Редактирование: Начало развития удмуртской литературы (1889–1919)

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 259: Строка 259:
 
Книги для чтения выходили с 1906 года. Функция изданий – обучать литературному чтению на русском и родном языке. Большинство произведений религиозного характера. И. С. Михеев адаптировал для издания рассказы из Священной истории, Ветхого Завета, произведения Л. Н. Толстого, Эзопа. Книги для чтения характеризуются жанровым синкретизмом: представлены рассказы-описания, рассказы-диалоги, рассказы-очерки, научно-популярные рассказы. «Первая книга для чтения на вотском языке» имеет общий сюжет и тяготеет к жанру повести, главный герой – удмуртский мальчик Коля. Книга повествует о его духовном развитии <ref name="volkova"> Волкова, Т. Г. Роль учебных книг И. С. Михеева в формировании удмуртской детской литературы // Роль просветителей финно-угорских и тюркских народов в становлении и развитии литературы, образовании и культуры Урало-Поволжья : [материалы международной научной конференции, проходившей 17–19 мая 2011 года в ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет"] : сборник статей / [сост.: Т. И. Зайцева, В. Л. Шибанов]. – Ижевск : Удмуртский университет, 2011. – С. 103–110. </ref>.  
 
Книги для чтения выходили с 1906 года. Функция изданий – обучать литературному чтению на русском и родном языке. Большинство произведений религиозного характера. И. С. Михеев адаптировал для издания рассказы из Священной истории, Ветхого Завета, произведения Л. Н. Толстого, Эзопа. Книги для чтения характеризуются жанровым синкретизмом: представлены рассказы-описания, рассказы-диалоги, рассказы-очерки, научно-популярные рассказы. «Первая книга для чтения на вотском языке» имеет общий сюжет и тяготеет к жанру повести, главный герой – удмуртский мальчик Коля. Книга повествует о его духовном развитии <ref name="volkova"> Волкова, Т. Г. Роль учебных книг И. С. Михеева в формировании удмуртской детской литературы // Роль просветителей финно-угорских и тюркских народов в становлении и развитии литературы, образовании и культуры Урало-Поволжья : [материалы международной научной конференции, проходившей 17–19 мая 2011 года в ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет"] : сборник статей / [сост.: Т. И. Зайцева, В. Л. Шибанов]. – Ижевск : Удмуртский университет, 2011. – С. 103–110. </ref>.  
  
В 1906 году И. С. Михеев издал пьесу «Эн лушка» («Не воруй») – «первое произведение удмуртской художественной литературы, изданное отдельной книгой» <ref name="domokosh1"> Домокош, Петер. Иван Степанович Михеев / П. Домокош // История удмуртской литературы / Петер Домокош. – Ижевск, 1993.– С. 186. </ref>. После революции написал ряд просветительских пьес педагогического и агитационного характера – «Удмурт доктор» («Удмуртский доктор», 1920), «Удмурт дышетӥсь» («Удмуртский учитель», 1924), «Туно» («Знахарка», 1919), «Визьтэм Онтон» («Бестолковый Онтон», 1919), «Удмуртъёслэн революци азьын улэмзы» («Жизнь удмуртов до революции», 1925) <ref name="domokosh2"> Домокош, Петер. Иван Степанович Михеев / П. Домокош // История удмуртской литературы / Петер Домокош. – Ижевск, 1993.– С. 186. </ref>.
+
В 1906 году И. С. Михеев издал пьесу «Эн лушка» («Не воруй») – «первое произведение удмуртской художественной литературы, изданное отдельной книгой» <ref name="domokosh"1> Домокош, Петер. Иван Степанович Михеев / П. Домокош // История удмуртской литературы / Петер Домокош. – Ижевск, 1993.– С. 186. </ref>. После революции написал ряд просветительских пьес педагогического и агитационного характера – «Удмурт доктор» («Удмуртский доктор», 1920), «Удмурт дышетӥсь» («Удмуртский учитель», 1924), «Туно» («Знахарка», 1919), «Визьтэм Онтон» («Бестолковый Онтон», 1919), «Удмуртъёслэн революци азьын улэмзы» («Жизнь удмуртов до революции», 1925) <ref name="domokosh2"> Домокош, Петер. Иван Степанович Михеев / П. Домокош // История удмуртской литературы / Петер Домокош. – Ижевск, 1993.– С. 186. </ref>.
  
