных промыслов Вятской губернии, " ... овчинное производство у вотяков довольно развито, и в каждой волости можно встретить несколько человек, занимающихся выделкой овчин"[5]. Выделка кожи была, очевидно, издревле известна удмуртам, так как у них сохранились очень древние способы обработки сыромятной кожи, например, выделка медом[2]. Кожи, предназначенные для квашения, промывали в реке или погружали в большие чаны с квасом, который делали из яровой или ржаной муки и отрубей. После квашения шерсть с кожи очищали самодельными скребками. Высушенную кожу мягчили мялкой, а затем завертывали в тряпку и клали на некоторое время под тяжелый камень. Размягченную кожу мазали несколько раз березовым дегтем. Сыромятные кожи употребляли на шлеи, гужи и различные домашние поделки[6]. Удмуртам Слободского уезда была известна и выделка замши. Замшевые изделия слободских удмуртов на Всероссийской кустарно-промышленной выставке получили довольно высокую оценку и были отмечены серебряной медалью [5].

Колесная мастерская

Женские промыслы у удмуртов были связаны с весьма трудоемким и длительным процессом обработки растительного волокна из конопли и льна, производством из них и из шерсти пряжи, ниток, холста, пестряди, домашнего сукна. Удмуртки занимались вышивкой, шили нательную одежду, головные уборы, выделывали отдельные части и элементы украшений костюма и т. п[3]..

Одним из древнейших ремесел, получивших высокое развитие, было ткачество, что отмечают многие исследователи. Причем указывают: " ... ткачество из конопли — древний вотский способ, из льна — заимствованный от русских" [7]. Посевы конопли у удмуртов превосходили посевы льна, поскольку они предпочитали коноплю из-за большей прочности ткани из нее. Возделывание конопли и льна, их обработка — все это было в основном женским занятием[2]. "Ткачеством занимается каждая женщина и дёвушка-вотянка и посвящает ему все свободное время: прядет, ткет, вяжет, вышивает, красит для себя шерстяную пряжу, выбирает ковры и полотенца, ткет, вяжет или плетет различные пояски и тесьму" [7]. Достоинства женщины-удмуртки часто определялись из того, насколько она искусна в ткачестве. Девушка вообще рисковала не выйти замуж, если она не преуспела в изготовлении одежды[2]. Несмотря на довольно простой, если не примитивный ткацкий инструментарий, к удивлению исследователей, "ткут они хорошо", и получается "довольно красивая, изящная ткань, которая хорошо стирается и прочна в носке"[7].

Своеобразными центрами зарождения мод и узоров были села Шаркан и Сосновка Сарапульского уезда, где имелись ткацкие мастерские [8]. У удмуртов был широко распространен обычай обмена узорами. Особенно удачные мотивы орнамента далеко распространялись от места своего появления. Если с чалмы, полотенца или ковра снят узор, то на них нашивают кисточку; сколькими людьми заимствован узор, столько и остается кисточек. Чем больше кисточек на ткацких изделиях удмуртки, тем больше ее слава как искусной мастерицы[2].

Хотя ткачество удмуртов достигло значительного развития, из всех домашних промыслов оно менее всего получило товарный характер: " ... у вотяков все делается для домашнего производства и ничуть не продается. Если женщина вздумает что-нибудь продать из своих изделий на базаре, то это уже считается признаком дурного тона..." [7]. Но, конечно, дело не в "дурном тоне", потребности самого крестьянского хозяйства в ткани были так велики, что на рынок уже ничего не оставалось.

Тканье, вышивка, вязание требовали большого творческого подъема; при изготовлении одежды, различных бытовых вещей уделялось внимание не только их функциональным качествам, но и эстетическому уровню. Сохранившиеся образцы тканей свидетельствуют, что удмуртские женщины были искусными мастерицами, овладевшими разнообразными, очень сложными приемами тканья - браным, многоремизным, переборным, закладным, пестротканым. При этом использовались станки двух типов: на юге был распространен простейший трехподставной стан без навоя и рамы, северные удмурты пользовались усовершенствованным станом русского типа (кросно). Работа на ткацком станке требовала большой усидчивости и за 12 часов позволяла выткать не более четырех метров холста[3].

Санная мастерская

Образцы тканей, найденных в археологических памятниках, свидетельствуют о высоком искусстве крашения тканей природными красителями: из плавуна удмуртки получали синюю и сиреневую краску, из подмаренника – красную, ольховой и дубовой коры – коричневую, крапивы – зеленую, для получения черного цвета к натуральным красителям добавляли железные квасцы и т. д[9]. И даже позднее, когда уже стали покупать анилиновые красители, по возможности предпочитали свои старинные способы окраски, именно они давали желанную цветовую гамму. А анилиновые красители нарушали ее. Мало того, что они были нестойкими и часто "подводили", но они считались чужими: гольтрес (букв,: переходящее через край; приторными, излишне яркими, крикливыми), синмез кыскись (букв,: притягивающие, утомляющие глаза), а традиционные цвета должны были быть спокойными, скромными, сдержанными, что было в согласии с негромкой краской северной природы и общей стилистикой удмуртов[2].

Среди отхожих промыслов наибольшее распространение получили лесные промыслы: рубка, сплав леса, распиловка древесины, выделка деревянных брусьев, луба, мочала, плетение рогож, кулей.

