Чудья Жени
Чудья Жени (Евгений Бикузин) – художник, фотограф, музыкант, участник фолк-групп Post-dukes, «Дукес», Köt Kubitz (Кэт Кьюбитц), рок-групп «Малыми», Амисо Вотт и др. Играет на народных инструментах – кубыз, гармонь.
Биография
Родился 22 сентября 1991 г. в д. Азаматово Алнашского района УР. Окончил Институт искусств и дизайна УдГУ по специализации «изобразительное искусство». Лауреат стипендии имени Кузебая Герда (2012). Работает в Центре декоративно-прикладного искусства УР. Автор самоучителя игры на кубызе (2018).
Творчество
Провел персональные художественные выставки в 2012 и 2016 гг. в арт-центре «Грифон», выставку стрит-арта «Удмуртская неизвестность» (2013) совместно с Еленой Касимовой в галерее газеты «Известия Удмуртской Республики». Участник этнофутуристических симпозиумов, которые организовываются художниками Юрием Лобановым и Сергеем Орловым.
Чудья Жени – автор серии картин «Удмурт рейв» (2020). На картинах изображены танцующие девушки в национальной удмуртской одежде. Героини работ – деятели удмуртской культуры – дизайнер Полина Кубиста, вокалистки группы «Дукес» Лилия Леонтьева и Татьяна Тихонова, художница Анна Образцова и др. Всего художником создано 12 картин в данной серии [1]. Работы объединяет идея соединения непересекающихся явлений – бытового уклада традиционной удмуртской деревни и культуры вечеринок электронной музыки: «Таяз учыре со возьматӥз, кызьы рейвъёс (электрон крезьгур улсын шулдыръяськонъёс) удмурт гуртын ортчысалзы» («На этот раз он показал, как могли проходить рейвы (клубные мероприятия, на которых слушают электронную музыку) в удмуртской деревне») [2].
В 2018 г. художник провел выставку работ в своей квартире и вместе с друзьями издал каталог выставки «Полосатый рейс», объединившись в издательство «Ошак, толэзь, палэсмурт» (верстка – Веры Штыковой, тексты – Анастасии Шумиловой) [3]. Каталог интерпретирует картины Чудья Жени, находя в них важные смыслы его творчества. По мнению авторов, картина «Гожъёс но юбоос» показывает идею взаимовлияния творца и его творения. На картине изображена ткачиха, «вплетенная в узор ковра, ставшая его частью, – так в каждом традиционном ковре мастерица оставляет частичку себя» [4]. Другим важным смыслом работы является идея одержимости художника своим делом, что возводит в ранг высокого искусства прикладное ремесло – узорное ткачество. Идея отрицания насилия показана в работах «Ветеран психоделической войны, «Тӥр», «Азьдага» (Динозавр).
В 2020 г., во время самоизоляции, случившейся из-за пандемии коронавируса, Чудья Жени провел онлайн-выставку.
Чудья Жени – участник выставки «100 лет! Молодость Удмуртии» (2020). Специально для этой выставки художник подготовил инсталляцию «Поддиванная история (времён формирования Удмуртской Республики)» [5].
Другая его работа «Кыз. Обратная сторона рамки под икону» (2019) [6] относится к серии работ из старинных предметов быта. Работа представлена в художественном альбоме «Цвет Удмуртии» (2020), посвященном столетию государственности Удмуртской Республики.
Литература
- ↑ Бикузин, Евгений. Чудья Жени: «Удмурт рейв» / Евгений Бикузин ; текст: Мария Галеева // Инвожо. – 2020. – № 8. – С. 51–57.
- ↑ Шумилова, Анастасия Петровна. Рейве удмурт дӥсен мыноно // Удмурт дунне. – 2020. – 28 мая. – С. 20.
- ↑ Чудья Жени. Полосатый период / [картины: Чудья Жени ; тексты: Анастасия Шумилова]. – Ижкар: Удмуртия, 2018. – [19] с.
- ↑ Там же. С. 2.
- ↑ Шумилова, Анастасия Петровна. Мар ватске диван улын? // Удмурт дунне. – 2020. – 23 янв. – С. 31.
- ↑ Чудья Жени // Цвет Удмуртии : художественный альбом / [редакционный совет: Э. В. Касимов и др. ; составитель: А. А. Вардугина]. – Ижевск: Удмуртская правда, 2020. – С. 82.