Редактирование: Жилище

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
 
=Традиционные поселения=
 
=Традиционные поселения=
  
[[Файл:Удмуртская деревня.jpg|thumb|left|Удмуртская деревня]][[Файл:Деревня.jpg|thumb|left|Удмуртская деревня]]
 
  
 +
[[Файл:Удмуртская деревня.jpg|thumb|left|Удмуртская деревня]][[Файл:Деревня.jpg|thumb|right|Удмуртская деревня]]
 
Сельские постройки удмуртов отражают историю народа, его обычаи и верования, представления о красоте, хозяйственный уклад.
 
Сельские постройки удмуртов отражают историю народа, его обычаи и верования, представления о красоте, хозяйственный уклад.
 
   
 
   
Строка 23: Строка 23:
 
При беспорядочной форме застройке к проезжей части выходили заборы и ворота, а избы стояли внутри усадеб. Выносить жилые дома к улице начали во второй половине XIX в. – с распространением уличных форм селений. Однако четкой фасадной линии улицы первоначально не имели. Преобладающей стала постановка дома перпендикулярно улице, хотя встречались населенные пункты с параллельно стоящими к улице домами.
 
При беспорядочной форме застройке к проезжей части выходили заборы и ворота, а избы стояли внутри усадеб. Выносить жилые дома к улице начали во второй половине XIX в. – с распространением уличных форм селений. Однако четкой фасадной линии улицы первоначально не имели. Преобладающей стала постановка дома перпендикулярно улице, хотя встречались населенные пункты с параллельно стоящими к улице домами.
  
[[Файл:Плетень.JPG|thumb|left|Плетень]]В прошлом для удмуртов была типична локализация группы родственников в одной части поселения. (С переходом к уличной планировке принцип расселения родственных коллективов в значительной степени сохранился, что нашло отражение в патронимических названиях отдельных концов и улиц.) Такое единство обусловливало наличие в селении, наряду с постройками, принадлежавшими одной семье – хозяйственной ячейке, также построек, являвшихся собственностью всей деревни или группы родственников. К ним относились молитвенные строения (быдӟым куа), общественные склады<sup>1</sup>. У реки ставились бани, общие для трех-четырех семей. Воду часто брали из родников, которые заботливо обустраивали и берегли. Все улицы завершались изгородью или полевыми воротами (бусы капка), создающими замкнутое пространство поселения. До полевых ворот принято было провожать званых гостей, рекрутов<ref name="vlad">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/1413 Владыкин В. Е. Поселения и жилище / В. Е. Владыкин, Христолюбова Л. С. // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 61-71.]</ref>.
+
[[Файл:Плетень.JPG|thumb|right|Плетень]]В прошлом для удмуртов была типична локализация группы родственников в одной части поселения. (С переходом к уличной планировке принцип расселения родственных коллективов в значительной степени сохранился, что нашло отражение в патронимических названиях отдельных концов и улиц.) Такое единство обусловливало наличие в селении, наряду с постройками, принадлежавшими одной семье – хозяйственной ячейке, также построек, являвшихся собственностью всей деревни или группы родственников. К ним относились молитвенные строения (быдӟым куа), общественные склады<sup>1</sup>. У реки ставились бани, общие для трех-четырех семей. Воду часто брали из родников, которые заботливо обустраивали и берегли. Все улицы завершались изгородью или полевыми воротами (бусы капка), создающими замкнутое пространство поселения. До полевых ворот принято было провожать званых гостей, рекрутов<ref name="vlad">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/1413 Владыкин В. Е. Поселения и жилище / В. Е. Владыкин, Христолюбова Л. С. // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 61-71.]</ref>.
 
Удмуртские деревни имели много зелени. Основными породами деревьев для озеленения были черемуха и рябина <ref name="r2"/>.
 
Удмуртские деревни имели много зелени. Основными породами деревьев для озеленения были черемуха и рябина <ref name="r2"/>.
  
 
=Удмуртская усадьба=
 
=Удмуртская усадьба=
[[Файл:Корка.jpg|thumb|left|Удмуртская усадьба]][[Файл:Под навесом.JPG|thumb|left|Под навесом]]
+
[[Файл:Корка.jpg|thumb|left|Удмуртская усадьба]][[Файл:Под навесом.JPG|thumb|right|Под навесом]]
 
Строения усадьбы располагались часто в П-образном порядке, образуя просторный открытый двор (гидкуазь, амбар). В северных  районах Удмуртии и у удмуртов Кировской области встречается одно- и двурядная связь,  иногда и с крытым двором. У южных удмуртов в прошлом встречались усадьбы, в которых хозяйственные постройки были разбросаны вокруг избы <ref name="r1">Владыкин В. Е. Поселения и жилище / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 61-71.</ref>.
 
