Редактирование: Декоративно-прикладное искусство удмуртов

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
 
=Вышивка=
 
=Вышивка=
К одному из древних видов народного искусства относится [[Удмуртская народная вышивка|вышивка]]. Фрагменты вышитых тканей обнаружены археологами в материалах могильника IX—XII вв. Еще в XIX в. вышивка оставалась распространенным способом орнаментации одежды: ею украшали платки, шапочки, декоративные полотенца, ритуальные пояса (зар), рубахи. Но наиболее колоритна удмуртская традиционная вышивка на рукавах белых женских рубах и съемных нагрудниках (кабачи) <ref name="этнография">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/1413 Владыкин В. Е. Декоративно-прикладное искусство / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ижевск, 1997. - С. 155-168.]</ref>.
+
К одному из древних видов народного искусства относится [[Удмуртская народная вышивка|вышивка]]. Фрагменты вышитых тканей обнаружены археологами в материалах могильника IX—XII вв. Еще в XIX в. вышивка оставалась распространенным способом орнаментации одежды: ею украшали платки, шапочки, декоративные полотенца, ритуальные пояса (зар), рубахи. Но наиболее колоритна удмуртская традиционная вышивка на рукавах белых женских рубах и съемных нагрудниках (кабачи)<ref name="этнография">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/1413 Владыкин В. Е. Декоративно-прикладное искусство / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ижевск, 1997. - С. 155-168.]</ref>.
  
 
Материалом для изготовления вышитой одежды удмуртов была домотканина, льняной холст, гладкий, без узора.  
 
Материалом для изготовления вышитой одежды удмуртов была домотканина, льняной холст, гладкий, без узора.  
В разные периоды для вышивания по холсту удмуртки употребляли различные материалы: шерсть, гарус, шелк, бумагу, серебряные и позолоченные мишурные нитки <ref name="крюкова1">Крюкова Т. А. Вышивка / Т. А. Крюкова // Удмуртское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Ижевск ; Л., 1973. - С. 21-61.</ref>.  
+
В разные периоды для вышивания по холсту удмуртки употребляли различные материалы: шерсть, гарус, шелк, бумагу, серебряные и позолоченные мишурные нитки<ref name="крюкова1">Крюкова Т. А. Вышивка / Т. А. Крюкова // Удмуртское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Ижевск ; Л., 1973. - С. 21-61.</ref>.  
  
 
Для удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние соседних - тюркоязычных народов - башкир, татар.   
 
Для удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние соседних - тюркоязычных народов - башкир, татар.   
Строка 16: Строка 16:
 
Шов «набор» чаще употреблялся на головных полотенцах в сочетании с узорным тканьем. Эта техника вышивки имитировала браную технику тканья по принципу пропускания нити через известное количество ниток основы. Узор нередко был двусторонним, с обратной стороны получалось негативное отображение лицевого узора. Шитье «по выдергу» не характерно для народов Поволжья, но в некоторых районах проживания удмуртов оно широко применялось. Этой техникой вышивалась верхняя одежда удмуртов «шортдэрем». В некоторых южных районах проживания удмуртов совместно с татарами на вышивках их головных полотенец и платков появляется тамбурный шов. Это явное заимствование осознается вышивальщицами и имеет отражение в терминологии. Вышивка называется «бигер пужы», т. е. татарский узор, а само полотенце называется «чалма» вместо «йыр кышет», т. е. головное полотенце.
 
Шов «набор» чаще употреблялся на головных полотенцах в сочетании с узорным тканьем. Эта техника вышивки имитировала браную технику тканья по принципу пропускания нити через известное количество ниток основы. Узор нередко был двусторонним, с обратной стороны получалось негативное отображение лицевого узора. Шитье «по выдергу» не характерно для народов Поволжья, но в некоторых районах проживания удмуртов оно широко применялось. Этой техникой вышивалась верхняя одежда удмуртов «шортдэрем». В некоторых южных районах проживания удмуртов совместно с татарами на вышивках их головных полотенец и платков появляется тамбурный шов. Это явное заимствование осознается вышивальщицами и имеет отражение в терминологии. Вышивка называется «бигер пужы», т. е. татарский узор, а само полотенце называется «чалма» вместо «йыр кышет», т. е. головное полотенце.
  
Терминология, связанная с искусством вышивки у удмуртов, весьма разнообразна. Имеются термины для обозначения техники шитья: «зу» — косая стежка, «чертэт» — роспись, «вандэт» — шитье по выдергу, «бичам» — гладевой шов и т. п. Многие названия относятся к локализации вышивки, например, «гадь пужы» — нагрудный узор, «сирес пужы» — вышивка ворота, «созы» — полоса на подоле и т. п. Большая группа терминов связана с мотивами вышивки, с обозначением всего узора или отдельных его элементов <ref name="крюкова1"/>.  
+
Терминология, связанная с искусством вышивки у удмуртов, весьма разнообразна. Имеются термины для обозначения техники шитья: «зу» — косая стежка, «чертэт» — роспись, «вандэт» — шитье по выдергу, «бичам» — гладевой шов и т. п. Многие названия относятся к локализации вышивки, например, «гадь пужы» — нагрудный узор, «сирес пужы» — вышивка ворота, «созы» — полоса на подоле и т. п. Большая группа терминов связана с мотивами вышивки, с обозначением всего узора или отдельных его элементов<ref name="крюкова1"></ref>.  
  
 
Название узоров мастерицы заимствовали у природы: шунды пужы - узор "солнце", толэсь пужы - узор "луна", вуюись - радуга, пужым - сосна.
 
