Редактирование: Проблема этнонима

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 19: Строка 19:
 
Существует версия, в соответствии с которой  первая часть этнонима удмурт происходит от тюрк. *ant ’клятва (в верности), присяга’: куман., чагат. и др. ant то же, др.-тюрк., турец., караим, and то же, тат. ant то же и т.д., монг. anda ’клятва, присяга’ (> тунг. andag ’товарищ, друг’) <ref name="Räsänen">Räsänen M. Versuch eines etymologischen Wörterbuchs der Türksprachen / М. Räsänen. - Helsinki,1969. - С. 20.</ref> > древнеудм. *ant > *od, отсюда *odг-mort ’человек клятвы, присягнувший на верность’. Однако, данная гипотеза имеет, по мнению авторов, несколько неясных моментов как фонетического (древнеудмуртская форма реконструируется как *odo, а не *od) возможна, однако, суффиксация в древнеудмуртском: *ont-a > *od-o ’с клятвой, обладающий клятвой’ – типа удм. вало мурт ’лошадный человек, имеющий лошадь’, вал ’лошадь’), так и историко-семантического рода (нет свидетельств о том, что какие-то удмуртские группы до IX-XI вв. были связаны с какими-либо тюрками присягой, находились в союзнических отношениях). Кроме того, конструкция *od(o)-mort заставляет предполагать, что в древнеудмуртском было известно слово *od ’клятва, присяга’ — в современном удмуртском языке такого слова нет<ref name="белых, напольских">Белых С. К.  Этноним удмурт: исчерпаны ли альтернативы? / С. К. Белых, В. В. Напольских // Linguistica Uralica. - Tallinn, 1994. - Т. 30. - № 4. - С. 284-286.</ref>.
 
Существует версия, в соответствии с которой  первая часть этнонима удмурт происходит от тюрк. *ant ’клятва (в верности), присяга’: куман., чагат. и др. ant то же, др.-тюрк., турец., караим, and то же, тат. ant то же и т.д., монг. anda ’клятва, присяга’ (> тунг. andag ’товарищ, друг’) <ref name="Räsänen">Räsänen M. Versuch eines etymologischen Wörterbuchs der Türksprachen / М. Räsänen. - Helsinki,1969. - С. 20.</ref> > древнеудм. *ant > *od, отсюда *odг-mort ’человек клятвы, присягнувший на верность’. Однако, данная гипотеза имеет, по мнению авторов, несколько неясных моментов как фонетического (древнеудмуртская форма реконструируется как *odo, а не *od) возможна, однако, суффиксация в древнеудмуртском: *ont-a > *od-o ’с клятвой, обладающий клятвой’ – типа удм. вало мурт ’лошадный человек, имеющий лошадь’, вал ’лошадь’), так и историко-семантического рода (нет свидетельств о том, что какие-то удмуртские группы до IX-XI вв. были связаны с какими-либо тюрками присягой, находились в союзнических отношениях). Кроме того, конструкция *od(o)-mort заставляет предполагать, что в древнеудмуртском было известно слово *od ’клятва, присяга’ — в современном удмуртском языке такого слова нет<ref name="белых, напольских">Белых С. К.  Этноним удмурт: исчерпаны ли альтернативы? / С. К. Белых, В. В. Напольских // Linguistica Uralica. - Tallinn, 1994. - Т. 30. - № 4. - С. 284-286.</ref>.
  
