Белых Валентин Леонидович (Тӧдьы Валько): различия между версиями

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Новая страница: «'''Белых Валентин Леонидович''' – художник театра и кино, живописец, график, заслуженный д...»)
 
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 11: Строка 11:
 
Старший брат Леонид после войны был отправлен на Воткинский завод. Жил там со своей женой Антонидой Даниловной и дочкой Сашей. Брат Пётр со своей женой и дочкой Алей уехал на целину. Председатель колхоза, узнав об этом, исключил семью Белых из колхоза. Сёстры Юлия и Светлана вышли замуж в деревню Варни. В 1961 году Марфа Ивановна приняла решение переехать к старшему сыну в Воткинск.
 
Старший брат Леонид после войны был отправлен на Воткинский завод. Жил там со своей женой Антонидой Даниловной и дочкой Сашей. Брат Пётр со своей женой и дочкой Алей уехал на целину. Председатель колхоза, узнав об этом, исключил семью Белых из колхоза. Сёстры Юлия и Светлана вышли замуж в деревню Варни. В 1961 году Марфа Ивановна приняла решение переехать к старшему сыну в Воткинск.
  
Там Валентин пошёл в школу: как говорит сам мастер, учёба шла плохо. Гораздо больше нравились занятия в студии изобразительного искусства для детей, открытой при Дворце культуры «Юбилейный». В пятом классе учитель рисования Никита Яковлевич Коновалов обратил внимание на способности Валентина и предложил записаться в кружок рисования. Во дворце Валентин занимался борьбой и рисованием. Первым учителем будущего художника был Яков Леонтьевич Завируха. Мальчик занимался в изостудии три раза в неделю, летом выезжал на пленэр. После 8-го класса Валентин Леонидович поступил в ПТУ №2 и получил специальность токаря. Затем был распределён на Воткинский машиностроительный завод. Профессия полезная, но молодому выпускнику было тесно в её рамках – тогда было принято решение подавать документы в Казанское художественное училище.  И в 1970 году поступил в Казанское художественное училище на театрально-декорационное отделение [2, с. 37]. Там Валентин Белых получил специальность художника-декоратора, что во многом и определило его дальнейшую судьбу живописца.
+
Там Валентин пошёл в школу: как говорит сам мастер, учёба шла плохо. Гораздо больше нравились занятия в студии изобразительного искусства для детей, открытой при Дворце культуры «Юбилейный». В пятом классе учитель рисования Никита Яковлевич Коновалов обратил внимание на способности Валентина и предложил записаться в кружок рисования. Во дворце Валентин занимался борьбой и рисованием. Первым учителем будущего художника был Яков Леонтьевич Завируха. Мальчик занимался в изостудии три раза в неделю, летом выезжал на пленэр. После 8-го класса Валентин Леонидович поступил в ПТУ №2 и получил специальность токаря. Затем был распределён на Воткинский машиностроительный завод. Профессия полезная, но молодому выпускнику было тесно в её рамках – тогда было принято решение подавать документы в Казанское художественное училище.  И в 1970 году поступил в Казанское художественное училище на театрально-декорационное отделение. Там Валентин Белых получил специальность художника-декоратора, что во многом и определило его дальнейшую судьбу живописца.
  
 
Снимал комнату, по ночам подрабатывал сторожем и дворником в республиканском Доме учителя. С первых же дней обучения начал показываться на выставках. Учился у Б. И. Майорова, земляка, преподававшего живопись на старших курсах. Друзья и учитель из Воткинска были рады успехам Валентина, но в ноябре 1971 года его призвали в армию. Два года служил в Чехии, занимался изготовлением наглядной агитации. Осенью 1973 года демобилизовался.
 
Снимал комнату, по ночам подрабатывал сторожем и дворником в республиканском Доме учителя. С первых же дней обучения начал показываться на выставках. Учился у Б. И. Майорова, земляка, преподававшего живопись на старших курсах. Друзья и учитель из Воткинска были рады успехам Валентина, но в ноябре 1971 года его призвали в армию. Два года служил в Чехии, занимался изготовлением наглядной агитации. Осенью 1973 года демобилизовался.
 
+
[[Файл:семья.jpg|thumb|right|В. Белых со своей семьёй. 1985.]]
 
Сразу же продолжил учёбу. На курсе был выбран старостой. С третьего курса начал получать повышенную стипендию. Как отличнику, два раза выделяли путёвку в Ленинград с посещением музеев и Академии художеств. В. Белых очень хотел учиться в этой академии. Но мечте не суждено было осуществиться.
 
