Веретенников Геннадий Васильевич: различия между версиями

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску
 
(не показано 6 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
 
'''Веретенников Геннадий Васильевич''' - удмуртский актёр и режиссёр.
 
'''Веретенников Геннадий Васильевич''' - удмуртский актёр и режиссёр.
 +
[[Файл:Веретенников1.jpg|thumb|right|]]
  
 
=Биография=
 
=Биография=
Строка 17: Строка 18:
 
С детских лет тянулся к чтению художественной литературы. Ещё не зная основ театрального искусства, старался наиболее интересные эпизоды в произведениях изображать сценическими средствами. Стремление быть актёром всегда жило в его душе <ref name="lozhkin2"> Там же. С. 74. </ref>.
 
С детских лет тянулся к чтению художественной литературы. Ещё не зная основ театрального искусства, старался наиболее интересные эпизоды в произведениях изображать сценическими средствами. Стремление быть актёром всегда жило в его душе <ref name="lozhkin2"> Там же. С. 74. </ref>.
  
В учебных спектаклях Веретенников играл разноплановые роли. Уже в студенческие годы его привлекали к участию в спектаклях профессиональных театров – ТЮЗа и Большого драматического театра им. А. М. Горького (ныне Товстоногова). Игра студента была достоверной и не нарушала ансамбля профессиональных артистов. Они выразили ему благодарность <ref name="evseeva"> От вдохновения к воплощению // Евсеева, А. Я. Из сокровищницы души : очерки и эссе о деятелях культуры и театрального искусства Удмуртии / Анна Евсеева. – Ижевск, 2016. - С. 138. </ref>.
+
В учебных спектаклях Веретенников играл разноплановые роли. Уже в студенческие годы его привлекали к участию в спектаклях профессиональных театров – ТЮЗа и Большого драматического театра им. А. М. Горького (ныне Товстоногова). Игра студента была достоверной и не нарушала ансамбля профессиональных артистов. Они выразили ему благодарность <ref name="evseeva"> От вдохновения к воплощению // Из сокровищницы души : очерки и эссе о деятелях культуры и театрального искусства Удмуртии / Анна Евсеева. – Ижевск, 2016. - С. 138. </ref>.
  
 
Г. В. Ведерникова привлекала героико-революционная и военно-патриотическая тема, которая стала ведущей в актёрской и режиссёрской работе. Уже на сцене Удмуртского театра героико-революционная тема находит воплощение в ряде спектаклей. Так, одним из ярких образов такого плана явился Юлиус Фучик – ярый борец против фашизма в спектакле «Дорогой бессмертия» по пьесе Г. Товстоногова и В. Брагина. Успешно выступает артист не только в положительных, но и отрицательных ролях. Это Борис Лазарев в пьесе болгарского писателя О. Васильева «Земной рай», где артист играет офицера фашистской жандармерии, убийцу и мародера. В спектакле «Вуж Мултан» («Старый Мултан») артист создал утончённый образ типичного негодяя, который не брезгует никакими средствами для достижения своих целей, прокурора Раевского. В числе отрицательных ролей образ фабриканта, стяжателя, лицемера Коршунова в спектакле «Бедность не порок» А. Островского <ref name="evseeva1"> Там же. С. 139. </ref>. Ещё его основные роли: Зубов («Дуно салам» Л. Перевощикова), Пётр («Пеймытлэн киулаз» – «Власть тьмы», перевод М. Петрова), Треплёв («Чайка»). В театре сыграл более 40 актёрских ролей.
 
Г. В. Ведерникова привлекала героико-революционная и военно-патриотическая тема, которая стала ведущей в актёрской и режиссёрской работе. Уже на сцене Удмуртского театра героико-революционная тема находит воплощение в ряде спектаклей. Так, одним из ярких образов такого плана явился Юлиус Фучик – ярый борец против фашизма в спектакле «Дорогой бессмертия» по пьесе Г. Товстоногова и В. Брагина. Успешно выступает артист не только в положительных, но и отрицательных ролях. Это Борис Лазарев в пьесе болгарского писателя О. Васильева «Земной рай», где артист играет офицера фашистской жандармерии, убийцу и мародера. В спектакле «Вуж Мултан» («Старый Мултан») артист создал утончённый образ типичного негодяя, который не брезгует никакими средствами для достижения своих целей, прокурора Раевского. В числе отрицательных ролей образ фабриканта, стяжателя, лицемера Коршунова в спектакле «Бедность не порок» А. Островского <ref name="evseeva1"> Там же. С. 139. </ref>. Ещё его основные роли: Зубов («Дуно салам» Л. Перевощикова), Пётр («Пеймытлэн киулаз» – «Власть тьмы», перевод М. Петрова), Треплёв («Чайка»). В театре сыграл более 40 актёрских ролей.
Строка 25: Строка 26:
 
Перечень сыгранных Г. В. Веретенниковым ролей не исчерпывается лишь выше рассмотренными работами. Они наиболее полно отражают творческую индивидуальность актёра.
 
