Виноградова Васса Кирилловна: различия между версиями

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Новая страница: «'''Виноградова Васса Кирилловна''' – актриса Удмуртского театра, народная артистка УАССР…»)
 
 
(не показано 11 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
'''Виноградова Васса Кирилловна''' – актриса Удмуртского театра, народная артистка УАССР
+
'''Виноградова Васса Кирилловна''' – актриса Удмуртского театра, народная артистка УАССР.
 +
 
 +
[[Файл:VinogradovaVassa.jpg|thumb|right|В. К. Виноградова. В роли Анисьи из спектакля «Чукдор» (в русском переводе - «У волка своя тропа», 1956 г.) по пьесе С. П. Широбокова]]
  
 
=Биография=
 
=Биография=
  
Виноградова Васса Кирилловна родилась 20 августа 1909 г. в дер. Удмурт Гондырево Алнашского района. В 1927 г. приезжает в Ижевск и начинает работать токарем на машиностроительном заводе. В Ижевске посещает Центральный удмуртский клуб, выступает с сольными номерами на мероприятиях клуба. На одном из них В. К. Виноградову увидели К. А. Ложкин и И. Г. Гаврилов и, очарованные ее голосом, пригласили на работу в театр <ref name="lozhkin1"> Ложкин, В. В. Хранительница песенной традиции. О В. К. Виноградовой // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 46–54. </ref>.
+
Виноградова Васса Кирилловна родилась 20 августа 1909 г. в дер. Удмурт Гондырево Алнашского района. В 1927 г. приезжает в Ижевск и начинает работать токарем на машиностроительном заводе. В Ижевске посещает Центральный удмуртский клуб, выступает с сольными номерами на мероприятиях клуба. На одном из них В. К. Виноградову увидели К. А. Ложкин и И. Г. Гаврилов и, очарованные ее голосом, пригласили на работу в театр <ref name="lozhkin1"> Ложкин, В. В. Хранительница песенной традиции. О В. К. Виноградовой // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 46–54. </ref>. Театр для нее стал учебным заведением: училась у режиссеров и коллег <ref name="evseeva"> Евсеева, А. Я. Первопроходцы // Евсеева, А. Я. Из сокровищницы души : очерки и эссе о деятелях культуры и театрального искусства Удмуртии / Анна Евсеева. - Ижевск : Монпоражён, 2016 – С. 36. </ref>.
 +
 
 +
Умерла 21 сентября 1992 г. в Ижевске.
  
 
=Творчество=
 
=Творчество=
Строка 9: Строка 13:
 
В большинстве спектаклей с участием В. К. Виноградовой она пела. «Если роль не предусматривала песню, просила композиторов написать ее» <ref name="lozhkin2"> Там же. – С. 46. </ref>.
 
В большинстве спектаклей с участием В. К. Виноградовой она пела. «Если роль не предусматривала песню, просила композиторов написать ее» <ref name="lozhkin2"> Там же. – С. 46. </ref>.
  
Так, она обратилась с просьбой к Н. М. Греховодову об арии для Чабьи, жены-изменницы Камита из музыкальной драмы композитора «Камит Усманов» по одноименной трагедии в стихах И. Г. Гаврилова. «Н. М. Греховодов к этой идее, казалось, отнесся как к капризу артистки, но не пройдет и несколько дней, как принесет готовую арию Чабьи» <ref name="lozhkin2"> Там же. – С. 47. </ref>.
+
Так, она обратилась с просьбой к Н. М. Греховодову об арии для Чабьи, жены-изменницы Камита из музыкальной драмы композитора «Камит Усманов» по одноименной трагедии в стихах И. Г. Гаврилова. «Н. М. Греховодов к этой идее, казалось, отнесся как к капризу артистки, но не пройдет и несколько дней, как принесет готовую арию Чабьи» <ref name="lozhkin12"> Там же. – С. 47. </ref>.
  