Название узоров мастерицы заимствовали у природы: шунды пужы - узор "солнце", толэсь пужы - узор "луна", вуюись - радуга, пужым - сосна.
Строка 22: Строка 22:
 
Есть узоры под названием "конопляное семя", "голубиный глаз", "гусиные зубы", "бараний рог", "собачий след". Среди названий узоров встречается немало наименований предметов домашнего обихода — зубья пилы, коромысло и т. д. Очевидно стремление опоэтизировать быт, умение видеть красоту в обыденной жизни. Названия одних узоров подчеркивают материал вышивки (зарни пужы — золотой узор), другие подсказывают его традиционное расположение: гадь котыртэм — узор на груди, ограда груди, сирес пужы — узор на воротнике, саес пужы — нарукавный узор, сӧзул пужы — узор на подоле. Нарукавные узоры не вышивали на подоле, рисунок с мужской рубахи не переносили на женскую. Свои композиции предназначались для вышивания платков и поясов.
 
Есть узоры под названием "конопляное семя", "голубиный глаз", "гусиные зубы", "бараний рог", "собачий след". Среди названий узоров встречается немало наименований предметов домашнего обихода — зубья пилы, коромысло и т. д. Очевидно стремление опоэтизировать быт, умение видеть красоту в обыденной жизни. Названия одних узоров подчеркивают материал вышивки (зарни пужы — золотой узор), другие подсказывают его традиционное расположение: гадь котыртэм — узор на груди, ограда груди, сирес пужы — узор на воротнике, саес пужы — нарукавный узор, сӧзул пужы — узор на подоле. Нарукавные узоры не вышивали на подоле, рисунок с мужской рубахи не переносили на женскую. Свои композиции предназначались для вышивания платков и поясов.
  
Композиции рисунков составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т. п. Разнообразие их комбинаций при варьировании размеров и цветов создавало бесконечное множество узоров <ref name="этнография"/>.
+
Композиции рисунков составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т. п. Разнообразие их комбинаций при варьировании размеров и цветов создавало бесконечное множество узоров<ref name="этнография"></ref>.
  
 
Наиболее  наиболее богато орнаментированной у удмуртов  была женская плечевая одежда.
 
Наиболее  наиболее богато орнаментированной у удмуртов  была женская плечевая одежда.
Строка 44: Строка 44:
 
Что же касается верхнего платья-кафтана, то оно было украшено по подолу (в месте соединения стана и оборки) узкой полосой вышивки. Вышивка обычно исполнялась цветными шелковыми нитками: голубыми, желтыми, красными, черными — с применением позументной нити. Техника такой вышивки — это сочетание старинного шва «в прикреп» со швом «счетная гладь». Иногда подол украшался полосой вышивки, исполненной техникой «набор».
 
Что же касается верхнего платья-кафтана, то оно было украшено по подолу (в месте соединения стана и оборки) узкой полосой вышивки. Вышивка обычно исполнялась цветными шелковыми нитками: голубыми, желтыми, красными, черными — с применением позументной нити. Техника такой вышивки — это сочетание старинного шва «в прикреп» со швом «счетная гладь». Иногда подол украшался полосой вышивки, исполненной техникой «набор».
  
Большое разнообразие представляет собой вышивка головных полотенец у удмуртов: тонкая, почти ювелирная, выполненная разноцветным шелком, техникой «счетная гладь» <ref name="крюкова1"/>.
+
Большое разнообразие представляет собой вышивка головных полотенец у удмуртов: тонкая, почти ювелирная, выполненная разноцветным шелком, техникой «счетная гладь»<ref name="крюкова1"></ref>.
  
 
'''Вышивка северных удмуртов'''
 
'''Вышивка северных удмуртов'''
Строка 75: Строка 75:
  
 
С распространением узорного ткачества место вышивки постепенно сокращается. С появлением фабричных тканей вышивку заменяли также аппликацией из разноцветных ситцев или кумача. Нередки были случаи, когда узорное тканье и аппликацию дополняли вышивкой.
 
С распространением узорного ткачества место вышивки постепенно сокращается. С появлением фабричных тканей вышивку заменяли также аппликацией из разноцветных ситцев или кумача. Нередки были случаи, когда узорное тканье и аппликацию дополняли вышивкой.
Исчезло творчество, постепенно было утрачено старинное искусство удмуртской вышивки, а его образцы, хранящиеся в музеях, стали предметом изучения искусствоведов. Есть, разумеется, мастерицы и ныне. Они вышивают чаще растительные узоры на скатертях, салфетках, наволочках, занавесках и пр. Однако они ничем не напоминают традиционную удмуртскую вышивку <ref name="этнография"/>.
+
Исчезло творчество, постепенно было утрачено старинное искусство удмуртской вышивки, а его образцы, хранящиеся в музеях, стали предметом изучения искусствоведов. Есть, разумеется, мастерицы и ныне. Они вышивают чаще растительные узоры на скатертях, салфетках, наволочках, занавесках и пр. Однако они ничем не напоминают традиционную удмуртскую вышивку<ref name="этнография"> Владыкин В. Е. Декоративно-прикладное искусство / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ижевск, 1997. - С. 155-168.</ref>.
  
 
=Вязание=
 
=Вязание=
Строка 96: Строка 96:
  
 
У удмуртов, живущих в Татышлинском районе Башкирии, встречались мужские варежки из белой шерсти. Типичным узором на них был узор в виде пчелиных сот, который носил образное название «шадра пужы» — «оспенный» или «лаптем битый».
 
У удмуртов, живущих в Татышлинском районе Башкирии, встречались мужские варежки из белой шерсти. Типичным узором на них был узор в виде пчелиных сот, который носил образное название «шадра пужы» — «оспенный» или «лаптем битый».
Варежки эти были ритуального назначения — надевались на моление в священной роще «луд», поскольку жертвенные предметы и чашу с жертвенной пищей брать голыми руками не разрешалось.Кроме того, были они и похоронными: стариков хоронили обязательно с белыми рукавицами <ref name="крюкова3"> Крюкова Т. А. Узорное вязание / Т. А. Крюкова // Удмуртское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Ижевск ; Л., 1973. - С. 89-91. </ref>.
+
Варежки эти были ритуального назначения — надевались на моление в священной роще «луд», поскольку жертвенные предметы и чашу с жертвенной пищей брать голыми руками не разрешалось.Кроме того, были они и похоронными: стариков хоронили обязательно с белыми рукавицами<ref name="крюкова1">Крюкова Т. А. Узорное вязание / Т. А. Крюкова // Удмуртское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Ижевск ; Л., 1973. - С. 89-91.</ref>.
  