Строения усадьбы располагались часто в П-образном порядке, образуя просторный открытый двор (гидкуазь, амбар). В северных  районах Удмуртии и у удмуртов Кировской области встречается одно- и двурядная связь,  иногда и с крытым двором. У южных удмуртов в прошлом встречались усадьбы, в которых хозяйственные постройки были разбросаны вокруг избы <ref name="r1">Владыкин В. Е. Поселения и жилище / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 61-71.</ref>.
  
Строка 33: Строка 33:
  
 
Надворные постройки удмуртов представлены избой – двухкамерной постройкой, состоящей из собственно избы (корка) и холодных сеней (корказь), одно- или двухэтажной клетью (кенос), амбаром для хранения зерна и пищевых продуктов (ю кенос), хлевом (гидкуа), баней (мунчо), погребом (йӧгу), навесом для хранения дров и хозяйственного инвентаря (липет ул, лапас). На каждом дворе было культовое сооружение (куа), в котором совершали семейные моления <ref name="r1" />.
 
Надворные постройки удмуртов представлены избой – двухкамерной постройкой, состоящей из собственно избы (корка) и холодных сеней (корказь), одно- или двухэтажной клетью (кенос), амбаром для хранения зерна и пищевых продуктов (ю кенос), хлевом (гидкуа), баней (мунчо), погребом (йӧгу), навесом для хранения дров и хозяйственного инвентаря (липет ул, лапас). На каждом дворе было культовое сооружение (куа), в котором совершали семейные моления <ref name="r1" />.
 +
 +
 +
 +
  
 
==Корка==
 
==Корка==
  
[[Файл:Печь.JPG|thumb|left|Печь]][[Файл:Интерьер_дома.jpg|thumb|left|Интерьер удмуртского дома]]Корка, так же как изба у русских, является основной жилой постройкой удмуртских крестьян и характеризуется наличием сруба, печи, потолка и пола <ref name="r3"/>. По предположению И. Н. Смирнова, ее прототипом была в какой-то мере куа (шалаш) <ref name="r4"> Смирнов И. Н. Вотяки : ист.-этногр. очерк / И. Н. Смирнов. - Казань, 1890. - С. 23.</ref>. Приводимый им этимологический разбор слова «корка» достаточно убедителен и развит многими советскими этнографами <ref name="r5">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8640 Максимов В. А. Жилище / В. А. Максимов // Вотяки : крат. ист.-геогр. очерк. - Ижевск, 1925. - С. 38.]</ref>. В древности куа сооружалась из веток и коры. Позднее это летнее жилище, являвшееся также культовым объектом, стали строить из бревен («кор»). Соединение двух слов дало слово «коркуа», или сокращенно «корка», что должно означать «бревенчатый шалаш» <ref name="r3" />.  
+
 
 +
[[Файл:Печь.JPG|thumb|right|Печь]][[Файл:Интерьер_дома.jpg|thumb|left|Интерьер удмуртского дома]]Корка, так же как изба у русских, является основной жилой постройкой удмуртских крестьян и характеризуется наличием сруба, печи, потолка и пола <ref name="r3">Шумилов Е. Ф. Архитектура удмуртской крестьянской усадьбы / Е. Ф. Шумилов // Искусство Удмуртии : сб. ст. - Ижевск, 1975. - С. 215–232.</ref>. По предположению И. Н. Смирнова, ее прототипом была в какой-то мере куа (шалаш) <ref name="r4"> Смирнов И. Н. Вотяки : ист.-этногр. очерк / И. Н. Смирнов. - Казань, 1890. - С. 23.</ref>. Приводимый им этимологический разбор слова «корка» достаточно убедителен и развит многими советскими этнографами <ref name="r5">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8640 Максимов В. А. Жилище / В. А. Максимов // Вотяки : крат. ист.-геогр. очерк. - Ижевск, 1925. - С. 38.]</ref>. В древности куа сооружалась из веток и коры. Позднее это летнее жилище, являвшееся также культовым объектом, стали строить из бревен («кор»). Соединение двух слов дало слово «коркуа», или сокращенно «корка», что должно означать «бревенчатый шалаш» <ref name="r3" />.  
  
 
В конце XIX – начале XX вв. корка представляла собой избу срубного типа. Основанием дома служили сосновые «стулья», ставившиеся под углы и под центр бревен первого венца. В этот период отмечен еще и наиболее архаичный способ постановки дома – без фундамента: первый венец, обмазанный смолой, укладывался непосредственно на грунт. В начале XX в. у наиболее зажиточных крестьян появляются дома на сплошном каменном или кирпичном фундаменте.
 