Перечень сыгранных Г. В. Веретенниковым ролей не исчерпывается лишь выше рассмотренными работами. Они наиболее полно отражают творческую индивидуальность актёра.
  
В 1954 году состоялся режиссёрский дебют Веретенникова, поставившего весьма далёкую от совершенства пьесу Л. Ошанина и Е. Успенской «Твоё личное дело». В начале 60-х годов, встав во главе Удмуртского театра, он оставляет актёрскую деятельность и занимается только режиссурой. Однако в новом качестве художнические пристрастия, привязанности его определяются не сразу. Анализируя, например, спектакли, поставленные им с 1960 по 1970 год, явно бросается в глаза его «всеядность» и не очень взыскательный подход к выбору драматического материала. Среди постановок этих лет «Первая любовь» Х. Вахита и «Один колос не хлеб» И. Назарова, «Фараоны» А. Коломийца и «Ромео – мой сосед» В. Весьмана, «Храбрые музыканты» Л. Устинова и «Необыкновенный подарок» Л. Виноградова и Е. Ереминой, «Ты – это я» Л. Ленча и «Беглец» В. Блинова. В зрительских сердцах эти спектакли не оставили заметного следа. Но в данное же десятилетие Г. В. Веретенников осуществляет ряд постановок, которые свидетельствуют о его потенциальных режиссёрских возможностях, умении строить доброкачественный репертуар. Среди них «Ленинградский проспект» И. Штока, «Перед ужином» В. Розова, «Грушенька» по Н. Лескову, «Жингрес сӥзьыл» («Звонкая осень») И. Г. Гаврилова, «Ой, чебер нылъёс» («Ой, девицы-красавицы») С. П. Широбокова, «Светит, да не греет» А. Н. Островского и др. Эти спектакли получили высокую оценку зрителя и прессы. Спектакль «Звонкая осень» десять лет держался в репертуаре театра, а коллектив театра был удостоен Государственной премии Удмуртской АССР <ref name="lozhkin3"> Там же. С. 80. </ref>.
+
В 1954 году состоялся режиссёрский дебют Веретенникова, поставившего весьма далёкую от совершенства пьесу Л. Ошанина и Е. Успенской «Твоё личное дело». В начале 60-х годов, встав во главе Удмуртского театра, он оставляет актёрскую деятельность и занимается только режиссурой. Однако в новом качестве художнические пристрастия, привязанности его определяются не сразу. Анализируя, например, спектакли, поставленные им с 1960 по 1970 год, явно бросается в глаза его «всеядность» и не очень взыскательный подход к выбору драматического материала. Среди постановок этих лет «Первая любовь» Х. Вахита и «Один колос не хлеб» И. Назарова, «Фараоны» А. Коломийца и «Ромео – мой сосед» В. Весьмана, «Храбрые музыканты» Л. Устинова и «Необыкновенный подарок» Л. Виноградова и Е. Ереминой, «Ты – это я» Л. Ленча и «Беглец» В. Блинова. В зрительских сердцах эти спектакли не оставили заметного следа. Но в данное же десятилетие Г. В. Веретенников осуществляет ряд постановок, которые свидетельствуют о его потенциальных режиссёрских возможностях, умении строить доброкачественный репертуар. Среди них «Ленинградский проспект» И. Штока, «Перед ужином» В. Розова, «Грушенька» по Н. Лескову, «Жингрес сӥзьыл» («Звонкая осень») И. Г. Гаврилова, «Ой, чебер нылъёс» («Ой, девицы-красавицы») С. П. Широбокова, «Светит, да не греет» А. Н. Островского и др. Эти спектакли получили высокую оценку зрителя и прессы. Спектакль «Звонкая осень» десять лет держался в репертуаре театра, а коллектив театра был удостоен Государственной премии Удмуртской АССР <ref name="lozhkin3"> Единство в многообразии. О Г. В. Веретенникове // Мастера Удмуртского театра / В. В. Ложкин. - Ижевск, 1991. - С. 80. </ref>.
  
