Гаврилова Клавдия Кузьминична: различия между версиями

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску
 
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника)
Строка 9: Строка 9:
 
С 1921 по 1928 г. Клава ходила по соседним деревням за милостыней, работала по найму. Семья решила выдать ее замуж за зажиточного односельчанина. Но девушка не захотела вступить в брак и бежала со свадьбы <ref name="lozhkin2"> Там же. – С. 56. </ref>.
 
С 1921 по 1928 г. Клава ходила по соседним деревням за милостыней, работала по найму. Семья решила выдать ее замуж за зажиточного односельчанина. Но девушка не захотела вступить в брак и бежала со свадьбы <ref name="lozhkin2"> Там же. – С. 56. </ref>.
  
Приехав в Ижевск, К. К. Гаврилова нанимается в няньки, через полгода начинает работать на заводе. Обучается на четырехмесячных курсах библиотекарей по направлению от завода. В 1929 г. поступает на двухгодичные театральные курсы. Активно участвует в деятельности драматического кружка при Удмуртском центральном клубе, в котором занимался, а впоследствии стал руководителем И. Г. Гаврилов. Вскоре они поженились <ref name="lozhkin3"> Там же.  </ref>.  
+
Приехав в Ижевск, К. К. Гаврилова нанимается в няньки, через полгода начинает работать на заводе. Обучается на четырехмесячных курсах библиотекарей по направлению от завода. В 1929 г. поступает на двухгодичные театральные курсы. Активно участвует в деятельности драматического кружка при Удмуртском центральном клубе, в котором занимался, а впоследствии стал руководителем [[Гаврилов Игнатий Гаврилович | И. Г. Гаврилов]]. Вскоре они поженились <ref name="lozhkin3"> Там же.  </ref>.
 +
 
 +
В театре К. К. Гаврилова сформировалась как актриса, как личность и общественный деятель. Дважды выдвигалась депутатом в Верховный Совет Удмуртской АССР. Награждена орденом «Знак Почета».
 +
 
 +
Умерла 13 апреля 1985 г.
  
 
=Творчество=
 
=Творчество=
Строка 19: Строка 23:
 
Во второй половине 30-х годов К. К. Гаврилова создала колоритные образы женщин в возрасте – чванливую обывательницу Палагай в «Груне Тарасовой», бойкую и говорливую сваху Феклу в «Женитьбе» Гоголя, жену Городничего Анну Андреевну в «Ревизоре» Н. В. Гоголя. В активе актрисы были роли и молодых героинь – Варвары в «Грозе» А. Н. Островского, Клариче в «Слуге двух господ» К. Гольдони <ref name="lozhkin11"> Там же. – С. 58–59. </ref>.  
 
Во второй половине 30-х годов К. К. Гаврилова создала колоритные образы женщин в возрасте – чванливую обывательницу Палагай в «Груне Тарасовой», бойкую и говорливую сваху Феклу в «Женитьбе» Гоголя, жену Городничего Анну Андреевну в «Ревизоре» Н. В. Гоголя. В активе актрисы были роли и молодых героинь – Варвары в «Грозе» А. Н. Островского, Клариче в «Слуге двух господ» К. Гольдони <ref name="lozhkin11"> Там же. – С. 58–59. </ref>.  
  
С началом войны поступает на работу в филармонию. В августе 1943 г. предлагают выступать в составе концертной бригады филармонии в действующей армии. Первое выступление состоялось в Воронеже. К. К. Гаврилова исполняла удмуртские песни.  
+
В дуэте с актрисой [[Виноградова Васса Кирилловна|В. К. Виноградовой]] исполняла песни, вела концертную деятельность.
 +
 
 +
С началом войны поступает на работу в филармонию. В августе 1943 г. предлагают выступать в составе концертной бригады филармонии в действующей армии. Первое выступление состоялось в Воронеже. К. К. Гаврилова исполняла удмуртские песни.
  
 
С возобновлением деятельности Удмуртского театра К. К. Гаврилова переходит в его коллектив. Исполняла роли пожилых женщин негативного плана, среди них: «Апья, дочь богача Элекея в «Камите Усманове» (1945), Орина, дочь богатого вдовца Алангасара в «Сюане» (''Свадьба'', 1948) В. Е. Садовникова, Евгения Мироновна, жена содержателя постоялого двора Бессудного в комедии «На бойком месте» А. Н. Островского (1947), Клеопатра, жена Михаила Скоробогатова во «Врагах» А. М. Горького (1950), Женщина в манто в «Бронепоезде 14-69» В. В. Иванова (1953), Ольга, жена председателя Ядыгарова в комедии «Меӵ яр друрын» (''На крутом берегу'', 1954), богатая вдовушка в драме И. Г. Гаврилова «Аннок» (1958) и др. » <ref name="lozhkin5"> Там же. – С. 60–61. </ref>.  
 
