Нотация шахматная
Нотация шахматная — (от лат. notatio — записывание, обозначение), система условных обозначений, применяемых для записи отдельных ходов, всей партии или определённой позиции... В большинстве стран принята алгебраическая нотация, изобретённая Ф. Стаммой и усовершенствованная немецким шахматистом М. Гиршелем (1784)[1]
Нотация шахматная[править]
Логически система записи в дас-шахматах полностью соответствует Правилам шахмат ФИДЕ.[2] Различия заметны при записи рокировки и операций в группе десанта.
Доска, фигуры, начальная позиция[править]
В дас-шахматах при записи ходов, партии или позиции должны использоваться только латинские символы. Комментарии же могут быть на любом языке.
Поля доски обозначаются:
- латинскими буквами по десяти основным вертикалям: a, b, c, d, e, f, g, h, i, k
- и по левой и правой виртуальным вертикалям: l, r
- и арабскими цифрами по десяти горизонталям: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Таким образом каждое поле доски обозначается своей комбинацией буквы и цифры.
Каждая фигура обозначается первой заглавной буквой названия фигуры на английском языке:
- A - Amazon (Амазонка)
- B - Bishop (Слон)
- C - Centurion (Центурион)
- D - Descent (Десант)
- E - Elva (Эльва)[3]
- F - Frigate (Фрегат)
- K - King (Король)
- L - Legate (Легат)
- M - Magister (Магистр)
- N - Knight (Конь=Рыцарь)
- P - Pirate (Пират, большая буква P)
- p - pawn (пешка, маленькая буква p)
- Q - Queen (Ферзь=Королева)
- R - Rook (Ладья)
- S - Ship (Корабль)
- T - Trooper (Транспорт)
- V - Valkiria (Валькирия)
- W - Wing, Winged (Крыло, Крылатый).[4]
В начальной позиции белые фигуры и пешки устанавливаются на первой (фигурной) и второй (пешечной) горизонталях, черные фигуры и пешки - на девятой (пешечной) и десятой (фигурной) горизонталях.
Запись начальной или любой другой позиции:
- фигуры - первая буква названия, буква вертикали, цифра горизонтали. Примеры: белые: Kf1, Qe1, Al1, Sa1, Vc1, Lr2...; чёрные: Kf10, Qe10, Cr10, Lr9...
- пешки - не указываются их первой буквой, но распознаются в связи с отсутствием такой буквы. Примеры: белые: a2, b2, c2...; чёрные: a9, b9, c9...
- перевёрнутая пешка - Eb1, или p11b1
- перевёрнутый Магистр - Wi1, или M11i1
Фигуры и пешки[править]
Ходы фигур и пешек:
- каждый ход фигуры определяется а) первой буквой названия фигуры, о которой идёт речь и b) полем, на которое фигура пошла. Дефис между а) и b) не ставится. Например: Bd4, Ng3, Rg10; ход Магистра с начального поля (=Крылатого): Wa1, Wi10, Wf7
- в случае пешек обозначаются только поля, на которые они пошли. Например: e5, d4, a5; ходы Эльвы: Eh8, Ee7, Ei1
- когда фигура совершает взятие, между первой буквой и полем, на которое она ходит, ставится знак x. Примеры: Bxe5, Rxg3, Qxa5
- когда взятие совершает пешка, то указывается не только поле, на которое она становится, но и вертикаль, которую она покидает. Обозначается также взятие - знаком x. Примеры: dxe5, gxf3, axb5. В случае "взятия на проходе" указывается поле диагонали, которое покидает пешка, совершающая взятие, и поле, на которое она становится, а в конце сокращенно добавляется е.р.
- в случае превращения пешки обозначается фактический ход пешки и указывается буква новой фигуры. Примеры: b1A, c1V, e10Q, i10C; возможно и мгновенное превращение одиннадцатой пешки (=Эльвы): Eb10Q.
