Редактирование: Виноградова Васса Кирилловна

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
'''Виноградова Васса Кирилловна''' – актриса Удмуртского театра, народная артистка УАССР.
+
'''Виноградова Васса Кирилловна''' – актриса Удмуртского театра, народная артистка УАССР
 
 
[[Файл:VinogradovaVassa.jpg|thumb|right|В. К. Виноградова. В роли Анисьи из спектакля «Чукдор» (в русском переводе - «У волка своя тропа», 1956 г.) по пьесе С. П. Широбокова]]
 
  
 
=Биография=
 
=Биография=
  
Виноградова Васса Кирилловна родилась 20 августа 1909 г. в дер. Удмурт Гондырево Алнашского района. В 1927 г. приезжает в Ижевск и начинает работать токарем на машиностроительном заводе. В Ижевске посещает Центральный удмуртский клуб, выступает с сольными номерами на мероприятиях клуба. На одном из них В. К. Виноградову увидели К. А. Ложкин и И. Г. Гаврилов и, очарованные ее голосом, пригласили на работу в театр <ref name="lozhkin1"> Ложкин, В. В. Хранительница песенной традиции. О В. К. Виноградовой // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 46–54. </ref>. Театр для нее стал учебным заведением: училась у режиссеров и коллег <ref name="evseeva"> Евсеева, А. Я. Первопроходцы // Евсеева, А. Я. Из сокровищницы души : очерки и эссе о деятелях культуры и театрального искусства Удмуртии / Анна Евсеева. - Ижевск : Монпоражён, 2016 – С. 36. </ref>.
+
Виноградова Васса Кирилловна родилась 20 августа 1909 г. в дер. Удмурт Гондырево Алнашского района. В 1927 г. приезжает в Ижевск и начинает работать токарем на машиностроительном заводе. В Ижевске посещает Центральный удмуртский клуб, выступает с сольными номерами на мероприятиях клуба. На одном из них В. К. Виноградову увидели К. А. Ложкин и И. Г. Гаврилов и, очарованные ее голосом, пригласили на работу в театр <ref name="lozhkin1"> Ложкин, В. В. Хранительница песенной традиции. О В. К. Виноградовой // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 46–54. </ref>.
 
 
Умерла 21 сентября 1992 г. в Ижевске.
 
  
 
=Творчество=
 
=Творчество=
Строка 30: Строка 26:
  
 
В 1930-е гг. создала образ Наталь в драме М. П. Петрова «Зӥбет зурка» (Иго содрогается, 1936). «Она не борец и не проходит каких-то стадий духовной эволюции. <…> Но в отдельные моменты образ достигал подлинного драматизма. Это особенно ощущалось в картине проводов Алексея в солдаты, в сцене, когда Наталь, дошедшая от горя до грани самоубийства, начинает петь. Захватывала сцена, когда в избу заходил Самсон, отец, Алексея, и Наталь, приготовившаяся наложить на себя руки, приняв его за нищего, подает ему кусок хлеба. Эти сцены зритель не мог смотреть без содрогания <ref name="lozhkin71"> Там же.  – С. 50. </ref>.
 
В 1930-е гг. создала образ Наталь в драме М. П. Петрова «Зӥбет зурка» (Иго содрогается, 1936). «Она не борец и не проходит каких-то стадий духовной эволюции. <…> Но в отдельные моменты образ достигал подлинного драматизма. Это особенно ощущалось в картине проводов Алексея в солдаты, в сцене, когда Наталь, дошедшая от горя до грани самоубийства, начинает петь. Захватывала сцена, когда в избу заходил Самсон, отец, Алексея, и Наталь, приготовившаяся наложить на себя руки, приняв его за нищего, подает ему кусок хлеба. Эти сцены зритель не мог смотреть без содрогания <ref name="lozhkin71"> Там же.  – С. 50. </ref>.
 
[[Файл:Vinogradova14.jpg|thumb|left|И. Г. Гаврилов. «Аннок». В. К. Виноградова - Юбера, 1947 г.]]
 
  
 
В военные и послевоенные годы она создает разноплановые роли. Лучшие из них – Чабья в «Камите Усманове» (1941, 1945), Васса Железнова в одноименной пьесе А. М. Горького (1946), Мать Зои Космодемьянской в «Сказке о правде» М. Алигер (1947), Ульяна в «Весенних днях» и Юбера в «Аннок» (1954, 1958) И. Г. Гаврилова, Зоя Кабышева в «Старом доме» (1959) Г. Д. Красильникова.  
 
В военные и послевоенные годы она создает разноплановые роли. Лучшие из них – Чабья в «Камите Усманове» (1941, 1945), Васса Железнова в одноименной пьесе А. М. Горького (1946), Мать Зои Космодемьянской в «Сказке о правде» М. Алигер (1947), Ульяна в «Весенних днях» и Юбера в «Аннок» (1954, 1958) И. Г. Гаврилова, Зоя Кабышева в «Старом доме» (1959) Г. Д. Красильникова.  
Строка 37: Строка 31:
 
=Литература=
 
=Литература=
 
<references />
 
<references />
 
  
 
=Библиография=
 
=Библиография=

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!