Еще один вариант происхождения корня –уд – от иранского *anta: осет. чddч, чndч ’снаружи, вне’, авест. antкma ’крайний’, др.-  инд. anta- ’близкий, последний, край, предел, граница’, antamс ’последний, крайний’, сntama ’ближайший, соседний’ – cp. также нем. ende ’конец’, др.-греч. ¥nt… ’против’, латин. ante ’до, перед, напротив’ <ref name="абаев" />Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка / В. И. Абаев. - М. ; Л., 1958. - Т. 1. - С. 103-105, 533. </ref>, <ref name="кочергина"> Кочергина В. А.  Санскритско-русский словарь / В. А. Кочергина. -  М., 1987. - С. 47-48. </ref> > др.-удм. *anta > *odo. Вполне допустимо заимствование всего композита: иран. *anta-marta > др.-удм. *odo-mort ’житель пограничья, окраины’. Находившиеся в тесных контактах с ираноязычными жителями степей-лесостепей Среднего Поволжья южные пермяне могли еще в древности (до IV-VI вв. н. э.) заимствовать иранский термин *anta-marta > *odo-mort ’житель окраины, пограничья; сосед’ и начать называть себя так – в отличие от северных соседей-пермян. Поскольку слово мурт имело нарицательное значение, этноним воспринимался как композит, что привело к тому, что его первый элемент мог использоваться отдельно – но не в своем исконном значении ’край, граница’, не известном пермянам, а исключительно как показатель этнической принадлежности – ’удмурт’, ’удмуртский’ – и сохранился в нескольких топонимах и мар. oдo<ref name="белых, напольских" />Белых С. К. Этноним удмурт: исчерпаны ли альтернативы? / С. К. Белых, В. В. Напольских // Linguistica Uralica. - Таллин,1994. - T. 30. - № 4. - С. 284-286.</ref>.
+
Еще один вариант происхождения корня –уд – от иранского *anta: осет. чddч, чndч ’снаружи, вне’, авест. antкma ’крайний’, др.-  инд. anta- ’близкий, последний, край, предел, граница’, antamс ’последний, крайний’, сntama ’ближайший, соседний’ – cp. также нем. ende ’конец’, др.-греч. ¥nt… ’против’, латин. ante ’до, перед, напротив’ <ref name="абаев" />Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка / В. И. Абаев. - М. ; Л., 1958. - Т. 1. - С. 103-105, 533. </ref>, <ref name="кочергина"> Кочергина В. А.  Санскритско-русский словарь / В. А. Кочергина. -  М., 1987. - С. 47-48. </ref> > др.-удм. *anta > *odo. Вполне допустимо заимствование всего композита: иран. *anta-marta > др.-удм. *odo-mort ’житель пограничья, окраины’. Находившиеся в тесных контактах с ираноязычными жителями степей-лесостепей Среднего Поволжья южные пермяне могли еще в древности (до IV-VI вв. н. э.) заимствовать иранский термин *anta-marta > *odo-mort ’житель окраины, пограничья; сосед’ и начать называть себя так – в отличие от северных соседей-пермян. Поскольку слово мурт имело нарицательное значение, этноним воспринимался как композит, что привело к тому, что его первый элемент мог использоваться отдельно – но не в своем исконном значении ’край, граница’, не известном пермянам, а исключительно как показатель этнической принадлежности – ’удмурт’, ’удмуртский’ – и сохранился в нескольких топонимах и мар. oдo<ref name="белых, напольских">Белых С. К. Этноним удмурт: исчерпаны ли альтернативы? / С. К. Белых, В. В. Напольских // Linguistica Uralica. - Таллин,1994. - T. 30. - № 4. - С. 284-286.</ref>.
  
 
В письменных источниках удмурты были известны под именем аров, арян, арских людей (ар — из арабского — человек, мужчина), чуди отяцкой, отяков, вотяков (здесь тоже угадывается название Вятки, к которому был прибавлен типичный словообразовательный суффикс: вот-як). Соседние народы называли удмуртов по-разному: татары — арлар, марийцы — одо-марий.
 
В письменных источниках удмурты были известны под именем аров, арян, арских людей (ар — из арабского — человек, мужчина), чуди отяцкой, отяков, вотяков (здесь тоже угадывается название Вятки, к которому был прибавлен типичный словообразовательный суффикс: вот-як). Соседние народы называли удмуртов по-разному: татары — арлар, марийцы — одо-марий.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!