Нюлэсмурт

Материал из Воршуда
Версия от 15:49, 30 августа 2018; Ladamiri (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Удмурты наделили Нюлэскузё разнообразными именами: Нюлэснюня, Чачча нюня (старший брат), Бадӟым нюня (старший брат), Нюлэс/Сик мурт (лесной житель/человек), Нюлэс бече (лесной друг/сосед). У него также много эвфемизмов - иносказательных имен, призванных сакрализовать имя Хозяина, придать ему тайный, священный смысл, проявить уважение: кыдёкысь (буквально: издалека), ачиз (сам), нюня (термин почтительного обращения к старшему брату). Представляется могучим старцем, охотником и воином, с быстротой вихря передвигающимся по лесу, обочине дорог, хлебным межам, и оглушительно хохочущим. Его нередко видят гуляющим среди людей, он любит присоединяться к сидящим у костра охотникам. [1]От людей Нюлэсмурты отличаются высоким ростом (рост самых высоких деревьев) и черным цветом кожи.

Нюлэскузе подобно Вумурту имеет собственное хозяйство и семью. По одежде и образу жизни он похож на людей. Как люди, Нюлэсмурты устраивают браки и пируют. Нюлэснюня - хозяин всех растущих в лесу деревьев, птиц, насекомых. Организуя жизнедеятельность лесного сообщества, контролирует поведение зверей и птиц, регулирует их численность, даже указывает, например, какому медведю в какой берлоге перезимовать. Посылает охотникам добычу, скотине — корм, помогает войску одерживать победу, благодаря своей особенной способности — производить ветер и бросать песок в глаза[2]. С людьми отношения складываются непросто. Помогает им в том случае, если последние приносят жертвы, соблюдают правила общения с Хозяином. К нему обращались с просьбой дать удачи в охоте, в пчеловодстве, уберечь домашний скот, выпущенный на летнюю пастьбу: «храни скот от зверей и дурных людей. Скот наш будет проходить через 12 рек, через 12 лесов, береги его и охраняй от болезней и всякого зла!» А женщины ему посвящали самогонку-первач, чтобы та всегда удавалась. Нюлэскузё не любит тех, кто не умеет вести себя на природе, например, громко кричит в лесу. Тогда он окликает по имени этого человека и уносит в вихре, как ястреб цыпленка, за тридевять земель от дома, и водит до тех пор, пока человек не догадается вывернуть одежду наизнанку и не произнесет слова молитвы. Нюлэсмурту во всем помогает Тӧлпери (дух ветра, смерча). Он выворачивает огромные деревья в лесу, расчищая дорогу свадебному кортежу дочери Нюлэсмурта. В игривом настроении или порыве гнева может раскидать крыши домов, снести мельничные запруды по весне.

Живет в чащобе под огромной, раскидистой старой елью. Это место опасное, как правило, огорожено «заветным Словом», которое может разомкнуть лишь колдун (туно-пеллё). Если случится срубить эту ель, сломать ветки или просто постоять под ее шатром, будет несчастье: увечье, болезнь или даже смерть. Чтобы уберечься, нужно с помощью ведуна посадить на то место молодую елочку. Сажать едут на белой лошади (любимый цвет Нюлэсмурта), которую запрягают «наоборот»: хомут на шею надевают перекладиной вверх, рамой вниз. Уезжают из леса в полном молчании, ни разу не обернувшись назад, чтобы не прогневить Хозяина[1].

Между Нюлэсмуртами и Вумуртами происходили ожесточенные битвы; считалось, что они обычно случались в полдень, поэтому люди опасались купаться, входить в это время в реку. В образе Нюлэсмурта очень много человеческих, земных и даже чисто бытовых черт. В обращении к Нюлэсмурту часто использовался термин"нюня". Это указывает, что божество леса, по представлениям удмуртов, находились с ними в родственных отношениях. Они могли навещать людей, иногда люди попадали к ним в гости[3].

Литература

  1. 1,0 1,1 Волкова Л. А. Современная жинь языческихверованийудмуртов // Г.Е. Верещагин и этнокультурное равитие народов Урало-Поволжья: сборник статей / Сост. В.М. Ванюшев,Т.С.Зыкина; Отв.ред. В.М. Ванюшев. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2004. С. 104-105.
  2. Удмуртские божества. Яр, 2007. С. 1-5.
  3. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. - Ижевск: Удмуртия, 1994. - С. 98-100.

.