Редактирование: Декоративно-прикладное искусство удмуртов
Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поискуВнимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 3: | Строка 3: | ||
Материалом для изготовления вышитой одежды удмуртов была домотканина, льняной холст, гладкий, без узора. | Материалом для изготовления вышитой одежды удмуртов была домотканина, льняной холст, гладкий, без узора. | ||
− | В разные периоды для вышивания по холсту удмуртки употребляли различные материалы: шерсть, гарус, шелк, бумагу, серебряные и позолоченные мишурные нитки <ref name="крюкова1">Крюкова Т. А. Вышивка / Т. А. Крюкова // Удмуртское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Ижевск ; Л., 1973. - С. 21-61.</ref>. | + | В разные периоды для вышивания по холсту удмуртки употребляли различные материалы: шерсть, гарус, шелк, бумагу, серебряные и позолоченные мишурные нитки<ref name="крюкова1">Крюкова Т. А. Вышивка / Т. А. Крюкова // Удмуртское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Ижевск ; Л., 1973. - С. 21-61.</ref>. |
Для удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние соседних - тюркоязычных народов - башкир, татар. | Для удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние соседних - тюркоязычных народов - башкир, татар. | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
Шов «набор» чаще употреблялся на головных полотенцах в сочетании с узорным тканьем. Эта техника вышивки имитировала браную технику тканья по принципу пропускания нити через известное количество ниток основы. Узор нередко был двусторонним, с обратной стороны получалось негативное отображение лицевого узора. Шитье «по выдергу» не характерно для народов Поволжья, но в некоторых районах проживания удмуртов оно широко применялось. Этой техникой вышивалась верхняя одежда удмуртов «шортдэрем». В некоторых южных районах проживания удмуртов совместно с татарами на вышивках их головных полотенец и платков появляется тамбурный шов. Это явное заимствование осознается вышивальщицами и имеет отражение в терминологии. Вышивка называется «бигер пужы», т. е. татарский узор, а само полотенце называется «чалма» вместо «йыр кышет», т. е. головное полотенце. | Шов «набор» чаще употреблялся на головных полотенцах в сочетании с узорным тканьем. Эта техника вышивки имитировала браную технику тканья по принципу пропускания нити через известное количество ниток основы. Узор нередко был двусторонним, с обратной стороны получалось негативное отображение лицевого узора. Шитье «по выдергу» не характерно для народов Поволжья, но в некоторых районах проживания удмуртов оно широко применялось. Этой техникой вышивалась верхняя одежда удмуртов «шортдэрем». В некоторых южных районах проживания удмуртов совместно с татарами на вышивках их головных полотенец и платков появляется тамбурный шов. Это явное заимствование осознается вышивальщицами и имеет отражение в терминологии. Вышивка называется «бигер пужы», т. е. татарский узор, а само полотенце называется «чалма» вместо «йыр кышет», т. е. головное полотенце. | ||
− | Терминология, связанная с искусством вышивки у удмуртов, весьма разнообразна. Имеются термины для обозначения техники шитья: «зу» — косая стежка, «чертэт» — роспись, «вандэт» — шитье по выдергу, «бичам» — гладевой шов и т. п. Многие названия относятся к локализации вышивки, например, «гадь пужы» — нагрудный узор, «сирес пужы» — вышивка ворота, «созы» — полоса на подоле и т. п. Большая группа терминов связана с мотивами вышивки, с обозначением всего узора или отдельных его элементов <ref name="крюкова1"/>. | + | Терминология, связанная с искусством вышивки у удмуртов, весьма разнообразна. Имеются термины для обозначения техники шитья: «зу» — косая стежка, «чертэт» — роспись, «вандэт» — шитье по выдергу, «бичам» — гладевой шов и т. п. Многие названия относятся к локализации вышивки, например, «гадь пужы» — нагрудный узор, «сирес пужы» — вышивка ворота, «созы» — полоса на подоле и т. п. Большая группа терминов связана с мотивами вышивки, с обозначением всего узора или отдельных его элементов<ref name="крюкова1"></ref>. |
Название узоров мастерицы заимствовали у природы: шунды пужы - узор "солнце", толэсь пужы - узор "луна", вуюись - радуга, пужым - сосна. | Название узоров мастерицы заимствовали у природы: шунды пужы - узор "солнце", толэсь пужы - узор "луна", вуюись - радуга, пужым - сосна. | ||
Строка 44: | Строка 44: | ||
Что же касается верхнего платья-кафтана, то оно было украшено по подолу (в месте соединения стана и оборки) узкой полосой вышивки. Вышивка обычно исполнялась цветными шелковыми нитками: голубыми, желтыми, красными, черными — с применением позументной нити. Техника такой вышивки — это сочетание старинного шва «в прикреп» со швом «счетная гладь». Иногда подол украшался полосой вышивки, исполненной техникой «набор». | Что же касается верхнего платья-кафтана, то оно было украшено по подолу (в месте соединения стана и оборки) узкой полосой вышивки. Вышивка обычно исполнялась цветными шелковыми нитками: голубыми, желтыми, красными, черными — с применением позументной нити. Техника такой вышивки — это сочетание старинного шва «в прикреп» со швом «счетная гладь». Иногда подол украшался полосой вышивки, исполненной техникой «набор». | ||
− | Большое разнообразие представляет собой вышивка головных полотенец у удмуртов: тонкая, почти ювелирная, выполненная разноцветным шелком, техникой «счетная гладь» <ref name="крюкова1"/>. | + | Большое разнообразие представляет собой вышивка головных полотенец у удмуртов: тонкая, почти ювелирная, выполненная разноцветным шелком, техникой «счетная гладь»<ref name="крюкова1"></ref>. |
'''Вышивка северных удмуртов''' | '''Вышивка северных удмуртов''' | ||
Строка 96: | Строка 96: | ||
У удмуртов, живущих в Татышлинском районе Башкирии, встречались мужские варежки из белой шерсти. Типичным узором на них был узор в виде пчелиных сот, который носил образное название «шадра пужы» — «оспенный» или «лаптем битый». | У удмуртов, живущих в Татышлинском районе Башкирии, встречались мужские варежки из белой шерсти. Типичным узором на них был узор в виде пчелиных сот, который носил образное название «шадра пужы» — «оспенный» или «лаптем битый». | ||
− | Варежки эти были ритуального назначения — надевались на моление в священной роще «луд», поскольку жертвенные предметы и чашу с жертвенной пищей брать голыми руками не разрешалось.Кроме того, были они и похоронными: стариков хоронили обязательно с белыми рукавицами <ref name=" | + | Варежки эти были ритуального назначения — надевались на моление в священной роще «луд», поскольку жертвенные предметы и чашу с жертвенной пищей брать голыми руками не разрешалось.Кроме того, были они и похоронными: стариков хоронили обязательно с белыми рукавицами<ref name="крюкова1">Крюкова Т. А. Узорное вязание / Т. А. Крюкова // Удмуртское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Ижевск ; Л., 1973. - С. 89-91.</ref>. |
Традиционные формы, орнамент и приемы вязки шерстяных изделий у удмуртов передавались из поколения в поколение. | Традиционные формы, орнамент и приемы вязки шерстяных изделий у удмуртов передавались из поколения в поколение. |