 
С 1905 года на свои средства выпускает календари на удмуртском языке <ref name="apakaev"/>.  
 
С 1905 года на свои средства выпускает календари на удмуртском языке <ref name="apakaev"/>.  
Строка 266: Строка 266:
 
Публиковались художественные произведения – стихотворение М. Прокопьева «Вуэм пилэн эсэбез» (перев. – «думы юноши» (1907) и баллада М. Можгина «Беглой» (1910). В календаре за 1907 г. вышла публицистическая статья И. В. Яковлева «Наша жизнь», «за которую автор поплатился ссылкой на север, а издатель вынужден был объясняться перед казанской цензурой» <ref name="vahrushev2"> Вахрушев, А. А. Начало национального журналистского и литературного процесса / А. А. Вахрушев // Журналистика Удмуртии: история и современность : материалы Регион. межвуз. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию удмурт. нац. период. печати, 15 февр. 2006 г. – Ижевск, 2006. – С. 27–28. </ref>.
 
Публиковались художественные произведения – стихотворение М. Прокопьева «Вуэм пилэн эсэбез» (перев. – «думы юноши» (1907) и баллада М. Можгина «Беглой» (1910). В календаре за 1907 г. вышла публицистическая статья И. В. Яковлева «Наша жизнь», «за которую автор поплатился ссылкой на север, а издатель вынужден был объясняться перед казанской цензурой» <ref name="vahrushev2"> Вахрушев, А. А. Начало национального журналистского и литературного процесса / А. А. Вахрушев // Журналистика Удмуртии: история и современность : материалы Регион. межвуз. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию удмурт. нац. период. печати, 15 февр. 2006 г. – Ижевск, 2006. – С. 27–28. </ref>.
  
В 1913 году И. С. Михеев был уволен из учительской семинарии. В книге П. А. Апакаева «Просветители марийского края» (1990) цитируются отрывки из служебной автобиографии И. С. Михеева, в которой он пишет: «Календарь послужил причиной целого ряда нападок со стороны попечителя Учебного округа и полиции. <…> Поводом к увольнению, кроме календаря, послужила еще составленная мною «Четвертая книга для чтения». В этой книге была напечатана статья о князе, который назван несправедливым и жестокосердым… Помещение подобных статей в русской книге для чтения, по мнению попечителя, является величайшим преступлением, а потому автор этой книги не может быть преподавателем в стенах учебного заведения, подготавливающего учителей для инородцев» <ref name="apakaev1"> Апакаев, П. А. Михеев Иван Степанович (1876–1937) / П. А. Апакаев // Просветители Марийского края / П. А. Апакаев. – Йошкар-Ола, 1990. – С. С.113. </ref>.
+
В 1913 году И. С. Михеев был уволен из учительской семинарии. В книге П. А. Апакаева «Просветители марийского края» (1990) цитируются отрывки из служебной автобиографии И. С. Михеева, в которой он пишет: «Календарь послужил причиной целого ряда нападок со стороны попечителя Учебного округа и полиции. <…> Поводом к увольнению, кроме календаря, послужила еще составленная мною «Четвертая книга для чтения». В этой книге был напечатана статья о князе, который назван несправедливым и жестокосердым… Помещение подобных статей в русской книге для чтения, по мнению попечителя, является величайшим преступлением, а потому автор этой книги не может быть преподавателем в стенах учебного заведения, подготавливающего учителей для инородцев» <ref name="apakaev1"> Апакаев, П. А. Михеев Иван Степанович (1876–1937) / П. А. Апакаев // Просветители Марийского края / П. А. Апакаев. – Йошкар-Ола, 1990. – С. С.113. </ref>.
  