 
Традиционные формы, орнамент и приемы вязки шерстяных изделий у удмуртов передавались из поколения в поколение.
 
Традиционные формы, орнамент и приемы вязки шерстяных изделий у удмуртов передавались из поколения в поколение.
  
 
=Ткачество=
 
=Ткачество=
[[Файл:Ковер.jpg|thumb|left|Ковер браного ткания]][[Файл:Ткацкий станок.jpg|thumb|right|Ткацкий станок]]Развитым видом народного искусства у удмуртов является узорное ткачество, достигшее к концу прошлого века высокого совершенства. Узорные ткани шли прежде всего на изготовление одежды и постельных принадлежностей, на оформление интерьера жилых помещений. Дорожки на полу (выж лёгет, выж дэра), постилки на лавках, покрывало на постели (валес шобрет), скатерть на столе (ӝӧккышет), занавески вдоль изголовья полатей, декоративные полотенца над окнами и в простенках между ними, детский коврик на люльке — все это гармонировало друг с другом, с костюмом обитателей дома и предметной средой жилища <ref name="этнография"/>.
+
[[Файл:Ковер.jpg|thumb|left|Ковер браного ткания]][[Файл:Ткацкий станок.jpg|thumb|right|Ткацкий станок]]Развитым видом народного искусства у удмуртов является узорное ткачество, достигшее к концу прошлого века высокого совершенства. Узорные ткани шли прежде всего на изготовление одежды и постельных принадлежностей, на оформление интерьера жилых помещений. Дорожки на полу (выж лёгет, выж дэра), постилки на лавках, покрывало на постели (валес шобрет), скатерть на столе (ӝӧккышет), занавески вдоль изголовья полатей, декоративные полотенца над окнами и в простенках между ними, детский коврик на люльке — все это гармонировало друг с другом, с костюмом обитателей дома и предметной средой жилища<ref name="этнография"> Владыкин В. Е. Декоративно-прикладное искусство / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ижевск, 1997. - С. 155-168.</ref>.
 
 
 
Мастерицы ткацкого ремесла пользовались особым почетом. Слава о тех, кто, выражаясь народными словами, «умел снять образ с пролетающей птицы», распространялась за пределы своего села, деревни.
 
Мастерицы ткацкого ремесла пользовались особым почетом. Слава о тех, кто, выражаясь народными словами, «умел снять образ с пролетающей птицы», распространялась за пределы своего села, деревни.
 
Ткачеством удмуртские женщины занимались в свободное от работы время, особенно зимой. Крестьянскую девочку уже в 7 лет учили прясть, ткать и шить. Вышитые и тканые изделия в приданом невесты занимали основное место. Выставка приданого, которая устраивалась в доме жениха, должна была свидетельствовать о трудолюбии и мастерстве невесты. На свадьбе невеста одаривала своими изделиями и родню жениха.  
 
Ткачеством удмуртские женщины занимались в свободное от работы время, особенно зимой. Крестьянскую девочку уже в 7 лет учили прясть, ткать и шить. Вышитые и тканые изделия в приданом невесты занимали основное место. Выставка приданого, которая устраивалась в доме жениха, должна была свидетельствовать о трудолюбии и мастерстве невесты. На свадьбе невеста одаривала своими изделиями и родню жениха.  
  
С помощью простых орудий прядения и тканья удмуртские женщины изготовляли красочные, многоцветные ткани. Техники тканья были различными. Техника  браного  ткачества  состоит  в том,  что по полотняному переплетению идет узор, выполненный цветным, обычно красным,  утком. Узор набирается  на дощечках  «бральницах»  по всей  ширине основы.  Узор имеет односторонний «негативный» характер с преобладанием красного цвета на лицевой стороне основы. Многоремизные ткани имеют повторяющийся узор, получаемый с помощью ремизок-планок. Пестроткань — ткань, у которой основа и уток из цветных ниток <ref name="климов">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4921 Климов К. Удмуртское народное ткачество / К. Климов. -  Ижевск, 1979. - С. 5-35.]</ref>.
+
С помощью простых орудий прядения и тканья удмуртские женщины изготовляли красочные, многоцветные ткани. Техники тканья были различными. Техника  браного  ткачества  состоит  в том,  что по полотняному переплетению идет узор, выполненный цветным, обычно красным,  утком. Узор набирается  на дощечках  «бральницах»  по всей  ширине основы.  Узор имеет односторонний «негативный» характер с преобладанием красного цвета на лицевой стороне основы. Многоремизные ткани имеют повторяющийся узор, получаемый с помощью ремизок-планок. Пестроткань — ткань, у которой основа и уток из цветных ниток<ref name="климов">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4921 Климов К. Удмуртское народное ткачество / К. Климов. -  Ижевск, 1979. - С. 5-35.]</ref>.
  
 
[[Файл:Снимок20.JPG|thumb|left|Фрагмент узорного ткачества]]
 
[[Файл:Снимок20.JPG|thumb|left|Фрагмент узорного ткачества]]
Браной и выборной техникой ткали ковры, передники, скатерти, покрывала, украшали подолы рубах, полотенца. Закладная техника применялась при изготовлении полотенец, дорожек-постилок на лавки и нары, ковров-паласов, многоремизная — при тканье скатертей, передников, покрывал. Цветной холст, или пестрядь, шла на шитье одежды, передников, наволочек, пологов. Пользуясь разными приемами тканья, варьируя цвет и орнамент, каждый раз получали неповторимую ткань и уникальную в своем роде вещь. Нередко ткачихи в одном изделии сочетали разные способы тканья. Так, пестротканый передник часто украшался розетками выборного тканья; поле ковра, вытканное в переборной технике, окаймляли узором закладного тканья <ref name="этнография"/>.
+
Браной и выборной техникой ткали ковры, передники, скатерти, покрывала, украшали подолы рубах, полотенца. Закладная техника применялась при изготовлении полотенец, дорожек-постилок на лавки и нары, ковров-паласов, многоремизная — при тканье скатертей, передников, покрывал. Цветной холст, или пестрядь, шла на шитье одежды, передников, наволочек, пологов. Пользуясь разными приемами тканья, варьируя цвет и орнамент, каждый раз получали неповторимую ткань и уникальную в своем роде вещь. Нередко ткачихи в одном изделии сочетали разные способы тканья. Так, пестротканый передник часто украшался розетками выборного тканья; поле ковра, вытканное в переборной технике, окаймляли узором закладного тканья<ref name="этнография"> Владыкин В. Е. Декоративно-прикладное искусство / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. - 2-е изд., перераб. и доп.- Ижевск, 1997. - С. 155-168.</ref>.
  
