Вумурт, Вупуш: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) м (1 версия импортирована) |
Ladamiri (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | Все водоемы, какие только есть на земле, вплоть до родника и колодца, имеют своих духов/хозяев. Вукузё - главный водяной. Он повелевает остальными вумуртами. Представляется в виде огромного старца. Любит появляться среди земных людей, тогда его трудно отличить от мужчин. Лишь внимательный взгляд заметит отличительный знак Вукузё - левая пола его одежды всегда мокрая<ref name="волкова">Волкова Л. А. Современная жинь языческих верований удмуртов // Г.Е. Верещагин и этнокультурное равитие народов Урало-Поволжья: сборник статей / Сост. В.М. Ванюшев,Т.С.Зыкина; Отв.ред. В.М. Ванюшев. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2004. С. 104-105.</ref>. | + | Все водоемы, какие только есть на земле, вплоть до родника и колодца, имеют своих духов/хозяев. Вукузё - главный водяной. Он повелевает остальными вумуртами. Представляется в виде огромного старца. Любит появляться среди земных людей, тогда его трудно отличить от мужчин. Лишь внимательный взгляд заметит отличительный знак Вукузё - левая пола его одежды всегда мокрая <ref name="волкова">Волкова Л. А. Современная жинь языческих верований удмуртов // Г.Е. Верещагин и этнокультурное равитие народов Урало-Поволжья: сборник статей / Сост. В.М. Ванюшев,Т.С.Зыкина; Отв.ред. В.М. Ванюшев. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2004. С. 104-105.</ref>. |
− | У Вукузё большая семья. У него есть жена, необычайной красоты, сыновья и дочери. Сыновей своих Вумуры женят на дочерях Вумуртов соседних вод; свадьбы правят по большей частью осенью и весной, при чем свадебный поезд, направляя путь свой по воде, разрывает мельничные плотины и повышает уровень воды во всех встречных речках. Чтобы не случилось такой беды, а также чтобы Хозяин вод не топил в болоте домашний скот, жители приречных деревень приносят ему в жертву утку, барана, а порой - и быка, прося снисхождения к людям<ref name="божества">Удмуртские божества. Яр, 2007. С. 1-5.</ref>. | + | У Вукузё большая семья. У него есть жена, необычайной красоты, сыновья и дочери. Сыновей своих Вумуры женят на дочерях Вумуртов соседних вод; свадьбы правят по большей частью осенью и весной, при чем свадебный поезд, направляя путь свой по воде, разрывает мельничные плотины и повышает уровень воды во всех встречных речках. Чтобы не случилось такой беды, а также чтобы Хозяин вод не топил в болоте домашний скот, жители приречных деревень приносят ему в жертву утку, барана, а порой - и быка, прося снисхождения к людям <ref name="божества">Удмуртские божества. Яр, 2007. С. 1-5.</ref>. |
− | Многочисленные дочери Вумурта - несказанной красоты русалки. Они часто выходят на берег водоема, садятся на камни и сушат свои длинные зеленые волосы (кстати, знаменитая Эбга, сноха Донды батыра, после смерти превратилась в русалку. Раз в год она выходит из своего подземного жилища на Эбгакаре, садится на большой камень, сушит лохмотья одежды и расчесывает зеленые космы волос). Нередко русалки и сам Вумурт забирают к себе молодых, красивых земных юношей и девушек, чтобы создать семьи и народить новых вумуртов<ref name="волкова">Волкова Л. А. Современная жинь языческих верований удмуртов // Г.Е. Верещагин и этнокультурное равитие народов Урало-Поволжья: сборник статей / Сост. В.М. Ванюшев,Т.С.Зыкина; Отв.ред. В.М. Ванюшев. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2004. С. 104-105.</ref>. По поверьям удмуртов, утонувший или проклятый человек живет у вумуртов в качестве коня, и вумурты ездят на нем, но, выполнив некоторые условия, его можно вновь обратить в человека<ref name="владыкин">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов как система и ее основные структурные компоненты / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. - Ижевск, 1994. - С. 92.]</ref>. | + | Многочисленные дочери Вумурта - несказанной красоты русалки. Они часто выходят на берег водоема, садятся на камни и сушат свои длинные зеленые волосы (кстати, знаменитая Эбга, сноха Донды батыра, после смерти превратилась в русалку. Раз в год она выходит из своего подземного жилища на Эбгакаре, садится на большой камень, сушит лохмотья одежды и расчесывает зеленые космы волос). Нередко русалки и сам Вумурт забирают к себе молодых, красивых земных юношей и девушек, чтобы создать семьи и народить новых вумуртов <ref name="волкова">Волкова Л. А. Современная жинь языческих верований удмуртов // Г.