Дарали Лели (рус. яз.)
Дарали Лели (Елена Владимировна Петрова) – выступила идейным вдохновителем и организатором ряда творческих проектов, стимулировавших развитие моды в Удмуртской Республике: первого удмуртского модельного агентства Mademoiselle Oudmourte (2012–), фестиваля современной удмуртской моды «Эль ныл» (2013, 2014, 2015), музыкальных вечеринок с показом мод Udmurt Ghetto, Barry Fashion Night; Дарали Лели – соорганизатор арт-пространства «Сахар», владелица шоу-рума «ДаралиЛавка» (2014–2016). Среди других известных ее проектов: первая удмуртская комедия «Узы-боры» (2011, сценарий, идея), драма «Пузкар» (2014, соорганизатор съёмок, сценарист), организация серии творческих встреч с представителями удмуртской интеллигенции «Кыл куазь» (2016) в районах Удмуртии, фестиваль городской удмуртской культуры «Тысь!» (2017), Первый фестиваль, посвященный удмуртскому традиционному инструменту кубыз (2018) и др.
Для ее многообразной деятельности характерны «привнесение новейших тенденций мировой авангардной культуры в удмуртское общество, попытка синтеза гламура и удмуртского национального колорита» [1].
Дарали Лели известна как оригинальный дизайнер одежды. В коллекциях она представила адаптированный к городским условиям традиционный костюм различных локальных групп удмуртов. Определяет свое творчество как создание одежды «в стиле кэжуал с элементами этно» [2].
В основе первой коллекции «Кушман» (2015) – современное удмуртское платье Малопургинского района Удмуртии. Дизайнер экспериментирует с фасоном платья и расцветкой ткани – подобраны темные цвета, отсутствует привычный узкий пояс, платье сочетается с кроссовками.
В коллекции «Гуль» (2017) представлены элементы костюма различных групп южных удмуртов. Это платья закамских удмуртов с характерной многослойностью [3] и верхняя одежда собственно южных удмуртов – дукесы (длинный полушерстяной кафтан), саестэмы (кафтан-безрукавка) необычно ярких расцветок с тропическими принтами. В 2018 году тема традиционного платья закамских удмуртов получила развитие в коллекции MUCHIKAY («Любимая»). Костюмы коллекции органично дополняются аксессуарами – монисто, изготовленными Галиной Матвеевой [4].
Коллекции были презентованы на VII Международном финно-угорском фестивале молодежной этнокультуры «Палэзян» (2017), на фестивалях городской удмуртской культуры «Тысь!» (2017), современной городской моды Udmurt fashion day (2018) и др.
Литература
- ↑ Анфиногенов, Б. В. Этнофутуризм в современной удмуртской моде [Электронный ресурс] / Б. В. Анфиногенов // Молодой ученый. – 2015. – №14. – С. 559–561. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/94/21063/ – 12.12.2017.
- ↑ Дарали Лели. «Для развития нужен здоровый корень» [Электронный ресурс] / Дарали Лели ; записала Елизавета Васильева // Idel.Реалии. – 3 янв. – 2017. – Режим доступа: https://www.idelreal.org/a/28211225.html – 12.12.2017.
- ↑ Широкая оборка сӧзул на платье «начинается чуть ниже пояса, выше этой оборки пришиваются еще две» Лебедева, Серафима Христофоровна. Удмуртская народная одежда / С. Х. Лебедева. - Ижевск : Удмуртия, 2008. - C. 23
- ↑ Вардугина, А. Выйти из толпы. В Ижевске прошёл Udmurt fashion day [Электронный ресурс] / Анна Вардугина // Удмуртская правда. Режим доступа: http://udmpravda.ru/articles/vyyti-iz-tolpy-v-izhevske-proshyol-udmurt-fashion-day – 13.08.2018.