Гудыри мумы: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) м (1 версия импортирована) |
Версия 14:40, 30 марта 2015
По поверьям удмуртов у Гудыри-мумы нужно испрашивать дождей и тепла [1]. Она во время грозы катается в облаках на огненной колеснице. Грохот колес колесницы и является громом. Инмар, якобы, посылает Гудыри-мумы поражать молнией шайтана, который бессовестно оголяет перед ним нижнюю часть тела.
Смысл этих верований объясняют следующие поверья и запреты:
Куазь зорыку, ньылпу улэ уг лэзё пырыны, шайтан бордад кутскоз, шуо. Шайтан вылад тэтчиз ке, Инмар, пе, чашъёз (Когда идет дождь, не разрешают прятаться под пихтой, говорят, что шайтан может прицепиться. А если шайтан прицепится, инмар молнией ударит); Куазь гудыръяса зорыку, ваё кыз улэ пырыны у г лэзё: кызлэн ваяз шайтан, пе, пуке. Со шайтанэз Инмар чашйыкуз, шайтан адями борды кырмиське но, Инмар шайтанэз но, адямиез но чош вие (Во время грозы нельзя прятаться под ветвистой елью: говорят, что в ветвях сидит шайтан. Когда Инмар хочет убить молнией шайтана, шайтан прыгает на человека, и Инмар убивает и человека, и шайтана).
В свете этих верований получают ложную мотивировку и рациональные запреты не прятаться под деревом или сидеть у окна во время грозы: Куазь зорыку ньылпу улэ ке пырид, инмар йашъёз (Если во время грозы сядешь под пихту, инмар молнией поразит); Куазь гудыръяку, кыз улын корт бордад медаз луы, иське, пе, инмар чашъёз (Когда во время грозы прячешься под елью, с собой не должно быть никакого железного предмета, иначе инмар молнией убьет); Куазь гудыръяку, косяк шорын улоно ӧвӧл, пе: инмар чашъёз (Во время грозы нельзя у окна сидеть, говорят: инмар молнией убьет). Представления о сверхъестественных возможностях природных сил отразились в поверьях о первом громе: Азьвыл гудыриез кылыкуд, музъем вылтӥ погыльскыны косо, ... бадӟым мед будод, шуо (Если услышишь первый гром, советуют кататься по земле, Нырысь ик гудыръяку погылляськоно, шуо. Ӧд ке, пе, погылляськы, аракуд кускыд жадёз. Либо, пе, кускын маке ньӧр чигтоно, шуо (Во время первого грома, говорят, нужно поваляться на земле. Если не поваляешься, во время жатвы будет уставать поясница. А еще, говорят, нужно разломить на пояснице какую-нибудь вицу (ветку).
Здесь скрыто представление древних людей о связи плодородия человека и земли. Люди, очевидно, верили, что, катаясь по земле, человек передает свою продуцирующую силу земле в тот момент, когда она оживает весной, «просыпается» от первого грома: Нырысетӥ гудыри музъемез сайкатэ, собере турын будыны кутске (Первый гром землю пробуждает, после этого трава в рост идет)[2].