Поскольку театр в то время работал совместно с музыкальной труппой артистов, режиссёр обращается к оперетте. Спектакли шли только на русском языке. Одновременно с музыкальными спектаклями в 70-е годы вышли интересные спектакли драматические. Среди них следует отметить «Лымы тӧдьы» («Снег белый») И. Гаврилова. В 1974 году удмуртская драма отделилась от музыкальной. Два театра работали под одной крышей до 1984 года. В этом году Веретенников стал главным режиссёром музыкального театра. И стал единственным режиссёром-удмуртом в музыкальном театре (ныне Театр оперы и балета УР) <ref name="evseeva2"> Там же. С. 139. </ref>.
+
Поскольку театр в то время работал совместно с музыкальной труппой артистов, режиссёр обращается к оперетте. Спектакли шли только на русском языке. Одновременно с музыкальными спектаклями в 70-е годы вышли интересные спектакли драматические. Среди них следует отметить «Лымы тӧдьы» («Снег белый») И. Гаврилова. В 1974 году удмуртская драма отделилась от музыкальной. Два театра работали под одной крышей до 1984 года. В этом году Веретенников стал главным режиссёром музыкального театра. И стал единственным режиссёром-удмуртом в музыкальном театре (ныне Театр оперы и балета УР) <ref name="evseeva2"> От вдохновения к воплощению // Из сокровищницы души : очерки и эссе о деятелях культуры и театрального искусства Удмуртии / Анна Евсеева. – Ижевск, 2016. - С. 139. </ref>.
  
Режиссёрские работы Геннадия Васильевича разноплановы в жанровом отношении: опера-балет «Чипчирган» Г. Корепанова-Камского (совместно с В. Ожерельевым, 1964), комедия «Жингрес сӥзьыл» (1964) И. Гаврилова, музыкально-драматический спектакль «Ой, чебер нылъёс» (1969) С. Широбокова, музыкально-героическая драма «Азин» Г. Корепанова-Камского (1970), музыкальная композиция «Василий Тёркин» А. Новикова (1974). Безошибочно можно сделать вывод о том, что ведущей его темой стала военно-патриотическая и героико-революционная, а основными жанрами, в которых он достиг наиболее крупных творческих побед, явились комедия и оперетта <ref name="lozhkin4"> Там же. С. 88. </ref>.
+
Режиссёрские работы Геннадия Васильевича разноплановы в жанровом отношении: опера-балет «Чипчирган» Г. Корепанова-Камского (совместно с В. Ожерельевым, 1964), комедия «Жингрес сӥзьыл» (1964) И. Гаврилова, музыкально-драматический спектакль «Ой, чебер нылъёс» (1969) С. Широбокова, музыкально-героическая драма «Азин» Г. Корепанова-Камского (1970), музыкальная композиция «Василий Тёркин» А. Новикова (1974). Безошибочно можно сделать вывод о том, что ведущей его темой стала военно-патриотическая и героико-революционная, а основными жанрами, в которых он достиг наиболее крупных творческих побед, явились комедия и оперетта <ref name="lozhkin4"> Единство в многообразии. О Г. В. Веретенникове // Мастера Удмуртского театра / В. В. Ложкин. - Ижевск, 1991. - С. 88. </ref>.
  
=Звания и награды=
+
=Награды и премии=
  
 
Заслуженный артист УАССР, '''1957'''.
 
Заслуженный артист УАССР, '''1957'''.
Строка 57: Строка 58:
 
Евсеева, А. Я. Вылӥе валтӥсь : Россиысь искусство удысын сӥё-дано ужасьлы Г. Веретенниковлы - 75 арес / А. Евсеева. - // Удмурт дунне. - 1997. - 23 янв.
 
Евсеева, А. Я. Вылӥе валтӥсь : Россиысь искусство удысын сӥё-дано ужасьлы Г. Веретенниковлы - 75 арес / А. Евсеева. - // Удмурт дунне. - 1997. - 23 янв.
  
