Редактирование: Музыкальная культура удмуртов

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 134: Строка 134:
 
{{more|Тексты свадебных песен}}
 
{{more|Тексты свадебных песен}}
  
В песнях [[Семейные_обряды_удмуртов#.D0.A1.D0.B2.D0.B0.D0.B4.D1.8C.D0.B1.D0.B0|свадебного обряда]] прежде всего выделяют  [[песни невесты]].  Свадьба не всегда была радостным событием для девушки. Ей приходилось покинуть родных, родной дом, деревню, уехать в чужую семью, привыкать к новому окружению. Ситуация усугублялась еще и тем, что зачастую родители договаривались о браке детей, не спрашивая их согласия,  и девушке приходилось выйти замуж за нелюбимого человека.
+
В песнях свадебного обряда прежде всего выделяют  [[песни невесты]].  Свадьба не всегда была радостным событием для девушки. Ей приходилось покинуть родных, родной дом, деревню, уехать в чужую семью, привыкать к новому окружению. Ситуация усугублялась еще и тем, что зачастую родители договаривались о браке детей, не спрашивая их согласия,  и девушке приходилось выйти замуж за нелюбимого человека.
 
В своих песнях она грустила  о том, что ее молодость закончилась, жаловалась на родителей за то, что они отправляют ее в чужую семью, горевала о недоделанной работе, сетовала на то, что родители напрасно ее вырастили. Нередко в песнях невесты встречается мотив сравнения расставания с молодостью со смертью. В некоторых песнях, не говоря напрямую о смерти, девушка видит, как ее тело становится землей, руки – мусором в воде, платье – сетью, мониста – рыбной чешуей. В других песнях она говорит  о том, что нужно сделать ее родным, когда будут хоронить ее.  
 
В своих песнях она грустила  о том, что ее молодость закончилась, жаловалась на родителей за то, что они отправляют ее в чужую семью, горевала о недоделанной работе, сетовала на то, что родители напрасно ее вырастили. Нередко в песнях невесты встречается мотив сравнения расставания с молодостью со смертью. В некоторых песнях, не говоря напрямую о смерти, девушка видит, как ее тело становится землей, руки – мусором в воде, платье – сетью, мониста – рыбной чешуей. В других песнях она говорит  о том, что нужно сделать ее родным, когда будут хоронить ее.  
 
Не смотря на то, что подобные настроения в песнях невесты встречаются довольно часто, это не означает того, что девушка думала о самоубийстве. Эти мотивы связаны религиозными верованиями удмуртов и представлением наиболее важных моментов в жизни  - свадьбы, проводов в армию - как нового рождения.  Умирает девушка, невеста – рождается женщина, жена.
 
Не смотря на то, что подобные настроения в песнях невесты встречаются довольно часто, это не означает того, что девушка думала о самоубийстве. Эти мотивы связаны религиозными верованиями удмуртов и представлением наиболее важных моментов в жизни  - свадьбы, проводов в армию - как нового рождения.  Умирает девушка, невеста – рождается женщина, жена.
  
 
По традиции, после сватовства невеста на некоторое время возвращалась в родной дом. Не смотря на то, что она жила с родителями и готовила приданое, она не чувствовала себя как дома. Она уже не принадлежала своей семье, но еще и не успевала привыкнуть к новым родственникам. Она уже не могла по-прежнему общаться с друзьями и развлекаться вместе с другой молодежью: «Ураме шудыны мон потӥ но – дауре ортчемын вылэм ни».
 
По традиции, после сватовства невеста на некоторое время возвращалась в родной дом. Не смотря на то, что она жила с родителями и готовила приданое, она не чувствовала себя как дома. Она уже не принадлежала своей семье, но еще и не успевала привыкнуть к новым родственникам. Она уже не могла по-прежнему общаться с друзьями и развлекаться вместе с другой молодежью: «Ураме шудыны мон потӥ но – дауре ортчемын вылэм ни».
Мотив большинства [[Песни_сосватанных_девушек|песен сосватанных девушек]] одинаков: она возвращается домой, открывает ворота, заходит во двор, входит в дом. Видит знакомую обстановку, родных, но словно не узнает их. Все заняты своими делами и словно не замечают ее, не встречают, не открывают ей двери. Она понимает, что дома ничего не изменилось – изменилась она сама и от этого девушке очень горько <ref name="Владыкина">Владыкина Т. Г. Ингур : удмурт фольклоръя лыдӟетысь люкетъёс / Т. Г. Владыкина // Вордскем кыл. - 2000. - № 4. – С. 73-81.</ref>.
+
Мотив большинства [[песен сосватанных девушек]] одинаков: она возвращается домой, открывает ворота, заходит во двор, входит в дом. Видит знакомую обстановку, родных, но словно не узнает их. Все заняты своими делами и словно не замечают ее, не встречают, не открывают ей двери. Она понимает, что дома ничего не изменилось – изменилась она сама и от этого девушке очень горько <ref name="Владыкина">Владыкина Т. Г. Ингур : удмурт фольклоръя лыдӟетысь люкетъёс / Т. Г. Владыкина // Вордскем кыл. - 2000. - № 4. – С. 73-81.</ref>.
  
