Бакишева Нина Петровна

Материал из Воршуда
Версия от 16:27, 8 февраля 2021; FrolovaLV (обсуждение | вклад) (→‎Звания и награды)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Бакишева Нина Петровна - заслуженная артистка РСФСР, народная артистка УАССР.

Н. П. Бакишева в 20 лет.

Биография[править]

Бакишева Нина Петровна родилась 27 июня 1927 г. в деревне Иваново-Вознесенск Вавожского района. Семья председателя колхоза Петра Парфёновича (Панфиловича, по мнению М. Гавриловой-Решитько [1]) Бакишева была многодетная: 4 сына, 4 дочери. Жили хоть и бедно, но дружно. Умело вели хозяйство и поставили на ноги старших детей. Но тут неожиданно грянула война. На фронт ушли глава семьи и два брата. Помня наказ отца, Нина после школы продолжила обучение в Можгинском педучилище [2].

По окончании училища молодая учительница Нина Петровна в течение двух лет работала в своей родной школе. Затем она подавала свои документы в Удмуртский пединститут. Но в 1946 году жизнь Нины Петровны резко сменила своё направление. Она решилась прийти на творческое испытание для поступления в театральный институт. Успешно справившись со всеми испытаниями, Нина поступила в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского. Документы из пединститута, конечно же, тут же отозвала.

Позже, окончив институт, она вышла замуж. Её мужем стал однокурсник – Василий Яковлевич Перевощиков. В этой театральной семье родилось двое детей.

Нина Петровна умерла после долгой и тяжелой болезни 12 ноября 2008 года.


Творчество[править]

С детских лет Н. Бакишева любила петь, участвовала в любительских спектаклях, в которых, как правило, играла роли мальчишек. Её выступления всегда имели большой успех у зрителей, и где-то в глубине души у неё зарождалась мечта о профессии актрисы, хотя о профессиональном театре не имела ещё никакого представления. Откровением стало для неё первое посещение спектакля Удмуртского театра, когда в 1943 году он прибыл на гастроли в Можгу, где она училась в педагогическом училище. Приезд театра совпал со смотром художественной самодеятельности, и пение её услышали К. А. Ложкин, К. К. Гаврилова и В. К. Виноградова. «Ты можешь стать хорошей артисткой, – сказал ей тогда К. А. Ложкин. – Приходи к нам в театр. У тебя настоящий талант!» [3].

Бакишева1.jpg

После театрального института Нина Петровна пришла работать в Удмуртский государственный драмтеатр (1951 год). Нина Бакишева быстро стала одной из ведущих актрис театра, в котором проработала 40 лет. За эти годы было сыграно более 150 ролей. Наталь («Вуж Мултан» М. Петрова), Аннок («Аннок» И. Гаврилова), Настя Сорокина («Жингрес сӥзьыл» И. Гаврилова), Епифановна («Ой, чебер нылъёс» С. Широбокова), Васса Железнова («Васса Железнова» А. М. Горького), Зина Васнецова («Тулкымъяське лыз зарезь» В. Садовникова и М. Тронина), Фира («Дуно салам» Л. Перевощикова), Галя («Вуж юрт» Г. Красильникова), Орина («Сюан» В. Садовникова) и множество других ролей – все эти её образы остались в памяти зрителей надолго. В годы её работы в репертуаре театра невозможно было найти спектакль без её участия [4]. С ней работали такие заслуженные режиссёры, как К. Ложкин, Г. Веретенников, С. Гляттер, С. Смирнов. Драматурги И. Гаврилов, В. Садовников, М. Тронин, Л. Перевощиков и С. Широбоков писали специально на неё пьесы.

Творчеству Н. П. Бакишевой свойственны гражданственность, душевная теплота, одухотворённость, изящество, артистизм. Её героини, как правило, с нелёгкой, подчас драматической судьбой, но в их образы, почти в каждый образ артистка привносит и лирическую струю, идущую от её индивидуальности. Всё, что делает она на сцене, художественно завершено, отшлифовано до блеска. Но это не холодный блеск формы. Самобытность её дарования основана на естественном постижении сути характера. Сценические образы, созданные Н. П. Бакишевой, вписали волнующие страницы в историю Удмуртского театра, снискали ей всеобщее зрительское признание. Но чтобы утвердиться на сцене, завоевать всеобщее признание, удостоиться высокого звания заслуженной артистки РСФСР, пришлось пролить немало слёз, провести не одну бессонную ночь, изведать горькие минуты отчаяния [5].

Кроме восхитительной игры Бакишева ещё и пела бесподобно. В репертуаре актрисы были удмуртские народные песни и песни удмуртских композиторов. По приходу в театр пела с Вассой Виноградовой и Клавдией Гавриловой, позже и с Валентиной Загуляевой состоялся дуэт. Их дуэт подарил такие народные песни, как «Уй тылъёс», «Мон витё тонэ гинэ», «Лемлет сяська». Музыкальные способности Нины Петровны высоко оценил И. Гаврилов, ему сильно нравилось её исполнение [6]. Стоит отметить и её образы, родившиеся в теле- и радиопостановках (Катя – «Катя» Ф. Кедрова, Марина – «Любовь и гнев» И. Зорина, Алтынай – «Первая учительница» Ч. Айтматова). Также Нина Петровна участвовала в дублировании фильмов на удмуртский язык.

За долгие годы работы в театре Нина Петровна много занималась общественной работой. Несколько лет была членом президиума всероссийского театрального общества, возглавляла его удмуртское отделение, избиралась депутатом городского Совета, депутатом Верховного Совета республики, членом его Президиума, заместителем председателя Комитета защиты мира, а в самом театре возглавляла партийную организацию, позднее – профком.


Награды и премии[править]

Заслуженная артистка РСФСР, 1960.

Народная артистка УАССР, 1958.

Заслуженная артистка УАССР, 1954.

Награждена орденом «Знак Почета», 1958.

Имя Н. П. Бакишевой занесено в «Почётную книгу трудовой славы и героизма Удмуртии», 1981.

Литература[править]

  1. Гаврилова-Решитько, М. В. Одӥг но сю улон / М. Гаврилова-Решитько // Ӵыдонтэм пумиськонъёс. – Ижевск, 1995. – С. 92
  2. Евсеева, А. Театр – её любовь, счастье, жизнь / Анна Евсеева // С любовью к театру. – Ижевск, 2006. – С. 78
  3. Ложкин, В. Свет жизнелюбия. О Н. П. Бакишевой / В. Ложкин // Мастера Удмуртского театра. – Ижевск, 1991. – С. 113
  4. Гаврилова-Решитько, М. В. Одӥг но сю улон / М. Гаврилова-Решитько // Ӵыдонтэм пумиськонъёс. – Ижевск, 1995. – С. 95
  5. Ложкин, В. Свет жизнелюбия. О Н. П. Бакишевой / В. Ложкин // Мастера Удмуртского театра. – Ижевск, 1991. – С. 112-113
  6. Гаврилова-Решитько, М. В. Одӥг но сю улон / М. Гаврилова-Решитько // Ӵыдонтэм пумиськонъёс. – Ижевск, 1995. – С. 96

Библиография[править]

Лепковская, Е. К. Экзамен каждый день : зап. театр. педагога / Е. К. Лепковская. - Ижевск, 1978. - 175 с.

Саушкин, Б. Воспоминания о будущем // Луч. – 1997. – № 3/4. – С. 66-75.

Шкляев, А. Уд бича тодмо номерез…// Удмурт дунне. – 2008. – 14 ноября. – С. 2.