 
И. С. Михеев получал большой доход от переиздания учебников. До увольнения из семинарии приобрел участок земли и организовал хуторское хозяйство <ref name="apakaev2"> Апакаев, П. А. Михеев Иван Степанович (1876–1937) / П. А. Апакаев // Просветители Марийского края / П. А. Апакаев. – Йошкар-Ола, 1990. – С. 114. </ref>.
 
И. С. Михеев получал большой доход от переиздания учебников. До увольнения из семинарии приобрел участок земли и организовал хуторское хозяйство <ref name="apakaev2"> Апакаев, П. А. Михеев Иван Степанович (1876–1937) / П. А. Апакаев // Просветители Марийского края / П. А. Апакаев. – Йошкар-Ола, 1990. – С. 114. </ref>.
Строка 566: Строка 566:
  
 
Можгин (Дараев) Михаил Григорьевич – удмуртский поэт, педагог, один из зачинателей удмуртской литературы.
 
Можгин (Дараев) Михаил Григорьевич – удмуртский поэт, педагог, один из зачинателей удмуртской литературы.
Михаил Можгин родился 12 июля 1890 года в деревне Потапово-Тумбарла Бавлинской волости Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Бавлинский район, республика Татарстан).  <ref name="vordskem">Удмуртский просветитель - писатель Михаил Можгин // Вордскем кыл - 2005 - № 5-6 С. 88</ref>
+
Михаил Можгин родился 12 июля 1980 года в деревне Потапово-Тумбарла Бавлинской волости Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Бавлинский район, республика Татарстан).  <ref name="vordskem">Удмуртский просветитель - писатель Михаил Можгин // Вордскем кыл - 2005 - № 5-6 С. 88</ref>
  
 
Михаил Можгин с детства знал русский, татарский, башкирский и чувашский языки. Мастерил струнные инструменты и превосходно играл на них. <ref name="pisateli2">Михаил Можгин // Писатели и литературоведы Удмуртии. - Ижевск, 2006. - С. 87</ref>
 
Михаил Можгин с детства знал русский, татарский, башкирский и чувашский языки. Мастерил струнные инструменты и превосходно играл на них. <ref name="pisateli2">Михаил Можгин // Писатели и литературоведы Удмуртии. - Ижевск, 2006. - С. 87</ref>
В 1906 году окончил Бирскую учительскую семинарию, с 1906 по 1914 гг. работал учителем в деревнях Потапово-Тумбарла, Покровское Урустамак, Чирково.  
+
В 1906 году окончил Бирскую учительскую семинарию, с 1906 по 1914 гг. работал учителем в деревнях Потапово-Тумбарла, Покровское-Урустамак, Чирково.  
  
 
В период Первой Мировой войны в 1914 г. был мобилизован и направлен на Юго-Западный фронт. Участвовал в боях под Луцком и Ошмянами. <ref name="vordskem" />  
 
В период Первой Мировой войны в 1914 г. был мобилизован и направлен на Юго-Западный фронт. Участвовал в боях под Луцком и Ошмянами. <ref name="vordskem" />  
 
После возвращения с фронта принял участие в Гражданской войне. Его библиотеку и рукописи сожгли белогвардейцы, узнав, что находясь у них в штабе переводчиком, он служил красным. <ref name="pisateli2" />
 
После возвращения с фронта принял участие в Гражданской войне. Его библиотеку и рукописи сожгли белогвардейцы, узнав, что находясь у них в штабе переводчиком, он служил красным. <ref name="pisateli2" />
  
В 1923 году Михаил Можгин прошёл курсы усовершенствования учителей в Казани и вновь стал работать учителем в Покровском Урустамаке. Из числа его воспитанников первым дипломированным удмуртским учёным-лингвистом стал В. Алатырев. <ref name="pisateli2" />
+
В 1923 году Михаил Можгин прошёл курсы усовершенствования учителей в Казани и вновь стал работать учителем в Покровском-Урустамаке. Из числа его воспитанников первым дипломированным удмуртским учёным-лингвистом стал В. Алатырев. <ref name="pisateli2" />
  
 
С 1923 по 1927 гг. работал учителем школы в деревне Потапово-Тумбарла, с 1927 по 1929 гг. – её директором.
 
