Виноградова Васса Кирилловна: различия между версиями
Ladamiri (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Виноградова Васса Кирилловна''' – актриса Удмуртского театра, народная артистка УАССР…») |
Ladamiri (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 11 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Виноградова Васса Кирилловна''' – актриса Удмуртского театра, народная артистка УАССР | + | '''Виноградова Васса Кирилловна''' – актриса Удмуртского театра, народная артистка УАССР. |
+ | |||
+ | [[Файл:VinogradovaVassa.jpg|thumb|right|В. К. Виноградова. В роли Анисьи из спектакля «Чукдор» (в русском переводе - «У волка своя тропа», 1956 г.) по пьесе С. П. Широбокова]] | ||
=Биография= | =Биография= | ||
− | Виноградова Васса Кирилловна родилась 20 августа 1909 г. в дер. Удмурт Гондырево Алнашского района. В 1927 г. приезжает в Ижевск и начинает работать токарем на машиностроительном заводе. В Ижевске посещает Центральный удмуртский клуб, выступает с сольными номерами на мероприятиях клуба. На одном из них В. К. Виноградову увидели К. А. Ложкин и И. Г. Гаврилов и, очарованные ее голосом, пригласили на работу в театр <ref name="lozhkin1"> Ложкин, В. В. Хранительница песенной традиции. О В. К. Виноградовой // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 46–54. </ref>. | + | Виноградова Васса Кирилловна родилась 20 августа 1909 г. в дер. Удмурт Гондырево Алнашского района. В 1927 г. приезжает в Ижевск и начинает работать токарем на машиностроительном заводе. В Ижевске посещает Центральный удмуртский клуб, выступает с сольными номерами на мероприятиях клуба. На одном из них В. К. Виноградову увидели К. А. Ложкин и И. Г. Гаврилов и, очарованные ее голосом, пригласили на работу в театр <ref name="lozhkin1"> Ложкин, В. В. Хранительница песенной традиции. О В. К. Виноградовой // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 46–54. </ref>. Театр для нее стал учебным заведением: училась у режиссеров и коллег <ref name="evseeva"> Евсеева, А. Я. Первопроходцы // Евсеева, А. Я. Из сокровищницы души : очерки и эссе о деятелях культуры и театрального искусства Удмуртии / Анна Евсеева. - Ижевск : Монпоражён, 2016 – С. 36. </ref>. |
+ | |||
+ | Умерла 21 сентября 1992 г. в Ижевске. | ||
=Творчество= | =Творчество= | ||
Строка 9: | Строка 13: | ||
В большинстве спектаклей с участием В. К. Виноградовой она пела. «Если роль не предусматривала песню, просила композиторов написать ее» <ref name="lozhkin2"> Там же. – С. 46. </ref>. | В большинстве спектаклей с участием В. К. Виноградовой она пела. «Если роль не предусматривала песню, просила композиторов написать ее» <ref name="lozhkin2"> Там же. – С. 46. </ref>. | ||
− | Так, она обратилась с просьбой к Н. М. Греховодову об арии для Чабьи, жены-изменницы Камита из музыкальной драмы композитора «Камит Усманов» по одноименной трагедии в стихах И. Г. Гаврилова. «Н. М. Греховодов к этой идее, казалось, отнесся как к капризу артистки, но не пройдет и несколько дней, как принесет готовую арию Чабьи» <ref name=" | + | Так, она обратилась с просьбой к Н. М. Греховодову об арии для Чабьи, жены-изменницы Камита из музыкальной драмы композитора «Камит Усманов» по одноименной трагедии в стихах И. Г. Гаврилова. «Н. М. Греховодов к этой идее, казалось, отнесся как к капризу артистки, но не пройдет и несколько дней, как принесет готовую арию Чабьи» <ref name="lozhkin12"> Там же. – С. 47. </ref>. |
«В. К. Виноградова напевала композиторам старинные удмуртские песни и на их основе возникали богатейшие по своему звучанию хоры, сольные, дуэтные партии, оркестровые номера» <ref name="lozhkin3"> Там же. </ref>. | «В. К. Виноградова напевала композиторам старинные удмуртские песни и на их основе возникали богатейшие по своему звучанию хоры, сольные, дуэтные партии, оркестровые номера» <ref name="lozhkin3"> Там же. </ref>. | ||
Строка 19: | Строка 23: | ||
