Редактирование: Жилище

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 108: Строка 108:
 
Серией обрядовых действий, призванных, по мнению лиц, их совершавших, обеспечить нормальную жизнь обитателей нового дома, сопровождался и непосредственный процесс строительства. У многих народов при строительстве на месте сруба зафиксировано установление дерева. В финно-угорском мире особо почитаемым деревом была рябина, считавшаяся символом плодородия. Удмурты также при закладке нового дома в средние будущего сруба втыкали рябиновую палку, которая должна была охранять дом в период строительства от порчи его ведунами<ref name="фольклор" />.
 
Серией обрядовых действий, призванных, по мнению лиц, их совершавших, обеспечить нормальную жизнь обитателей нового дома, сопровождался и непосредственный процесс строительства. У многих народов при строительстве на месте сруба зафиксировано установление дерева. В финно-угорском мире особо почитаемым деревом была рябина, считавшаяся символом плодородия. Удмурты также при закладке нового дома в средние будущего сруба втыкали рябиновую палку, которая должна была охранять дом в период строительства от порчи его ведунами<ref name="фольклор" />.
  
После основания дома в передний угол на третье бревно хозяин дома, перекрестившись, клал серебряную монету достоинством около 20 коп., завернутую в холстину. Положивши ее в угол и покрывши мхом, хозяин отрезал от цельного каравая небольшую горбушку и делил между всеми, участвовавшими в подъеме <ref name="верещагин1">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/3964 Верещагин Г. Е. Вотяки Сосновского края / Г. Е. Верещагин // Собрание сочинений / Г. Е. Верещагин. - Ижевск, 1995. - Т. 1. - С. 8.]</ref>.  
+
После основания дома в передний угол на третье бревно хозяин дома, перекрестившись, клал серебряную монету достоинством около 20 коп., завернутую в холстину. Положивши ее в угол и покрывши мхом, хозяин отрезал от цельного каравая небольшую горбушку и делил между всеми, участвовавшими в подъеме<ref name="верещагин1">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/3964 Верещагин Г. Е. Вотяки Сосновского края / Г. Е. Верещагин // Собрание сочинений / Г. Е. Верещагин. - Ижевск, 1995. - Т. 1. - С. 8.]</ref>.  
  
 
Статус матицы среди удмуртов был невысоким,—связано это с тем, что она «делила» свои функции с другим конструктивным элементом жилья — брусом, проходящим вдоль всей избы от передней стены до противоположной. Это подтверждается, например, включенностью этой балки в некоторых районах в обряд проводов рекрута: перед отправлением на службу новобранец отщипывал от нее щепочку, зашивал ее в ладанку, а затем постоянно держал при себе. В некоторых местностях рекруты вбивали в это бревно свое кольцо на небольшой ленточке <ref name="богаевский">Богаевский Я. М. Очерк быта сарапульских вотяков / Я. М. Богаевский // Сборник материалов по этнографии, изданных при Дашковском этнографическом музее. - М., 1888. - Вып. 3. - С. 49.</ref>.  
 
Статус матицы среди удмуртов был невысоким,—связано это с тем, что она «делила» свои функции с другим конструктивным элементом жилья — брусом, проходящим вдоль всей избы от передней стены до противоположной. Это подтверждается, например, включенностью этой балки в некоторых районах в обряд проводов рекрута: перед отправлением на службу новобранец отщипывал от нее щепочку, зашивал ее в ладанку, а затем постоянно держал при себе. В некоторых местностях рекруты вбивали в это бревно свое кольцо на небольшой ленточке <ref name="богаевский">Богаевский Я. М. Очерк быта сарапульских вотяков / Я. М. Богаевский // Сборник материалов по этнографии, изданных при Дашковском этнографическом музее. - М., 1888. - Вып. 3. - С. 49.</ref>.  
Строка 122: Строка 122:
 
В отличие от славянского населения, у которого внутри дома главным оберегом была печь <ref name="Рыбаков"> Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси / Б. А. Рыбаков. — М., 1987. — С. 496. </ref>, у удмуртов,в этой роли выступали очаг в куа, зола и висящая над очагом цепь <ref name="П. Богаевский"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8417 Богаевский П. Мултанское моление вотяков в свете этнографических данных / П. Богаевский. - М., 1896. - С. 34.] </ref>. Об этом свидетельствуют обряды перенесения и похищения золы из очага; с ним связаны различные обряды и поверья: например, камни от очага не могли быть переданы кому-либо.
 