В конце XIX – начале XX вв. корка представляла собой избу срубного типа. Основанием дома служили сосновые «стулья», ставившиеся под углы и под центр бревен первого венца. В этот период отмечен еще и наиболее архаичный способ постановки дома – без фундамента: первый венец, обмазанный смолой, укладывался непосредственно на грунт. В начале XX в. у наиболее зажиточных крестьян появляются дома на сплошном каменном или кирпичном фундаменте.
Строка 47: Строка 52:
  
 
Особое место в мировоззрении удмуртов занимала матица («мумыкор»). Это сложное слово, состоящее из двух слов. Первое слово «мумы» этого сложного слова в переводе на удмуртский обозначает мать, второе - «кор» - бревно. Моление в доме разрешалось проводить только в пространстве от красного угла до матицы. Перед отправкой на войну или в армию призывник-рекрут прибивает к матице серебряную монету с шелковой ленточкой, чтобы матица его оберегала. Когда возвращается, то с друзьями торжественно снимают эту ленточку. Благодарят Инмара (Бога) и мумыкор за удачное возвращение.
 
Особое место в мировоззрении удмуртов занимала матица («мумыкор»). Это сложное слово, состоящее из двух слов. Первое слово «мумы» этого сложного слова в переводе на удмуртский обозначает мать, второе - «кор» - бревно. Моление в доме разрешалось проводить только в пространстве от красного угла до матицы. Перед отправкой на войну или в армию призывник-рекрут прибивает к матице серебряную монету с шелковой ленточкой, чтобы матица его оберегала. Когда возвращается, то с друзьями торжественно снимают эту ленточку. Благодарят Инмара (Бога) и мумыкор за удачное возвращение.
При строительстве дома удмурты проводят обряд подъема мумыкора. Готовят место: под концы кладут шерсть и серебряную монету. Шерсть, очевидно, для того, чтобы матице легко и удобно было на себе держать большую тяжесть; потолочные доски, стропила, крышу, чердачную землю. Это благодарение матицы за тяжелую работу. Построив дом, через несколько дней проводят «корка пырон» (новоселье). Приглашают родственников; если деревня небольшая, то всех жителей. Гости идут с различными подарками и заходят со словами: «Выль корка шудо-буро мед луоз!» / «Пусть новый дом будет наполнен счастьем и достатком!». Поздоровавшись с хозяевами, от каждой семьи к матице прибивают (прикрепляют) деньги с добрыми пожеланиями <ref name="виноградов"> Виноградов С. Бытовые предметы и их символические значения для удмуртов // Кладезь удмуртской философии и магии / Семен Виноградов. - Ижевск, 2010. - С. 37-62. </ref>.
+
При строительстве дома удмурты проводят обряд подъема мумыкора. Готовят место: под концы кладут шерсть и серебряную монету. Шерсть, очевидно, для того, чтобы матице легко и удобно было на себе держать большую тяжесть; потолочные доски, стропила, крышу, чердачную землю. Это благодарение матицы за тяжелую работу. Построив дом, через несколько дней проводят «корка пырон» (новоселье). Приглашают родственников; если деревня небольшая, то всех жителей. Гости идут с различными подарками и заходят со словами: «Выль корка шудо-буро мед луоз!» / «Пусть новый дом будет наполнен счастьем и достатком!». Поздоровавшись с хозяевами, от каждой семьи к матице прибивают (прикрепляют) деньги с добрыми пожеланиями<ref name="виноградов"> Виноградов С. Бытовые предметы и их символические значения для удмуртов // Кладезь удмуртской философии и магии / Семен Виноградов. - Ижевск, 2010. - С. 37-62. </ref>.
  
 
Первые удмуртские избы устраивались без дымохода, то есть были курными (ӵын корка). Подобное жилище, судя по всему, преобладало вплоть до конца XIX века. Архитектура ӵын корка имела целый ряд особенностей. Крыша, как правило, лежала на сомцах, удерживалась курицами и иногда еще дополнительно скреплялась «огнивом». Такие конструктивные приемы, уже использовавшиеся удмуртами при постройке куа, давали возможность обойтись без дорогостоящих гвоздей, позволяя также легко заменять подгнившие детали конструкции.
 
Первые удмуртские избы устраивались без дымохода, то есть были курными (ӵын корка). Подобное жилище, судя по всему, преобладало вплоть до конца XIX века. Архитектура ӵын корка имела целый ряд особенностей. Крыша, как правило, лежала на сомцах, удерживалась курицами и иногда еще дополнительно скреплялась «огнивом». Такие конструктивные приемы, уже использовавшиеся удмуртами при постройке куа, давали возможность обойтись без дорогостоящих гвоздей, позволяя также легко заменять подгнившие детали конструкции.
Строка 54: Строка 59:
  
 
Справа, реже слева от входа, устьем к фасадной стене располагалась глинобитная печь (гур), в южных районах с вмазанным котлом, в северных – с очагом на шестке (уӵог) и подвесным котлом <ref name="r1" />.  
 
