Ӟечыран: различия между версиями

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Строка 11: Строка 11:
 
==Обряд в современной культуре==
 
==Обряд в современной культуре==
  
Напев  ''ӟечыран гур'', характерный для традиции удмуртов Кизнерского района, в авторской интерпретации исполняется участниками этно-проекта ShooDJa-ChooDJa  – певицей Натальей Дзыга и электронным музыкантом Павлом Перевозчиковым <ref name="шудья">  [Шудья-Чудья – этно-проект] : [аудиозапись] // #ᏦᎪᎻᎿᎬᏁᎬ | Finno-Ugric Music. [публичная страница ВКонтакте]. – 12.09.2014. Режим доступа: https://vk.com/finnougricmusic?w=wall-75139075_81 </ref>.   
+
Напев  ''ӟечыран гур'', характерный для традиции удмуртов Кизнерского района, в авторской интерпретации исполняется участниками этно-проекта [[ShooDJa-ChooDJa]] – певицей Натальей Дзыга и электронным музыкантом Павлом Перевозчиковым <ref name="шудья">  [Шудья-Чудья – этно-проект] : [аудиозапись] // #ᏦᎪᎻᎿᎬᏁᎬ | Finno-Ugric Music. [публичная страница ВКонтакте]. – 12.09.2014. Режим доступа: https://vk.com/finnougricmusic?w=wall-75139075_81 </ref>.   
  
 
=Литература=
 
=Литература=

Версия 18:01, 11 мая 2023

Ӟечыран (Таган [1]) – ритуальное весеннее качание, при котором исполняется качельный напев – т.е. «пение на лугах около качелей», зафиксированный фольклористами в Кукморском районе Республики Татарстан и Кизнерском районе Удмуртской Республики [2].

В весенний период молодежь устраивала качели на Пасху. Качались влюбленные пары и девушки [3]. Раскачивание символизировало идею плодородия [2]. Перед Троицей качели уносили и сжигали.

По свидетельству участников обряда, в д. Лельвиж Кукморского района РТ для качелей выбирали два крепких бревна, которые могли бы прослужить несколько лет. Перекладину на качелях (сюры) устанавливали ранней весной, когда еще не растаял снег. Качели устраивали на открытом пространстве. Каждый вечер после Пасхи, вплоть до окончания весеннего сева молодежь собиралась на игрища около качелей. Качались по очереди, высоко поднимаясь. Перед праздником Сабантуй устраивали проводы качелей – ӟечыран келян. В этот вечер собирались парни и девушки из соседних деревень. После полуночи качели ломали с пожеланиями высоких деревьев в следующем году, просили хорошего урожая [4].

В традиции кукморских удмуртов обряд ломания и сжигания качелей сопровождал длинный качельный напев кузь таган сям [2].

Для напевов ӟечыран гур, записанных в Кизнерском районе, характерен «вызывающе-открытый эротизм» [2], который близок к подобным напевам обряда пӧртмаськон, зафиксированном в этом районе.

Обряд в современной культуре

Напев ӟечыран гур, характерный для традиции удмуртов Кизнерского района, в авторской интерпретации исполняется участниками этно-проекта ShooDJa-ChooDJa – певицей Натальей Дзыга и электронным музыкантом Павлом Перевозчиковым [5].

Литература

  1. Таган // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 126.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Болдырева, В. Г., Нуриева, И. М. Пасхальные качания: к проблеме русско-удмуртских параллелей / В. Г. Болдырева, И. М. Нуриева // Ежегодник финно-угорских исследований = Yearbook of Finno-Ugric Studies. – Ижевск, 2017. – Т. 11, вып. 4. – С. 163–172.
  3. Ӟечыран // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 57.
  4. Егорова, Р. "Ӟечыран келян" : сыӵе тунсыко йылолзы вылэм егитъёслэн / Руфина Егорова // Ӟечбур!. – 2015. – 2 июля. – С. 7.
  5. [Шудья-Чудья – этно-проект] : [аудиозапись] // #ᏦᎪᎻᎿᎬᏁᎬ | Finno-Ugric Music. [публичная страница ВКонтакте]. – 12.09.2014. Режим доступа: https://vk.com/finnougricmusic?w=wall-75139075_81