 
«В. К. Виноградова напевала композиторам старинные удмуртские песни и на их основе возникали богатейшие по своему звучанию хоры, сольные, дуэтные партии, оркестровые номера» <ref name="lozhkin3"> Там же.  </ref>.
 
«В. К. Виноградова напевала композиторам старинные удмуртские песни и на их основе возникали богатейшие по своему звучанию хоры, сольные, дуэтные партии, оркестровые номера» <ref name="lozhkin3"> Там же.  </ref>.
Строка 19: Строка 23:
 
В. К. Виноградова не училась сценическому искусству и не участвовала в драмкружках. Благодаря природному таланту, которому помогли раскрыться режиссеры и опытные актеры, она смогла овладеть новой для нее профессией.
 
В. К. Виноградова не училась сценическому искусству и не участвовала в драмкружках. Благодаря природному таланту, которому помогли раскрыться режиссеры и опытные актеры, она смогла овладеть новой для нее профессией.
  
Дебют 20-летней В. К. Виноградовой состоялся в роли знахарки Кушьи в пьесе М. П. Петрова «Батрак». Актриса сумела передать двуличие, лицемерие героини, ее жадность, хитрость <ref name="lozhkin10"> Там же.  –С. 49. </ref>.
+
Дебют 20-летней В. К. Виноградовой состоялся в роли знахарки Кушьи в пьесе М. П. Петрова «Батрак». Актриса сумела передать двуличие, лицемерие героини, ее жадность, хитрость <ref name="lozhkin10"> Там же.  – С. 49. </ref>.
  
 
Вторая ее роль – Анна Андреевна, жена Городничего из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1933).  
 
Вторая ее роль – Анна Андреевна, жена Городничего из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1933).  
Строка 25: Строка 29:
 
В спектакле «Кезьыт ошмес» (Холодный ключ, 1934) создает образ Жаги, возлюбленной Беглоя. «С болью в сердце она говорит Беглою, досрочно отправляемому в солдаты, как же теперь сложится ее судьба. Но в голосе артистки нет безысходности. <…> Страдания героев артисты выражали здесь не через сентиментальную чувственность, а через внутренние монологи, переходящие в бессловный диалог. В этой сцене режиссер А. И. Саратов и артисты сумели передать выносливость и мужество героев в несчастье <ref name="lozhkin7"> Там же.  – С. 47. </ref>.
 
В спектакле «Кезьыт ошмес» (Холодный ключ, 1934) создает образ Жаги, возлюбленной Беглоя. «С болью в сердце она говорит Беглою, досрочно отправляемому в солдаты, как же теперь сложится ее судьба. Но в голосе артистки нет безысходности. <…> Страдания героев артисты выражали здесь не через сентиментальную чувственность, а через внутренние монологи, переходящие в бессловный диалог. В этой сцене режиссер А. И. Саратов и артисты сумели передать выносливость и мужество героев в несчастье <ref name="lozhkin7"> Там же.  – С. 47. </ref>.
  
В 1930-е гг. создала образ Наталь в драме М. П. Петрова «Зӥбет зурка» (Иго содрогается, 1936). «Она не борец и не проходит каких-то стадий духовной эволюции. <…> Но в отдельные моменты образ достигал подлинного драматизма. Это особенно ощущалось в картине проводов Алексея в солдаты, в сцене, когда Наталь, дошедшая от горя до грани самоубийства, начинает петь. Захватывала сцена, когда в избу заходил Самсон, отец, Алексея, и Наталь, приготовившаяся наложить на себя руки, приняв его за нищего, подает ему кусок хлеба. Эти сцены зритель не мог смотреть без содрогания <ref name="lozhkin7"> Там же.  – С. 50. </ref>.
+
В 1930-е гг. создала образ Наталь в драме М. П. Петрова «Зӥбет зурка» (Иго содрогается, 1936). «Она не борец и не проходит каких-то стадий духовной эволюции. <…> Но в отдельные моменты образ достигал подлинного драматизма. Это особенно ощущалось в картине проводов Алексея в солдаты, в сцене, когда Наталь, дошедшая от горя до грани самоубийства, начинает петь. Захватывала сцена, когда в избу заходил Самсон, отец, Алексея, и Наталь, приготовившаяся наложить на себя руки, приняв его за нищего, подает ему кусок хлеба. Эти сцены зритель не мог смотреть без содрогания <ref name="lozhkin71"> Там же.  – С. 50. </ref>.
 +
 