 
За невестой приезжали, как правило, нечетное число поезжан. Въезжали они в дом невесты с напевом сюан крезь. Последовательность действий на обоих свадебных пирах в основном повторяется. На пиру в доме невесты (сюан) участников поезда жениха (сюанчи) усаживают за стол и угощают. Во главе стола - почётное лицо со стороны невесты – тӧр (тӧро). На эту роль чаще стараются выбрать уважаемую супружескую пару из родственников. Их усаживают на подушки в красный угол. Угостившись, гости обращаются к тӧр с просьбой научить их петь свадебную песню. Тӧр запевает, но гости неодобрительно молчат, потому что это не та песня - либо шуточная, либо гостевая, а не свадебная. Лишь на третий или четвёртый раз тӧр запевает [[сюан гур]], и гости дружно подхватывают напев, на который будут петься все песни этого свадебного пира.
 
За невестой приезжали, как правило, нечетное число поезжан. Въезжали они в дом невесты с напевом сюан крезь. Последовательность действий на обоих свадебных пирах в основном повторяется. На пиру в доме невесты (сюан) участников поезда жениха (сюанчи) усаживают за стол и угощают. Во главе стола - почётное лицо со стороны невесты – тӧр (тӧро). На эту роль чаще стараются выбрать уважаемую супружескую пару из родственников. Их усаживают на подушки в красный угол. Угостившись, гости обращаются к тӧр с просьбой научить их петь свадебную песню. Тӧр запевает, но гости неодобрительно молчат, потому что это не та песня - либо шуточная, либо гостевая, а не свадебная. Лишь на третий или четвёртый раз тӧр запевает [[сюан гур]], и гости дружно подхватывают напев, на который будут петься все песни этого свадебного пира.
Строка 177: Строка 177:
  
 
Во время похоронно-поминальной церемонии исполнялись горестный напев - курекъяськон крезь, представляющий из себя «песню на припевные слова», и горестная песня - [[куректон мадь]], шайвыл крезь. Эти песни пелись дома во время выноса покойника и на кладбище после захоронения <ref name="ЛХристолюбова">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4600 Христолюбова Л. С. Изменения в похоронной обрядности удмуртов в советский период / Л. С. Христолюбова // Семейные обряды удмуртов / Л. С. Христолюбова. - Ижевск, 1984. - С. 99.]</ref>.  
 
Во время похоронно-поминальной церемонии исполнялись горестный напев - курекъяськон крезь, представляющий из себя «песню на припевные слова», и горестная песня - [[куректон мадь]], шайвыл крезь. Эти песни пелись дома во время выноса покойника и на кладбище после захоронения <ref name="ЛХристолюбова">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4600 Христолюбова Л. С. Изменения в похоронной обрядности удмуртов в советский период / Л. С. Христолюбова // Семейные обряды удмуртов / Л. С. Христолюбова. - Ижевск, 1984. - С. 99.]</ref>.  
Для севера республики характерен богатый репертуар [[Похоронно-поминальные песни|похоронно-поминальных песен]] в отличие от южных и центральных районов, где ватон крезь и шайвыл мадь не известны <ref name="hodyreva"/>.
+
Для севера республики характерен богатый репертуар [[похоронно-поминальных песен]] в отличие от южных и центральных районов, где ватон крезь и шайвыл мадь не известны <ref name="hodyreva"/>.
  
 
=== Проводы в армию ===
 
=== Проводы в армию ===
  
 
{{more|Тексты рекрутских песен}}
 
{{more|Тексты рекрутских песен}}
{{more|[[Лекрут гур / Рекрутский напев / д. Калашур|Аудио]]}}
+
 
 
[[Файл:Солдатэ келян.jpg|thumb|left|]]К песням семейных обрядов относятся рекрутские: [[лекрут гур]], [[некрут гур]], [[солдат пи келян гур]]. Обычай проводов в рекруты сложился позднее, чем остальные семейные обряды.  
 
[[Файл:Солдатэ келян.jpg|thumb|left|]]К песням семейных обрядов относятся рекрутские: [[лекрут гур]], [[некрут гур]], [[солдат пи келян гур]]. Обычай проводов в рекруты сложился позднее, чем остальные семейные обряды.  
  