С возобновлением деятельности Удмуртского театра К. К. Гаврилова переходит в его коллектив. Исполняла роли пожилых женщин негативного плана, среди них: «Апья, дочь богача Элекея в «Камите Усманове» (1945), Орина, дочь богатого вдовца Алангасара в «Сюане» (''Свадьба'', 1948) В. Е. Садовникова, Евгения Мироновна, жена содержателя постоялого двора Бессудного в комедии «На бойком месте» А. Н. Островского (1947), Клеопатра, жена Михаила Скоробогатова во «Врагах» А. М. Горького (1950), Женщина в манто в «Бронепоезде 14-69» В. В. Иванова (1953), Ольга, жена председателя Ядыгарова в комедии «Меӵ яр друрын» (''На крутом берегу'', 1954), богатая вдовушка в драме И. Г. Гаврилова «Аннок» (1958) и др. » <ref name="lozhkin5"> Там же. – С. 60–61. </ref>.  
  
«Бессердечность, жестокость, сознание собственной неотразимости, хитрость, сметка «хозяйки жизни» – вот те черты, обобщенные до предела, которые харатеризовали героиню К. К. Гавриловой. И никаких элементов комизма, комедийности, столь свойственные природе актрисы. Казалось, это играет другая артистка. <…> С. А. Гляттер, постановщик спектакля «Враги», увидел грани ее таланта глубже, и, по существу, «открыл для зрителя новую артистку. К сожалению, подобных открытий практически больше не было» <ref name="lozhkin6"> Там же. – С. 61. </ref>, - писал театровед В. В. Ложкин.
+
«Бессердечность, жестокость, сознание собственной неотразимости, хитрость, сметка «хозяйки жизни» – вот те черты, обобщенные до предела, которые харатеризовали героиню К. К. Гавриловой. И никаких элементов комизма, комедийности, столь свойственные природе актрисы. Казалось, это играет другая артистка. <…> С. А. Гляттер, постановщик спектакля «Враги», увидел грани ее таланта глубже, и, по существу, «открыл для зрителя новую артистку. К сожалению, подобных открытий практически больше не было» <ref name="lozhkin6"> Там же. – С. 61. </ref>, - писал театровед В. В. Ложкин.
 
 
В театре К. К. Гаврилова сформировалась как актриса, как личность и общественный деятель. Дважды выдвигалась депутатом в Верховный Совет Удмуртской АССР. Награждена орденом «Знак Почета».  
 
  
 
=Литература=
 
=Литература=
Строка 42: Строка 46:
  
 
Гаврилова К. Кызь ар сцена вылын // Советской Удмуртия. – 1952. – 13 января.
 
Гаврилова К. Кызь ар сцена вылын // Советской Удмуртия. – 1952. – 13 января.
 +
 +
См. библиографический список статей о К. К. Гавриловой:  Ложкин, В. В. «Мечтала играть героинь, а играла старух». О К. К. Гавриловой // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 55–63. – Режим доступа: http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/3677
 +
[[Category:Удмуртский театр]]
  
 
[[Category:Удмуртский театр]]
 
[[Category:Удмуртский театр]]

Текущая версия на 19:37, 22 декабря 2019

Гаврилова (Фанталова) Клавдия Кузьминична – актриса Удмуртского театра, народная артистка УАССР, заслуженная артистка УАССР.

К. К. Гаврилова в спектакле «Чагыр синъёс» (Голубые глаза) в роли Тани

Биография[править]

Клавдия Кузьминична Гаврилова родилась 8 ноября 1909 г. в дер. Сулвай-Какси Вавожского района в бедной крестьянской семье [1].

С 1921 по 1928 г. Клава ходила по соседним деревням за милостыней, работала по найму. Семья решила выдать ее замуж за зажиточного односельчанина. Но девушка не захотела вступить в брак и бежала со свадьбы [2].

Приехав в Ижевск, К. К. Гаврилова нанимается в няньки, через полгода начинает работать на заводе. Обучается на четырехмесячных курсах библиотекарей по направлению от завода. В 1929 г. поступает на двухгодичные театральные курсы. Активно участвует в деятельности драматического кружка при Удмуртском центральном клубе, в котором занимался, а впоследствии стал руководителем И. Г. Гаврилов. Вскоре они поженились [3].

В театре К. К. Гаврилова сформировалась как актриса, как личность и общественный деятель. Дважды выдвигалась депутатом в Верховный Совет Удмуртской АССР. Награждена орденом «Знак Почета».

Умерла 13 апреля 1985 г.