С 1923 по 1927 гг. работал учителем школы в деревне Потапово-Тумбарла, с 1927 по 1929 гг. – её директором.
Строка 655: Строка 655:
 
Кедра Митрей (Дмитрий Иванович Корепанов) – основоположник удмуртской прозы, драматург, публицист, педагог, поэт, переводчик, литературовед.<ref name="encyc">Кедра Митрей// Удмуртская Республика: энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 389</ref>
 
Кедра Митрей (Дмитрий Иванович Корепанов) – основоположник удмуртской прозы, драматург, публицист, педагог, поэт, переводчик, литературовед.<ref name="encyc">Кедра Митрей// Удмуртская Республика: энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 389</ref>
  
Кедра Митрей родился 28 сентября 1892 года в селе Игра в семье крестьянина.  В 1904 году с отличием окончил Игринскую церковно-приходскую школу, в 1907 году – двухклассное училище в селе Зура.  
+
Кедра Митрей родился 18 сентября 1892 года в селе Игра в семье крестьянина.  В 1904 году с отличием окончил Игринскую церковно-приходскую школу, в 1907 году – двухклассное училище в селе Зура.  
  
 
Осенью 1907 года Кедра Митрей поступил в Казанскую инородческую учительскую семинарию. Здесь совместно с Михаилом Прокопьевым издавал конспиративный рукописный журнал «Сандал» («Наковальня»). Из-за конфликта с законоучителем и активно проявленного атеизма Дмитрий Корепанов был уволен из семинарии. <ref name="kedra">Кедра Митрей // Писатели и литературоведы Удмуртии. - Ижевск, 2006. - С. 60-61</ref>
 
Осенью 1907 года Кедра Митрей поступил в Казанскую инородческую учительскую семинарию. Здесь совместно с Михаилом Прокопьевым издавал конспиративный рукописный журнал «Сандал» («Наковальня»). Из-за конфликта с законоучителем и активно проявленного атеизма Дмитрий Корепанов был уволен из семинарии. <ref name="kedra">Кедра Митрей // Писатели и литературоведы Удмуртии. - Ижевск, 2006. - С. 60-61</ref>
Строка 665: Строка 665:
  
 
В годы гражданской войны Кедра Митрей находился в Иркутске, принимал участие в партизанском движении в Сибири, был в плену у колчаковцев.
 
В годы гражданской войны Кедра Митрей находился в Иркутске, принимал участие в партизанском движении в Сибири, был в плену у колчаковцев.
В 1920 году писатель возвратился на родину. С 1920 по 1923 гг. возглавлял уездный отдел народного образования в Зуре и Дебесах, а с 1923 по 1928 гг. работал в редакции газеты «Гудыри» сначала литературным сотрудником, затем – редактором.  
+
В 1920 году писатель возвратился на родину. С 1920 по 1923 гг. возглавлял уездный отдел народного образования с. Дебесы, а с 1923 по 1928 гг. работал в редакции газеты «Гудыри» сначала литературным сотрудником, затем – редактором.  
  
1920 – начало 1930-х гг. были наиболее творчески плодотворными для писателя. В этот период Кедра Митрей создал историко-революционную повесть [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8602 «Вуж гурт»] («Старая деревня». 1926), а в 1928 году опубликовал первую в удмуртской литературе историческую поэму [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8608 «Юбер батыр»]. События, описанные в ней, относятся к начальному периоду присоединения Удмуртии к России.   
+
1920 – начало 1930-х гг. были наиболее творчески плодотворными для писателя. В этот период Кедра Митрей создал исторически-революционную повесть [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8602 «Вуж гурт»] («Старая деревня». 1926), а в 1928 году опубликовал первую в удмуртской литературе историческую поэму [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8608 «Юбер батыр»].   
  