Значительное место в промыслах занимало плотничество. Плотничьи артели работали как в своих уездах, так и соседних, нередко уходили в другие губернии. Плотники Глазовского уезда промышляли в Сарапульском и Малмыжском уездах, а часть плотников Малмыжского уезда уходила в Казань, Оренбургскую и Пермскую губернии, в Сибирь[2].

В Глазовском и Малмыжском уездах было довольно много землекопов, которые работали на Омутницком и Песковском заводах, около 120 землекопов уходили на промыслы в Казань и Оренбургскую губернии. Крестьяне многих уездов Вятской губернии нанимались в бурлацкие артели на Вятке, Каме и Волге. В Малмыжском уезде, например, их было 1329 человек, уходили они в Саратов, Самару и другие поволжские города. Особым видом отхожих промыслов было извозничество, получившее широкое распространение среди крестьян Вятской губернии, в частности, удмуртов. Роль извоза очень возросла в XIX в., когда многие крестьяне стали участвовать в подвозе товаров с Вятки на крупные рынки: в Ирбит, Нижний Новгород, Казань, Москву и другие города. Около 1000 извозчиков-крестьян Глазовского уезда подвозили сельскохозяйственную продукцию к Архангельскому порту и волжским пристаням, а всего в уезде в 1871 г. 2264 крестьянина занимались извозом. Многие крестьяне в качестве извозчиков обслуживали местные заводы: Бемыжский, Пудемский, Боткинский, Ижевский железоделательные заводы, Ижевскую оружейную фабрику. Удмуртские крестьяне целых волостей оказались в категории "непременных работников", поскольку были приписаны к заводам, где использовались на самых тяжелых, неквалифицированных работах [10].

На больших проезжих дорогах крестьяне окрестных деревень и сел занимались ямской гоньбой, особое значение она имела по Сибирскому тракту. Еще Радищев писал "Вотяки поют едучи, как русские ямщики" [11]. Сильный удар по извозничеству как одному из видов крестьянских промыслов нанесло открытие в конце XIX в. регулярного движения по Пермско-Котласской железной дороге. Тем не менее, перевозки внутри губернии по-прежнему производились местными извозчиками. Извозничество как промысел продолжало существовать среди удмуртов и в начале XX в.

Отхожие промыслы имели большое значение не только для экономического состояния удмуртского общества. Отходничество, в той или иной его форме, приводило к отрыву крестьянина от земледельческого хозяйства, нарушало вековую замкнутость удмуртской общины. Удмурты-отходники, находясь длительное время вдали от дома, семьи, от своего родного народа, испытывали большое культурное воздействие окружающей неродственной среды. Отходничество в определенной степени способствовало этнокультурному общению удмуртов с другими народами России, и особенно с русскими[2]. Определенная изолированность удмуртов, слабое знание русского языка — в какой-то степени препятствовало широкому развитию отходничества среди удмуртов. Это подтверждают и статистические данные. Так, в конце 70-х — начале 80-х гг. XIX в. по Вятской губернии крестьянами было получено около 195 тыс. отпускных билетов [12], в это же время в "удмуртских уездах" этих документов было выписано менее 8 тыс. [13].

Литература

  1. Календарь и памятная книжка Вятской губернии 1898 г. - Вятка, 1897. - С. 71-72.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Владыкин В. Е. Экологические, хозяйственно-культурные, социально-исторические параметры функционирования удмуртского этноса / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. - Ижевск, 1994. - С. 49-64.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Никитина Г. А. Промыслы / Г. А. Никитина // Удмурты : ист.-этногр. очерки. - Ижевск, 1993. - С. 89-95.
  4. Завьялов В. И. Кузнечное ремело северных удмуртов в конце I – начале II тысячелетия н.э. / В. И. Завьялов // Новые исследования по древней истории Удмуртии. - Ижевск, 1988. - С. 137.
  5. 5,0 5,1 Федоров Г. Д. Кожевенное и скорняжное производство у вотяков / Г. Д. Федоров // Отчеты и исследования по кустарной промышленности России: Разные промыслы: М.З и Г.И. отдел сельской экон. и с.-х. статистики . - Пг., 1915. - Т. XI. - Ч.II. - С. 95-99.
  6. Белицев В. Н. Обработка кож животных / В. Н. Белицер // Народная одежда удмуртов / В. Н. Белицер. - М.,1951. - С. 29.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Федоров Г. Д. Ткацкий и красильный промыслы у вотяков // Отчеты и исследования по кустарной промышленности России: Разные промыслы: М.З и Г.И. отдел сельской экон. и с.-х. статистики . - Пг., 1915. - Т. XI. - Ч.II. - С. 100-111.
  8. Памятная книга вятской губернии на 1857 г. - Вятка, 1857. - С. 230.
  9. Иванова М. Г. Иднакар / М. Г. Иванова. - Ижевск, 1988. - С. 56.
  10. Хрестоматия по истории Удмуртии / под ред. В. Е. Майера. - Ижевск, 1973. - С. 57-59.
  11. Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. - Т. III. - М. - Л., 1952. - С. 255.
  12. Латышев Н.Н. Удмурты накануне реформы. Первая половина 60-х годов XIX в. Ижевск, 1939. - С. 156.
  13. подсчитано В. Е. Владыкиным по Голубев П. Историко-статистический сборник сведений по вопросам экономического и культурного развития Вятского края. - Вятка, 1896. - С. 20,31, 54, 90.