Евсеева, А. Я. О чем вспоминаю с особым теплом / Анна Евсеева // С любовью к театру : о творч. пути Гос. нац. театра Удмуртии : худож.-док. очерки / Анна Евсеева. - Ижевск, 2006. - С. 69-89 : фот. - Содерж.: "Люди, несущие сокровища" : [о театр. педагоге Е. К. Лепковской] ; Театр - ее любовь, счастье, жизнь : [об актрисе Н. П. Бакишевой] ; Ровесники : [об актерах второго поколения Р. М. Максимовой, В. Я. Перевощикове, Б. А. Безумове].
+
[https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/113 Евсеева, А. Я. О чем вспоминаю с особым теплом / Анна Евсеева // С любовью к театру : о творч. пути Гос. нац. театра Удмуртии : худож.-док. очерки / Анна Евсеева. - Ижевск, 2006. - С. 69-89 : фот.]
  
Евсеева, А. Я. Юрттӥзы вунэтыны ожез / Анна Евсеева // Удмурт дунне. - 2012. - 22 июня. - С. 12 : фот.
+
[https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/10032 Евсеева, А. Я. Юрттӥзы вунэтыны ожез / Анна Евсеева // Удмурт дунне. - 2012. - 22 июня. - С. 12 : фот.]
  
Лепковская, Е. К. Экзамен каждый день : зап. театр. педагога / Е. К. Лепковская. - Ижевск, 1978. - 175 с.
+
[https://eanbur.unatlib.ru/handle/123456789/6606 Лепковская, Е. К. Экзамен каждый день : зап. театр. педагога / Е. К. Лепковская. - Ижевск, 1978. - 175 с.]
  
Панфилова, Н. И. Вуж но выль чебер нылъёс / Наталия Панфилова // Удмурт дунне. - 2012. - 11 дек. - С. 5.
+
[https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/10124 Панфилова, Н. И. Вуж но выль чебер нылъёс / Наталия Панфилова // Удмурт дунне. - 2012. - 11 дек. - С. 5.]
  
Пыраклы сюлэмамы кылёз : [некролог Г.В. Веретенникову] // Удмурт дунне. - 2000. - 18 июля.  
+
Пыраклы сюлэмамы кылёз : [некролог Г. В. Веретенникову] // Удмурт дунне. - 2000. - 18 июля.  
  
 
Саушкин, Б. Вуонозэ тодэ ваён : [воспоминания об учебе в Ленингр. театр. ин-те и о выпускниках этого ин-та] / Б. Саушкин // Инвожо. - 1996. - № 10. - С. 14-22 ; № 11/12. - С. 6-12.
 
Саушкин, Б. Вуонозэ тодэ ваён : [воспоминания об учебе в Ленингр. театр. ин-те и о выпускниках этого ин-та] / Б. Саушкин // Инвожо. - 1996. - № 10. - С. 14-22 ; № 11/12. - С. 6-12.

Текущая версия на 16:27, 8 февраля 2021

Веретенников Геннадий Васильевич - удмуртский актёр и режиссёр.

Веретенников1.jpg

Биография[править]

Родился 23 января 1922 года в деревне Петухово ныне Балезинского района. После окончания средней школы поступил в Ижевское музыкальное училище на отделение виолончели. Закончив в канун войны (1941 г.) музыкальное училище, Г. В. Веретенников успешно выдержал экзамены в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского. Но учиться здесь ему не удается: он добровольцем уходит на фронт и проходит боевой путь от Сталинграда до Берлина [1].

После демобилизации в феврале 1947 года, Г. В. Веретенников уехал в Ленинградский театральный институт, где с сентября 1946 года приступила к учёбе удмуртская студия. Один из старших по возрасту Геннадий Васильевич (вместе с ним еще пришёл Валентин Алексеев, тоже фронтовик) не только быстро нагоняет группу по всем дисциплинам, но и активно включается в общественную жизнь института, избирается в его профком, удостаивается персональной стипендии имени В. И. Немировича-Данченко. Чуть позже был избран секретарём комсомольской организации, членом партбюро [2].

После окончания, в 1951 году, Ленинградского театрального института работал в Удмуртском музыкальном драматическом театре. Впоследствии, в 1961 году, закончил Высшие режиссёрские курсы при Московском ГИТИСе. По окончании курсов был назначен главным режиссёром Удмуртского музыкального драматического театра.

В 1984 году перешёл в Музыкальный театр (ныне Театр оперы и балета им. П. И. Чайковского) на должность главного режиссёра.

Умер 14 июля 2000 года в г. Ижевск.