В 1926 году вышел первый сборник рассказов Кедра Митрея [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8611 «Пилем улысь шунды шоры»] («Из-за туч на солнышко»), в который наряду с рассказами вошли пьесы «Обокат» («Адвокат»), «Калгись» ( «Странствующий») и стихи. Теме гражданской войны посвящены рассказы «Шӧртчи Ондрей» («Храбрый Андрей»), «Чут Макар» («Хромой Макар»). Писал Кедра Митрей и рассказы для детей, один из них – [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/7558 «Сурсву» («Берёзовый сок»)] – стал хрестоматийным. <ref name="kedra" />
+
В 1926 году вышел первый сборник рассказов Кедра Митрея [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8611 «Пилем улысь шунды шоры»] («Из-за туч на солнышко»), в который наряду с рассказами вошли пьесы «Адвокат» и «Странствующий». Теме гражданской войны посвящены рассказы «Храбрый Андрей», «Хромой Макар». Писал Кедра Митрей и рассказы для детей, один из них – [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/7558 «Сурсву» («Берёзовый сок»)] – стал хрестоматийным. <ref name="kedra" />
  
В 1929 году Кедра Митрей издал «Секыт зӥбет» ([http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/9661 «Тяжкое иго»]) - первый роман в истории удмуртской литературы. В 1932 году он был опубликован на русском языке в переводе автора в Москве в издательстве «Художественная литература». В романе изображён процесс становления характера народного мстителя конца XVIII-начала XIX вв. в период христианизации удмуртов. «Тяжкое иго» закладывал в удмуртской прозе основы исторического, социально-бытового эпического жанра, утверждая традиции в изображении глубинных сторон народной жизни, позднее воспринятые М. Коноваловым, Г. Медведевым, Т. Архиповым, Г. Красильниковым, Г. Перевощиковым, О. Четкарёвым и другими.<ref name="kedra" />
+
В 1929 году Кедра Митрей издал [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/9661 «Тяжкое иго»] - первый роман в истории удмуртской литературы. В 1932 году он был опубликован на русском языке в переводе автора в Москве в издательстве «Художественная литература». В романе изображён процесс становления характера народного мстителя конца XVIII-начала XIX вв. в период христианизации удмуртов. «Тяжкое иго» закладывал в удмуртской прозе основы исторического, социально-бытового эпического жанра, утверждая традиции в изображении глубинных сторон народной жизни, позднее воспринятые М. Коноваловым, Г. Медведевым, Т. Архиповым, Г. Красильниковым, Г. Перевощиковым, О. Четкарёвым и другими.<ref name="kedra" />
  
 
В диапазоне творческих интересов Кедра Митрея была и переводческая работа. Он перевёл на удмуртский язык первую книгу романа «Бруски» Ф. Панфёрова, «Историю ВКП(б)», начинал переводить «Капитал» К. Маркса. <ref name="encyc" />
 
В диапазоне творческих интересов Кедра Митрея была и переводческая работа. Он перевёл на удмуртский язык первую книгу романа «Бруски» Ф. Панфёрова, «Историю ВКП(б)», начинал переводить «Капитал» К. Маркса. <ref name="encyc" />
  
Кедра Митрей - один из самых образованных удмуртских писателей своего времени. В начале 1930-х гг. Кедра Митрей поступил в аспирантуру Коммунистического университета народов Востока в Москве, которую успешно окончил. Будучи доцентом, заведовал кафедрой литературы и языка Удмуртского педагогического института, сектором литературы и языка в УдНИИ. С 1934 года – член Союза писателей СССР. Кедра Митрей был председателем Союза писателей республики до 1937 года.  
+
В начале 1930-х гг. Кедра Митрей поступил в аспирантуру Коммунистического университета народов Востока в Москве, которую успешно окончил. Будучи доцентом, заведовал кафедрой литературы и языка Удмуртского педагогического института, сектором литературы и языка в УдНИИ. С 1934 года – член Союза писателей. Кедра Митрей был председателем Союза писателей республики до 1937 года.  
  