Е. Верещагин и этнокультурное равитие народов Урало-Поволжья: сборник статей / Сост. В.М. Ванюшев,Т.С.Зыкина; Отв.ред. В.М. Ванюшев. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2004. С. 104-105.</ref>. По поверьям удмуртов, утонувший или проклятый человек живет у вумуртов в качестве коня, и вумурты ездят на нем, но, выполнив некоторые условия, его можно вновь обратить в человека <ref name="владыкин"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов как система и ее основные структурные компоненты / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. - Ижевск, 1994. - С. 92.] </ref>. |
− | Вумурты любят веселиться, и их игры весьма опасны для человека. Если услышишь на неработающей мельнице стук-бряк, знай: это проделки водяных. Они крутят мельничные жернова, брызгаются водой и кидаются лопатами. Случайно забредшего в неположенный час на мельницу человека водяные, играючи, забьют до смерти. Если хозяин оставит на мельнице в мешках зерно и муку, скорей всего, он назавтра не найдет ни того, ни другого: вумурты перетаскают хлеб в свои сусеки<ref name="волкова">Волкова Л. А. Современная жинь языческих верований удмуртов // Г.Е. Верещагин и этнокультурное равитие народов Урало-Поволжья: сборник статей / Сост. В.М. Ванюшев,Т.С.Зыкина; Отв.ред. В.М. Ванюшев. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2004. С. 104-105.</ref>. Вумурт очень богат в награждает богатством тех людей, кого он полюбит: к мельнику, например, приводит помольщиков, к рыбаку загоняет в сети рыбу. Если же он не возлюбит кого, то не только топит в болоте или реке скотину того человека, но и нагоняет на него и его домашних разные болезни<ref name="божества">Удмуртские божества. Яр, 2007. С. 1-5.</ref>. | + | Вумурты любят веселиться, и их игры весьма опасны для человека. Если услышишь на неработающей мельнице стук-бряк, знай: это проделки водяных. Они крутят мельничные жернова, брызгаются водой и кидаются лопатами. Случайно забредшего в неположенный час на мельницу человека водяные, играючи, забьют до смерти. Если хозяин оставит на мельнице в мешках зерно и муку, скорей всего, он назавтра не найдет ни того, ни другого: вумурты перетаскают хлеб в свои сусеки <ref name="волкова">Волкова Л. А. Современная жинь языческих верований удмуртов // Г.Е. Верещагин и этнокультурное равитие народов Урало-Поволжья: сборник статей / Сост. В.М. Ванюшев,Т.С.Зыкина; Отв.ред. В.М. Ванюшев. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2004. С. 104-105.</ref>. Вумурт очень богат в награждает богатством тех людей, кого он полюбит: к мельнику, например, приводит помольщиков, к рыбаку загоняет в сети рыбу. Если же он не возлюбит кого, то не только топит в болоте или реке скотину того человека, но и нагоняет на него и его домашних разные болезни <ref name="божества">Удмуртские божества. Яр, 2007. С. 1-5.</ref>. |
+ | |||
+ | Между Нюлэсмуртами и Вумуртами происходили ожесточенные битвы; считалось, что они обычно случались в полдень, поэтому люди опасались купаться, входить в это время в реку, — подобные же представления бытовали и у коми <ref name="гагарин">Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. - М.: Наука, 1978. - С. 35. </ref>. В образах этих духов — Нюлэсмурта, Вумурта и т. п. — очень много человеческих, земных и даже чисто бытовых черт. В обращении к Вумурту иногда обращались "мумы", "нюня". Эти термины "отец, дядя, старший брат", "мать" указывают, что божество воды, по представлениям удмуртов, находилось с ними в родственных отношениях <ref name="владыкин1"> Владыкин В. Е. Общее и особенное в системе язычества удмуртов / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. - Ижевск, 1994. - С. 98.</ref>. | ||
− | |||
== Литература== | == Литература== | ||
+ | <references /> | ||
− | + | [[Категория:Пантеон богов]] |
Текущая версия на 15:48, 30 августа 2018
Все водоемы, какие только есть на земле, вплоть до родника и колодца, имеют своих духов/хозяев. Вукузё - главный водяной. Он повелевает остальными вумуртами. Представляется в виде огромного старца. Любит появляться среди земных людей, тогда его трудно отличить от мужчин. Лишь внимательный взгляд заметит отличительный знак Вукузё - левая пола его одежды всегда мокрая [1].