В. К. Виноградова не училась сценическому искусству и не участвовала в драмкружках. Благодаря природному таланту, которому помогли раскрыться режиссеры и опытные актеры, она смогла овладеть новой для нее профессией. | В. К. Виноградова не училась сценическому искусству и не участвовала в драмкружках. Благодаря природному таланту, которому помогли раскрыться режиссеры и опытные актеры, она смогла овладеть новой для нее профессией. | ||
− | Дебют 20-летней В. К. Виноградовой состоялся в роли знахарки Кушьи в пьесе М. П. Петрова «Батрак». Актриса сумела передать двуличие, лицемерие героини, ее жадность, хитрость <ref name="lozhkin10"> Там же. | + | Дебют 20-летней В. К. Виноградовой состоялся в роли знахарки Кушьи в пьесе М. П. Петрова «Батрак». Актриса сумела передать двуличие, лицемерие героини, ее жадность, хитрость <ref name="lozhkin10"> Там же. – С. 49. </ref>. |
Вторая ее роль – Анна Андреевна, жена Городничего из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1933). | Вторая ее роль – Анна Андреевна, жена Городничего из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1933). | ||
Строка 25: | Строка 29: | ||
В спектакле «Кезьыт ошмес» (Холодный ключ, 1934) создает образ Жаги, возлюбленной Беглоя. «С болью в сердце она говорит Беглою, досрочно отправляемому в солдаты, как же теперь сложится ее судьба. Но в голосе артистки нет безысходности. <…> Страдания героев артисты выражали здесь не через сентиментальную чувственность, а через внутренние монологи, переходящие в бессловный диалог. В этой сцене режиссер А. И. Саратов и артисты сумели передать выносливость и мужество героев в несчастье <ref name="lozhkin7"> Там же. – С. 47. </ref>. | В спектакле «Кезьыт ошмес» (Холодный ключ, 1934) создает образ Жаги, возлюбленной Беглоя. «С болью в сердце она говорит Беглою, досрочно отправляемому в солдаты, как же теперь сложится ее судьба. Но в голосе артистки нет безысходности. <…> Страдания героев артисты выражали здесь не через сентиментальную чувственность, а через внутренние монологи, переходящие в бессловный диалог. В этой сцене режиссер А. И. Саратов и артисты сумели передать выносливость и мужество героев в несчастье <ref name="lozhkin7"> Там же. – С. 47. </ref>. | ||
− | В 1930-е гг. создала образ Наталь в драме М. П. Петрова «Зӥбет зурка» (Иго содрогается, 1936). «Она не борец и не проходит каких-то стадий духовной эволюции. <…> Но в отдельные моменты образ достигал подлинного драматизма. Это особенно ощущалось в картине проводов Алексея в солдаты, в сцене, когда Наталь, дошедшая от горя до грани самоубийства, начинает петь. Захватывала сцена, когда в избу заходил Самсон, отец, Алексея, и Наталь, приготовившаяся наложить на себя руки, приняв его за нищего, подает ему кусок хлеба. Эти сцены зритель не мог смотреть без содрогания <ref name=" | + | В 1930-е гг. создала образ Наталь в драме М. П. Петрова «Зӥбет зурка» (Иго содрогается, 1936). «Она не борец и не проходит каких-то стадий духовной эволюции. <…> Но в отдельные моменты образ достигал подлинного драматизма. Это особенно ощущалось в картине проводов Алексея в солдаты, в сцене, когда Наталь, дошедшая от горя до грани самоубийства, начинает петь. Захватывала сцена, когда в избу заходил Самсон, отец, Алексея, и Наталь, приготовившаяся наложить на себя руки, приняв его за нищего, подает ему кусок хлеба. Эти сцены зритель не мог смотреть без содрогания <ref name="lozhkin71"> Там же. – С. 50. </ref>. |
+ | |||
+ | [[Файл:Vinogradova14.jpg|thumb|left|И. Г. Гаврилов. «Аннок». В. К. Виноградова - Юбера, 1947 г.]] | ||
В военные и послевоенные годы она создает разноплановые роли. Лучшие из них – Чабья в «Камите Усманове» (1941, 1945), Васса Железнова в одноименной пьесе А. М. Горького (1946), Мать Зои Космодемьянской в «Сказке о правде» М. Алигер (1947), Ульяна в «Весенних днях» и Юбера в «Аннок» (1954, 1958) И. Г. Гаврилова, Зоя Кабышева в «Старом доме» (1959) Г. Д. Красильникова. | В военные и послевоенные годы она создает разноплановые роли. Лучшие из них – Чабья в «Камите Усманове» (1941, 1945), Васса Железнова в одноименной пьесе А. М. Горького (1946), Мать Зои Космодемьянской в «Сказке о правде» М. Алигер (1947), Ульяна в «Весенних днях» и Юбера в «Аннок» (1954, 1958) И. Г. Гаврилова, Зоя Кабышева в «Старом доме» (1959) Г. Д. Красильникова. | ||