Справа, реже слева от входа, устьем к фасадной стене располагалась глинобитная печь (гур), в южных районах с вмазанным котлом, в северных – с очагом на шестке (уӵог) и подвесным котлом <ref name="r1" />.  
 +
  
 
[[Файл:Интерьер.JPG|thumb|left|Интерьер удмуртской избы]]Как правило, печь ставилась вплотную к стенам, задней и боковой, либо к одной из них. Позднее печь стала постепенно «отходить» от стен, за нею появляются проходы. Для хранения посуды, кухонной утвари и других вещей над этим пространством стали сооружаться маленькие полати. Под печью зимой держали мелкий скот и птицу.  В противоположном от печи углу находилась божница, под нею – стол <ref name="r2"/>.  
 
[[Файл:Интерьер.JPG|thumb|left|Интерьер удмуртской избы]]Как правило, печь ставилась вплотную к стенам, задней и боковой, либо к одной из них. Позднее печь стала постепенно «отходить» от стен, за нею появляются проходы. Для хранения посуды, кухонной утвари и других вещей над этим пространством стали сооружаться маленькие полати. Под печью зимой держали мелкий скот и птицу.  В противоположном от печи углу находилась божница, под нею – стол <ref name="r2"/>.  
  
В интерьере избы стол, стул, передний угол имели высокий статус. Стол жӧк символизировал саму семью, потому что объединял вокруг себя всех. Он был своеобразным символом достатка хозяйства. Потому на столе всегда стояла солонка с солью и лежал каравай хлеба. Из правил сакрализованной регламентации поведения можно привести некоторые, сохранившие свое значение и сегодня: нельзя стучать по столу костяшками пальцев, нельзя голой рукой вытирать стол, нельзя смахивать крошки хлеба на пол, нельзя разбивать яйцо об столешницу. Не рекомендуется сидеть на углу стола, это место предназначено для душ умерших родственников. Нельзя уходить из дома сразу же, встав из-за стола, унесешь счастье и достаток из этого дома. Во время похорон и поминок ложку (лушкем пуньы) следовало класть на торцевой стороне стола для умерших предков <ref name="волкова2">  Волкова Л. А. Мифология крестьянского подворья / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 294-307.</ref>. Категорически не разрешается за столом резать ногти - этот считается осквернением священного места. Также  считается некрасивым поступком, если женщина садится на мужское место. За столом нельзя ругаться <ref name="виноградов"/>.  
+
В интерьере избы стол, стул, передний угол имели высокий статус. Стол жӧк символизировал саму семью, потому что объединял вокруг себя всех. Он был своеобразным символом достатка хозяйства. Потому на столе всегда стояла солонка с солью и лежал каравай хлеба. Из правил сакрализованной регламентации поведения можно привести некоторые, сохранившие свое значение и сегодня: нельзя стучать по столу костяшками пальцев, нельзя голой рукой вытирать стол, нельзя смахивать крошки хлеба на пол, нельзя разбивать яйцо об столешницу. Не рекомендуется сидеть на углу стола, это место предназначено для душ умерших родственников. Нельзя уходить из дома сразу же, встав из-за стола, унесешь счастье и достаток из этого дома. Во время похорон и поминок ложку (лушкем пуньы) следовало класть на торцевой стороне стола для умерших предков<ref name="волкова2">  Волкова Л. А. Мифология крестьянского подворья / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 294-307.</ref>. Категорически не разрешается за столом резать ногти - этот считается осквернением священного места. Также  считается некрасивым поступком, если женщина садится на мужское место. За столом нельзя ругаться <ref name="виноградов"> Виноградов С. Бытовые предметы и их символические значения для удмуртов // Кладезь удмуртской философии и магии / Семен Виноградов. - Ижевск, 2010. - С. 37-62. </ref>.  
 
Над столом родители подавали ребенка крестным родителям во время домашнего крещения пинал пыртон. Вода, которой обмыли углы стола, по поверью, приобретала лечебные свойства. Ею брызгали на лицо ребенка, на которого навели порчу, сглазили.
 
Над столом родители подавали ребенка крестным родителям во время домашнего крещения пинал пыртон. Вода, которой обмыли углы стола, по поверью, приобретала лечебные свойства. Ею брызгали на лицо ребенка, на которого навели порчу, сглазили.
  