[[Семейные_обряды_удмуртов#.D0.9F.D1.80.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D1.8B_.D0.B2_.D0.B0.D1.80.D0.BC.D0.B8.D1.8E|Старинный рекрутский обряд]] был полон драматизма: парень, уходя на службу сроком в 25 лет, проводил лучшую, наиболее активную часть своей жизни вдали от родных мест, а пожилые родственники понимали, что могут уже больше не встретиться с ним.
+
Старинный рекрутский обряд был полон драматизма: парень, уходя на службу сроком в 25 лет, проводил лучшую, наиболее активную часть своей жизни вдали от родных мест, а пожилые родственники понимали, что могут уже больше не встретиться с ним.
  
 
Как только становилась известной дата призыва юноши на службу, родственники начинали приглашать его к себе на прощальное гостевание. Новобранец в течение нескольких дней или даже недель обходил родственников и друзей вместе с родителями, с несколькими друзьями-сверстниками. В каждом доме их ожидал накрытый стол. Хозяева дарили рекруту на прощанье полотенце, повесив его на шею, как шарф. В назначенный день родственники и друзья собирались в доме новобранца, чтобы проводить, попрощаться с ним. Начиналось застольное гостевание, сопровождаемое пением. Гости запевают ещё у ворот, до входа в избу:
 
Как только становилась известной дата призыва юноши на службу, родственники начинали приглашать его к себе на прощальное гостевание. Новобранец в течение нескольких дней или даже недель обходил родственников и друзей вместе с родителями, с несколькими друзьями-сверстниками. В каждом доме их ожидал накрытый стол. Хозяева дарили рекруту на прощанье полотенце, повесив его на шею, как шарф. В назначенный день родственники и друзья собирались в доме новобранца, чтобы проводить, попрощаться с ним. Начиналось застольное гостевание, сопровождаемое пением. Гости запевают ещё у ворот, до входа в избу:
Строка 308: Строка 308:
 
Коть мар но ужез ӝот каром. / Хоть какую работу успешно выполним.
 
Коть мар но ужез ӝот каром. / Хоть какую работу успешно выполним.
  
=== Гырыны потон ===
+
''' Гырыны потон'''
  
 
Обряд «гырыны потон» имел иную направленность. Он символизировал начало сева и был обращен к земле, семенам и  плугу. Это отражено в его названиях: «гырыны потон» — выезд на пашню, «геры поттон» — вывоз плуга, «кидыс поттон» — вывоз семян.
 
Обряд «гырыны потон» имел иную направленность. Он символизировал начало сева и был обращен к земле, семенам и  плугу. Это отражено в его названиях: «гырыны потон» — выезд на пашню, «геры поттон» — вывоз плуга, «кидыс поттон» — вывоз семян.
Строка 347: Строка 347:
 
Исполнение песен этого цикла и их место в празднике такое же, как в обряде «быдӟым нунал» <ref name="gavrilov">  Гаврилов Б. Г. Поверья, обряды и обычаи вотяков Мамадышского уезда Урясь-Учинского прихода / Б. Г. Гаврилов // Труды  4-го археологического съезда в России. - Казань, 1891. - Т 2. - С. 98. </ref>. Катающиеся заезжают во двор, приветствуют хозяйку, принимают из ее рук угощение, благодарят и выезжают со двора с песней. Одна из песен этого цикла «Аргар ке, аргар мед луоз» («Урожай, так урожай пусть будет») наиболее полно отражает характер обряда «гырыны потон». Ее тема — забота о всходе и росте овса, о последующем урожае. Исполняется песня на импровизированный текст: сохраняются лишь основной образ и его действие, остальное досказывается в процессе пения.  Праздничные песни обряда «гырыны потон» поются не только катающейся на верховых лошадях молодежью, они звучат в каждом доме, где собрались гости и где хозяин не скуп на угощение. Вечером молодежь собирается на площади для игр и хороводов. Песни «гырыны потона», исполняемые во время хороводов, тематически не всегда связаны с обрядом. Это в большинстве случаев лирические, шуточные, игровые песни, такие, как [[«Самовардэ пукты али»]] («Поставьте самовар»), [[Э, ӟазеге|«Э, ӟазеге»]] («Эх, гусь») и т. д. <ref name="golubkova"/>.
 