Строка 31: | Строка 37: | ||
=Литература= | =Литература= | ||
<references /> | <references /> | ||
+ | |||
=Библиография= | =Библиография= | ||
Строка 41: | Строка 48: | ||
Виноградова В., Широбокова А., Садовников В. Искусство удысэ интыысь кадръёсты тросгес дасяно // Советской Удмуртия. – 1954. – 5 сентября. | Виноградова В., Широбокова А., Садовников В. Искусство удысэ интыысь кадръёсты тросгес дасяно // Советской Удмуртия. – 1954. – 5 сентября. | ||
+ | |||
+ | Васса Кирилловна Виноградова // Кенеш. – 2000. – № 5/6. – С. 51. | ||
+ | |||
+ | Евсеева А. Я. Из сокровищницы души : очерки и эссе о деятелях культуры и театрального искусства Удмуртии. - Ижевск : Монпоражён, 2016. - 275 с. | ||
+ | |||
+ | Евсеева А. Я. О чем вспоминаю с особым теплом // С любовью к театру : о творч. пути Гос. нац. театра Удмуртии. – Ижевск, 2006. – С. 69–89. | ||
Евсеева А. Я. Первопроходцы // Италмас. – 2010. – № 1. – С. 99–100. | Евсеева А. Я. Первопроходцы // Италмас. – 2010. – № 1. – С. 99–100. | ||
− | + | ||
− | + | Евсеева А. Я. Товарищи, партнеры // С любовью к театру : о творч. пути Гос. нац. театра Удмуртии. – Ижевск, 2006. – С. 42– 62. | |
− | + | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
Загребин Е. Е. Васса кенак // Инвожо. – 2003. –№ 1/2. – С. 35– 40. | Загребин Е. Е. Васса кенак // Инвожо. – 2003. –№ 1/2. – С. 35– 40. | ||
− | + | ||
Загребин Е. Е. Васса кенак // Яратонэ тон, вожанэ.... – Ижевск, 2004. – С. 43–54. | Загребин Е. Е. Васса кенак // Яратонэ тон, вожанэ.... – Ижевск, 2004. – С. 43–54. | ||
− | + | ||
− | + | Петров Г. Я. Удмурт театрез ноку ӧй тэргалля // Удмурт дунне. – 2011. № 30 марта. – С. 8. | |
− | + | ||
− | + | [[Category:Удмуртский театр]] |
Текущая версия на 12:49, 15 декабря 2019
Виноградова Васса Кирилловна – актриса Удмуртского театра, народная артистка УАССР.
Биография[править]
Виноградова Васса Кирилловна родилась 20 августа 1909 г. в дер. Удмурт Гондырево Алнашского района. В 1927 г. приезжает в Ижевск и начинает работать токарем на машиностроительном заводе. В Ижевске посещает Центральный удмуртский клуб, выступает с сольными номерами на мероприятиях клуба. На одном из них В. К. Виноградову увидели К. А. Ложкин и И. Г. Гаврилов и, очарованные ее голосом, пригласили на работу в театр [1]. Театр для нее стал учебным заведением: училась у режиссеров и коллег [2].
Умерла 21 сентября 1992 г. в Ижевске.
Творчество[править]
В большинстве спектаклей с участием В. К. Виноградовой она пела. «Если роль не предусматривала песню, просила композиторов написать ее» [3].
Так, она обратилась с просьбой к Н. М. Греховодову об арии для Чабьи, жены-изменницы Камита из музыкальной драмы композитора «Камит Усманов» по одноименной трагедии в стихах И. Г. Гаврилова. «Н. М. Греховодов к этой идее, казалось, отнесся как к капризу артистки, но не пройдет и несколько дней, как принесет готовую арию Чабьи» [4].
«В. К. Виноградова напевала композиторам старинные удмуртские песни и на их основе возникали богатейшие по своему звучанию хоры, сольные, дуэтные партии, оркестровые номера» [5].
Ее напевы используются в спектаклях «Кезьыт ошмес», «Тыло вӧсь», «Аннок», «Вуж Мултан». В. К. Виноградовой в духе народных причитаний созданы собственные интерпретации [5].
Часто вместе с К. К. Гавриловой выступала с концертными номерами. В 1937 г. их дуэт был записан на пленку в Москве. На пленку совместно с К. К. Гавриловой и К. А. Ложкиным записаны песни «Уӵы меда туганэ», «Со урамтӥ васькид-а но», «Ӵыдонтэм тулыс уй». Вместе с К. К. Гавриловой прошла первый тур на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в г. Горьком (1939). Второй тур не состоялся из начала войны.
В. К. Виноградова не училась сценическому искусству и не участвовала в драмкружках. Благодаря природному таланту, которому помогли раскрыться режиссеры и опытные актеры, она смогла овладеть новой для нее профессией.
Дебют 20-летней В. К. Виноградовой состоялся в роли знахарки Кушьи в пьесе М. П. Петрова «Батрак». Актриса сумела передать двуличие, лицемерие героини, ее жадность, хитрость [6].
Вторая ее роль – Анна Андреевна, жена Городничего из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1933).
В спектакле «Кезьыт ошмес» (Холодный ключ, 1934) создает образ Жаги, возлюбленной Беглоя. «С болью в сердце она говорит Беглою, досрочно отправляемому в солдаты, как же теперь сложится ее судьба. Но в голосе артистки нет безысходности. <…> Страдания героев артисты выражали здесь не через сентиментальную чувственность, а через внутренние монологи, переходящие в бессловный диалог. В этой сцене режиссер А. И. Саратов и артисты сумели передать выносливость и мужество героев в несчастье [7].
В 1930-е гг. создала образ Наталь в драме М. П. Петрова «Зӥбет зурка» (Иго содрогается, 1936). «Она не борец и не проходит каких-то стадий духовной эволюции. <…> Но в отдельные моменты образ достигал подлинного драматизма. Это особенно ощущалось в картине проводов Алексея в солдаты, в сцене, когда Наталь, дошедшая от горя до грани самоубийства, начинает петь. Захватывала сцена, когда в избу заходил Самсон, отец, Алексея, и Наталь, приготовившаяся наложить на себя руки, приняв его за нищего, подает ему кусок хлеба. Эти сцены зритель не мог смотреть без содрогания [8].
В военные и послевоенные годы она создает разноплановые роли. Лучшие из них – Чабья в «Камите Усманове» (1941, 1945), Васса Железнова в одноименной пьесе А. М. Горького (1946), Мать Зои Космодемьянской в «Сказке о правде» М. Алигер (1947), Ульяна в «Весенних днях» и Юбера в «Аннок» (1954, 1958) И. Г. Гаврилова, Зоя Кабышева в «Старом доме» (1959) Г. Д. Красильникова.
Литература[править]
- ↑ Ложкин, В. В. Хранительница песенной традиции. О В. К. Виноградовой // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 46–54.
- ↑ Евсеева, А. Я. Первопроходцы // Евсеева, А. Я. Из сокровищницы души : очерки и эссе о деятелях культуры и театрального искусства Удмуртии / Анна Евсеева. - Ижевск : Монпоражён, 2016 – С. 36.
- ↑ Там же. – С. 46.
- ↑ Там же. – С. 47.
- ↑ 5,0 5,1 Там же.
- ↑ Там же. – С. 49.
- ↑ Там же. – С. 47.
- ↑ Там же. – С. 50.
Библиография[править]
Виноградова В. Мынам роле // Удмурт коммуна. – 1935. – 1 декабря.
Виноградова В. Мынам роле // Гаврилов, И. Г. Вить ар удмурт театрлы = Пять лет удмуртскому театру : 1931–1936 / [сборник организовал И. Г. Гаврилов]. – Ижевск : Удмурт театр : Удгиз, 1936. – 85 с. – Режим доступа: https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/25990
Виноградова В. Кырӟан ужаны мылкыдэз ӝутэ // Советской Удмуртия. – 1952. – 13 января.
Виноградова В., Широбокова А., Садовников В. Искусство удысэ интыысь кадръёсты тросгес дасяно // Советской Удмуртия. – 1954. – 5 сентября.
Васса Кирилловна Виноградова // Кенеш. – 2000. – № 5/6. – С. 51.
Евсеева А. Я. Из сокровищницы души : очерки и эссе о деятелях культуры и театрального искусства Удмуртии. - Ижевск : Монпоражён, 2016. - 275 с.
Евсеева А. Я. О чем вспоминаю с особым теплом // С любовью к театру : о творч. пути Гос. нац. театра Удмуртии. – Ижевск, 2006. – С. 69–89.
Евсеева А. Я. Первопроходцы // Италмас. – 2010. – № 1. – С. 99–100.
Евсеева А. Я. Товарищи, партнеры // С любовью к театру : о творч. пути Гос. нац. театра Удмуртии. – Ижевск, 2006. – С. 42– 62.
Загребин Е. Е. Васса кенак // Инвожо. – 2003. –№ 1/2. – С. 35– 40.
Загребин Е. Е. Васса кенак // Яратонэ тон, вожанэ.... – Ижевск, 2004. – С. 43–54.
Петров Г. Я. Удмурт театрез ноку ӧй тэргалля // Удмурт дунне. – 2011. № 30 марта. – С. 8.