Единственный стул пукон в избе считался принадлежностью хозяина. Остальным членам семьи не полагалось на нем сидеть. Если невестка по неосторожности задевала его или переставляла, то должна была провести умилостивительное жертвоприношение  в куа, чтобы воршуд не рассердился, или откупиться монетой, подарив ее свекру <ref name="волкова2"/>. Женщины и дети сидели вдоль длинной стороны стола, мужчины - со стороны красного угла (на узкой стороне). Другой узкий конец стола, дальний по отношению к красному, считается местом угощения умерших сородичей. В передний угол тӧр сэрег усаживали обычно самых уважаемых гостей, в частности, крестных родителей вернувшегося из армии солдата, или жениха и невесты во время свадьбы <ref name="виноградов"/>.   
+
Единственный стул пукон в избе считался принадлежностью хозяина. Остальным членам семьи не полагалось на нем сидеть. Если невестка по неосторожности задевала его или переставляла, то должна была провести умилостивительное жертвоприношение  в куа, чтобы воршуд не рассердился, или откупиться монетой, подарив ее свекру <ref name="волкова2">  Волкова Л. А. Мифология крестьянского подворья / Л. А. Волкова  // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 294-307.</ref>. Женщины и дети сидели вдоль длинной стороны стола, мужчины - со стороны красного угла (на узкой стороне). Другой узкий конец стола, дальний по отношению к красному, считается местом угощения умерших сородичей. В передний угол тӧр сэрег усаживали обычно самых уважаемых гостей, в частности, крестных родителей вернувшегося из армии солдата, или жениха и невесты во время свадьбы <ref name="виноградов">  Виноградов С. Бытовые предметы и их символические значения для удмуртов // Кладезь удмуртской философии и магии / Семен Виноградов. - Ижевск, 2010. - С. 37-62. </ref>.   
  
 
Большое значение в доме имела дверь. Запирая двери на ночь, удмурты общались к богам с просьбой оберегать дом от нехороших людей, нечистых сил, болезни. Перед Пасхой в четверг  в «кулэм потон уй» (букв. ночь выхода умерших) - на все двери и окна прикрепляют веточки можжевельника или пихты, обращаясь к своим богам, чтобы те оберегали их от злых духов и нечистых сил. До настоящего времени удмурт, собираясь в дальнюю дорогу, переходит через порог, обращаясь к Инмару, Куазю, Кылчину и прося у них счастливой дороги. В древние времена, уподобляя значения пупка и двери, пупок новорожденного разрубали на пороге.  Через порог ничего нельзя брать и отдавать взаймы. Переходя через порог, нельзя наступать на него. В качестве преграды для колдунов, совершив обряд, под порог с подполья втыкают иголку без ушка. Есть текст, который необходимо высказать при этом действе. Кое-кто над дверью прибивает подкову. Удмурты говорят: свой конь от всего оберегает. С этой же целью вешали на жерди черепа коней и ставили около построек. Двери было положено закрывать без усилий, без шума <ref name="виноградов" />.
 
Большое значение в доме имела дверь. Запирая двери на ночь, удмурты общались к богам с просьбой оберегать дом от нехороших людей, нечистых сил, болезни. Перед Пасхой в четверг  в «кулэм потон уй» (букв. ночь выхода умерших) - на все двери и окна прикрепляют веточки можжевельника или пихты, обращаясь к своим богам, чтобы те оберегали их от злых духов и нечистых сил. До настоящего времени удмурт, собираясь в дальнюю дорогу, переходит через порог, обращаясь к Инмару, Куазю, Кылчину и прося у них счастливой дороги. В древние времена, уподобляя значения пупка и двери, пупок новорожденного разрубали на пороге.  Через порог ничего нельзя брать и отдавать взаймы. Переходя через порог, нельзя наступать на него. В качестве преграды для колдунов, совершив обряд, под порог с подполья втыкают иголку без ушка. Есть текст, который необходимо высказать при этом действе. Кое-кто над дверью прибивает подкову. Удмурты говорят: свой конь от всего оберегает. С этой же целью вешали на жерди черепа коней и ставили около построек. Двери было положено закрывать без усилий, без шума <ref name="виноградов" />.
  
Над третью площади избы в задней ее части сооружались полати, на которые взбирались по лестнице у дверей. Вдоль стен устраивались массивные широкие лавки, над ними по всему периметру стен, кроме задней, подвешивались полки. По углам, кроме переднего, устраивались нары, позднее замененные деревянными кроватями. Днем постели убирались, и нары служили для хозяйственных нужд. Подвижной мебели было очень мало: стол, стул, редко шкаф для посуды <ref name="волкова2"/>.
+
Над третью площади избы в задней ее части сооружались полати, на которые взбирались по лестнице у дверей. Вдоль стен устраивались массивные широкие лавки, над ними по всему периметру стен, кроме задней, подвешивались полки. По углам, кроме переднего, устраивались нары, позднее замененные деревянными кроватями. Днем постели убирались, и нары служили для хозяйственных нужд. Подвижной мебели было очень мало: стол, стул, редко шкаф для посуды <ref name="волкова2"> Волкова Л. А. Мифология крестьянского подворья / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 294-307.</ref>.
  