Сразу же продолжил учёбу. На курсе был выбран старостой. С третьего курса начал получать повышенную стипендию. Как отличнику, два раза выделяли путёвку в Ленинград с посещением музеев и Академии художеств. В. Белых очень хотел учиться в этой академии. Но мечте не суждено было осуществиться.
  
 
На третьем курсе познакомился с девушкой Альбиной, студенткой пятого курса медицинского института. По национальности она была чувашкой. Через год, в марте 1976 года, они поженились. После свадьбы венчались во Введенском храме. Жена не приняла желание мужа продолжить обучение в Ленинграде в Академии художеств. И после окончания художественного училища с «красным» дипломом, в 1976 году, Валентин Белых с женой вернулся к старенькой матери в Воткинск, где родился их первенец.
 
На третьем курсе познакомился с девушкой Альбиной, студенткой пятого курса медицинского института. По национальности она была чувашкой. Через год, в марте 1976 года, они поженились. После свадьбы венчались во Введенском храме. Жена не приняла желание мужа продолжить обучение в Ленинграде в Академии художеств. И после окончания художественного училища с «красным» дипломом, в 1976 году, Валентин Белых с женой вернулся к старенькой матери в Воткинск, где родился их первенец.
 
+
[[Файл:воткинск.jpg|thumb|right|Старый Воткинск. Благовещенский собор. 2013.]]
 +
[[Файл:ижевск.jpg|thumb|right|Нагорная часть Ижевского завода в начале XX века. 2005.]]
 
В Воткинске работал во Дворце культуры «Юбилейный» в двух народных театрах – детском и взрослом. Весной 1978 года Союз художников Удмуртии организовал трёхдневный семинар молодых мастеров с показом своих работ. После этого показа А. П. Холмогоров и П. С. Семёнов порекомендовали В. Л. Белых переехать в Ижевск.
 
В Воткинске работал во Дворце культуры «Юбилейный» в двух народных театрах – детском и взрослом. Весной 1978 года Союз художников Удмуртии организовал трёхдневный семинар молодых мастеров с показом своих работ. После этого показа А. П. Холмогоров и П. С. Семёнов порекомендовали В. Л. Белых переехать в Ижевск.
  
Строка 33: Строка 34:
  
 
Постепенно формировался стиль письма: академический реализм – портреты, пейзажи, натюрморты, монументальные холсты. Города, в которых он побывал, отмечены на его полотнах: старый Сарапул, Воткинск конца XIX века, Ижевск. Долгое время Валентин Леонидович совмещал деятельность художника-постановщика в театрах и свободного живописца, но, со временем, целиком посвятил себя индивидуальному творчеству.
 
Постепенно формировался стиль письма: академический реализм – портреты, пейзажи, натюрморты, монументальные холсты. Города, в которых он побывал, отмечены на его полотнах: старый Сарапул, Воткинск конца XIX века, Ижевск. Долгое время Валентин Леонидович совмещал деятельность художника-постановщика в театрах и свободного живописца, но, со временем, целиком посвятил себя индивидуальному творчеству.
 
+
[[Файл:хижинаудмуртов.jpg|thumb|right|Хижина древних удмуртов. Серия «Эхо древних удмуртов». 1994.]]
 +
[[Файл:арестмултанцев.jpg|thumb|right|Арест мултанцев в 1892 году («Мултанское дело»). 2007.]]
 +
[[Файл:лондон.jpg|thumb|right|Лондон. Бридж-Таун. 1999.]]
 
К концу 1993 года завершились съёмки фильма «Тень Алангасара». Режиссёром фильма был Аркадий Черниенко. Валентин Белых был художником-постановщиком. Состоялась презентация картины в Ижевске и Москве в Доме кино. Особенно зрители поблагодарили аплодисментами работу оператора и художника. Оператором был Валерий Севастьянов из Казанской киностудии. На новый фильм, как ранее планировалось, денег не нашлось. Мысли о съёмках не покидали Белых даже по ночам. Переворошив съёмочные эскизы, Валентин Леонидович решил, что многие сюжеты просятся на картины. Дружба с археологами и историками помогла скорректировать некоторые позиции с точки зрения исторической достоверности. И В. Белых решил написать серию картин под общим названием «Эхо древних удмуртов».
 