 +
[[Файл:Vinogradova14.jpg|thumb|left|И. Г. Гаврилов. «Аннок». В. К. Виноградова - Юбера, 1947 г.]]
  
 
В военные и послевоенные годы она создает разноплановые роли. Лучшие из них – Чабья в «Камите Усманове» (1941, 1945), Васса Железнова в одноименной пьесе А. М. Горького (1946), Мать Зои Космодемьянской в «Сказке о правде» М. Алигер (1947), Ульяна в «Весенних днях» и Юбера в «Аннок» (1954, 1958) И. Г. Гаврилова, Зоя Кабышева в «Старом доме» (1959) Г. Д. Красильникова.  
 
В военные и послевоенные годы она создает разноплановые роли. Лучшие из них – Чабья в «Камите Усманове» (1941, 1945), Васса Железнова в одноименной пьесе А. М. Горького (1946), Мать Зои Космодемьянской в «Сказке о правде» М. Алигер (1947), Ульяна в «Весенних днях» и Юбера в «Аннок» (1954, 1958) И. Г. Гаврилова, Зоя Кабышева в «Старом доме» (1959) Г. Д. Красильникова.  
Строка 31: Строка 37:
 
=Литература=
 
=Литература=
 
<references />
 
<references />
 +
  
 
=Библиография=
 
=Библиография=
Строка 41: Строка 48:
  
 
Виноградова В., Широбокова А., Садовников В. Искусство удысэ интыысь кадръёсты тросгес дасяно // Советской Удмуртия. – 1954. – 5 сентября.  
 
Виноградова В., Широбокова А., Садовников В. Искусство удысэ интыысь кадръёсты тросгес дасяно // Советской Удмуртия. – 1954. – 5 сентября.  
 +
 +
Васса Кирилловна Виноградова // Кенеш. – 2000. – № 5/6. – С. 51.
 +
 +
Евсеева А. Я. Из сокровищницы души : очерки и эссе о деятелях культуры и театрального искусства Удмуртии. - Ижевск : Монпоражён, 2016. - 275 с.
 +
 +
Евсеева А. Я. О чем вспоминаю с особым теплом // С любовью к театру : о творч. пути Гос. нац. театра Удмуртии. – Ижевск, 2006. – С. 69–89.
  
 
Евсеева А. Я. Первопроходцы // Италмас. – 2010. – № 1. – С. 99–100.
 
Евсеева А. Я. Первопроходцы // Италмас. – 2010. – № 1. – С. 99–100.
+
 
Петров Г. Я. Удмурт театрез ноку ӧй тэргалля // Удмурт дунне. – 2011. № 30 марта. – С. 8.  
+
Евсеева А. Я. Товарищи, партнеры // С любовью к театру : о творч. пути Гос. нац. театра Удмуртии. – Ижевск, 2006. – С. 42– 62.
+
 
Евсеева А. Я. Из сокровищницы души/Анна Евсеева. - 2016
 
 
Васса Кирилловна Виноградова // Кенеш. – 2000. – № 5/6. – С. 51.
 
 
 
 
Загребин Е. Е. Васса кенак // Инвожо. – 2003. –№ 1/2. – С. 35– 40.
 
Загребин Е. Е. Васса кенак // Инвожо. – 2003. –№ 1/2. – С. 35– 40.
+
 
 
Загребин Е. Е. Васса кенак // Яратонэ тон, вожанэ.... – Ижевск, 2004. – С. 43–54.
 