Внутри изба не имела перегородок, однако отдельные углы, по обычаю, закреплялись за женатыми членами семьи: здесь располагались их нары или кровать, здесь же они могли принимать гостей. У северных групп удмуртов дом не разделялся на мужскую и женскую части; у южных – пространство перед печью, хотя и не огораживалось, называлось женской половиной (кышно пал) <ref name="r2" />. Здесь неприлично было находиться мужчинам и посторонним людям. Крестьянский этикет соблюдал и другое правило": деление избы матицей мумыкор/эмеспикор на две половины: переднюю пыдлось/ӧспал и собственно горницу ульчапал/урампал. Выражением особого расположения к постороннему вошедшему считалось приглашение пройти за матицу <ref name="волкова2"/>.
+
Внутри изба не имела перегородок, однако отдельные углы, по обычаю, закреплялись за женатыми членами семьи: здесь располагались их нары или кровать, здесь же они могли принимать гостей. У северных групп удмуртов дом не разделялся на мужскую и женскую части; у южных – пространство перед печью, хотя и не огораживалось, называлось женской половиной (кышно пал) <ref name="r2" />. Здесь неприлично было находиться мужчинам и посторонним людям. Крестьянский этикет соблюдал и другое правило": деление избы матицей мумыкор/эмеспикор на две половины: переднюю пыдлось/ӧспал и собственно горницу ульчапал/урампал. Выражением особого расположения к постороннему вошедшему считалось приглашение пройти за матицу <ref name="волкова2">  Волкова Л. А. Мифология крестьянского подворья / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века). - Ижевск, 2003. - С. 294-307.</ref>.
  
 
Внешнему оформлению жилищ удмурты не уделяли большого внимания. Бревна сруба часто были неодинаковой длины и редко обрубались; наличники представляли гладкую обкладку, не украшались ни резьбой, ни рисунком. Изредка в украшении жилища встречалась скульптурная обработка дерева: в частности, охлупень имел на конце изображение коня или птицы. Большее внимание уделялось клети: искусно обрабатывались столбы, поддерживающие галереи клетей, украшались ограждения. Наиболее распространена была для этой цели диагональная решетка, образующая ромбический узор. Украшенные наличники и ворота появились уже в XX столетии <ref name="r2"/>.
 
Внешнему оформлению жилищ удмурты не уделяли большого внимания. Бревна сруба часто были неодинаковой длины и редко обрубались; наличники представляли гладкую обкладку, не украшались ни резьбой, ни рисунком. Изредка в украшении жилища встречалась скульптурная обработка дерева: в частности, охлупень имел на конце изображение коня или птицы. Большее внимание уделялось клети: искусно обрабатывались столбы, поддерживающие галереи клетей, украшались ограждения. Наиболее распространена была для этой цели диагональная решетка, образующая ромбический узор. Украшенные наличники и ворота появились уже в XX столетии <ref name="r2"/>.
 +
 
==Кенос==
 
==Кенос==
 
[[Файл:Udmurtskii_kenos.jpg|thumb|left|Удмуртский кенос]]
 
[[Файл:Udmurtskii_kenos.jpg|thumb|left|Удмуртский кенос]]
Строка 90: Строка 97:
 
==Куала==
 
==Куала==
  
[[Файл:КУала.JPG|thumb|left|Куала]]Своеобразным строением была куа (куала), имевшаяся на каждом дворе и служившая местом отправления семейного культа и одновременно летней кухней; до XIV–XV вв. была местом постоянного жилья. Куа строилась квадратная в плане, с крышей на сомцах, один скат которой был длиннее другого и нависал над ним, защищая от дождя и не препятствуя выходу дыма. В куа вела низкая, открывавшаяся (как и у клети) внутрь дверь. В середине из камней складывался очаг, над которым на деревянном крюке висел котел.  
+
[[Файл:КУала.JPG|thumb|left|Куала]][[Файл:В куале.JPG|thumb|right|Внутри куалы]]Своеобразным строением была куа (куала), имевшаяся на каждом дворе и служившая местом отправления семейного культа и одновременно летней кухней; до XIV–XV вв. была местом постоянного жилья. Куа строилась квадратная в плане, с крышей на сомцах, один скат которой был длиннее другого и нависал над ним, защищая от дождя и не препятствуя выходу дыма. В куа вела низкая, открывавшаяся (как и у клети) внутрь дверь. В середине из камней складывался очаг, над которым на деревянном крюке висел котел. Вдоль стен стояли лавки, а в левом переднем углу и у двери – столы. В переднем углу сооружалась полка для семейной святыни – воршудной коробки и короба с посудой для жертвоприношений. Пола, потолка, окон в куа не было. У южных групп удмуртов встречались куа с пристроем для хранения продуктов <ref name="r2"/>.
 
