Этническая история. Археология. Этнология. Издания 2018-2020 гг.: различия между версиями
Строка 61: | Строка 61: | ||
'''Журбин, И. В. Геофизические исследования поселений чепецкой культуры: комплексный анализ и интерпретации : [монография] / И. В. Журбин. - Москва : ТАУС, 2020. - 166, [1] с.''' | '''Журбин, И. В. Геофизические исследования поселений чепецкой культуры: комплексный анализ и интерпретации : [монография] / И. В. Журбин. - Москва : ТАУС, 2020. - 166, [1] с.''' | ||
− | [[Файл: | + | [[Файл:Книга0016.jpg|200px|thumb|left|]] |
+ | На примере междисциплинарных исследований 10 средневековых поселений бассейна р. Чепцы показано, как применение естественнонаучных методов позволяет достигнуть качественно нового уровня изучения и интерпретации объектов. Например, на трех поселениях выявлены неизвестные ранее оборонительные сооружения, которые были перестроены в средневековье (Учкакар) или сглажены последующей распашкой территории (Гурьякар, Кушманское III селище). | ||
+ | В целом, проведенные исследования показали, что согласованное применение геофизики и других естественнонаучных методов, целенаправленных археологических исследований позволяет существенно сократить площадь раскопок и, одновременно, повысить достоверность реконструкции поселений. | ||
[[Категория:Удмуртские книги]] | [[Категория:Удмуртские книги]] |
Версия 18:10, 24 декабря 2020
Шутова, Н. И. Этнотерриториальные группы удмуртов: обряды и верования северных удмуртов : [монография] / Н. И. Шутова. - Ижевск : Шелест, 2018. - 288, [1] с.
В этой монографии впервые по данным археологии и письменных источников прослежена история заселения и формирования населения на территории бассейнов Чепцы и Средней Вятки в XIV-XVIII вв., проанализированы религиозные традиции северных удмуртов. Интересные факты: у северной группы удмуртов сохранились представления о женской ипостаси божества Кылдысина – Кылдысин-мумы или Кылдысин-баба, в южноудмуртском ареале Кылдысин или Му-Кылдысин рассматривали как божество земли, межа-утись («хранитель межи») мужского рода. У северных удмуртов святыней патронимии или рода являлась Великая куала, а у южных – священная роща – Луд.
Солдырский III (Иднакарский I) могильник XI-XII вв. в бассейне р. Чепцы : монография / М. Г. Иванова, И. Р. Газимзянов, Е. Л. Русских, Т. М. Сабирова. - Ижевск : Шелест, 2019. - 76, [3] с.
Солдырский III могильник близ городища Иднакар был открыт отрядом археологической экспедиции Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН в 2000 г. В 2001-2002 гг. на площади более 500 кв. м. изучено 92 захоронения XI-XIII вв. В монографии описаны особенности погребального обряда, приведена характеристика вещевого инвентаря, определена культурная и этническая принадлежность населения, оставившего могильник. Особого внимания заслуживают результаты антропологической экспертизы и анализа химического состава изделий из цветных металлов.
Сабирова, Т. М. Фибулы Среднего Прикамья первой половины I тыс. н.э. / Т. М. Сабирова. - Ижевск : Шелест, 2019. - 236, [1] с.
Фибулы - застёжки одежды, современным аналогом которых являются броши. В Прикамье в первой половине I тыс. н. э. на основе привозных импортных фибул сформировался свой специфический вариант этих застёжек, который отличался сильным своеобразием в декоративном оформлении. Зафиксированное с помощью структурно-семиотического метода единообразие в декоре и стилистическом оформлении позволило установить производственный центр, который располагался на территории современного Сарапульского района Удмуртии.
Журбин, И. В. Геофизические исследования поселений чепецкой культуры: комплексный анализ и интерпретации : [монография] / И. В. Журбин. - Москва : ТАУС, 2020. - 166, [1] с.
На примере междисциплинарных исследований 10 средневековых поселений бассейна р. Чепцы показано, как применение естественнонаучных методов позволяет достигнуть качественно нового уровня изучения и интерпретации объектов. Например, на трех поселениях выявлены неизвестные ранее оборонительные сооружения, которые были перестроены в средневековье (Учкакар) или сглажены последующей распашкой территории (Гурьякар, Кушманское III селище). В целом, проведенные исследования показали, что согласованное применение геофизики и других естественнонаучных методов, целенаправленных археологических исследований позволяет существенно сократить площадь раскопок и, одновременно, повысить достоверность реконструкции поселений.