Редактирование: Декоративно-прикладное искусство удмуртов
Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поискуВнимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 106: | Строка 106: | ||
Ткачеством удмуртские женщины занимались в свободное от работы время, особенно зимой. Крестьянскую девочку уже в 7 лет учили прясть, ткать и шить. Вышитые и тканые изделия в приданом невесты занимали основное место. Выставка приданого, которая устраивалась в доме жениха, должна была свидетельствовать о трудолюбии и мастерстве невесты. На свадьбе невеста одаривала своими изделиями и родню жениха. | Ткачеством удмуртские женщины занимались в свободное от работы время, особенно зимой. Крестьянскую девочку уже в 7 лет учили прясть, ткать и шить. Вышитые и тканые изделия в приданом невесты занимали основное место. Выставка приданого, которая устраивалась в доме жениха, должна была свидетельствовать о трудолюбии и мастерстве невесты. На свадьбе невеста одаривала своими изделиями и родню жениха. | ||
− | С помощью простых орудий прядения и тканья удмуртские женщины изготовляли красочные, многоцветные ткани. Техники тканья были различными. Техника браного ткачества состоит в том, что по полотняному переплетению идет узор, выполненный цветным, обычно красным, утком. Узор набирается на дощечках «бральницах» по всей ширине основы. Узор имеет односторонний «негативный» характер с преобладанием красного цвета на лицевой стороне основы. Многоремизные ткани имеют повторяющийся узор, получаемый с помощью ремизок-планок. Пестроткань — ткань, у которой основа и уток из цветных ниток <ref name="климов">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4921 Климов К. Удмуртское народное ткачество / К. Климов. - Ижевск, 1979. - С. 5-35.]</ref>. | + | С помощью простых орудий прядения и тканья удмуртские женщины изготовляли красочные, многоцветные ткани. Техники тканья были различными. Техника браного ткачества состоит в том, что по полотняному переплетению идет узор, выполненный цветным, обычно красным, утком. Узор набирается на дощечках «бральницах» по всей ширине основы. Узор имеет односторонний «негативный» характер с преобладанием красного цвета на лицевой стороне основы. Многоремизные ткани имеют повторяющийся узор, получаемый с помощью ремизок-планок. Пестроткань — ткань, у которой основа и уток из цветных ниток<ref name="климов">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4921 Климов К. Удмуртское народное ткачество / К. Климов. - Ижевск, 1979. - С. 5-35.]</ref>. |
[[Файл:Снимок20.JPG|thumb|left|Фрагмент узорного ткачества]] | [[Файл:Снимок20.JPG|thumb|left|Фрагмент узорного ткачества]] | ||
Строка 160: | Строка 160: | ||
Шерстяную пряжу до середины XIX века красили дома растительными красителями: шафраном, мареной, корой ольхи, кожурой лука, березовым соком и т. п. Поэтому в старинных коврах преобладают теплые, мягкие тона. Со второй половины XIX века на юг Удмуртии стали проникать яркие анилиновые красители. Раньше всего они появились в населенных пунктах, расположенных на берегах Камы и на путях сообщения к Ижевским горным заводам. | Шерстяную пряжу до середины XIX века красили дома растительными красителями: шафраном, мареной, корой ольхи, кожурой лука, березовым соком и т. п. Поэтому в старинных коврах преобладают теплые, мягкие тона. Со второй половины XIX века на юг Удмуртии стали проникать яркие анилиновые красители. Раньше всего они появились в населенных пунктах, расположенных на берегах Камы и на путях сообщения к Ижевским горным заводам. | ||
− | Пряжу красили сами мастерицы. У удмуртов бытовал женский праздник «шорт миськон» — мытье мотов. Чтобы шерсть обезжирить, мотки «ӝоктэм» заваривали щелоком (растворяли золу в горячей воде). Затем моты складывали на воз и везли с песнями к реке. На берегу реки после полоскания мотов устраивали веселый праздник. Возвратившись домой, моты развешивали для просушки <ref name=" | + | Пряжу красили сами мастерицы. У удмуртов бытовал женский праздник «шорт миськон» — мытье мотов. Чтобы шерсть обезжирить, мотки «ӝоктэм» заваривали щелоком (растворяли золу в горячей воде). Затем моты складывали на воз и везли с песнями к реке. На берегу реки после полоскания мотов устраивали веселый праздник. Возвратившись домой, моты развешивали для просушки<ref name="климов"> Климов К. Удмуртское народное ткачество / К. Климов. - Ижевск, 1979. - 142 с.</ref>. |
<br clear="both" /> | <br clear="both" /> | ||