 
'''Традиционные орнаменты в тканых изделиях'''
 
'''Традиционные орнаменты в тканых изделиях'''
Строка 119: Строка 118:
 
Немалую роль в орнаментальной мелодии играет мотив ромба («питыри», «питырес»), играющего роль оберега от сглаза и дурных сил. Наряду с цельным ромбическим узором в орнаментальной композиции самостоятельными мотивами являются его половины, четверти, углы.
 
Немалую роль в орнаментальной мелодии играет мотив ромба («питыри», «питырес»), играющего роль оберега от сглаза и дурных сил. Наряду с цельным ромбическим узором в орнаментальной композиции самостоятельными мотивами являются его половины, четверти, углы.
 
[[Файл:Снимок10.JPG|thumb|left|Орнамент "Мировое дерево"]]
 
[[Файл:Снимок10.JPG|thumb|left|Орнамент "Мировое дерево"]]
Излюбленным орнаментом удмуртского ткачества является «шудо кизили» - счастливая звезда или «толэзё» (в переводе – «лунный») – материнский оберег-талисман, который исполняется во всех техниках. <ref name="tcachestvo">Традиционное ткачество Удмуртии [Электронный ресурс] . - Ижевск : ГУК "Нац. центр декоративно-прикладного искусства и ремесел Удмурт. Респ.", 2012</ref>
+
Излюбленным орнаментом удмуртского ткачества является «шудо кизили» - счастливая звезда или «толэзё» (в переводе – «лунный») – материнский оберег-талисман, который исполняется во всех техниках. <ref name="tcachestvo">Традиционное ткачество Удмуртии (Электронный ресурс). - Ижевск: РУДПир, 2012</ref>
  
 
В символике изобразительных мотивов отражена идея единства мира и человека. Одна из универсальных моделей мира представлена  образом мирового дерева. Крона, ствол и корни дерева символизируют трехчастную модель мира: прошлое – настоящее – будущее (предки – нынешнее поколение – потомки), три части человеческого тела (голова – туловище – ноги), три вида стихий (огонь – вода – земля).
 
В символике изобразительных мотивов отражена идея единства мира и человека. Одна из универсальных моделей мира представлена  образом мирового дерева. Крона, ствол и корни дерева символизируют трехчастную модель мира: прошлое – настоящее – будущее (предки – нынешнее поколение – потомки), три части человеческого тела (голова – туловище – ноги), три вида стихий (огонь – вода – земля).
Строка 160: Строка 159:
 
Шерстяную пряжу до середины XIX века красили дома растительными красителями: шафраном, мареной, корой ольхи, кожурой лука, березовым соком и т. п. Поэтому в старинных коврах преобладают теплые, мягкие тона. Со второй половины XIX века на юг Удмуртии стали проникать яркие анилиновые красители. Раньше всего они появились в населенных пунктах, расположенных на берегах Камы и на путях сообщения к Ижевским горным заводам.  
 
Шерстяную пряжу до середины XIX века красили дома растительными красителями: шафраном, мареной, корой ольхи, кожурой лука, березовым соком и т. п. Поэтому в старинных коврах преобладают теплые, мягкие тона. Со второй половины XIX века на юг Удмуртии стали проникать яркие анилиновые красители. Раньше всего они появились в населенных пунктах, расположенных на берегах Камы и на путях сообщения к Ижевским горным заводам.  
  
Пряжу красили сами мастерицы. У удмуртов бытовал женский праздник «шорт миськон» — мытье мотов. Чтобы шерсть обезжирить, мотки «ӝоктэм» заваривали щелоком (растворяли золу в горячей воде). Затем моты складывали на воз и везли  с песнями к реке. На берегу реки после полоскания мотов устраивали веселый праздник. Возвратившись домой, моты развешивали для просушки <ref name="климов1"> Климов К. Удмуртское народное ткачество / К. Климов. -  Ижевск, 1979. - 142 с.</ref>.
+
Пряжу красили сами мастерицы. У удмуртов бытовал женский праздник «шорт миськон» — мытье мотов. Чтобы шерсть обезжирить, мотки «ӝоктэм» заваривали щелоком (растворяли золу в горячей воде). Затем моты складывали на воз и везли  с песнями к реке. На берегу реки после полоскания мотов устраивали веселый праздник. Возвратившись домой, моты развешивали для просушки<ref name="климов"> Климов К. Удмуртское народное ткачество / К. Климов. -  Ижевск, 1979. - 142 с.</ref>.
 
<br clear="both" />
 
<br clear="both" />
  
Строка 167: Строка 166:
  
 
[[Файл:Анатолий Степанов.jpg|thumb|right|Резчик по дереву, керамист Анатолий Петрович Степанов]]Распространенная в быту удмуртов художественная обработка дерева имела широкое применение при изготовлении предметов домашнего обихода.  В свободное от сезонных работ время каждый хозяин старался изготовить все необходимые в хозяйстве вещи, при этом сделать их возможно более красивыми и художественно совершенными<ref name="крюкова">Крюкова Т. А. Художественная обработка дерева / Т. А. Крюкова // Удмуртское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Ижевск ; Л., 1973. - С. 93-115.</ref>.   
 