Творчество[править]

С детских лет тянулся к чтению художественной литературы. Ещё не зная основ театрального искусства, старался наиболее интересные эпизоды в произведениях изображать сценическими средствами. Стремление быть актёром всегда жило в его душе [3].

В учебных спектаклях Веретенников играл разноплановые роли. Уже в студенческие годы его привлекали к участию в спектаклях профессиональных театров – ТЮЗа и Большого драматического театра им. А. М. Горького (ныне Товстоногова). Игра студента была достоверной и не нарушала ансамбля профессиональных артистов. Они выразили ему благодарность [4].

Г. В. Ведерникова привлекала героико-революционная и военно-патриотическая тема, которая стала ведущей в актёрской и режиссёрской работе. Уже на сцене Удмуртского театра героико-революционная тема находит воплощение в ряде спектаклей. Так, одним из ярких образов такого плана явился Юлиус Фучик – ярый борец против фашизма в спектакле «Дорогой бессмертия» по пьесе Г. Товстоногова и В. Брагина. Успешно выступает артист не только в положительных, но и отрицательных ролях. Это Борис Лазарев в пьесе болгарского писателя О. Васильева «Земной рай», где артист играет офицера фашистской жандармерии, убийцу и мародера. В спектакле «Вуж Мултан» («Старый Мултан») артист создал утончённый образ типичного негодяя, который не брезгует никакими средствами для достижения своих целей, прокурора Раевского. В числе отрицательных ролей образ фабриканта, стяжателя, лицемера Коршунова в спектакле «Бедность не порок» А. Островского [5]. Ещё его основные роли: Зубов («Дуно салам» Л. Перевощикова), Пётр («Пеймытлэн киулаз» – «Власть тьмы», перевод М. Петрова), Треплёв («Чайка»). В театре сыграл более 40 актёрских ролей.

Работая над созданием образов в спектаклях, Вертенников не оставлял мысль о более сложной творческой работе.

Перечень сыгранных Г. В. Веретенниковым ролей не исчерпывается лишь выше рассмотренными работами. Они наиболее полно отражают творческую индивидуальность актёра.

В 1954 году состоялся режиссёрский дебют Веретенникова, поставившего весьма далёкую от совершенства пьесу Л. Ошанина и Е. Успенской «Твоё личное дело». В начале 60-х годов, встав во главе Удмуртского театра, он оставляет актёрскую деятельность и занимается только режиссурой. Однако в новом качестве художнические пристрастия, привязанности его определяются не сразу. Анализируя, например, спектакли, поставленные им с 1960 по 1970 год, явно бросается в глаза его «всеядность» и не очень взыскательный подход к выбору драматического материала. Среди постановок этих лет «Первая любовь» Х. Вахита и «Один колос не хлеб» И. Назарова, «Фараоны» А. Коломийца и «Ромео – мой сосед» В. Весьмана, «Храбрые музыканты» Л. Устинова и «Необыкновенный подарок» Л. Виноградова и Е. Ереминой, «Ты – это я» Л. Ленча и «Беглец» В. Блинова. В зрительских сердцах эти спектакли не оставили заметного следа. Но в данное же десятилетие Г. В. Веретенников осуществляет ряд постановок, которые свидетельствуют о его потенциальных режиссёрских возможностях, умении строить доброкачественный репертуар. Среди них «Ленинградский проспект» И. Штока, «Перед ужином» В. Розова, «Грушенька» по Н. Лескову, «Жингрес сӥзьыл» («Звонкая осень») И. Г. Гаврилова, «Ой, чебер нылъёс» («Ой, девицы-красавицы») С. П. Широбокова, «Светит, да не греет» А. Н. Островского и др. Эти спектакли получили высокую оценку зрителя и прессы. Спектакль «Звонкая осень» десять лет держался в репертуаре театра, а коллектив театра был удостоен Государственной премии Удмуртской АССР [6].

Поскольку театр в то время работал совместно с музыкальной труппой артистов, режиссёр обращается к оперетте. Спектакли шли только на русском языке. Одновременно с музыкальными спектаклями в 70-е годы вышли интересные спектакли драматические. Среди них следует отметить «Лымы тӧдьы» («Снег белый») И. Гаврилова. В 1974 году удмуртская драма отделилась от музыкальной. Два театра работали под одной крышей до 1984 года. В этом году Веретенников стал главным режиссёром музыкального театра. И стал единственным режиссёром-удмуртом в музыкальном театре (ныне Театр оперы и балета УР) [7].