Творчество[править]

В 1930 г. участники драмкружка при клубе под руководством студента четвертого курса ГИТИСа К. А. Ложкина приступают к постановке спектакля «Вало ӧр куашетэ» (Река Вала шумит) по пьесе И. Г. Гаврилова, с которого начнется деятельность профессионального удмуртского театра. Двадцатиоднолетней К. К. Гавриловой была поручена роль старухи-знахарки Куашкам [4].

В 1934 г. А. И. Саратов ставит пьесу И. Г. Гаврилова «Кезьыт ошмес (Холодный ключ). К. К. Гавриловой предложена роль семидесятилетней старухи Сьӧд Сандӥ. Но актрисе хотелось сыграть главную героиню Жагу. Начала репетировать эту роль. «Казалось, вкладывала в работу над образом всю душу, все умение, в драматических местах роняла настоящие слезы, а артисты, не занятые в спектакле, еле сдерживали смех. А после репетиции вместе с режиссером говорят: «Не старайся уж – ты комическая артистка» Как ни трудно это было сознавать, пришлось смириться с этим приговором и согласиться играть старуху» [5].

Во второй половине 30-х годов К. К. Гаврилова создала колоритные образы женщин в возрасте – чванливую обывательницу Палагай в «Груне Тарасовой», бойкую и говорливую сваху Феклу в «Женитьбе» Гоголя, жену Городничего Анну Андреевну в «Ревизоре» Н. В. Гоголя. В активе актрисы были роли и молодых героинь – Варвары в «Грозе» А. Н. Островского, Клариче в «Слуге двух господ» К. Гольдони [6].

В дуэте с актрисой В. К. Виноградовой исполняла песни, вела концертную деятельность.

С началом войны поступает на работу в филармонию. В августе 1943 г. предлагают выступать в составе концертной бригады филармонии в действующей армии. Первое выступление состоялось в Воронеже. К. К. Гаврилова исполняла удмуртские песни.

С возобновлением деятельности Удмуртского театра К. К. Гаврилова переходит в его коллектив. Исполняла роли пожилых женщин негативного плана, среди них: «Апья, дочь богача Элекея в «Камите Усманове» (1945), Орина, дочь богатого вдовца Алангасара в «Сюане» (Свадьба, 1948) В. Е. Садовникова, Евгения Мироновна, жена содержателя постоялого двора Бессудного в комедии «На бойком месте» А. Н. Островского (1947), Клеопатра, жена Михаила Скоробогатова во «Врагах» А. М. Горького (1950), Женщина в манто в «Бронепоезде 14-69» В. В. Иванова (1953), Ольга, жена председателя Ядыгарова в комедии «Меӵ яр друрын» (На крутом берегу, 1954), богатая вдовушка в драме И. Г. Гаврилова «Аннок» (1958) и др. » [7].

«Бессердечность, жестокость, сознание собственной неотразимости, хитрость, сметка «хозяйки жизни» – вот те черты, обобщенные до предела, которые харатеризовали героиню К. К. Гавриловой. И никаких элементов комизма, комедийности, столь свойственные природе актрисы. Казалось, это играет другая артистка. <…> С. А. Гляттер, постановщик спектакля «Враги», увидел грани ее таланта глубже, и, по существу, «открыл для зрителя новую артистку. К сожалению, подобных открытий практически больше не было» [8], - писал театровед В. В. Ложкин.

Литература[править]

  1. Ложкин, В. В. «Мечтала играть героинь, а играла старух». О К. К. Гавриловой // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 55–63.
  2. Там же. – С. 56.
  3. Там же.
  4. Там же. – С. 57.
  5. Там же.
  6. Там же. – С. 58–59.
  7. Там же. – С. 60–61.
  8. Там же. – С. 61.


Библиография[править]

Фанталова К. Мынам шумпотонэ // Егит большевик. – 1935. – 18 декабря.

Фанталова К. Люблю театр // Гаврилов, И. Г. Вить ар удмурт театрлы = Пять лет удмуртскому театру : 1931–1936 / [сборник организовал И. Г. Гаврилов]. – Ижевск : Удмурт театр : Удгиз, 1936. – 85 с. – Режим доступа: https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/25990

Фанталова К. Я была прислугой // Стахановец. – 1936. – 22 мая.

Садовников В. Дано актриса // Советской Удмуртия. – 1952 . – 13 января.

Гаврилова К. Кызь ар сцена вылын // Советской Удмуртия. – 1952. – 13 января.

См. библиографический список статей о К. К. Гавриловой: Ложкин, В. В. «Мечтала играть героинь, а играла старух». О К. К. Гавриловой // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 55–63. – Режим доступа: http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/3677