[[Файл:Анатолий Степанов.jpg|thumb|right|Резчик по дереву, керамист Анатолий Петрович Степанов]]Распространенная в быту удмуртов художественная обработка дерева имела широкое применение при изготовлении предметов домашнего обихода.  В свободное от сезонных работ время каждый хозяин старался изготовить все необходимые в хозяйстве вещи, при этом сделать их возможно более красивыми и художественно совершенными<ref name="крюкова">Крюкова Т. А. Художественная обработка дерева / Т. А. Крюкова // Удмуртское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Ижевск ; Л., 1973. - С. 93-115.</ref>.   
Эти промыслы обеспечивали крестьянское хозяйство кухонной утварью (ложкарный, чашечный, бочкарный, ведерный, решетный, бурачный, плетение хлебных чашек, солонок и т. д.), мебелью (мебельно-столярный, сундучный), орудиями труда (самопрялочный, веретенный, дужный, изготовление ткацких станков), музыкальными инструментами (гармонный, изготовление гуслей) <ref name="лигенко">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/5611 Лигенко Н. П.  К характеристике традиционных крестьянских промыслов в Удмуртии в пореформенный период / Н. П. Лигенко // Народное искусство и художественные промыслы Удмуртии. - Ижевск, 1980. - С. 73-82.]</ref>.
+
Эти промыслы обеспечивали крестьянское хозяйство кухонной утварью (ложкарный, чашечный, бочкарный, ведерный, решетный, бурачный, плетение хлебных чашек, солонок и т. д.), мебелью (мебельно-столярный, сундучный), орудиями труда (самопрялочный, веретенный, дужный, изготовление ткацких станков), музыкальными инструментами (гармонный, изготовление гуслей)<ref name="лигенко">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/5611 Лигенко Н. П.  К характеристике традиционных крестьянских промыслов в Удмуртии в пореформенный период / Н. П. Лигенко // Народное искусство и художественные промыслы Удмуртии. - Ижевск, 1980. - С. 73-82.]</ref>.
  
  
Найденные археологами деревоотделочные инструменты — ножи-резцы различной изогнутости, тесла, долота, топоры разных размеров и т. п. — говорят о древности у удмуртов ремесла деревообработки <ref name="этнография"/>.  Несложные технические приспособления, употреблявшиеся удмуртами при деревообработке, не мешали резчикам создавать с их помощью подлинные произведения искусства. Это достигалось благодаря мастерству, умению, веками выработанному вкусу народных мастеров и приемам, ими употребляемым, передаваемым из поколения в поколение.Они хорошо знали свойства различных пород древесины и других лесных материалов и усвоили разные способы их обработки: долбление, обточку, резьбу, выпиливание, роспись, тиснение на бересте, плетение<ref name="крюкова"></ref>.
+
Найденные археологами деревоотделочные инструменты — ножи-резцы различной изогнутости, тесла, долота, топоры разных размеров и т. п. — говорят о древности у удмуртов ремесла деревообработки<ref name="этнография">Владыкин В. Е. Декоративно-прикладное искусство / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ижевск, 1997. - С. 155-168.</ref>.  Несложные технические приспособления, употреблявшиеся удмуртами при деревообработке, не мешали резчикам создавать с их помощью подлинные произведения искусства. Это достигалось благодаря мастерству, умению, веками выработанному вкусу народных мастеров и приемам, ими употребляемым, передаваемым из поколения в поколение.Они хорошо знали свойства различных пород древесины и других лесных материалов и усвоили разные способы их обработки: долбление, обточку, резьбу, выпиливание, роспись, тиснение на бересте, плетение<ref name="крюкова"></ref>.
  
[[Файл:Долбленый стул.jpg|thumb|left|Долбленый стул]]Из дерева изготовляли кадки (вышкы) разных размеров для хранения муки, крупы, меда и других продуктов, маслобойки (аръян вышкы), ступы (гыр), корыта (тусь), солонки (сылал возён), чаши (тусьты), тарелки (тэркы), стаканы (сюмык), ковши (кобы), ложки (пуньы). Встречались даже долбленые стулья. Такой стул напоминал кадку, но имел цельную полукруглую спинку, являвшуюся продолжением половинки стенки кадки. Такие стулья стояли обычно в родовом святилище куа. Емкость под сидением использовалась для хранения ритуальных предметов <ref name="этнография"></ref>.
+
[[Файл:Долбленый стул.jpg|thumb|left|Долбленый стул]]Из дерева изготовляли кадки (вышкы) разных размеров для хранения муки, крупы, меда и других продуктов, маслобойки (аръян вышкы), ступы (гыр), корыта (тусь), солонки (сылал возён), чаши (тусьты), тарелки (тэркы), стаканы (сюмык), ковши (кобы), ложки (пуньы). Встречались даже долбленые стулья. Такой стул напоминал кадку, но имел цельную полукруглую спинку, являвшуюся продолжением половинки стенки кадки. Такие стулья стояли обычно в родовом святилище куа. Емкость под сидением использовалась для хранения ритуальных предметов<ref name="этнография"></ref>.
  
 
Сосуды небольшого размера вырезались с помощью простого ножа и различных изогнутых резцов и скобелей. Внутренняя часть сосуда выдалбливалась или выскабливалась с помощью долота и маленького изогнутого резца с деревянной рукояткой.
 
Сосуды небольшого размера вырезались с помощью простого ножа и различных изогнутых резцов и скобелей. Внутренняя часть сосуда выдалбливалась или выскабливалась с помощью долота и маленького изогнутого резца с деревянной рукояткой.
Строка 180: Строка 179:
 
Поверхность сосудов с хорошей отделкой подвергалась тщательной шлифовке, затем ее олифили или покрывали темным лаком.
 
Поверхность сосудов с хорошей отделкой подвергалась тщательной шлифовке, затем ее олифили или покрывали темным лаком.
  