В отличие от славянского населения, у которого внутри дома главным оберегом была печь <ref name="Рыбаков"> Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси / Б. А. Рыбаков. — М., 1987. — С. 496. </ref>, у удмуртов,в этой роли выступали очаг в куа, зола и висящая над очагом цепь <ref name="П. Богаевский"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8417 Богаевский П. Мултанское моление вотяков в свете этнографических данных / П. Богаевский. - М., 1896. - С. 34.] </ref>. Об этом свидетельствуют обряды перенесения и похищения золы из очага; с ним связаны различные обряды и поверья: например, камни от очага не могли быть переданы кому-либо.
  
У удмуртов печь была недоступна для нечистой силы,— для этого к ночи во вновь сбитую печь запускали петуха и выпускали на следующий день <ref name="верещагин1"/>; чтобы в доме не было сыро, новую печь как можно скорее старались окрасить в белый цвет известкой; после ссоры с кем-либо, прежде чем говорить с домашними, нужно было притронуться пальцем к печке <ref name="богаевский"/> и т. д. Печь стала обладать и функциями оберега: отправляясь в дорогу, брали с собой кусочек глины от печи. Вместе с тем печь «переняла» и некоторые сакральные свойства, присущие очагу в куа. К их числу можно отнести, например, трехкратное обнесение вокруг печной трубы шапки новобранца во время его проводов <ref name="Христолюбова">Христолюбова Л. С. Корка пырон (Новоселье) / Л. С. Христолюбова // Молот. - 1988. - № 9. - C. 53. </ref>.  
+
У удмуртов печь была недоступна для нечистой силы,— для этого к ночи во вновь сбитую печь запускали петуха и выпускали на следующий день <ref name="верещагин1"> Верещагин Г. Е. Вотяки Сосновского края / Г. Е. Верещагин // Собрание сочинений / В. Г. Верещагин. — Ижевск, 1995. - Т. 1. - С. 8, 9 </ref>; чтобы в доме не было сыро, новую печь как можно скорее старались окрасить в белый цвет известкой; после ссоры с кем-либо, прежде чем говорить с домашними, нужно было притронуться пальцем к печке <ref name="богаевский"/> и т. д. Печь стала обладать и функциями оберега: отправляясь в дорогу, брали с собой кусочек глины от печи. Вместе с тем печь «переняла» и некоторые сакральные свойства, присущие очагу в куа. К их числу можно отнести, например, трехкратное обнесение вокруг печной трубы шапки новобранца во время его проводов <ref name="Христолюбова">Христолюбова Л. С. Корка пырон (Новоселье) / Л. С. Христолюбова // Молот. - 1988. - № 9. - C. 53. </ref>.  
  
 
Особые функции в народных поверьях выполняли дверь и порог. Они олицетворяли границу между освоенным и неосвоенным пространством, между своим и чужим,— чужое и нечистое располагалось за порогом. Исходя из этого, не рекомендовалось сидеть на пороге, мести в его сторону сор молодушке и т. д. Особую роль выполнял порог в похоронном обряде: например, после смерти семья умершего приносила жертву, которая заключалась в том, что под порог крошился, хлеб, поливаемый кумышкой <ref name="богаевский"/>. Порог присутствовал и в свадебном обряде: невеста, по обычаю, с плачем попрощавшись со всеми домашними, вещами, перед выходом должна была немного посидеть на лавке, на пороге, на крыльце <ref name="Бехтерев"> Бехтерев В. В. Вотяки. Их история и современное состояние / В. В. Бехтерев // Вестник Европы. - 1880. — № 9. — С. 146.</ref>, а во время вхождения в первый раз в избу жениха под ноги ей у порога клали еловые ветки.
 
Особые функции в народных поверьях выполняли дверь и порог. Они олицетворяли границу между освоенным и неосвоенным пространством, между своим и чужим,— чужое и нечистое располагалось за порогом. Исходя из этого, не рекомендовалось сидеть на пороге, мести в его сторону сор молодушке и т. д. Особую роль выполнял порог в похоронном обряде: например, после смерти семья умершего приносила жертву, которая заключалась в том, что под порог крошился, хлеб, поливаемый кумышкой <ref name="богаевский"/>. Порог присутствовал и в свадебном обряде: невеста, по обычаю, с плачем попрощавшись со всеми домашними, вещами, перед выходом должна была немного посидеть на лавке, на пороге, на крыльце <ref name="Бехтерев"> Бехтерев В. В. Вотяки. Их история и современное состояние / В. В. Бехтерев // Вестник Европы. - 1880. — № 9. — С. 146.</ref>, а во время вхождения в первый раз в избу жениха под ноги ей у порога клали еловые ветки.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!