Загребин Е. Е. Васса кенак // Яратонэ тон, вожанэ.... – Ижевск, 2004. – С. 43–54.
+
 
Евсеева А. Я. Товарищи, партнеры // С любовью к театру : о творч. пути Гос. нац. театра Удмуртии. – Ижевск, 2006. – С. 42– 62.
+
Петров Г. Я. Удмурт театрез ноку ӧй тэргалля // Удмурт дунне. – 2011. № 30 марта. – С. 8.  
+
 
Евсеева А. Я. О чем вспоминаю с особым теплом // С любовью к театру : о творч. пути Гос. нац. театра Удмуртии. – Ижевск, 2006. – С. 69– 89.
+
[[Category:Удмуртский театр]]

Текущая версия на 12:49, 15 декабря 2019

Виноградова Васса Кирилловна – актриса Удмуртского театра, народная артистка УАССР.

В. К. Виноградова. В роли Анисьи из спектакля «Чукдор» (в русском переводе - «У волка своя тропа», 1956 г.) по пьесе С. П. Широбокова

Биография[править]

Виноградова Васса Кирилловна родилась 20 августа 1909 г. в дер. Удмурт Гондырево Алнашского района. В 1927 г. приезжает в Ижевск и начинает работать токарем на машиностроительном заводе. В Ижевске посещает Центральный удмуртский клуб, выступает с сольными номерами на мероприятиях клуба. На одном из них В. К. Виноградову увидели К. А. Ложкин и И. Г. Гаврилов и, очарованные ее голосом, пригласили на работу в театр [1]. Театр для нее стал учебным заведением: училась у режиссеров и коллег [2].

Умерла 21 сентября 1992 г. в Ижевске.

Творчество[править]

В большинстве спектаклей с участием В. К. Виноградовой она пела. «Если роль не предусматривала песню, просила композиторов написать ее» [3].

Так, она обратилась с просьбой к Н. М. Греховодову об арии для Чабьи, жены-изменницы Камита из музыкальной драмы композитора «Камит Усманов» по одноименной трагедии в стихах И. Г. Гаврилова. «Н. М. Греховодов к этой идее, казалось, отнесся как к капризу артистки, но не пройдет и несколько дней, как принесет готовую арию Чабьи» [4].

«В. К. Виноградова напевала композиторам старинные удмуртские песни и на их основе возникали богатейшие по своему звучанию хоры, сольные, дуэтные партии, оркестровые номера» [5].

Ее напевы используются в спектаклях «Кезьыт ошмес», «Тыло вӧсь», «Аннок», «Вуж Мултан». В. К. Виноградовой в духе народных причитаний созданы собственные интерпретации [5].

Часто вместе с К. К. Гавриловой выступала с концертными номерами. В 1937 г. их дуэт был записан на пленку в Москве. На пленку совместно с К. К. Гавриловой и К. А. Ложкиным записаны песни «Уӵы меда туганэ», «Со урамтӥ васькид-а но», «Ӵыдонтэм тулыс уй». Вместе с К. К. Гавриловой прошла первый тур на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в г. Горьком (1939). Второй тур не состоялся из начала войны.

В. К. Виноградова не училась сценическому искусству и не участвовала в драмкружках. Благодаря природному таланту, которому помогли раскрыться режиссеры и опытные актеры, она смогла овладеть новой для нее профессией.

Дебют 20-летней В. К. Виноградовой состоялся в роли знахарки Кушьи в пьесе М. П. Петрова «Батрак». Актриса сумела передать двуличие, лицемерие героини, ее жадность, хитрость [6].

Вторая ее роль – Анна Андреевна, жена Городничего из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1933).

В спектакле «Кезьыт ошмес» (Холодный ключ, 1934) создает образ Жаги, возлюбленной Беглоя. «С болью в сердце она говорит Беглою, досрочно отправляемому в солдаты, как же теперь сложится ее судьба. Но в голосе артистки нет безысходности. <…> Страдания героев артисты выражали здесь не через сентиментальную чувственность, а через внутренние монологи, переходящие в бессловный диалог. В этой сцене режиссер А. И. Саратов и артисты сумели передать выносливость и мужество героев в несчастье [7].