Солонки чаще вырезывались в форме водоплавающей птицы-утки, с выдвижной или раздвижной крышкой. На крышке (спине утки) иногда помещали скульптурные фигурки утят. Тщательная отделка поверхности, тонкость резьбы отличают также ковши-сосуды для пива, специально изготовленные для  молений    в священной    роще  «луд» и родовом святилище «куала». Они были обычно с низкими бортами и острым приподнятым носиком, придающим всему сосуду своеобразную, пластичную, изысканную форму, напоминающую изделия из металла. Тонкие стенки сосуда-ковша и сглаженная поверхность увеличивали это сходство с металлом<ref name="крюкова"></ref>. На ритуальной посуде вырезали родовую тамгу (пус) <ref name="этнография"/>.
+
Солонки чаще вырезывались в форме водоплавающей птицы-утки, с выдвижной или раздвижной крышкой. На крышке (спине утки) иногда помещали скульптурные фигурки утят. Тщательная отделка поверхности, тонкость резьбы отличают также ковши-сосуды для пива, специально изготовленные для  молений    в священной    роще  «луд» и родовом святилище «куала». Они были обычно с низкими бортами и острым приподнятым носиком, придающим всему сосуду своеобразную, пластичную, изысканную форму, напоминающую изделия из металла. Тонкие стенки сосуда-ковша и сглаженная поверхность увеличивали это сходство с металлом<ref name="крюкова"></ref>. На ритуальной посуде вырезали родовую тамгу (пус)<ref name="этнография"></ref>.
  
Техника скульптурной резьбы у удмуртов применялась для придания предмету художественной формы<ref name="крюкова"></ref>. Скульптурной резьбой украшали  спинки стульев, шкафчики для посуды, швейки, прялки, ножки столов, матицу, перила <ref name="этнография"/>.  
+
Техника скульптурной резьбы у удмуртов применялась для придания предмету художественной формы<ref name="крюкова"></ref>. Скульптурной резьбой украшали  спинки стульев, шкафчики для посуды, швейки, прялки, ножки столов, матицу, перила<ref name="этнография"></ref>.  
  
 
Нередко наряду со скульптурной резьбой можно было встретить орнаментальную резьбу, которой покрывалась поверхность предмета. Большей частью это были просто вырезанные ножом в различных направлениях косые параллельные линии.
 
Нередко наряду со скульптурной резьбой можно было встретить орнаментальную резьбу, которой покрывалась поверхность предмета. Большей частью это были просто вырезанные ножом в различных направлениях косые параллельные линии.
Строка 191: Строка 190:
 
При ручной работе мастер использовал особенности материала, внося кое-какие изменения в детали предмета и узора, подсказанные его фактурой и цветом.
 
При ручной работе мастер использовал особенности материала, внося кое-какие изменения в детали предмета и узора, подсказанные его фактурой и цветом.
  
Старинной глухой резьбой украшали столбы ворот. С переходом к уличной планировке поселений тем же способом вырезали узоры на надоконных досках. В XX веке в художественном оформлении жилища распространилась пропильная и накладная резьба <ref name="этнография"/>.
+
Старинной глухой резьбой украшали столбы ворот. С переходом к уличной планировке поселений тем же способом вырезали узоры на надоконных досках. В XX веке в художественном оформлении жилища распространилась пропильная и накладная резьба<ref name="этнография">Владыкин В. Е. Декоративно-прикладное искусство / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ижевск, 1997. - С. 155-168.</ref>.
  
 
В арсенале орудий труда «кустаря» не последнюю роль играл токарный станок. Токарный вид обработки дерева преобладал в прялочном, самопрялочном, веретенном  и  посудном  производствах.
 
В арсенале орудий труда «кустаря» не последнюю роль играл токарный станок. Токарный вид обработки дерева преобладал в прялочном, самопрялочном, веретенном  и  посудном  производствах.
 
Самым распространенным было чашечное производство. По подворной описи 80—90 годов XIX века в четырех уездах Удмуртии насчитывалось 235 чашечников.  
 
Самым распространенным было чашечное производство. По подворной описи 80—90 годов XIX века в четырех уездах Удмуртии насчитывалось 235 чашечников.  
Изготовлялись  чашки  на  дому,  членами  семейства, найма  не  было,  материал  был  свой,  сбывали  продукцию  в своей местности. Производством занимались издавна, в свободное от полевых работ время <ref name="лигенко"/>. «Занятие промыслом дает поддержку      в      хозяйстве      и      своевременно      платить      подати» — объясняют  «кустари»  причину  возникновения  промысла <ref name="гако"> ГАКО, ф. 574, оп. 1, д. 236, л. 243. </ref>.
+
Изготовлялись  чашки  на  дому,  членами  семейства, найма  не  было,  материал  был  свой,  сбывали  продукцию  в своей местности. Производством занимались издавна, в свободное от полевых работ время<ref name="лигенко" />. «Занятие промыслом дает поддержку      в      хозяйстве      и      своевременно      платить      подати» — объясняют  «кустари»  причину  возникновения  промысла<ref name="гако"> ГАКО, ф. 574, оп. 1, д. 236, л. 243. </ref>.
  