К концу 1993 года завершились съёмки фильма «Тень Алангасара». Режиссёром фильма был Аркадий Черниенко. Валентин Белых был художником-постановщиком. Состоялась презентация картины в Ижевске и Москве в Доме кино. Особенно зрители поблагодарили аплодисментами работу оператора и художника. Оператором был Валерий Севастьянов из Казанской киностудии. На новый фильм, как ранее планировалось, денег не нашлось. Мысли о съёмках не покидали Белых даже по ночам. Переворошив съёмочные эскизы, Валентин Леонидович решил, что многие сюжеты просятся на картины. Дружба с археологами и историками помогла скорректировать некоторые позиции с точки зрения исторической достоверности. И В. Белых решил написать серию картин под общим названием «Эхо древних удмуртов».
  

Текущая версия на 14:52, 31 мая 2021

Белых Валентин Леонидович – художник театра и кино, живописец, график, заслуженный деятель искусств УР, народный художник УР, Лауреат Государственной премии УР, Лауреат национальной премии имени Кузебая Герда.

Валентин Белых.JPG


Биография[править]

Родился Валентин Леонидович 20 августа 1952 года в деревне Сенькагурт Дебёсского района. Мама Марфа Ивановна в 1930-е годы была сосватана молодым парнем по имени Никандр в деревню Кечшур. Там родились старшие братья и сестра: Леонид в 1932 г., Юлия в 1934 г., Пётр в 1936 г., был ещё Сеня, но он умер в три года. В 1937 году все они вернулись в Сенькагурт, купили полуразвалившийся холодный дом. До начала войны Никандр успел построить новый дом. В 1941 году родилась Лина – Светлана. В первые же дни войны Никандр, отправившийся на фронт, погиб при непонятных обстоятельствах. Мама проработала на лесозаготовках, дояркой. Все тяготы и забота о братьях и сестрах легла на плечи 9-летнего Леонида. Сильно помогала бабушка Евдокия Андреевна. Жили недалеко от деда по материнской линии – Ивана Васильевича Стрелкова. С дедом вместе жил его младший сын Анатолий с детьми и тётя Анна – старшая сестра матери. Этот дом мальчишка также считал своим, поскольку часто пропадал у деда.

Кто был отцом художника – неизвестно. Мать будущего художника тактично отстранялась от этого непростого вопроса. А отчество ему досталось от деревенского шофёра Лёньки, играющего и общавшегося с маленьким Валей как со своим.

Старший брат Леонид после войны был отправлен на Воткинский завод. Жил там со своей женой Антонидой Даниловной и дочкой Сашей. Брат Пётр со своей женой и дочкой Алей уехал на целину. Председатель колхоза, узнав об этом, исключил семью Белых из колхоза. Сёстры Юлия и Светлана вышли замуж в деревню Варни. В 1961 году Марфа Ивановна приняла решение переехать к старшему сыну в Воткинск.

Там Валентин пошёл в школу: как говорит сам мастер, учёба шла плохо. Гораздо больше нравились занятия в студии изобразительного искусства для детей, открытой при Дворце культуры «Юбилейный». В пятом классе учитель рисования Никита Яковлевич Коновалов обратил внимание на способности Валентина и предложил записаться в кружок рисования. Во дворце Валентин занимался борьбой и рисованием. Первым учителем будущего художника был Яков Леонтьевич Завируха. Мальчик занимался в изостудии три раза в неделю, летом выезжал на пленэр. После 8-го класса Валентин Леонидович поступил в ПТУ №2 и получил специальность токаря. Затем был распределён на Воткинский машиностроительный завод. Профессия полезная, но молодому выпускнику было тесно в её рамках – тогда было принято решение подавать документы в Казанское художественное училище. И в 1970 году поступил в Казанское художественное училище на театрально-декорационное отделение. Там Валентин Белых получил специальность художника-декоратора, что во многом и определило его дальнейшую судьбу живописца.

Снимал комнату, по ночам подрабатывал сторожем и дворником в республиканском Доме учителя. С первых же дней обучения начал показываться на выставках. Учился у Б. И. Майорова, земляка, преподававшего живопись на старших курсах. Друзья и учитель из Воткинска были рады успехам Валентина, но в ноябре 1971 года его призвали в армию. Два года служил в Чехии, занимался изготовлением наглядной агитации. Осенью 1973 года демобилизовался.

В. Белых со своей семьёй. 1985.

