Редактирование: Болденков Юрий Васильевич
Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поискуВнимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
Эстетика и стилевые черты творчества Юрия Васильевича Болденкова сформировались в 60-е гг. в тесной связи как с целым рядом явлений музыки XX века, так и с воздействием достижений поэзии, изобразительного искусства, кинематографа периода оттепели. Определяющими чертами наиболее значительных произведений Ю. Болденкова являются философская глубина замыслов, неразрывное сочетание гражданского пафоса, окрашенного высокой этической направленностью с субъективно-личностным переживанием драматических и трагедийных сторон бытия, сложная диалектика рационального и эмоционального, благородство музыкального языка <ref name="zolotoyvek">Золотой век удмуртской музыки [Электронный ресурс] = Of Udmurt composers' music : антол. / Союз композиторов Удмуртии. - Электрон. дан. - Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, 2007. - Диск 1 (CD-DA) </ref>. | Эстетика и стилевые черты творчества Юрия Васильевича Болденкова сформировались в 60-е гг. в тесной связи как с целым рядом явлений музыки XX века, так и с воздействием достижений поэзии, изобразительного искусства, кинематографа периода оттепели. Определяющими чертами наиболее значительных произведений Ю. Болденкова являются философская глубина замыслов, неразрывное сочетание гражданского пафоса, окрашенного высокой этической направленностью с субъективно-личностным переживанием драматических и трагедийных сторон бытия, сложная диалектика рационального и эмоционального, благородство музыкального языка <ref name="zolotoyvek">Золотой век удмуртской музыки [Электронный ресурс] = Of Udmurt composers' music : антол. / Союз композиторов Удмуртии. - Электрон. дан. - Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, 2007. - Диск 1 (CD-DA) </ref>. | ||
− | Обширную часть творчества Ю. Болденкова составляют вокально-симфонические и хоровые произведения. Наиболее известные – кантаты «Моя Удмуртия» (1980), «Родная земля» (1984), «Девять японских пятистиший» (1989), «Так идут к звёздам» (1977); произведения для смешанного хора без сопровождения «Плач по двум нерождённым поэмам» (1967 | + | Обширную часть творчества Ю. Болденкова составляют вокально-симфонические и хоровые произведения. Наиболее известные – кантаты «Моя Удмуртия» (1980), «Родная земля» (1984), «Девять японских пятистиший» (1989), «Так идут к звёздам» (1977); произведения для смешанного хора без сопровождения «Плач по двум нерождённым поэмам» (1967, «Кошка» (1977), «Крики» (1968), «Сцены из жизни перечных деревьев», «Три хора на стихи А. Блока»; произведения для женского хора «Волны» (1974), «Колыбельная» (1990); оратория «Лонжюмо» (1970). <ref name="zolotoyvek" /> |
− | + | Юрий Васильевич Болденков – автор симфонических произведений «Первая симфония» (1966), [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/17095 «Вторая симфония»] (1972), [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/17098 «Третья симфония»] (1979). | |
«Сновидения» (1965), [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18369 «Победа»] (1985), «Концерт для фортепиано с оркестром» (1969), «Ижевск» (1975), [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/17073 «Эпитафия памяти Флора Васильева»] (1978). | «Сновидения» (1965), [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18369 «Победа»] (1985), «Концерт для фортепиано с оркестром» (1969), «Ижевск» (1975), [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/17073 «Эпитафия памяти Флора Васильева»] (1978). | ||
Среди произведений композитора – вокальные циклы на стихи Мусы Джалиля («Из Моабитских тетрадей», 1968), [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18374 Шандора Петефи] (1972) и Уильяма Блейка (1976), песни на стихи удмуртских авторов ([http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/17068 «Мы»] на слова В. Фирсова. «Ты мне дорог» на слова Г. Ходырева, [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/17067 «Удмуртская нефть»] на слова А.Демьянова), романсы на стихи Т. Табидзе, Д. Кедрина М. Джалиля, С. Есенина, О. Поскрёбышева. | Среди произведений композитора – вокальные циклы на стихи Мусы Джалиля («Из Моабитских тетрадей», 1968), [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18374 Шандора Петефи] (1972) и Уильяма Блейка (1976), песни на стихи удмуртских авторов ([http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/17068 «Мы»] на слова В. Фирсова. «Ты мне дорог» на слова Г. Ходырева, [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/17067 «Удмуртская нефть»] на слова А.Демьянова), романсы на стихи Т. Табидзе, Д. Кедрина М. Джалиля, С. Есенина, О. Поскрёбышева. | ||
− | Ю | + | Ю. Болденков внёс значительный вклад в развитие камерно-инструментальной музыки, создав произведения для фортепиано и духовых инструментов ([http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/17054 «Детская сюита»], [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/17075 «Скерцино], «Этюд. Размышление», «Интермеццо. Пастуший наигрыш», «Импровизация», «Юмореска. Ариозо», «Сюита», «Ноктюрн», «Охота. Вальс», «Соната», «Сарабанда. Аллегро», «Этюд», «Мелодия. Танец»), для фортепиано и смычковых инструментов («Шутка», «14 детских пьес», «вариации»), для фортепиано («Соната», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/17062 «Удмуртские картинки»], «Полифоническая сюита», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/17096 «Дымковские игрушки»], [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/17063 «Токката»]. «Две прелюдии», «Два эпизода», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/17046 «Посвящение Дебюсси»], «Вальс»). <ref name="zolotoyvek" /> |
Среди значительных достижений композитора – опера «Последний лист» (1971), основанная на одноимённом рассказе О. Генри. | Среди значительных достижений композитора – опера «Последний лист» (1971), основанная на одноимённом рассказе О. Генри. | ||
− | Ю. В. Болденков – автор музыки к драматическим спектаклям Национального драматического театра Удмуртской республики и Русского драматического театра имени В. Короленко. Наиболее известные – «Лекарь поневоле» Ж. Б. Мольера, «Буря» У. Шекспира, «Самоубийца» Н. Эрдмана <ref name="enciklopedia" /> | + | Ю. В. Болденков – автор музыки к драматическим спектаклям Национального драматического театра Удмуртской республики и Русского драматического театра имени В. Короленко. Наиболее известные – «Лекарь поневоле» Ж. Б. Мольера, «Буря» У. Шекспира, «Самоубийца» Н. Эрдмана.<ref name="enciklopedia" /> |
+ | |||
+ | Юрий Болденков создал немало произведений для вокальных ансамблей и детских хоров. Наиболее известные – «Август» (1973), «Три лирические миниатюры» (1978), «Мы идём» (1973), «Credo» (1991). | ||
=Звания и награды= | =Звания и награды= | ||
− | Заслуженный деятель искусств Удмуртской республики | + | 1995 - Заслуженный деятель искусств Удмуртской республики |
=Библиография= | =Библиография= |