Предпосылки удмуртской литературы (1769–1889)

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску
The printable version is no longer supported and may have rendering errors. Please update your browser bookmarks and please use the default browser print function instead.

Общая характеристика

На этапе становления национальной литературы первые произведения не рассматриваются вообще как литературные достижения. Здесь речь идёт главным образом о пробах пера неизвестных авторов, которые порой были призваны только к тому, чтобы доказать пригодность языка к литературным целям. [1]

К произведениям раннего периода удмуртской литературы относятся два «стихотворения». Первый образец удмуртской литературы – рифмованное приветствие в форме четверостишия – появилось в 1767 году, когда царица Екатерина II посетила Казань. [1] Воспитанники Казанской миссионерской школы сочинили на своём родном языке приветственные речи и стихотворения по случаю торжественного приёма императрицы в резиденции епископа. [1] Сборник этих текстов под названием «Духовная церемония, производившаяся во время всевожделеннейшего присутствия ея императорского величия великия государыни Екатерины II в Казани» был издан специальным выпуском в 1769 году.

Стихотворение до сих пор исследовала только Т. И. Тепляшина (с языковой и диалектологической стороны), и она предприняла смысловую реконструкцию оригинального текста. Первый продукт удмуртской поэзии, по толкованию Тепляшиной, можно было бы перевести так: «То, что есть у нас, дал ты нам безвозмездно, за что мы и преклоняемся перед великим Богом. За это я благодарю тебя, моя мамочка, и прошу, чтобы Господь Бог продлил твои дни»…

В 1778 году состоялось торжественное открытие Казанского университета. Среди одических стихотворений, собранных в одном томе, находим вторую попытку удмуртской лирики в форме 10-строчного стихотворения. Этот текст уступает посвящённому Екатерине стихотворению по содержанию и форме (ритм неравномерный, длина строк различная), но в языковом отношении он представляет интерес. При чтении создаётся впечатление, что как и строгие по форме четверостишия, так и более развернутые песни, написанные в свободном ритме, имели соответствия в удмуртской народной поэзии и, таким образом, фольклор присутствовал в истоках удмуртской поэзии. [2]

Эти два стихотворения относятся по своему жанру к восхваляющей и благостной поэзии (хвала небесным и земным силам), в которой встречаются характерные формы стиля языческих молитв удмуртов. [2]

Выдающимся событием в русле формирования удмуртской литературы явилось издание Петербургской академией наук первой грамматики удмуртского языка, созданной под руководством выдающегося учёного-просветителя, ректора Казанской духовной семинарии В. Г. Пуцек-Григоровича в 1775 году. Она сыграла поворотную роль не только в возникновении письменности, но и в зарождении литературы на удмуртском языке, в формировании книжного языка, теоретического языкознания. На ее основе были созданы в дальнейшем такие труды, как «Краткий вотский словарь» (1785) З. Кротова, «Краткий отяцкия грамматики опыт» (1786) М. Могилина. Всё это способствовало усилению национально-языкового самосознания удмуртского народа. [3]

Древнейший период удмуртской литературы, в общем, может рассматриваться как подготовка (предпосылка). В этой фазе выясняется, что удмуртский язык:

1. Доступен описанию и систематизации (грамматика В. Пуцек-Григоровича).

2. Возможен для переложения на существующие системы письма (по кириллице и латинскому алфавиту).

3. Допускает обработку самых различных тем (как религиозных, так и светских).

4. Годен для различных жанров и форм (например, для стихов).

В это время увеличилось число удмуртов (хотя и в очень умеренном темпе), умеющих читать и писать, чем была создана предпосылка для того, чтобы из глубины неизвестности и инстинктивных попыток вышли исследователи и поэты, которые способны развивать удмуртскую письменность научно и на уровне подлинной литературы.[4]

Литература

  1. 1,0 1,1 1,2 Домокош Петер // История удмуртской литературы - Ижевск, 1993 - с. 170
  2. 2,0 2,1 Домокош Петер // История удмуртской литературы - Ижевск, 1993 - с. 172-173
  3. Ванюшев, Василий Михайлович // Творческое наследие Г. Е. Верещагина в контексте национальных литератур Урало-Поволжья - Ижевск, 1995 - С. 25
  4. Домокош Петер // История удмуртской литературы - Ижевск, 1993 - с. 174