Сразу же продолжил учёбу. На курсе был выбран старостой. С третьего курса начал получать повышенную стипендию. Как отличнику, два раза выделяли путёвку в Ленинград с посещением музеев и Академии художеств. В. Белых очень хотел учиться в этой академии. Но мечте не суждено было осуществиться.

На третьем курсе познакомился с девушкой Альбиной, студенткой пятого курса медицинского института. По национальности она была чувашкой. Через год, в марте 1976 года, они поженились. После свадьбы венчались во Введенском храме. Жена не приняла желание мужа продолжить обучение в Ленинграде в Академии художеств. И после окончания художественного училища с «красным» дипломом, в 1976 году, Валентин Белых с женой вернулся к старенькой матери в Воткинск, где родился их первенец.

Старый Воткинск. Благовещенский собор. 2013.
Нагорная часть Ижевского завода в начале XX века. 2005.

В Воткинске работал во Дворце культуры «Юбилейный» в двух народных театрах – детском и взрослом. Весной 1978 года Союз художников Удмуртии организовал трёхдневный семинар молодых мастеров с показом своих работ. После этого показа А. П. Холмогоров и П. С. Семёнов порекомендовали В. Л. Белых переехать в Ижевск.

В Ижевске работал в Удмуртском государственном драматическом театре художником-декоратором, художником ТЮЗа во Дворце культуры «Металлург», художником ДК «Ижмаш». В 1984 году в Сарапуле открылся новый театр, куда В. Белых был приглашён главным художником. А затем заместитель министра культуры предложил работать художником-постановщиком в Музыкальном государственном театре УР. Художник с удовольствием принял это предложение, к тому же и семья жила в Ижевске. На тот момент в их семье уже было двое детей.

В 1991–1994 гг. работал над съёмками полнометражного художественного фильма в составе киностудии «Кайрос». После съёмок Валентин Леонидович остался без работы. В течение трёх лет жил на вырученные средства от продажи пейзажей. В 1996 году художник получил звание «Заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики». После чего дирекция национального театра УР пригласила В.Л. Белых на должность главного художника.

В 2005 году художник, заслуженный деятель искусств УР, обладатель государственной премии Валентин Леонидович Белых окончательно решил заниматься живописью.


Творчество[править]

В 1982 году Валентина Леонидовича приняли в Союз художников СССР. Через год он получил отдельную мастерскую и жизнь пошла по руслу профессионального художника.

Постепенно формировался стиль письма: академический реализм – портреты, пейзажи, натюрморты, монументальные холсты. Города, в которых он побывал, отмечены на его полотнах: старый Сарапул, Воткинск конца XIX века, Ижевск. Долгое время Валентин Леонидович совмещал деятельность художника-постановщика в театрах и свободного живописца, но, со временем, целиком посвятил себя индивидуальному творчеству.

Хижина древних удмуртов. Серия «Эхо древних удмуртов». 1994.
Арест мултанцев в 1892 году («Мултанское дело»). 2007.
Лондон. Бридж-Таун. 1999.

К концу 1993 года завершились съёмки фильма «Тень Алангасара». Режиссёром фильма был Аркадий Черниенко. Валентин Белых был художником-постановщиком. Состоялась презентация картины в Ижевске и Москве в Доме кино. Особенно зрители поблагодарили аплодисментами работу оператора и художника. Оператором был Валерий Севастьянов из Казанской киностудии. На новый фильм, как ранее планировалось, денег не нашлось. Мысли о съёмках не покидали Белых даже по ночам. Переворошив съёмочные эскизы, Валентин Леонидович решил, что многие сюжеты просятся на картины. Дружба с археологами и историками помогла скорректировать некоторые позиции с точки зрения исторической достоверности. И В. Белых решил написать серию картин под общим названием «Эхо древних удмуртов».

Первая картина «Суд» была благословлена друзьями, и уже через три года из-под руки мастера родились 16 картин. В 1994 году за эти картины В. Л. Белых получил Государственную премию УР.

Картину «Арское городище XVI века – Арчакар базар» писал ровно год. Её размер 200х300 см. По мнению самого художника, это его самая лучшая работа. После её показа на персональной выставке от коллег и общественности получил лестную кличку – картинщик-историограф.

Валентин Белых одним из первых обратился к теме удмуртского средневековья, кроме серии живописных работ «Эхо древних удмуртов», была ещё серия графических работ – «Удмуртские батыры».

Картины мастера иллюстрируют учебники по краеведению и энциклопедические издания.