 
[[Файл:В куале.JPG|thumb|left|Внутри куалы]]Вдоль стен стояли лавки, а в левом переднем углу и у двери – столы. В переднем углу сооружалась полка для семейной святыни – воршудной коробки и короба с посудой для жертвоприношений. Пола, потолка, окон в куа не было. У южных групп удмуртов встречались куа с пристроем для хранения продуктов <ref name="r2"/>.
 
 
<br clear="both" />
 
<br clear="both" />
  
Строка 108: Строка 113:
 
Серией обрядовых действий, призванных, по мнению лиц, их совершавших, обеспечить нормальную жизнь обитателей нового дома, сопровождался и непосредственный процесс строительства. У многих народов при строительстве на месте сруба зафиксировано установление дерева. В финно-угорском мире особо почитаемым деревом была рябина, считавшаяся символом плодородия. Удмурты также при закладке нового дома в средние будущего сруба втыкали рябиновую палку, которая должна была охранять дом в период строительства от порчи его ведунами<ref name="фольклор" />.
 
Серией обрядовых действий, призванных, по мнению лиц, их совершавших, обеспечить нормальную жизнь обитателей нового дома, сопровождался и непосредственный процесс строительства. У многих народов при строительстве на месте сруба зафиксировано установление дерева. В финно-угорском мире особо почитаемым деревом была рябина, считавшаяся символом плодородия. Удмурты также при закладке нового дома в средние будущего сруба втыкали рябиновую палку, которая должна была охранять дом в период строительства от порчи его ведунами<ref name="фольклор" />.
  
После основания дома в передний угол на третье бревно хозяин дома, перекрестившись, клал серебряную монету достоинством около 20 коп., завернутую в холстину. Положивши ее в угол и покрывши мхом, хозяин отрезал от цельного каравая небольшую горбушку и делил между всеми, участвовавшими в подъеме <ref name="верещагин1">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/3964 Верещагин Г. Е. Вотяки Сосновского края / Г. Е. Верещагин // Собрание сочинений / Г. Е. Верещагин. - Ижевск, 1995. - Т. 1. - С. 8.]</ref>.  
+
После основания дома в передний угол на третье бревно хозяин дома, перекрестившись, клал серебряную монету достоинством около 20 коп., завернутую в холстину. Положивши ее в угол и покрывши мхом, хозяин отрезал от цельного каравая небольшую горбушку и делил между всеми, участвовавшими в подъеме<ref name="верещагин1">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/3964 Верещагин Г. Е. Вотяки Сосновского края / Г. Е. Верещагин // Собрание сочинений / Г. Е. Верещагин. - Ижевск, 1995. - Т. 1. - С. 8.]</ref>.  
  
 
Статус матицы среди удмуртов был невысоким,—связано это с тем, что она «делила» свои функции с другим конструктивным элементом жилья — брусом, проходящим вдоль всей избы от передней стены до противоположной. Это подтверждается, например, включенностью этой балки в некоторых районах в обряд проводов рекрута: перед отправлением на службу новобранец отщипывал от нее щепочку, зашивал ее в ладанку, а затем постоянно держал при себе. В некоторых местностях рекруты вбивали в это бревно свое кольцо на небольшой ленточке <ref name="богаевский">Богаевский Я. М. Очерк быта сарапульских вотяков / Я. М. Богаевский // Сборник материалов по этнографии, изданных при Дашковском этнографическом музее. - М., 1888. - Вып. 3. - С. 49.</ref>.  
 
Статус матицы среди удмуртов был невысоким,—связано это с тем, что она «делила» свои функции с другим конструктивным элементом жилья — брусом, проходящим вдоль всей избы от передней стены до противоположной. Это подтверждается, например, включенностью этой балки в некоторых районах в обряд проводов рекрута: перед отправлением на службу новобранец отщипывал от нее щепочку, зашивал ее в ладанку, а затем постоянно держал при себе. В некоторых местностях рекруты вбивали в это бревно свое кольцо на небольшой ленточке <ref name="богаевский">Богаевский Я. М. Очерк быта сарапульских вотяков / Я. М. Богаевский // Сборник материалов по этнографии, изданных при Дашковском этнографическом музее. - М., 1888. - Вып. 3. - С. 49.</ref>.  
Строка 122: Строка 127:
 
В отличие от славянского населения, у которого внутри дома главным оберегом была печь <ref name="Рыбаков"> Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси / Б. А. Рыбаков. — М., 1987. — С. 496. </ref>, у удмуртов,в этой роли выступали очаг в куа, зола и висящая над очагом цепь <ref name="П. Богаевский"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8417 Богаевский П. Мултанское моление вотяков в свете этнографических данных / П. Богаевский. - М., 1896. - С. 34.] </ref>. Об этом свидетельствуют обряды перенесения и похищения золы из очага; с ним связаны различные обряды и поверья: например, камни от очага не могли быть переданы кому-либо.
 