Фигуры группы десанта[править]
Фигуры Транспорт и Фрегат:
- позиция, расположение:
- TAc9 - на поле c9 стоит Транспорт с (Десантом) Амазонкой на борту
- FCh7 - на поле h7 стоит Фрегат с (Пиратом) Центурионом на борту
- ход:
- TNc3 или Tc3 - ход на поле c3
- TNxc2 или Txc2 - ход на поле c2 со взятием
- FAa9 или Fa9 - ход на поле a9
- FAxf8 или Fxf8 - ход на поле f8 со взятием
Ход (= заход в стаканчик) коневой фигуры (например, белого Коня):
- на d4 стоит белый Корабль Sd4: Nd4T - абордаж "погрузка" (образовался белый Транспорт с Десантом Конём)
- на d4 стоит чёрный Корабль Sd4: Nd4F - абордаж (образовался белый Фрегат с Пиратом Конём на борту)
- на d4 стоит чёрный Транспорт TNd4: Nxd4F - абордаж со взятием чёрного Десанта (образовался белый Фрегат с Пиратом Конём на борту)
- на d4 стоит чёрный Фрегат FNd4: Nxd4T - абордаж со взятием чёрного Пирата (образовался белый Транспорт с Десантом Конём, = белые отбили свой Корабль)
Ход Корабля на поле, где находится:
- коневая фигура своего цвета и взятие её на борт - образуется свой Транспорт: Sh10T
- коневая фигура противоположного цвета и взятие её на борт - образуется чужой Фрегат (фактически - это жертва): Sa6F.
Ход, выход, десантирование коневой фигуры:
- с Транспорта TAc9 - DAk9 Десант Амазонка ортогонально без взятия на поле k9
- с Транспорта TAc9 - DAxd8 Десант Амазонка диагонально со взятием чёрной фигуры на поле d8
- с Фрегата FCh7 - PCh2 Пират Центурион ортогонально без взятия на поле h2
- с Фрегата FCh7 - PCxg9 Пират Центурион диагонально со взятием чёрной фигуры на поле g9
Также возможны переходы Десанта с Транспорта и Пирата с Фрегата на другой, свой или чужой, Корабль, Транспорт и Фрегат. При этом в конец записи хода будет добавляться буква T или F:
- например, DAc9F означает, что на c9 находился Корабль противоположного цвета и Десант Амазонка взял его "на абордаж" перейдя на его борт - получился Фрегат
- другой пример: DAxd8F означает, что на поле d8 находился Транспорт противоположного цвета, а Десант Амазонка перешёл на его борт с одновременным взятием находившегося там чёрного Десанта - также с образованием Фрегата.
При взятии (=уничтожении) Транспорта или Фрегата с доски снимаются сразу две фигуры - Корабль и находящаяся на их борту коневая фигура.
Рокировка[править]
Запись рокировки Короля (K-King). Поскольку Ладья и Корабль однозначно ассоциируются со своими флангами, запись предельно упрощается:
- KR (R-Rook), рокировка с Ладьей на королевский фланг, или 0-0
- KS (S-Ship), рокировка с Кораблем на ферзевый фланг, или 0-0-0
- KT (T-Trooper), рокировка с Транспортом
- KF (F-Frigate), рокировка с Фрегатом.
Сокращения, знаки комментирования, запись партии[править]
Принятые сокращения:
- предложение ничьей должно быть отмечено как = (или ходом Легата на поле Lr5)
- x взятие
- + шах
- # мат, или ++)
- е.р. - взятие "на проходе" (en passant)
- ~ любой ход.
Не является обязательным записывать шах, мат или взятие.
Знаки, применяемые для оценки хода, идеи, развития событий в партии или отдельной позиции, во время комментирования:
- ! отлично
- !! очень сильно, блестяще
- !? заслуживает внимания, можно порекомендовать
- ?! сомнительно, неосторожно
- ? ошибка
- ?? грубая ошибка
Запись партии:
- 1. f5 - ход белых
- 1... e8 - ход чёрных
- в начальной позиции: 1.e5 Vf4 2.Ve2 Vd5#!! - неожиданный мат на втором ходу
- в начальной позиции: 1.f5 e8 2.Qg3 Vi7! и чёрная Валькирия связывает белого Ферзя.
Примечания[править]
- ↑ Шахматы. Энциклопедический словарь — стр. 274
- ↑ Правила шахмат ФИДЕ (на русском языке)
- ↑ eleventh pawn, одиннадцатая пешка, стоящая в перевёрнутом виде на фигурной горизонтали, способная первым ходом по гиппогонали "перелетать" через другие фигуры. Также ассоциация с эльфами (англ. elf), духами воздуха. Прямая аналогия с Валькирией, крылатым Конём. Ср. с буквой W
- ↑ одиннадцатая фигура Магистр, стоящая в начальной позиции в перевёрнутом виде, способная первым ходом по гиппогонали "перелетать" через другие фигуры. Буква W - это просто перевёрнутая буква M. Прямая аналогия с Валькирией, крылатым Конём. (А есть ещё и крылан, к примеру, Pteropus vampyrus! Vampyrus...)