В 1937 году Кедра Митрей был незаслуженно репрессирован, в 1946 году освобождён, но уже в 1948 году был репрессирован повторно. Умер 11 ноября 1949 г. в ссылке, в селе Чумаково Михайловского района Новосибирской области. <ref name="kedra" />
+
В 1937 году Кедра Митрей был репрессирован, в 1946 году освобождён, но уже в 1948 году был репрессирован повторно. Умер 11 ноября в ссылке, в селе Чумаково Михайловского района Новосибирской области. <ref name="kedra" />
  
В Удмуртской республике широко отмечались юбилеи Кедра Митрея: 90-, 100-, 110-летие со дня его рождения.  В 1991 году на родине писателя, в Игре, был установлен памятник, открыты музейные уголки в школах Игринского района.
+
В Удмуртской республике широко отмечались юбилеи Кедра Митрея: 90-, 100-, 110-летие со дня его рождения.  В 1991 году был установлен памятник Кедра Митрею, открыты музейные уголки в школах Игринского района.
  
 
==Библиография==
 
==Библиография==
Строка 849: Строка 849:
 
'''Максим Прокопьевич Прокопьев''' – революционер, общественный и государственный деятель, герой гражданской войны, поэт и публицист. <ref name="prokopiev1">Павлов, Н. П.  Максим Прокопьев : док. очерк / Н. П. Павлов. - Ижевск : Удмуртия, 1993. - 158 с. </ref>
 
'''Максим Прокопьевич Прокопьев''' – революционер, общественный и государственный деятель, герой гражданской войны, поэт и публицист. <ref name="prokopiev1">Павлов, Н. П.  Максим Прокопьев : док. очерк / Н. П. Павлов. - Ижевск : Удмуртия, 1993. - 158 с. </ref>
  
Родился 19 января 1884 года в селе Нырья Кукморского района Татарстана в многодетной (8 детей) дружной крестьянской семье. Все восемь детей – Гавриил, Антон, Семён, Пётр, Кузьма, Максим, Денис, Анна – повзрослев, стали известными для всего народа. <ref name="prokopiev2">Максим Прокопьев (1884-1919) : [очерк, стихотворение / авт. очерка Вячеслав Ар-Серги ; пер. с удмурт. И. Мазин]. - Ижевск : Известия Удмуртской Республики, 2009. - 11 с.</ref> М. Прокопьев с детства наравне с родным языком знал русский, татарский и башкирский. В выборе жизненного пути примерами для него явились старшие братья Гавриил и Антон, окончившие, как и он, Центральную вотскую школу, Карлыганскую школу (училище) и Казанскую инородческую учительскую семинарию (1902). <ref name="prokopiev3">Поздеев, П. К. Максим Прокопьев (1884-1919) / П. К. Поздеев // Писатели и литературоведы Удмуртии : библиогр. справ. / сост. А. Н. Уваров. – Ижевск, 2006. – С. 98.</ref>
+
Родился 29 января 1884 года в селе Нырья Кукморского района Татарстана в многодетной (8 детей) дружной крестьянской семье. Все восемь детей – Гавриил, Антон, Семён, Пётр, Кузьма, Максим, Денис, Анна – повзрослев, стали известными для всего народа. <ref name="prokopiev2">Максим Прокопьев (1884-1919) : [очерк, стихотворение / авт. очерка Вячеслав Ар-Серги ; пер. с удмурт. И. Мазин]. - Ижевск : Известия Удмуртской Республики, 2009. - 11 с.</ref> М. Прокопьев с детства наравне с родным языком знал русский, татарский и башкирский. В выборе жизненного пути примерами для него явились старшие братья Гавриил и Антон, окончившие, как и он, Центральную вотскую школу, Карлыганскую школу (училище) и Казанскую инородческую учительскую семинарию (1902). <ref name="prokopiev3">Поздеев, П. К. Максим Прокопьев (1884-1919) / П. К. Поздеев // Писатели и литературоведы Удмуртии : библиогр. справ. / сост. А. Н. Уваров. – Ижевск, 2006. – С. 98.</ref>
  