  
[[Файл:Ворота.jpg|thumb|left|Резные ворота]]Наиболее распространенными были три сорта чашек, так называемая «плаха» — 7—9 вершков в диаметре, блюдо — 6—8 вершков и бадьян — 5—6 вершков. Материалом служили береза и осина. Наблюдалось подетальное разделение труда. Некоторые «кустари» приобретали уже заготовленные болванки  в форме чашек <ref name="материалы"> Материалы по описанию... вып. V, с. 24,27. </ref>.  После полной обработки чашки красили в желтый цвет отваром из коры крушины.  
+
[[Файл:Ворота.jpg|thumb|left|Резные ворота]]Наиболее распространенными были три сорта чашек, так называемая «плаха» — 7—9 вершков в диаметре, блюдо — 6—8 вершков и бадьян — 5—6 вершков. Материалом служили береза и осина. Наблюдалось подетальное разделение труда. Некоторые «кустари» приобретали уже заготовленные болванки  в форме чашек<ref name="материалы"> Материалы по описанию... вып. V, с. 24,27. </ref>.  После полной обработки чашки красили в желтый цвет отваром из коры крушины.  
Веретенное производство, как товарное, в крае не получило широкого  развития.  Материалом для выделки веретена служила сухая прямослойная береза <ref name="лигенко"/>. После обточки на токарном станке веретена декоративно оформлялись. Часто около головки делали некоторые украшения в виде черных или красных колец. Черные кольца получались в результате трения о точимое веретено березовой лучины, которая при этом сильно надавливалась и загоралась. Красные кольца обозначались путем надавливания на веретено сургуча<ref name="гако"  />.
+
Веретенное производство, как товарное, в крае не получило широкого  развития.  Материалом для выделки веретена служила сухая прямослойная береза<ref name="лигенко" />. После обточки на токарном станке веретена декоративно оформлялись. Часто около головки делали некоторые украшения в виде черных или красных колец. Черные кольца получались в результате трения о точимое веретено березовой лучины, которая при этом сильно надавливалась и загоралась. Красные кольца обозначались путем надавливания на веретено сургуча<ref name="гако"  />.
 
Бондарный  промысел,  как и  токарный,  уходит корнями  в глубокую  древность.  Ассортимент  изготовляемой  продукции был довольно разнообразен: выделывали бочки и бочонки; кадки, ведра, деревянные бураки, жбаны, фляги, лагуны; долбленую посуду: корыта, ковши, совки.  
 
Бондарный  промысел,  как и  токарный,  уходит корнями  в глубокую  древность.  Ассортимент  изготовляемой  продукции был довольно разнообразен: выделывали бочки и бочонки; кадки, ведра, деревянные бураки, жбаны, фляги, лагуны; долбленую посуду: корыта, ковши, совки.  
Лучшие сорта бочек, кадок, ведер, деревянных бураков изготовлялись из хорошего, прямослойного, несучковатого соснового леса. В производство шла также ель и пихта, но посуда из них считалась некачественной. На выделку бочонков шел дуб. Долбленые кадки, квашенки, сеяльницы и прочую посуду изготовляли из липы <ref name="лигенко"/>. Бураки и жбаны подвергались окраске    и    росписи — баканом,  лазурью,    разведенными    на вареном масле<ref name="материалы" />.
+
Лучшие сорта бочек, кадок, ведер, деревянных бураков изготовлялись из хорошего, прямослойного, несучковатого соснового леса. В производство шла также ель и пихта, но посуда из них считалась некачественной. На выделку бочонков шел дуб. Долбленые кадки, квашенки, сеяльницы и прочую посуду изготовляли из липы<ref name="лигенко" />. Бураки и жбаны подвергались окраске    и    росписи — баканом,  лазурью,    разведенными    на вареном масле<ref name="материалы" />.
По своей экономической организации бондарный промысел стоял на уровне мелкотоварного производства. В основном производство  было  основано  на  семейной  кооперации.  Как правило, зимой мастера работали в  жилых избах,в теплое время – на дворах, в сараях или просто на улице. Самая горячая пора у посудников была осенью, когда поспевала различная нива – капуста, огурцы, грибы, ягоды <ref name="лигенко"/>.
+
По своей экономической организации бондарный промысел стоял на уровне мелкотоварного производства. В основном производство  было  основано  на  семейной  кооперации.  Как правило, зимой мастера работали в  жилых избах,в теплое время – на дворах, в сараях или просто на улице. Самая горячая пора у посудников была осенью, когда поспевала различная нива – капуста, огурцы, грибы, ягоды<ref name="лигенко">Лигенко Н. П. К характеристике традиционных крестьянских промыслов в Удмуртии в пореформенный период / Н. П. Лигенко // Народное искусство и художественные промыслы Удмуртии. - Ижевск, 1980. - С. 73-82.</ref>.
  
 
=Тиснение=
 
=Тиснение=
 
[[Файл:солонки.jpg|thumb|left|Тисненые солонки]]
 
[[Файл:солонки.jpg|thumb|left|Тисненые солонки]]
Тиснение являлось распространенным способом декорирования изделий из бересты: туесов (лянэс, сарба), солонок, кузовов (куды), табакерок (тамак возён) и др. Берестяные изделия были легкими и прочными. Тисненый узор наносили металлическими или деревянными штампами. Берестяные изделия украшали и резным орнаментом, нанося ножом нарезки или прорезные узоры, а также наклеивая полоски с зубчатыми краями. Тиснение и резьбу иногда сочетали с росписью, заимствованной от русских <ref name="этнография"/>.
+
Тиснение являлось распространенным способом декорирования изделий из бересты: туесов (лянэс, сарба), солонок, кузовов (куды), табакерок (тамак возён) и др. Берестяные изделия были легкими и прочными. Тисненый узор наносили металлическими или деревянными штампами. Берестяные изделия украшали и резным орнаментом, нанося ножом нарезки или прорезные узоры, а также наклеивая полоски с зубчатыми краями. Тиснение и резьбу иногда сочетали с росписью, заимствованной от русских<ref name="этнография">Владыкин В. Е. Декоративно-прикладное искусство / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ижевск, 1997. - С. 155-168.</ref>.
 
<br clear="both" />
 
<br clear="both" />
  
 
=Лыко- и лозоплетение=
 
=Лыко- и лозоплетение=
 
[[Файл:плетенка.jpg|thumb|left|Плетенка для ложек]]
 
[[Файл:плетенка.jpg|thumb|left|Плетенка для ложек]]
Широко бытовавшим  промыслом  в  крае,  особенно  среди удмуртского населения, было плетение из древесного материала. В  начале  XX  века  по  производству  мочала,  рогож,  кулей, лаптей Удмуртия занимала одно из ведущих мест в Европейской России <ref name="лигенко"/>.
+
Широко бытовавшим  промыслом  в  крае,  особенно  среди удмуртского населения, было плетение из древесного материала. В  начале  XX  века  по  производству  мочала,  рогож,  кулей, лаптей Удмуртия занимала одно из ведущих мест в Европейской России<ref name="лигенко">Лигенко Н. П.  К характеристике традиционных крестьянских промыслов в Удмуртии в пореформенный период / Н. П. Лигенко // Народное искусство и художественные промыслы Удмуртии. - Ижевск, 1980. - С. 73-82.</ref>.
  
