Мунчомурт (Мунчо кузё): различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Ladamiri (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 7: | Строка 7: | ||
== Литература== | == Литература== | ||
+ | <references /> | ||
− | + | [[Категория:Пантеон богов]] |
Текущая версия на 15:56, 30 августа 2018
Это - особый антропоморфный дух - мунчомурт/ -кузё/ -кукник/ -почетка/ -матча /кузь йырси/тӧдьы мурт, который «не порождение Инмара, поэтому выглядит черным». Он обитает в темном углу за каменкой.
Северным удмуртам банник представлялся в виде мужика средних лет, одетого в белую одежду, а южным удмуртам - в виде бесформенной массы вроде студня, без костей, с длинными волосами, «с одним огромным глазом наподобие луны». Он может кричать и плакать как грудной ребенок. Характер у банника нелегкий. Имеет обыкновение подшучивать над моющимися: прячет одежду, выворачивает се, завязывает рукава. Он не любит тех, кто ходит в баню поодиночке, громко говорит, ругается. Может подменять детей. Банник также не любит тех, кто приходит в баню после полуночи, так как там уже моются «иные», то есть представители другого мира. Кстати, для этих «гостей» всегда нужно оставлять банные принадлежности[1]. Если уж пришлось ночью идти в баню, рекомендовали зайти со словами: «сизъымдон но сизьым кузя пыриськом» («семьдесят и семь человек заходим»), тогда хозяин бани не тронет[2].
Как правило, он показывается людям к несчастью (ишан азьын). Уберечься от него можно-заговором: «куке азвесь вылэ тубод, соку монэ си» («Когда на серебро взберешься, тогда меня ешь!»)[3] или использованием металлических предметов.
Литература[править]
- ↑ Волкова Л.А. Сакрализация окультуренного пространства / Волкова Л.А. // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века). - Ижевск, 2003. С. 277-294.
- ↑ Ившин В. Михаил Ильинлэн люкам визьбурез // Кенеш. 1993. №2. С. 23-24.
- ↑ Верещагин В.Е. Этнографические очерки. - Ижевск, 2000. - Т.3. Кн.2. Вып. 1. - С. 215.