В отличие от славянского населения, у которого внутри дома главным оберегом была печь <ref name="Рыбаков"> Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси / Б. А. Рыбаков. — М., 1987. — С. 496. </ref>, у удмуртов,в этой роли выступали очаг в куа, зола и висящая над очагом цепь <ref name="П. Богаевский"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8417 Богаевский П. Мултанское моление вотяков в свете этнографических данных / П. Богаевский. - М., 1896. - С. 34.] </ref>. Об этом свидетельствуют обряды перенесения и похищения золы из очага; с ним связаны различные обряды и поверья: например, камни от очага не могли быть переданы кому-либо.
  
У удмуртов печь была недоступна для нечистой силы,— для этого к ночи во вновь сбитую печь запускали петуха и выпускали на следующий день <ref name="верещагин1"/>; чтобы в доме не было сыро, новую печь как можно скорее старались окрасить в белый цвет известкой; после ссоры с кем-либо, прежде чем говорить с домашними, нужно было притронуться пальцем к печке <ref name="богаевский"/> и т. д. Печь стала обладать и функциями оберега: отправляясь в дорогу, брали с собой кусочек глины от печи. Вместе с тем печь «переняла» и некоторые сакральные свойства, присущие очагу в куа. К их числу можно отнести, например, трехкратное обнесение вокруг печной трубы шапки новобранца во время его проводов <ref name="Христолюбова">Христолюбова Л. С. Корка пырон (Новоселье) / Л. С. Христолюбова // Молот. - 1988. - № 9. - C. 53. </ref>.  
+
У удмуртов печь была недоступна для нечистой силы,— для этого к ночи во вновь сбитую печь запускали петуха и выпускали на следующий день <ref name="верещагин1"> Верещагин Г. Е. Вотяки Сосновского края / Г. Е. Верещагин // Собрание сочинений / В. Г. Верещагин. — Ижевск, 1995. - Т. 1. - С. 8, 9 </ref>; чтобы в доме не было сыро, новую печь как можно скорее старались окрасить в белый цвет известкой; после ссоры с кем-либо, прежде чем говорить с домашними, нужно было притронуться пальцем к печке <ref name="богаевский"/> и т. д. Печь стала обладать и функциями оберега: отправляясь в дорогу, брали с собой кусочек глины от печи. Вместе с тем печь «переняла» и некоторые сакральные свойства, присущие очагу в куа. К их числу можно отнести, например, трехкратное обнесение вокруг печной трубы шапки новобранца во время его проводов <ref name="Христолюбова">Христолюбова Л. С. Корка пырон (Новоселье) / Л. С. Христолюбова // Молот. - 1988. - № 9. - C. 53. </ref>.  
  
 
Особые функции в народных поверьях выполняли дверь и порог. Они олицетворяли границу между освоенным и неосвоенным пространством, между своим и чужим,— чужое и нечистое располагалось за порогом. Исходя из этого, не рекомендовалось сидеть на пороге, мести в его сторону сор молодушке и т. д. Особую роль выполнял порог в похоронном обряде: например, после смерти семья умершего приносила жертву, которая заключалась в том, что под порог крошился, хлеб, поливаемый кумышкой <ref name="богаевский"/>. Порог присутствовал и в свадебном обряде: невеста, по обычаю, с плачем попрощавшись со всеми домашними, вещами, перед выходом должна была немного посидеть на лавке, на пороге, на крыльце <ref name="Бехтерев"> Бехтерев В. В. Вотяки. Их история и современное состояние / В. В. Бехтерев // Вестник Европы. - 1880. — № 9. — С. 146.</ref>, а во время вхождения в первый раз в избу жениха под ноги ей у порога клали еловые ветки.
 
Особые функции в народных поверьях выполняли дверь и порог. Они олицетворяли границу между освоенным и неосвоенным пространством, между своим и чужим,— чужое и нечистое располагалось за порогом. Исходя из этого, не рекомендовалось сидеть на пороге, мести в его сторону сор молодушке и т. д. Особую роль выполнял порог в похоронном обряде: например, после смерти семья умершего приносила жертву, которая заключалась в том, что под порог крошился, хлеб, поливаемый кумышкой <ref name="богаевский"/>. Порог присутствовал и в свадебном обряде: невеста, по обычаю, с плачем попрощавшись со всеми домашними, вещами, перед выходом должна была немного посидеть на лавке, на пороге, на крыльце <ref name="Бехтерев"> Бехтерев В. В. Вотяки. Их история и современное состояние / В. В. Бехтерев // Вестник Европы. - 1880. — № 9. — С. 146.</ref>, а во время вхождения в первый раз в избу жениха под ноги ей у порога клали еловые ветки.
Строка 134: Строка 139:
 
==Литература==
 
==Литература==
 
<references />
 
<references />
 
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Материальная культура]]
 

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!