Редактирование: Виноградова Васса Кирилловна
Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поискуВнимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Виноградова Васса Кирилловна''' – актриса Удмуртского театра, народная артистка УАССР | + | '''Виноградова Васса Кирилловна''' – актриса Удмуртского театра, народная артистка УАССР |
− | |||
− | |||
=Биография= | =Биография= | ||
− | Виноградова Васса Кирилловна родилась 20 августа 1909 г. в дер. Удмурт Гондырево Алнашского района. В 1927 г. приезжает в Ижевск и начинает работать токарем на машиностроительном заводе. В Ижевске посещает Центральный удмуртский клуб, выступает с сольными номерами на мероприятиях клуба. На одном из них В. К. Виноградову увидели К. А. Ложкин и И. Г. Гаврилов и, очарованные ее голосом, пригласили на работу в театр <ref name="lozhkin1"> Ложкин, В. В. Хранительница песенной традиции. О В. К. Виноградовой // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 46–54. </ref> | + | Виноградова Васса Кирилловна родилась 20 августа 1909 г. в дер. Удмурт Гондырево Алнашского района. В 1927 г. приезжает в Ижевск и начинает работать токарем на машиностроительном заводе. В Ижевске посещает Центральный удмуртский клуб, выступает с сольными номерами на мероприятиях клуба. На одном из них В. К. Виноградову увидели К. А. Ложкин и И. Г. Гаврилов и, очарованные ее голосом, пригласили на работу в театр <ref name="lozhkin1"> Ложкин, В. В. Хранительница песенной традиции. О В. К. Виноградовой // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 46–54. </ref>. |
− | |||
− | |||
=Творчество= | =Творчество= | ||
Строка 30: | Строка 26: | ||
В 1930-е гг. создала образ Наталь в драме М. П. Петрова «Зӥбет зурка» (Иго содрогается, 1936). «Она не борец и не проходит каких-то стадий духовной эволюции. <…> Но в отдельные моменты образ достигал подлинного драматизма. Это особенно ощущалось в картине проводов Алексея в солдаты, в сцене, когда Наталь, дошедшая от горя до грани самоубийства, начинает петь. Захватывала сцена, когда в избу заходил Самсон, отец, Алексея, и Наталь, приготовившаяся наложить на себя руки, приняв его за нищего, подает ему кусок хлеба. Эти сцены зритель не мог смотреть без содрогания <ref name="lozhkin71"> Там же. – С. 50. </ref>. | В 1930-е гг. создала образ Наталь в драме М. П. Петрова «Зӥбет зурка» (Иго содрогается, 1936). «Она не борец и не проходит каких-то стадий духовной эволюции. <…> Но в отдельные моменты образ достигал подлинного драматизма. Это особенно ощущалось в картине проводов Алексея в солдаты, в сцене, когда Наталь, дошедшая от горя до грани самоубийства, начинает петь. Захватывала сцена, когда в избу заходил Самсон, отец, Алексея, и Наталь, приготовившаяся наложить на себя руки, приняв его за нищего, подает ему кусок хлеба. Эти сцены зритель не мог смотреть без содрогания <ref name="lozhkin71"> Там же. – С. 50. </ref>. | ||
− | |||
− | |||
В военные и послевоенные годы она создает разноплановые роли. Лучшие из них – Чабья в «Камите Усманове» (1941, 1945), Васса Железнова в одноименной пьесе А. М. Горького (1946), Мать Зои Космодемьянской в «Сказке о правде» М. Алигер (1947), Ульяна в «Весенних днях» и Юбера в «Аннок» (1954, 1958) И. Г. Гаврилова, Зоя Кабышева в «Старом доме» (1959) Г. Д. Красильникова. | В военные и послевоенные годы она создает разноплановые роли. Лучшие из них – Чабья в «Камите Усманове» (1941, 1945), Васса Железнова в одноименной пьесе А. М. Горького (1946), Мать Зои Космодемьянской в «Сказке о правде» М. Алигер (1947), Ульяна в «Весенних днях» и Юбера в «Аннок» (1954, 1958) И. Г. Гаврилова, Зоя Кабышева в «Старом доме» (1959) Г. Д. Красильникова. | ||
Строка 37: | Строка 31: | ||
=Литература= | =Литература= | ||
<references /> | <references /> | ||
− | |||
=Библиография= | =Библиография= | ||
Строка 49: | Строка 42: | ||
Виноградова В., Широбокова А., Садовников В. Искусство удысэ интыысь кадръёсты тросгес дасяно // Советской Удмуртия. – 1954. – 5 сентября. | Виноградова В., Широбокова А., Садовников В. Искусство удысэ интыысь кадръёсты тросгес дасяно // Советской Удмуртия. – 1954. – 5 сентября. | ||
+ | Евсеева А. Я. Первопроходцы // Италмас. – 2010. – № 1. – С. 99–100. | ||
+ | |||
+ | Петров Г. Я. Удмурт театрез ноку ӧй тэргалля // Удмурт дунне. – 2011. № 30 марта. – С. 8. | ||
+ | |||
+ | Евсеева А. Я. Из сокровищницы души/Анна Евсеева. - 2016 | ||
+ | |||
Васса Кирилловна Виноградова // Кенеш. – 2000. – № 5/6. – С. 51. | Васса Кирилловна Виноградова // Кенеш. – 2000. – № 5/6. – С. 51. | ||
− | + | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
Загребин Е. Е. Васса кенак // Инвожо. – 2003. –№ 1/2. – С. 35– 40. | Загребин Е. Е. Васса кенак // Инвожо. – 2003. –№ 1/2. – С. 35– 40. | ||
− | + | ||
Загребин Е. Е. Васса кенак // Яратонэ тон, вожанэ.... – Ижевск, 2004. – С. 43–54. | Загребин Е. Е. Васса кенак // Яратонэ тон, вожанэ.... – Ижевск, 2004. – С. 43–54. | ||
− | + | ||
− | + | Евсеева А. Я. Товарищи, партнеры // С любовью к театру : о творч. пути Гос. нац. театра Удмуртии. – Ижевск, 2006. – С. 42– 62. | |
− | + | ||
− | + | Евсеева А. Я. О чем вспоминаю с особым теплом // С любовью к театру : о творч. пути Гос. нац. театра Удмуртии. – Ижевск, 2006. – С. 69– 89. |