Режиссёрские работы Геннадия Васильевича разноплановы в жанровом отношении: опера-балет «Чипчирган» Г. Корепанова-Камского (совместно с В. Ожерельевым, 1964), комедия «Жингрес сӥзьыл» (1964) И. Гаврилова, музыкально-драматический спектакль «Ой, чебер нылъёс» (1969) С. Широбокова, музыкально-героическая драма «Азин» Г. Корепанова-Камского (1970), музыкальная композиция «Василий Тёркин» А. Новикова (1974). Безошибочно можно сделать вывод о том, что ведущей его темой стала военно-патриотическая и героико-революционная, а основными жанрами, в которых он достиг наиболее крупных творческих побед, явились комедия и оперетта [8].

Награды и премии[править]

Заслуженный артист УАССР, 1957.

Заслуженный деятель искусств РСФСР, 1970.

Лауреат Государственной премии Удмуртской АССР за создание спектакля «Азин», 1968.

За ратный труд награждён боевыми медалями: «За освобождение Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и др.

Литература[править]

  1. Единство в многообразии. О Г. В. Веретенникове // Мастера Удмуртского театра / В. В. Ложкин. - Ижевск, 1991. - С. 74.
  2. Там же. С. 75.
  3. Там же. С. 74.
  4. От вдохновения к воплощению // Из сокровищницы души : очерки и эссе о деятелях культуры и театрального искусства Удмуртии / Анна Евсеева. – Ижевск, 2016. - С. 138.
  5. Там же. С. 139.
  6. Единство в многообразии. О Г. В. Веретенникове // Мастера Удмуртского театра / В. В. Ложкин. - Ижевск, 1991. - С. 80.
  7. От вдохновения к воплощению // Из сокровищницы души : очерки и эссе о деятелях культуры и театрального искусства Удмуртии / Анна Евсеева. – Ижевск, 2016. - С. 139.
  8. Единство в многообразии. О Г. В. Веретенникове // Мастера Удмуртского театра / В. В. Ложкин. - Ижевск, 1991. - С. 88.


Библиография[править]

Веретенников Геннадий Васильевич / записала Решитько М.В. ; Нац. б-ка Удм. Респ. - Ижевск : [б. и.], 1998. - 12 л. - (Программа "Память Удмуртии"). - Рукопись.

Веретенников Геннадий Васильевич // Исторический перекресток : (из истории Балезинского района) / Г. Ложкин. - Глазов, 2014. - С. 141.

Веретенников Геннадий Васильевич // Удмуртская Республика. Культура и искусство : энциклопедия. – Ижевск, 2012. – С. 105.

Гаврилова-Решитько, М. В. Мон яратӥ тӥледыз, адямиос : [к 85-летию со дня рождения заслуж. деят. искусств РСФСР, актера и режиссера Г. В. Веретенникова] / Милитина Гаврилова // Удмурт дунне. - 2007. - 30 янв. - С. 6.

Евсеева, А. Я. Вылӥе валтӥсь : Россиысь искусство удысын сӥё-дано ужасьлы Г. Веретенниковлы - 75 арес / А. Евсеева. - // Удмурт дунне. - 1997. - 23 янв.

Евсеева, А. Я. О чем вспоминаю с особым теплом / Анна Евсеева // С любовью к театру : о творч. пути Гос. нац. театра Удмуртии : худож.-док. очерки / Анна Евсеева. - Ижевск, 2006. - С. 69-89 : фот.

Евсеева, А. Я. Юрттӥзы вунэтыны ожез / Анна Евсеева // Удмурт дунне. - 2012. - 22 июня. - С. 12 : фот.

Лепковская, Е. К. Экзамен каждый день : зап. театр. педагога / Е. К. Лепковская. - Ижевск, 1978. - 175 с.

Панфилова, Н. И. Вуж но выль чебер нылъёс / Наталия Панфилова // Удмурт дунне. - 2012. - 11 дек. - С. 5.

Пыраклы сюлэмамы кылёз : [некролог Г. В. Веретенникову] // Удмурт дунне. - 2000. - 18 июля.

Саушкин, Б. Вуонозэ тодэ ваён : [воспоминания об учебе в Ленингр. театр. ин-те и о выпускниках этого ин-та] / Б. Саушкин // Инвожо. - 1996. - № 10. - С. 14-22 ; № 11/12. - С. 6-12.