В 1930-е гг. создала образ Наталь в драме М. П. Петрова «Зӥбет зурка» (Иго содрогается, 1936). «Она не борец и не проходит каких-то стадий духовной эволюции. <…> Но в отдельные моменты образ достигал подлинного драматизма. Это особенно ощущалось в картине проводов Алексея в солдаты, в сцене, когда Наталь, дошедшая от горя до грани самоубийства, начинает петь. Захватывала сцена, когда в избу заходил Самсон, отец, Алексея, и Наталь, приготовившаяся наложить на себя руки, приняв его за нищего, подает ему кусок хлеба. Эти сцены зритель не мог смотреть без содрогания [8].

И. Г. Гаврилов. «Аннок». В. К. Виноградова - Юбера, 1947 г.

В военные и послевоенные годы она создает разноплановые роли. Лучшие из них – Чабья в «Камите Усманове» (1941, 1945), Васса Железнова в одноименной пьесе А. М. Горького (1946), Мать Зои Космодемьянской в «Сказке о правде» М. Алигер (1947), Ульяна в «Весенних днях» и Юбера в «Аннок» (1954, 1958) И. Г. Гаврилова, Зоя Кабышева в «Старом доме» (1959) Г. Д. Красильникова.

Литература[править]

  1. Ложкин, В. В. Хранительница песенной традиции. О В. К. Виноградовой // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 46–54.
  2. Евсеева, А. Я. Первопроходцы // Евсеева, А. Я. Из сокровищницы души : очерки и эссе о деятелях культуры и театрального искусства Удмуртии / Анна Евсеева. - Ижевск : Монпоражён, 2016 – С. 36.
  3. Там же. – С. 46.
  4. Там же. – С. 47.
  5. 5,0 5,1 Там же.
  6. Там же. – С. 49.
  7. Там же. – С. 47.
  8. Там же. – С. 50.


Библиография[править]

Виноградова В. Мынам роле // Удмурт коммуна. – 1935. – 1 декабря.

Виноградова В. Мынам роле // Гаврилов, И. Г. Вить ар удмурт театрлы = Пять лет удмуртскому театру : 1931–1936 / [сборник организовал И. Г. Гаврилов]. – Ижевск : Удмурт театр : Удгиз, 1936. – 85 с. – Режим доступа: https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/25990

Виноградова В. Кырӟан ужаны мылкыдэз ӝутэ // Советской Удмуртия. – 1952. – 13 января.

Виноградова В., Широбокова А., Садовников В. Искусство удысэ интыысь кадръёсты тросгес дасяно // Советской Удмуртия. – 1954. – 5 сентября.

Васса Кирилловна Виноградова // Кенеш. – 2000. – № 5/6. – С. 51.

Евсеева А. Я. Из сокровищницы души : очерки и эссе о деятелях культуры и театрального искусства Удмуртии. - Ижевск : Монпоражён, 2016. - 275 с.

Евсеева А. Я. О чем вспоминаю с особым теплом // С любовью к театру : о творч. пути Гос. нац. театра Удмуртии. – Ижевск, 2006. – С. 69–89.

Евсеева А. Я. Первопроходцы // Италмас. – 2010. – № 1. – С. 99–100.

Евсеева А. Я. Товарищи, партнеры // С любовью к театру : о творч. пути Гос. нац. театра Удмуртии. – Ижевск, 2006. – С. 42– 62.

Загребин Е. Е. Васса кенак // Инвожо. – 2003. –№ 1/2. – С. 35– 40.

Загребин Е. Е. Васса кенак // Яратонэ тон, вожанэ.... – Ижевск, 2004. – С. 43–54.

Петров Г. Я. Удмурт театрез ноку ӧй тэргалля // Удмурт дунне. – 2011. № 30 марта. – С. 8.