Редактирование: Музыкальная культура удмуртов
Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поискуВнимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 134: | Строка 134: | ||
{{more|Тексты свадебных песен}} | {{more|Тексты свадебных песен}} | ||
− | В песнях | + | В песнях свадебного обряда прежде всего выделяют [[песни невесты]]. Свадьба не всегда была радостным событием для девушки. Ей приходилось покинуть родных, родной дом, деревню, уехать в чужую семью, привыкать к новому окружению. Ситуация усугублялась еще и тем, что зачастую родители договаривались о браке детей, не спрашивая их согласия, и девушке приходилось выйти замуж за нелюбимого человека. |
В своих песнях она грустила о том, что ее молодость закончилась, жаловалась на родителей за то, что они отправляют ее в чужую семью, горевала о недоделанной работе, сетовала на то, что родители напрасно ее вырастили. Нередко в песнях невесты встречается мотив сравнения расставания с молодостью со смертью. В некоторых песнях, не говоря напрямую о смерти, девушка видит, как ее тело становится землей, руки – мусором в воде, платье – сетью, мониста – рыбной чешуей. В других песнях она говорит о том, что нужно сделать ее родным, когда будут хоронить ее. | В своих песнях она грустила о том, что ее молодость закончилась, жаловалась на родителей за то, что они отправляют ее в чужую семью, горевала о недоделанной работе, сетовала на то, что родители напрасно ее вырастили. Нередко в песнях невесты встречается мотив сравнения расставания с молодостью со смертью. В некоторых песнях, не говоря напрямую о смерти, девушка видит, как ее тело становится землей, руки – мусором в воде, платье – сетью, мониста – рыбной чешуей. В других песнях она говорит о том, что нужно сделать ее родным, когда будут хоронить ее. | ||
Не смотря на то, что подобные настроения в песнях невесты встречаются довольно часто, это не означает того, что девушка думала о самоубийстве. Эти мотивы связаны религиозными верованиями удмуртов и представлением наиболее важных моментов в жизни - свадьбы, проводов в армию - как нового рождения. Умирает девушка, невеста – рождается женщина, жена. | Не смотря на то, что подобные настроения в песнях невесты встречаются довольно часто, это не означает того, что девушка думала о самоубийстве. Эти мотивы связаны религиозными верованиями удмуртов и представлением наиболее важных моментов в жизни - свадьбы, проводов в армию - как нового рождения. Умирает девушка, невеста – рождается женщина, жена. | ||
Строка 177: | Строка 177: | ||
Во время похоронно-поминальной церемонии исполнялись горестный напев - курекъяськон крезь, представляющий из себя «песню на припевные слова», и горестная песня - [[куректон мадь]], шайвыл крезь. Эти песни пелись дома во время выноса покойника и на кладбище после захоронения <ref name="ЛХристолюбова">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4600 Христолюбова Л. С. Изменения в похоронной обрядности удмуртов в советский период / Л. С. Христолюбова // Семейные обряды удмуртов / Л. С. Христолюбова. - Ижевск, 1984. - С. 99.]</ref>. | Во время похоронно-поминальной церемонии исполнялись горестный напев - курекъяськон крезь, представляющий из себя «песню на припевные слова», и горестная песня - [[куректон мадь]], шайвыл крезь. Эти песни пелись дома во время выноса покойника и на кладбище после захоронения <ref name="ЛХристолюбова">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4600 Христолюбова Л. С. Изменения в похоронной обрядности удмуртов в советский период / Л. С. Христолюбова // Семейные обряды удмуртов / Л. С. Христолюбова. - Ижевск, 1984. - С. 99.]</ref>. | ||
− | Для севера республики характерен богатый репертуар [[ | + | Для севера республики характерен богатый репертуар [[похоронно-поминальных песен]] в отличие от южных и центральных районов, где ватон крезь и шайвыл мадь не известны <ref name="hodyreva"/>. |
=== Проводы в армию === | === Проводы в армию === | ||
{{more|Тексты рекрутских песен}} | {{more|Тексты рекрутских песен}} | ||
− | + | ||
[[Файл:Солдатэ келян.jpg|thumb|left|]]К песням семейных обрядов относятся рекрутские: [[лекрут гур]], [[некрут гур]], [[солдат пи келян гур]]. Обычай проводов в рекруты сложился позднее, чем остальные семейные обряды. | [[Файл:Солдатэ келян.jpg|thumb|left|]]К песням семейных обрядов относятся рекрутские: [[лекрут гур]], [[некрут гур]], [[солдат пи келян гур]]. Обычай проводов в рекруты сложился позднее, чем остальные семейные обряды. | ||
Строка 916: | Строка 916: | ||
<references /> | <references /> | ||
− | [[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Искусство и фольклор удмуртов]] [[Категория:Музыкальная культура удмуртов]] [[Категория: Семейные обряды удмуртов]] [[Категория:Семьяен герӟаськем сям-йылолъёс]] [[Категория:Тексты рекрутских песен]] [[Категория:Солдат келян гур | + | [[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Искусство и фольклор удмуртов]] [[Категория:Музыкальная культура удмуртов]] [[Категория: Семейные обряды удмуртов]] [[Категория:Семьяен герӟаськем сям-йылолъёс]] [[Категория:Тексты рекрутских песен]] [[Категория:Солдат келян гур]] |