У Вукузё большая семья. У него есть жена, необычайной красоты, сыновья и дочери. Сыновей своих Вумуры женят на дочерях Вумуртов соседних вод; свадьбы правят по большей частью осенью и весной, при чем свадебный поезд, направляя путь свой по воде, разрывает мельничные плотины и повышает уровень воды во всех встречных речках. Чтобы не случилось такой беды, а также чтобы Хозяин вод не топил в болоте домашний скот, жители приречных деревень приносят ему в жертву утку, барана, а порой - и быка, прося снисхождения к людям [2].
Многочисленные дочери Вумурта - несказанной красоты русалки. Они часто выходят на берег водоема, садятся на камни и сушат свои длинные зеленые волосы (кстати, знаменитая Эбга, сноха Донды батыра, после смерти превратилась в русалку. Раз в год она выходит из своего подземного жилища на Эбгакаре, садится на большой камень, сушит лохмотья одежды и расчесывает зеленые космы волос). Нередко русалки и сам Вумурт забирают к себе молодых, красивых земных юношей и девушек, чтобы создать семьи и народить новых вумуртов [1]. По поверьям удмуртов, утонувший или проклятый человек живет у вумуртов в качестве коня, и вумурты ездят на нем, но, выполнив некоторые условия, его можно вновь обратить в человека [3].
Вумурты любят веселиться, и их игры весьма опасны для человека. Если услышишь на неработающей мельнице стук-бряк, знай: это проделки водяных. Они крутят мельничные жернова, брызгаются водой и кидаются лопатами. Случайно забредшего в неположенный час на мельницу человека водяные, играючи, забьют до смерти. Если хозяин оставит на мельнице в мешках зерно и муку, скорей всего, он назавтра не найдет ни того, ни другого: вумурты перетаскают хлеб в свои сусеки [1]. Вумурт очень богат в награждает богатством тех людей, кого он полюбит: к мельнику, например, приводит помольщиков, к рыбаку загоняет в сети рыбу. Если же он не возлюбит кого, то не только топит в болоте или реке скотину того человека, но и нагоняет на него и его домашних разные болезни [2].
Между Нюлэсмуртами и Вумуртами происходили ожесточенные битвы; считалось, что они обычно случались в полдень, поэтому люди опасались купаться, входить в это время в реку, — подобные же представления бытовали и у коми [4]. В образах этих духов — Нюлэсмурта, Вумурта и т. п. — очень много человеческих, земных и даже чисто бытовых черт. В обращении к Вумурту иногда обращались "мумы", "нюня". Эти термины "отец, дядя, старший брат", "мать" указывают, что божество воды, по представлениям удмуртов, находилось с ними в родственных отношениях [5].
Литература[править]
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Волкова Л. А. Современная жинь языческих верований удмуртов // Г.Е. Верещагин и этнокультурное равитие народов Урало-Поволжья: сборник статей / Сост. В.М. Ванюшев,Т.С.Зыкина; Отв.ред. В.М. Ванюшев. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2004. С. 104-105.
- ↑ 2,0 2,1 Удмуртские божества. Яр, 2007. С. 1-5.
- ↑ Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов как система и ее основные структурные компоненты / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. - Ижевск, 1994. - С. 92.
- ↑ Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. - М.: Наука, 1978. - С. 35.
- ↑ Владыкин В. Е. Общее и особенное в системе язычества удмуртов / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. - Ижевск, 1994. - С. 98.