Изящное изобретательство удмуртов ярко проявилось в их плетеных изделиях. Доступность и достаточное количество материала, простота его приготовления к работе и несложность самого плетения делали это занятие привлекательным для многих. В каждом хозяйстве было множество предметов различного назначения, сплетенных из липового лыка, ивовых прутьев, бересты, сосновой щепы, еловых корней, которые органично вписывались в пространственно-предметный ансамбль усадьбы и интерьер избы. В любом дворе имелись плетеные экипажные кузова и короба для перевозки овощей, земли,  большие корзины с крышкой для хранения пуха и шерсти, несколько корзин ведерного объема для сбора грибов, калины, рябины и хранения их запасов. Небольшие легкие корзинки из тонких прутьев или щепы мастерили для сбора сладких даров природы — малины, земляники, клубники и др. В деревнях были известные мастера этих изделий <ref name="этнография"/>.<br clear="both" /> Крестьяне занимались плетением шляп, навозных коробов, а также корзин из тальника для бутылей по заказу химического завода <ref name="материалы2"> Материалы по описанию... - Вятка, 1892. - Вып. IV. - С. 187 </ref>.  Самобытны больших размеров, четырехугольной формы корзины, плетенные из сосновой щепы, предназначенные для хранении белья. Материал, по-видимому, выбран далеко не случайно. В народе сосновые щепки используются  как средство для отпугивания  моли.
+
Изящное изобретательство удмуртов ярко проявилось в их плетеных изделиях. Доступность и достаточное количество материала, простота его приготовления к работе и несложность самого плетения делали это занятие привлекательным для многих. В каждом хозяйстве было множество предметов различного назначения, сплетенных из липового лыка, ивовых прутьев, бересты, сосновой щепы, еловых корней, которые органично вписывались в пространственно-предметный ансамбль усадьбы и интерьер избы. В любом дворе имелись плетеные экипажные кузова и короба для перевозки овощей, земли,  большие корзины с крышкой для хранения пуха и шерсти, несколько корзин ведерного объема для сбора грибов, калины, рябины и хранения их запасов. Небольшие легкие корзинки из тонких прутьев или щепы мастерили для сбора сладких даров природы — малины, земляники, клубники и др. В деревнях были известные мастера этих изделий<ref name="этнография">Владыкин В. Е. Декоративно-прикладное искусство / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ижевск, 1997. - С. 155-168.</ref>.<br clear="both" /> Крестьяне занимались плетением шляп, навозных коробов, а также корзин из тальника для бутылей по заказу химического завода<ref name="материалы"> Материалы по описанию... - Вятка, 1892. - Вып. IV. - С. 187</ref>.  Самобытны больших размеров, четырехугольной формы корзины, плетенные из сосновой щепы, предназначенные для хранении белья. Материал, по-видимому, выбран далеко не случайно. В народе сосновые щепки используются  как средство для отпугивания  моли.
  
Престижным для каждого мужчины были умение плести добротные, красивые лапти, Следует заметить, что в начале XX века по количеству и качеству производства лаптей, мочала, рогож, кулей удмуртский край занимал одно из ведущих мест в Европейской России. Ведь основным видом обуви для крестьянского населения России были лапти. В Удмуртии плелось до 13 разновидностей лаптей. По форме, технике изготовления отличались лапти русские, удмуртские, татарские, марийские, чувашские. На базарах, торжках, ярмарках лапти были «ходовым товаром», то есть активно раскупались. Выделялись целые деревни, изготовлявшие лапти для продажи, их крестьяне в шутку называли «лапотными заводами» <ref name="лигенко"/>. Лапти умел плести практически каждый подросток, тогда как сапожки и полусапожки получались далеко не у каждого взрослого мужчины. Умельцы плели также разную бытовую утварь: солонки, ложкарницы, блюда, посудницы, заплечные сумки-пестери, коврики на пол, сундуки для хранения холстов. В домах встречались кресла и диваны. Плели и детские игрушки — погремушки, мячики, гармошки и пр. <ref name="этнография"/>.
+
Престижным для каждого мужчины были умение плести добротные, красивые лапти, Следует заметить, что в начале XX века по количеству и качеству производства лаптей, мочала, рогож, кулей удмуртский край занимал одно из ведущих мест в Европейской России. Ведь основным видом обуви для крестьянского населения России были лапти. В Удмуртии плелось до 13 разновидностей лаптей. По форме, технике изготовления отличались лапти русские, удмуртские, татарские, марийские, чувашские. На базарах, торжках, ярмарках лапти были «ходовым товаром», то есть активно раскупались. Выделялись целые деревни, изготовлявшие лапти для продажи, их крестьяне в шутку называли «лапотными заводами»<ref name="лигенко">Лигенко Н. П.  К характеристике традиционных крестьянских промыслов в Удмуртии в пореформенный период / Н. П. Лигенко // Народное искусство и художественные промыслы Удмуртии. - Ижевск, 1980. - С. 73-82.</ref>. Лапти умел плести практически каждый подросток, тогда как сапожки и полусапожки получались далеко не у каждого взрослого мужчины. Умельцы плели также разную бытовую утварь: солонки, ложкарницы, блюда, посудницы, заплечные сумки-пестери, коврики на пол, сундуки для хранения холстов. В домах встречались кресла и диваны. Плели и детские игрушки — погремушки, мячики, гармошки и пр.<ref name="этнография">Владыкин В. Е. Декоративно-прикладное искусство / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ижевск, 1997. - С. 155-168.</ref>.
  
 
=Литература=
 
=Литература=
 
<references />
 
<references />
 
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Искусство и фольклор удмуртов]]
 

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!