 
В стенах семинарии Максим Прокопьев включается в активную политическую жизнь: читает литературу, участвует в тайных сборах учащихся, во время каникул в родном селе собирает своих друзей и читает им политические брошюры и листовки, поет вместе с ними революционные песни. В семинарии Прокопьев с большим интересом читает произведения классиков русской литературы. <ref name="prokopiev1" />
 
В стенах семинарии Максим Прокопьев включается в активную политическую жизнь: читает литературу, участвует в тайных сборах учащихся, во время каникул в родном селе собирает своих друзей и читает им политические брошюры и листовки, поет вместе с ними революционные песни. В семинарии Прокопьев с большим интересом читает произведения классиков русской литературы. <ref name="prokopiev1" />
Строка 861: Строка 861:
 
С началом войны в 1914 году М. Прокопьева призывают в армию, а впоследствии отправляют на фронт, откуда он возвращается в 1917 году.
 
С началом войны в 1914 году М. Прокопьева призывают в армию, а впоследствии отправляют на фронт, откуда он возвращается в 1917 году.
  
В 1918-1919 гг. под его руководством прошли I и II Всероссийские съезды удмуртов. М. Прокопьев возглавлял Удмуртский отдел Наркомнаца РСФСР в Москве, где вел подготовительную работу по организации Вотской автономной области. Освобождая территорию Удмуртии от белогвардейцев, в составе Второй армии в качестве политического комиссара Наркомнаца прошёл путь от Вятских Полян Кировской области до Пермской области. <ref name="prokopiev4">Фролова, Г. Д. Удмуртская книга : История книгопечатания. Современная книга / Г. Д. Фролова. – Ижевск : Удмуртия, 1982. – 232 с.</ref>
+
В 1918-1919 гг. под его руководством прошли I и II Всероссийские съезды удмуртов. М. Прокопьев возглавлял Удмуртский отдел Наркомнаца в Москве. Освобождая территорию Удмуртии от белогвардейцев, в составе Второй армии в качестве политического комиссара Наркомнаца прошёл путь от Вятских Полян Кировской области до Пермской области. <ref name="prokopiev4">Фролова, Г. Д. Удмуртская книга : История книгопечатания. Современная книга / Г. Д. Фролова. – Ижевск : Удмуртия, 1982. – 232 с.</ref>
  
Максимом Прокопьевым были определены границы этого будущего государственного образования и подготовлен проект Конституции автономной области. <ref name="prokopiev3" /> Только потом уже 4 ноября 1920 года Председатель СНК В. И. Ленин подписал Декрет об образовании ВАО (Вотской автономной области). <ref name="prokopiev2" />
+
Максимом Прокопьевым был подготовлен проект Конституции автономной области. <ref name="prokopiev3" /> Только потом уже 4 ноября 1920 года Председатель СНК В. И. Ленин подписал Декрет об образовании ВАО (Вотской автономной области). <ref name="prokopiev2" />
  
 
В связи с захватом колчаковцами северных районов Удмуртии, М. Прокопьев добровольно попросился на Восточный фронт и, командуя разведкой, геройски погиб 30 июня 1919 г. <ref name="prokopiev3" />
 
В связи с захватом колчаковцами северных районов Удмуртии, М. Прокопьев добровольно попросился на Восточный фронт и, командуя разведкой, геройски погиб 30 июня 1919 г. <ref name="prokopiev3" />
Строка 964: Строка 964:
  
 
[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18124 Пушкин, А. С. Поп но визьтэм : выжыкыл / А. С. Пушкин ; берыктӥз М. Прокопьев // Максимлэн гожтэмез. - Оса, 1918. - С. 10-16.]
 
[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18124 Пушкин, А. С. Поп но визьтэм : выжыкыл / А. С. Пушкин ; берыктӥз М. Прокопьев // Максимлэн гожтэмез. - Оса, 1918. - С. 10-16.]
 
[[Категория:Первый Всероссийский съезд удмуртов]]
 
  
 
=Литература=
 
=Литература=
 
<references />
 
<references />

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!