В 1991-1992 годы был председателем правления Союза художников УР. Член творческого объединения «Ижкар» (2009). Выставляется на местных, региональных и всероссийских выставках. Были организованы персональные выставки в. Москве (1994 г.), в г. Будапеште (1998 г.), совместно с В. Б. Котляровым была выставка в Лондоне, в Лаудердале-хаус (1999).

В некоторых источниках встречается информация о наличии его псевдонима – Тӧдьы Валько [1].


Награды и премии[править]

Лауреат Государственной премии УР, 1994.

Заслуженный деятель искусств УР, 1996.

Лауреат национальной премии имени Кузебая Герда, 2009.

Народный художник УР, 2012.


Литература[править]

  1. Белых Валентин Леонидович (Тӧдьы Валько). // Художники Удмуртии, 1920-2015 годы = Удмуртиысь суредасьёс, 1920-2015 аръёс. - Ижевск, 2015. - С. 37

Валентин Белых : [альбом]. - Ижевск : Удмуртия, 2011. - 87 с.


Библиография[править]

БелМихАйБат. Вячеслав Михайлов (Гиргорей Слави) : пейзаж, натюрморт, 1995-2010. Валентин Белых : пейзаж, 1995-2010. Расиф Батыршин (Батыр) : пейзаж, 1999-2010 / М-во образования и науки Удмурт. Респ. [и др.] ; [вступ. ст.: Александр Золотухин]. - Ижевск : Известия Удмуртской Республики, 2010. - 39 с.

Белых, В. Уӵыос но вашкала дыръя кадь уг чирдо ни... : [размышления художника] / В. Белых. // Инвожо. - 1991. - N 11. - С. 40.

Белых Валентин Леонидович : [крат. биогр. сведения]. // Удмуртия в изобразительном искусстве. Живопись, графика, скульптура. - Ижевск, 2001. - С. 18

Благинина-Кенская, С. Иллюстратор истории удмуртской : [о худож. В. Белых] / С. Благинина-Кенская. // Неделя Удмуртии. - 1995. - 13 окт. - С. 27.

Борисова, Э. Гордая песнь сердца : [о лауреате Гос. премии Удмурт. Респ., худож. В. Белых / Э. Борисова. // Удмуртская правда. - 1995. - 18 апр. – С. 3.]

Виноградова, Е. Кибаш : [очерк об удмурт. худож. В. Белых] / Е. Виноградова. // Удмурт дунне. - 1994. - 23 февр., 1 марта.

Гартиг, В. Наши художники покорили Лондон / В. Гартиг. // Удмуртская правда. - 1999. - 17 авг. - С. 3.

Гартиг, Валентина Оскаровна. Войди в дом предков : три ипостаси Валентина Белых / В. О. Гартиг. // Удмуртская правда. - 2002. - 22 окт. - С. 4.

Зов предков : [о персон. выст. живописи худож. В. Белых]. // АИФ Удмуртии. - 1997. - 20 июня. - С. 4.

Золотухин, А. Пунэмад ке - берыкты : [о худож. В. Белых] / А. Золотухин. // Инвожо. - 1994. - N 6. - С. 24-28.

Золотухин, А. Опыт реконструкции старины : [о худож. В. Белых, лауреате Гос. премии Удмуртии / А. Золотухин. // Удмуртская правда. - 1994. - 12 нояб. - С. 2.]

Москвина, Ольга. Со котьку ужа / Ольга Москвина. // Ӟечбур!. - 2011. - 30 июня. - С. 3.

Николаева, Т. Ачиз но - удмурт батыр : [выст. удмурт. худож. В. Белых в Чуваш. нац. музее] / Т. Николаева. // Удмурт дунне. - 1998. - 28 марта.

Озерный, А. За солнцем, за счастьем, за вымыслом... / А. Озерный. // Известия Удмуртской Республики. - 2000. - 28 июля.

Пчеловодова, Надежда Алексеевна. Валентин Белых. Смокинген но тӧдьы вал вылын : [к 50-летию художника] / Надежда Пчеловодова, Юрий Лобанов. // Инвожо. - 2002. - N 8/9. - С. 58-63.

Танаев, Н. Певец удмуртской старины : [о худож. В. Белых / Н. Танаев, Н. Глухов. // Известия Удмуртской Республики. - 1994. - 28 мая. - С. 3.]

Удмуртские батыры = Удмурт батыръёс / предисловие: Гришкина М. В. ; художник: Белых В. Л. - Ижевск : Удмуртия, 2008. - 24 с.