Исполнение песен этого цикла и их место в празднике такое же, как в обряде «быдӟым нунал» <ref name="gavrilov">  Гаврилов Б. Г. Поверья, обряды и обычаи вотяков Мамадышского уезда Урясь-Учинского прихода / Б. Г. Гаврилов // Труды  4-го археологического съезда в России. - Казань, 1891. - Т 2. - С. 98. </ref>. Катающиеся заезжают во двор, приветствуют хозяйку, принимают из ее рук угощение, благодарят и выезжают со двора с песней. Одна из песен этого цикла «Аргар ке, аргар мед луоз» («Урожай, так урожай пусть будет») наиболее полно отражает характер обряда «гырыны потон». Ее тема — забота о всходе и росте овса, о последующем урожае. Исполняется песня на импровизированный текст: сохраняются лишь основной образ и его действие, остальное досказывается в процессе пения.  Праздничные песни обряда «гырыны потон» поются не только катающейся на верховых лошадях молодежью, они звучат в каждом доме, где собрались гости и где хозяин не скуп на угощение. Вечером молодежь собирается на площади для игр и хороводов. Песни «гырыны потона», исполняемые во время хороводов, тематически не всегда связаны с обрядом. Это в большинстве случаев лирические, шуточные, игровые песни, такие, как [[«Самовардэ пукты али»]] («Поставьте самовар»), [[Э, ӟазеге|«Э, ӟазеге»]] («Эх, гусь») и т. д. <ref name="golubkova"/>.
  
=== Тулыс сур ===
+
''' Тулыс сур'''
  
 
Специальных песен «тулыс сура» не зафиксировано  <ref name="vereshagin2">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8635 Верещагин Г. Е. Вотяки Сосновского края / Г. Е. Верещагин. - СПб., 1886. - С. 48-49.]</ref>.
 
Специальных песен «тулыс сура» не зафиксировано  <ref name="vereshagin2">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8635 Верещагин Г. Е. Вотяки Сосновского края / Г. Е. Верещагин. - СПб., 1886. - С. 48-49.]</ref>.
Строка 380: Строка 380:
 
Художественные произведения «тулыс сура» (куриськоны и песни) обладают композиционным своеобразием. Они исполняются вместе, составляя своеобразный дуэт, состоящий из унылой, монотонной молитвы вӧсяся и песен женщин <ref name="golubkova"/>.
 
Художественные произведения «тулыс сура» (куриськоны и песни) обладают композиционным своеобразием. Они исполняются вместе, составляя своеобразный дуэт, состоящий из унылой, монотонной молитвы вӧсяся и песен женщин <ref name="golubkova"/>.
  
=== Гербер ===
+
''' Гербер'''
  
 
{{more|Тексты песен обряда Гербер}}
 
{{more|Тексты песен обряда Гербер}}
Строка 395: Строка 395:
 
Музыкальные особенности песен «гербера», исполняемых на припевные слова, определяются прежде всего распевностью и многоголосием. По-видимому, они, развивались лишь в мелодическом отношении, в то время как их поэтический строй сохранил след древности <ref name="golubkova"/>.
 
Музыкальные особенности песен «гербера», исполняемых на припевные слова, определяются прежде всего распевностью и многоголосием. По-видимому, они, развивались лишь в мелодическом отношении, в то время как их поэтический строй сохранил след древности <ref name="golubkova"/>.
  
=== Пукро ===
+
'''Пукро'''
  
 
В конце сентября, до Покрова, девушки собирались в чьей-нибудь куале. Они приносили с собой овощи - репу, морковь, картошку, семечки, огурцы - кто что может. Причём овощи полагалось украсть с чужих огородов. Разжигали очаг, варили картошку, занимались рукодельем. Овощи съедали. А впоследствии, гуляя по домам во время Покрова, признавались хозяевам в своих грехах, т. е. в краже.
 
В конце сентября, до Покрова, девушки собирались в чьей-нибудь куале. Они приносили с собой овощи - репу, морковь, картошку, семечки, огурцы - кто что может. Причём овощи полагалось украсть с чужих огородов. Разжигали очаг, варили картошку, занимались рукодельем. Овощи съедали. А впоследствии, гуляя по домам во время Покрова, признавались хозяевам в своих грехах, т. е. в краже.
Строка 429: Строка 429:
 
Для обхода дворов во время праздника существовал типовой напев пукро гур <ref name="churakova" />.
 
Для обхода дворов во время праздника существовал типовой напев пукро гур <ref name="churakova" />.
  
=== Пӧртмаськон ===
+
''' Пӧртмаськон'''
  
 
{{more|Тексты песен обряда Пӧртмаськон}}
 
{{more|Тексты песен обряда Пӧртмаськон}}
Строка 916: Строка 916:
 
<references />
 
<references />
  
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Искусство и фольклор удмуртов]] [[Категория:Музыкальная культура удмуртов]] [[Категория: Семейные обряды удмуртов]] [[Категория:Семьяен герӟаськем сям-йылолъёс]] [[Категория:Тексты рекрутских песен]] [[Категория:Солдат келян гур]] [[Категория:Календарные обряды удмуртов]]
+
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Искусство и фольклор удмуртов]] [[Категория:Музыкальная культура удмуртов]]

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблоны, используемые на этой странице: