Шунды мумы: различия между версиями
Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поискуAdmin (обсуждение | вклад) |
Ladamiri (обсуждение | вклад) |
||
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника) | |||
Строка 8: | Строка 8: | ||
<references /> | <references /> | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Пантеон богов]] |
Текущая версия на 15:58, 30 августа 2018
Следит за восходом и заходом солнца. Когда солнце передвигается по небу, она указывает ему дорогу[1].
Образ "Шунды-мумы" не очень ясный по своей сущности. С одной стороны, это — мать солнца — особое божество, которое ответственно за то, чтобы солнце вовремя всходило и заходило[2]. Чтобы светило не сбилось с пути, Шунды-мумы движется перед ним в виде некой черной чаши, указывая дорогу [3]. С другой стороны, под Шунды-мумы понималось и само солнце[2]. Иногда термином "мать солнца" удмурты называли чонари — паука-крестовика, что, по-видимому, восходит к поверью о пауке, который своей паутиной может заткать солнце и лишить людей света. Чтобы этого не случилось, появляется ветер [4].
Литература[править]
- ↑ Перевозчикова Т.Г. Приметы и поверья удмуртов о погоде // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья.- Ижевск, 1989. - С. 44-85.
- ↑ 2,0 2,1 Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов как система и ее основные структурные компоненты / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. - Ижевск, 1994. - С. 71.
- ↑ Емельянов А.И. Курс по этнографии вотяков : Остатки старинных верований и обрядов у вотяков. - Казань, 1921. - Вып. 3. С. 132.
- ↑ Верещагин Г.Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии // Записки РГО. - СПб., 1889. - Т. XIV, вып.3. - С. 137.