Редактирование: Музыкальная культура удмуртов

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 134: Строка 134:
 
{{more|Тексты свадебных песен}}
 
{{more|Тексты свадебных песен}}
  
В песнях [[Семейные_обряды_удмуртов#.D0.A1.D0.B2.D0.B0.D0.B4.D1.8C.D0.B1.D0.B0|свадебного обряда]] прежде всего выделяют  [[песни невесты]].  Свадьба не всегда была радостным событием для девушки. Ей приходилось покинуть родных, родной дом, деревню, уехать в чужую семью, привыкать к новому окружению. Ситуация усугублялась еще и тем, что зачастую родители договаривались о браке детей, не спрашивая их согласия,  и девушке приходилось выйти замуж за нелюбимого человека.
+
В песнях свадебного обряда прежде всего выделяют  [[песни невесты]].  Свадьба не всегда была радостным событием для девушки. Ей приходилось покинуть родных, родной дом, деревню, уехать в чужую семью, привыкать к новому окружению. Ситуация усугублялась еще и тем, что зачастую родители договаривались о браке детей, не спрашивая их согласия,  и девушке приходилось выйти замуж за нелюбимого человека.
 
В своих песнях она грустила  о том, что ее молодость закончилась, жаловалась на родителей за то, что они отправляют ее в чужую семью, горевала о недоделанной работе, сетовала на то, что родители напрасно ее вырастили. Нередко в песнях невесты встречается мотив сравнения расставания с молодостью со смертью. В некоторых песнях, не говоря напрямую о смерти, девушка видит, как ее тело становится землей, руки – мусором в воде, платье – сетью, мониста – рыбной чешуей. В других песнях она говорит  о том, что нужно сделать ее родным, когда будут хоронить ее.  
 
В своих песнях она грустила  о том, что ее молодость закончилась, жаловалась на родителей за то, что они отправляют ее в чужую семью, горевала о недоделанной работе, сетовала на то, что родители напрасно ее вырастили. Нередко в песнях невесты встречается мотив сравнения расставания с молодостью со смертью. В некоторых песнях, не говоря напрямую о смерти, девушка видит, как ее тело становится землей, руки – мусором в воде, платье – сетью, мониста – рыбной чешуей. В других песнях она говорит  о том, что нужно сделать ее родным, когда будут хоронить ее.  
 
Не смотря на то, что подобные настроения в песнях невесты встречаются довольно часто, это не означает того, что девушка думала о самоубийстве. Эти мотивы связаны религиозными верованиями удмуртов и представлением наиболее важных моментов в жизни  - свадьбы, проводов в армию - как нового рождения.  Умирает девушка, невеста – рождается женщина, жена.
 
Не смотря на то, что подобные настроения в песнях невесты встречаются довольно часто, это не означает того, что девушка думала о самоубийстве. Эти мотивы связаны религиозными верованиями удмуртов и представлением наиболее важных моментов в жизни  - свадьбы, проводов в армию - как нового рождения.  Умирает девушка, невеста – рождается женщина, жена.
Строка 177: Строка 177:
  
 
Во время похоронно-поминальной церемонии исполнялись горестный напев - курекъяськон крезь, представляющий из себя «песню на припевные слова», и горестная песня - [[куректон мадь]], шайвыл крезь. Эти песни пелись дома во время выноса покойника и на кладбище после захоронения <ref name="ЛХристолюбова">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4600 Христолюбова Л. С. Изменения в похоронной обрядности удмуртов в советский период / Л. С. Христолюбова // Семейные обряды удмуртов / Л. С. Христолюбова. - Ижевск, 1984. - С. 99.]</ref>.  
 
Во время похоронно-поминальной церемонии исполнялись горестный напев - курекъяськон крезь, представляющий из себя «песню на припевные слова», и горестная песня - [[куректон мадь]], шайвыл крезь. Эти песни пелись дома во время выноса покойника и на кладбище после захоронения <ref name="ЛХристолюбова">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4600 Христолюбова Л. С. Изменения в похоронной обрядности удмуртов в советский период / Л. С. Христолюбова // Семейные обряды удмуртов / Л. С. Христолюбова. - Ижевск, 1984. - С. 99.]</ref>.  
Для севера республики характерен богатый репертуар [[Похоронно-поминальные песни|похоронно-поминальных песен]] в отличие от южных и центральных районов, где ватон крезь и шайвыл мадь не известны <ref name="hodyreva"/>.
+
Для севера республики характерен богатый репертуар [[похоронно-поминальных песен]] в отличие от южных и центральных районов, где ватон крезь и шайвыл мадь не известны <ref name="hodyreva"/>.
  
 
=== Проводы в армию ===
 
=== Проводы в армию ===
  
 
{{more|Тексты рекрутских песен}}
 
{{more|Тексты рекрутских песен}}
{{more|[[Лекрут гур / Рекрутский напев / д. Калашур|Аудио]]}}
+
 
 
[[Файл:Солдатэ келян.jpg|thumb|left|]]К песням семейных обрядов относятся рекрутские: [[лекрут гур]], [[некрут гур]], [[солдат пи келян гур]]. Обычай проводов в рекруты сложился позднее, чем остальные семейные обряды.  
 
[[Файл:Солдатэ келян.jpg|thumb|left|]]К песням семейных обрядов относятся рекрутские: [[лекрут гур]], [[некрут гур]], [[солдат пи келян гур]]. Обычай проводов в рекруты сложился позднее, чем остальные семейные обряды.  
  
Строка 916: Строка 916:
 
<references />
 
<references />
  
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Искусство и фольклор удмуртов]] [[Категория:Музыкальная культура удмуртов]] [[Категория: Семейные обряды удмуртов]] [[Категория:Семьяен герӟаськем сям-йылолъёс]] [[Категория:Тексты рекрутских песен]] [[Категория:Солдат келян гур]] [[Категория:Календарные обряды удмуртов]]
+
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Искусство и фольклор удмуртов]] [[Категория:Музыкальная культура удмуртов]] [[Категория: Семейные обряды удмуртов]] [[Категория:Семьяен герӟаськем сям-йылолъёс]] [[Категория:Тексты рекрутских песен]] [[Категория:Солдат келян гур]]

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблоны, используемые на этой странице: